Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»
Оценка 4.7

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
экология +1
Взрослым
06.11.2017
Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»
Период реализации проекта: 2013-2017 гг. Цель проекта: 1. Изучить особо охраняемые природные территории Елховского района (памятники природы) в экологическом, культурном и социальном аспектах. 2. Провести инвентаризацию и паспортизацию памятников природы Елховского района. 3. Проводить эколого-просветительскую работу среди населения села в отношении ООПТ. 4. Привлечь внимание Администрации м.р. Елховский и общественности к проблеме сохранения уникальных мест Елховской земли. 5. Выявить новые уникальные природные объекты, достойные статуса ООПТ. Официально зарегистрировать их. Объекты исследования Объектами исследования стали 5 памятников природы Елховского района: «Зеленая гора», «Лысая гора», родники «Мордвинский», «Березовский», «Чишмалинский». Социальное партнерство Начиная разработку и реализацию проекта, инициаторы понимали, что не обойтись без помощи и поддержки специалистов – экологов, местной власти, общественности, средств массовой информации. Поэтому сразу начали устанавливать партнерские связи с заинтересованными субъектами. Ими оказались: - специалисты Елховского лесхоза, в интересы которых входит сохранение ООПТ, расположенных на землях лесного фонда. Они оказали помощь, предоставив некоторые материалы и лесные карты, выделив транспорт для дальних поездок; - ученые естественного факультета СГУ, под руководством которых проводилась несколько лет назад паспортизация отдельных памятников природы в Елховском районе и к которым участники проекта обращались за консультациями; - местные печатные СМИ, которые, как и юннаты, заинтересованы в эколого- просветительской работе среди населения и с которой было подготовлено несколько статей по памятникам природы; - учащиеся школ района, которые стремятся к участию в решении местных экологических проблем; - районный Совет депутатов, к полномочиям которого отнесено решение природоохранных задач, другие органы власти.
проект ООПТ м.р. Елховский.doc
ГБОУ СО СОШ им. М.Н. Заводского с. Елховка Отделение ДОД «Елховский Центр дополнительного образования детей»  м.р. Елховский Самарская область Социально­экологический проект «Памятники природы  Елховского района» Разработчики: Мартынова Наталья Валентиновна, педагог ДО  ОДОД «Елховский Центр дополнительного образования детей»,  Панова Татьяна Михайловна, учитель биологии  ГБОУ СОШ им. М.Н. Заводского с.Елховка  м.р. Елховский Самарской области. с. Елховка, 2013г. Период реализации проекта: 2013­2017 гг.  Цель проекта:  1.   Изучить   особо   охраняемые   природные   территории   Елховского   района (памятники природы) в экологическом, культурном и социальном аспектах.  2.   Провести   инвентаризацию   и   паспортизацию   памятников   природы Елховского района.  3.   Проводить   эколого­просветительскую   работу   среди   населения   села   в отношении ООПТ.  4. Привлечь внимание Администрации  м.р. Елховский и общественности  к проблеме сохранения уникальных мест Елховской земли.  5. Выявить новые уникальные природные объекты, достойные статуса ООПТ. Официально зарегистрировать их.  Объекты исследования  Объектами исследования стали 5 памятников природы Елховского района: «Зеленая   гора»,   «Лысая   гора»,   родники   «Мордвинский»,   «Березовский», «Чишмалинский».  Социальное партнерство   Начиная разработку  и реализацию проекта, инициаторы понимали, что не обойтись без помощи и поддержки специалистов – экологов, местной власти, общественности,   средств   массовой   информации.   Поэтому   сразу   начали устанавливать   партнерские   связи   с   заинтересованными   субъектами.   Ими оказались:  ­ специалисты Елховского лесхоза, в интересы которых входит сохранение ООПТ,   расположенных   на   землях   лесного   фонда.   