Экология "Глобальные экологические проблемы"
Оценка 5

Экология "Глобальные экологические проблемы"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
Междисциплинарный 4
Взрослым
04.05.2018
Экология "Глобальные экологические проблемы"
Тема учебного занятия "Глобальные экологические проблемы". Материал подойдет как для школьного курса, так для начального профессионального .Активизирует знания по таким предметам, как экология, биология, география, ОБЖ. На уроке возможен просмотр дополнительного материала в в де презентаций, фильмов. Объясняет проблемы современности и пути их решения.План урока по теме "Глобальные экологические проблемы"
План урока Глобальные проблемы.doc
Урок экологии  Буркаль Екатерина Валентиновна КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых  технологий и предпринимательства» Тема учебного занятия: «Глобальные проблемы современности»  Тип учебного занятия: урок постановки учебной задачи Целевая аудитория: студенты 1 курса специальности среднего (начального) профессионального образования Цель урока:  объяснить студентам сущность понятия и содержание глобальных проблем современности, а также пути и возможности решения экологических проблем.  Образовательные задачи: 1. Проконтролировать степень усвоения основных ЗУН по теме: ­ Сформулировать понятие. ­ Познакомить с классификацией по различным признакам; ­ Привлечь внимание студентов к глобальным экологическим проблемам; 2. Продолжить формирование общеучебных умений. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать ответственность за порученное дело, прививать любовь к дисциплине экология. 2. Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость. Развивающие задачи: 1. Создать условия для развития кругозора, логического мышления у студентов; 2. Развивать умение использовать экологическую терминологию; 3. Развивать   мыслительные   операции   (анализ,   синтез,   установление   причинно­следственных   связей, выдвижение   гипотезы,   классификация,   проведение   аналогий,   обобщение,   умение   доказывать, выделение главного); 4. Развивать интересы, способности личности; 5. Совершенствовать   коммуникативные   умения   в   совместной   деятельности   (умение   вести   диалог, выслушивать   оппонента,   аргументировано   обосновывать   свою   точку   зрения)   и   информационно   ­ познавательную компетентность студентов. Реализуемые педагогические технологии: исследовательские технологии, объяснительно­иллюстративные. Формы работы: фронтальная. Методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядный, работа с информационными источниками. Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, дискуссии.  Основные понятия:  биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз. Продолжительность занятия: 2 часа Оснащение занятия: компьютер, презентация Power Point, мультимедийный проектор; экран. Ход учебного занятия: 1. Организационный момент ­ 2 мин 2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала – 10 мин 3. Освоение новых знаний и способов действий – 45 мин 4. Первичная проверка понимания обучающимися нового материала – 10 мин 5. Закрепление новых знаний 10 мин Тест 6. Подведение итогов учебного занятия ­ 4 мин 7. Информация о домашнем задании – 3 мин Написать сообщение на тему: «Биологическая роль человека при решении экологических проблема» 8. Рефлексия ­ 6 мин Продолжи фразу:  сегодня я узнал.....  сегодня я научился.....  было интересно.....  я понял, что….  я приобрел…. Задание по теме «Глобальные экологические проблемы человечества» 1. Известно, что больше всего людей во всем мире умирает не от рук террористов и не от   СПИДа   и   наркомании,   а   от   сердечнососудистых   заболеваний.   Тем   не   менее, проблему лечения сердечнососудистых заболеваний не относят к числу глобальных. Как вы думаете, почему? 2. Назовите имя ученого, первым предложившим термин «биосфера»  3. В какой реке водятся раки? 4. Какой   газ   имеет   наибольшую   долю   в   составе   воздуха:   озон,   кислород,   азот, углекислый газ?  5. Какая упаковка экологичнее бумажная или полиэтиленовая? Задание по теме «Глобальные экологические проблемы человечества» 1. Известно, что больше всего людей во всем мире умирает не от рук террористов и не от   СПИДа   и   наркомании,   а   от   сердечнососудистых   заболеваний.   Тем   не   менее, проблему лечения сердечнососудистых заболеваний не относят к числу глобальных. Как вы думаете, почему? 2. Назовите имя ученого, первым предложившим термин «биосфера»  3. В какой реке водятся раки? 4. Какой   газ   имеет   наибольшую   долю   в   составе   воздуха:   озон,   кислород,   азот, углекислый газ?  5. Какая упаковка экологичнее бумажная или полиэтиленовая? Задание по теме «Глобальные экологические проблемы человечества» 1. Известно, что больше всего людей во всем мире умирает не от рук террористов и не от   СПИДа   и   наркомании,   а   от   сердечнососудистых   заболеваний.   Тем   не   менее, проблему лечения сердечнососудистых заболеваний не относят к числу глобальных. Как вы думаете, почему? 2. Назовите имя ученого, первым предложившим термин «биосфера»  3. В какой реке водятся раки? 4. Какой   газ   имеет   наибольшую   долю   в   составе   воздуха:   озон,   кислород,   азот, углекислый газ?  5. Какая упаковка экологичнее бумажная или полиэтиленовая? Задание по теме «Глобальные экологические проблемы человечества» 1. Известно, что больше всего людей во всем мире умирает не от рук террористов и не от   СПИДа   и   наркомании,   а   от   сердечнососудистых   заболеваний.   Тем   не   менее, проблему лечения сердечнососудистых заболеваний не относят к числу глобальных. Как вы думаете, почему? 2. Назовите имя ученого, первым предложившим термин «биосфера»  3. В какой реке водятся раки? 4. Какой   газ   имеет   наибольшую   долю   в   составе   воздуха:   озон,   кислород,   азот, углекислый газ?  5. Какая упаковка экологичнее бумажная или полиэтиленовая? Задание по теме «Глобальные экологические проблемы человечества» 1. Известно, что больше всего людей во всем мире умирает не от рук террористов и не от   СПИДа   и   наркомании,   а   от   сердечнососудистых   заболеваний.   Тем   не   менее, проблему лечения сердечнососудистых заболеваний не относят к числу глобальных. Как вы думаете, почему? 