Они   оказали   помощь, предоставив некоторые материалы и лесные карты, выделив транспорт для дальних поездок;  ­   ученые   естественного   факультета   СГУ,   под   руководством   которых проводилась   несколько   лет   назад   паспортизация   отдельных   памятников природы в Елховском районе и к которым участники проекта обращались за консультациями;  ­ местные печатные СМИ, которые, как и юннаты, заинтересованы в эколого­ просветительской   работе   среди   населения   и  с  которой   было   подготовлено несколько статей по памятникам природы; ­ учащиеся школ района, которые стремятся к участию в решении местных экологических проблем;  ­   районный   Совет   депутатов,   к   полномочиям   которого   отнесено   решение природоохранных задач, другие органы власти.   Что уже сделано в ходе реализации проекта   Более   десяти   лет   юннаты   Елховского   Центра   ведут   наблюдение   за памятниками природы. Не секрет, что все ООПТ района в той или иной мере подвергаются антропогенному воздействию, что негативно сказывается на их состоянию.   Для   того,   чтобы   принимать   более   эффективные   меры   по   сохранению уникальных объектов, необходим грамотный научный подход к решению этой проблемы. В 2003 г. педагогами и обучающимися Елховского Центра начата работа   по   организации   экологического   мониторинга   на   территориях памятников природы. Были поставлены следующие задачи: ­ определить степень экологических изменений, произошедших с памятниками природы за последнее десятилетие;  ­ заложить постоянные пробные площадки для многолетних мониторинговых исследований на территории памятников природы;  ­ разработать план мероприятий по сохранению уникальных объектов. Для   выполнения   этих   задач   в   Елховском   Центре   был   сформирован экспедиционный отряд, который совершил за 2013­2017 г. более 50 походов с исследовательской и природоохранной целью.  В исследовательской работе были использованы методики, рекомендованные для мониторинга биологических объектов (биоты), в частности, проведение геоботанических исследований на ключевых участках размером 20х20метров, заложенных   на   территориях   памятников   природы,   представляющих   собой лесные  биоценозы.  Здесь  велись   необходимые  подсчеты, обмеры, описания древесно­кустарниковой и травянистой растительности, определялись такие показатели,   как   формула   древостоя,   ярусы,   сомкнутость   крон,   возраст, высота, диаметр ствола деревьев, их жизненность, бонитет, возобновление.  Для   исследования   травянистого   покрова   внутри   ключевых   участков   было заложено по три учетные площадки размером 1х1 метр. Составлялся список видов, определялось их проективное покрытие, обилие, характер размещения. По   каждому   ключевому   участку   давалась   характеристика   по   таким параметрам,   как   географическое   положение,   рельеф,   почвы,   окружение, антропогенное   воздействие.   Все   показатели   сводились   в   таблицы   бланков геоботанического описания. Результаты анализировались.        Для мониторинга памятника природы «Зеленая гора», представляющий собой   зеленый   холм   (смешанный   лес),   применялся   метод   инвентаризации зеленых насаждений. Был проведен подеревный учет, определены параметры каждого дерева. Все измерения и описания также сводились в таблицы.  Выбранные   методы   мониторинга   позволили   выявить   изменения, происходящие на объектах, как под влиянием антропогенных факторов, так и в результате естественных причин, например, сукцессионных изменений.  Помимо   геоботанического   исследования   оценивалось   экологическое состояние   памятников   природы.   За   основу   был   взят   метод   определения экологического благополучия объекта по площади нарушенных земель. Такую оценку   с   высокой   долей   достоверности   можно   дать   ООПТ,   имеющим большую часть и охранную зону. Это все лесные объекты.  Методики   были   взяты   из   книги   Т.  Ашихминой   «Школьный   экологический мониторинг» и из методических пособий по полевой экологии Ассоциации «Экосистема». Кроме того, использовались методы визуального наблюдения, картографирования, фотофиксация.         Помимо мониторинговых исследований выполнялась еще одна не менее важная   задача.   Это   экологическое   просвещение   населения   относительно памятников   природы.   Ведь   порой   человек,   находясь   на   ООПТ,   даже   не подозревает об этом, тем более, что на большинстве объектов, к сожалению, нет   природоохранных   знаков.   Для   экологического   просвещения   в   ходе проекта использовались все средства информации – печать, беседы, лекции. Например,  в  местной   газете  «Елховские   просторы»  была   помещена   статья «Пригодится   нам   напиться»   о   самом   наболевшем   –   о   состоянии водоисточника «Мордвиновский». А затем юные исследователи рассказали о некоторых   памятниках   природы,   их   ценности,   значении   и   провели телеэкскурсии по уникальным природным уголкам. С декабря 2011 г. была открыта целая рубрика «По уникальным местам Елховской земли» в местной газете   «Елховские   просторы».   В   2013   году   вышло   10   статей,   в   которых юннаты – юнкоры рассказали об удивительных уголках своей местности.            Еще   одно   направление   деятельности   в   рамках   проекта   «Памятники природы   Елховского   района»   –   практические   дела   по   восстановлению памятников   природы.  Конечно,  не   все  по   силам   участникам   проекта.   Так, например,   не   под   силу   выпилить   уничтоженные   вредителями   погибшие столетние сосны. Но члены экспедиционного отряда и их помощники во время своих походов проводили очистку от мусора и захламления, благоустраивали места отдыха горожан на охраняемых территориях, участвовали в санитарной очистке   леса,   сочетая   исследовательскую   работу   с   практическими действиями. Реализация   проекта   идет   под   девизом   «Пусть   будет   еще   один   памятник природы».   Поэтому   придается   значение   выявлению   новых   уникальных природных объектов. С этой целью проводилось анкетирование школьников села   (анкета   «Мой   заповедный   остров»),   которое   также   сыграло определённую роль в активизации природоохранной работы школьников. На территории Елховского района есть немало красивейших и ценных природных мест.   Так,   например,   учащиеся   Елховской   основной   школы   не   стали выискивать   что­то   необычное,   а   решили   объявить   своими   памятниками природы   и   сохранять   то,   что   им   особенно   дорого,   что   находится   рядом. недалеко от их дома, школы. Это Кондурчинская лесостепь, река Кондурча, парк Победы и парк Ленина.    Основное содержание и результаты осуществления проекта Задачи 1. Организация  инициативной  группы по  исследованию  памятников  природы района. 2. Подготовка  материальной базы для проведения  исследовательской работы 3. Сбор  информации о  памятниках  природы  Елховского  Способ достижения цели (виды и методы деятельности) Беседы с  воспитанниками ДО  «Мой край любимый».  Чтение лекций  «Памятники природы  Елховского района».  Беседы с  заинтересованными  лицами, с будущими  партнерами. Подготовка  экспедиционного  оборудования для  геоботанических  исследований.  Организация фото­ и  видеосъемки.  Обращение к  партнерским  организациям. Ознакомление с  хранящейся в архиве  документацией по  ООПТ. Поиск нужной  информации в  Сроки Март­май 2013 г. 20.05.13 – 1.06.17 Март­июнь 2013 г.  Март­июнь 2017 г. Результаты осуществления проекта Проявление интереса к проблемам ООПТ,  к которым относятся памятники природы  Елховского района.  Созданы реальные  условия для  осуществления  исследовательской  работы по проекту и  эколого­ просветительской  деятельности.  Накоплена  необходимая  информация для  уточнения  документации по района. 4. Организация  научно­  исследовательских экспедиций для  изучения  состояния ООПТ. Елховском лесхозе, у  общественной  организации «ЭКОС», в литературных  источниках. Опрос  старожилов села. Формирование  экспедиционного  отряда «Памятники  природы». Разработка  маршрута экспедиции.  Подготовка бланков  для полевых учетов.  Разработка программ  исследования  «Памятники природы  Елховского района». Июнь 2013 ­ июнь  2017 гг. Ежегодно летом 5. Проведение  мониторинговых  исследований  памятников  природы  Елховского  района. Закладка ключевых  участков для  долголетних  мониторинговых  исследований на ООПТ. Описание ключевых  участков 6. Эколого­  просветительская  деятельность. 