2. Назовите имя ученого, первым предложившим термин «биосфера»  3. В какой реке водятся раки? 4. Какой   газ   имеет   наибольшую   долю   в   составе   воздуха:   озон,   кислород,   азот, углекислый газ?  5. Какая упаковка экологичнее бумажная или полиэтиленовая? ХОД  УРОКА                                Учитель:    В   современных   условиях   обострились   факторы   риска,   которые   глобально влияют   на   развитие   мировой   цивилизации.   Этим   объясняется   актуальность   темы сегодняшнего занятия “Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит на основе исторического   анализа   подняться   на   новый   уровень   осмысления   глобальных   проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на  проблемный вопрос (записан на доске): Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из­за глобальных проблем?                             I    этап. Что такое глобальные проблемы? Учитель:   Вплоть   до   середины    XX  в.   В   политическом   языке   отсутствовало   понятие “глобальные проблемы” (фр.  global­ всеобщий, от лат.  globus  – “шаp”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает   масштабы,   сопоставимые   с   мощью   природных   сил.   Это   позволило   ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума). Вопросы учащимся:   Почему вплоть да середины ХХ в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем?   Что их породило?. Учащиеся подводятся к следующей мысли:                          Причины появления глобальных проблем: 1) глобализация мира; 2) огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой. Вопрос учащимся:   Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем?  Вопрос учащимся:  Что же такое глобальные проблемы?  Ведется обсуждение, одновременно с этим на экране появляется схема, которую учащиеся переносят в тетради. Вывод:  Глобальные   проблемы   –   это   совокупность   проблем   человечества, возникших   во   второй   половине   ХХ   в.,   угрожающие   существованию   мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях). II    этап. Классификация глобальных проблем. Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно   переплетены   и   взаимосвязаны   друг   с   другом,   что   уместнее   говорить   о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадь) III    этап. Роль международных организаций и  движений в современном мире. Вывод:  Лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение   глобальных   проблем.   Необходимо   комплексное   взаимодействие   всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движение (вывод фиксируется в тетради). IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы! Учитель,  обобщая вопрос:  Теория В.И. Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в 1944 г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой гибельному  варианту развития  событий.  Именно эта теория лежит  в  основе  концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио­де­Жанейро в 1994 г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для   общества   и   природы;   научно­техническая   и   технологическая   революции   должны направить   усилия   на   разработку   “щадящих”   технологий   в   интересах   выживания, сохранения природной среды существования человечества.  Вопрос учащимся:  Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей? Возможно возникновение дискуссии. Учитель:  Это должно произойти через  духовное возрождение  человечества.  Например, английский ученый­гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба говорят о возрождении нравственно­духовных ценностей в целом.  Учащиеся   подводятся   к   выводу:  Только   через   изменение   ценностных   установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро   и   полно   будут   осознаны   и   приведены   в   действие   главные   факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).  V    этап. Альтернативные сценарии будущего. Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества. Учитель: Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных   проблем.   Глобальные   прогнозы   разрабатываются   в   трех   основных направлениях: o пессимистический   прогноз,   предсказывающий   в   недалеком   будущем   глобальный ресурсный,   экологический,   продовольственный   кризис   и   предлагающий   выход, состоящий   сокращении   населения   и   производства(   английский   ученый   Томас Мальтус) o оптимистический   прогноз,   считающий,   что   недра   Земли,   Мировой   океан   и космическое   пространство   содержат   множество   еще   не   освоенных   сырьевых   и энергетических ресурсов; демографический  взрыв не вечен; сокращение военных расходов   и   установление   мира   на   Земле   станут   жизненной   необходимостью   и реальностью,   а   значит,   откроется   путь   к   устойчивому   экономическому процветанию,   и   станет   возможным   социальный   и   научно­технический   прогресс человечества     ( немецкий ученый Фриц Бааде). o нейтральный   прогноз,   исходящий   из   того,   что   невозможно   с   определенностью сказать,   приведут   ли   глобальные   тенденции   к   ужасным   катастрофам   или   будут предотвращены   удивительными   достижениями   человеческой   приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди). Учащиеся подводятся к выводу: Существует множество вариантов будущей динамики развития   мировой   цивилизации,   но   реализуются   они   в   рамках   веера   возможных альтернатив (вывод фиксируется в тетрадях). Заключительный этап. После завершения дискуссии происходит оценка и самооценка работы учащихся.               Домашнее задание: подготовить сообщение по пройденной теме.

Экология "Глобальные экологические проблемы"

Экология "Глобальные экологические проблемы"

Экология "Глобальные экологические проблемы"

Экология "Глобальные экологические проблемы"

Экология "Глобальные экологические проблемы"

Экология "Глобальные экологические проблемы"

Экология "Глобальные экологические проблемы"

Экология "Глобальные экологические проблемы"

Экология "Глобальные экологические проблемы"

Экология "Глобальные экологические проблемы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2018