2013­2017 гг. Проведение бесед и  лекций о памятниках  природы в школах.  Видеосъемка и выпуск  экологических передач  о памятниках природы  на экраны телевизоров  горожан. Подготовка и  печать материалов в  местных газетах  «Елховские просторы»  памятникам природы Елховского района. Сформирован  экологический  экспедиционный  отряд. Разработаны  маршруты  экспедиции.  Подготовлено  оборудование и  необходимая  документация для  регистрации данных  обследования. Заложены ключевые  участки для  мониторинговых  исследований на  месте объекта.  Проведено их  описание в  соответствии с  методикой  геоботанического  исследования.  Оценены  геоботанические  исследования.  Оценка  экологического  состояния объекта.  Экологическое  состояние всех  памятников природы района. В школах района и в  Елховском Центре  проведено более 30  лекций и бесед по  проблемам ООПТ.  В газете «Елховские просторы» помещена статья о  водоисточнике  «Мордвинский» и  других памятниках 7. Практическая  природоохранная  деятельность на  ООПТ. 8. Участие в  областной  инвентаризации  памятников  природы. 9. Выявление  новых уникальных  объектов. и «Серебряный звон».  Организация  экспозиций о  памятниках природы на станции юннатов, в  школах, в местном  краеведческом музее. Участие в  лесотехнических  мероприятиях,  организуемых на ООПТ лесхозом. Организация  трудовых десантов на  местах турстоянок на  ООПТ. Подготовка  инвентаризационных  карт на основе  материалов  мониторинговых  исследований  Елховского Центра для  представления в  Департамент  Самарской области по  природным ресурсам. Проведение  анкетирования  школьников села  (Анкета «Мой  заповедный остров»).  Экскурсии, походы,  экспедиции с целью  изучения природы  своей местности.  Беседы с местными  краеведами –  экологами. Каждое лето  одновременно с  работой научной  экспедиции Июль 2017 г. Весна­лето 2013­ 2017 гг. природы. Вышло 10  статей в газете  «Елховские  просторы».  Организовано 6  выставок  фотоматериалов  «Памятники  природы Елховского  района».  Подготовлены  материалы для музея школы и СОДЭБЦ  г.Самара. Приведены в  порядок  туристические  стоянки на  территориях  памятников природы «Зеленая гора»,  родники  «Березовский»,  «Чишмалинский». Подготовлены и  отправлены в  Департамент  Самарской области  по природным  ресурсам  инвентаризационные  материалы по  памятникам  природы.  Проведение  анкетирования  школьников села. В  анкетировании  приняло участие 28  учащихся,  описавших  интересные  природные уголки  своей местности.  Проведено более 60  экскурсий и походов с юннатами СЮН по  изучению природы  Елховского района. Май 2013­ март  2017 гг. Ежегодно осенью 10. Установление  контактов со  специалистами –  экологами,  учеными,  общественностью,  представителями  администраций  районов. 11. Подготовка  отчета о  проделанной  работе.  Представление  результатов  проекта. Встреча со  специалистами лесхоза. Консультации на  кафедрах географии,  ботаники, экологии  СГПУ. Обращение в  администрацию города  по вопросам  сохранения и  восстановления  памятников природы  района. Обращение в  администрацию по  вопросу закрепления  ООПТ за  предприятиями,  организациями города и района с целью их  сохранения. Отчетная выставка  материалов  экологической  экспедиции  «Памятники природы  Елховского района».  Ознакомление с  результатами  исследований  специалистов­экологов  города, руководителей  администрации района.  Участие в областной  природоохранной  операции «Памятники  природы». Выявлены  уникальные объекты: огромные валуны  (обнаружили  учащиеся  Никитинской  школы). Работа по изучению  и сохранению  памятников природы ведется в  сотрудничестве с  Елховским лесхозом, получена  консультативная  поддержка на  кафедре географии  СГПУ, проблемами  ООПТ  заинтересовались в  администрации  района. Оказывает  поддержку  общественная  организация  «ЭКОС», вынося  проблемы ООПТ на  всеобщее  обсуждение. Проведены отчетные  выставки о работе  экспедиционного  отряда по  памятникам  природы. С  материалами  исследования  ознакомились  специалисты  Администрации  района, ученые СГУ.  Работа представлена  на областном  конкурсе юных  исследователей  окружающей  природы (I место), на аналогичном  Всероссийском  конкурсе, на научной студенческой  конференции СГУ.  По теме о  памятниках природы 12 учащихся  защитили школьные  рефераты.   Улучшения, достигнутые в результате осуществления проекта Социальный аспект:   ­   повышение   активности   школьников   в   решении   экологических   проблем своей местности. В реализацию проекта включились многие школы района. Например, Никитинская средняя школа, шефствующая над старинным парком своего села, Березовская основная школа, взявшая на себя заботу о дубовой и липовой аллее села;  ­ участники получили моральное удовлетворение от выполнения полезного и важного дела;  ­ улучшена информированность населения района о местных экологических проблемах, в частности, о проблемах ООПТ.  Экологический аспект:  ­  налажен   экологический   мониторинг   ООПТ   Елховского   района   на   основе научного исследования, обследовано 5 памятников природы; ­ проведен сравнительный анализ состояния памятников природы на основе данных   прошлых   лет   и   дана   оценка   их   экологического   состояния   на сегодняшний день;  ­ отремонтирован сруб водоисточника «Березовский»;  ­ проведены посильные практические работы по очистке территорий особо охраняемых объектов.  Образовательный аспект:   ­  у   учащихся  школ  повышен  интерес   к   экологическому   дополнительному образованию в Елховском Центре;   ­   местные   эколого­просветительские   материалы   по   ООПТ   используются учащимися   школ   при   подготовке   рефератов   и   их   защите   на   итоговой аттестации в школе.  Экономический аспект:  ­ пока нельзя говорить об экономических улучшениях, т.к. слабо решаются проблемы   финансирования   проекта.   В   основном   используются   средства, заработанные   своими   силами,   хотя   этого   совершенно   недостаточно.   Но отрадно, что проект не остается без внимания Администрации Елховского района   и   есть   надежда   на   дальнейшую   поддержку   местной   власти   в   деле сохранения и восстановления памятников природы.        После завершения реализации проекта в течение установленного срока его необходимо   продолжать   дальше,   так   как   памятники   природы   –   уязвимые природные   объекты,   требующие   постоянного   внимания   и   мер   по   их сохранению   и   восстановлению.   Дальнейшая   работа   будет,   прежде   всего, направлена   на   формирование   ответственного   отношения   к   уникальным природным объектам, воспитание экологической культуры населения. А так как   большинство   памятников   природы   требует   восстановительных   мер, планируется   разработать   Программу   сохранения   памятников   природы   и решить   вопрос   о   её   финансировании.   На   взгляд   участников   проекта, актуальным   и   действенным   будет   решение   Администрации   села, определяющее   круг   юридических   и   физических   лиц,   которые   будут   нести ответственность   за   состояние   ООПТ.   Также   будет   продолжена   работа   по выявлению   и   закреплению   статуса   ООПТ   за   новыми   уникальными природными объектами.  Список литературы  1.   Андронов   Н.М.,   Богданов   П.Л.   Определитель   древесных   растений   по листьям. – Издательство Ленинградского университета, 1974.  2. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М., Агар. 2000.  3.   География   Смоленской   области:   Учебное   пособие   (под   ред.   А.П. Катровского). – Смоленск, 2000.  4. Друзья природы. – М., Рабочий, 1917.  5. Доклад о состоянии окружающей природной среды Смоленской области в 2001 году. – Смоленск, 2002.  6.   Колесников   А.И.   Декоративная   дендрология.   –   М.   «Лесная промышленность», 1974.  7. Мир Смоленских лесов. – Смоленское управление лесами, 1999.  8.   Методические   пособия   Ассоциации   «Экосистема»:   ­   Методы геоботанических   исследований.   –   М.,   1996.   ­   Методика   комплексной экологической оценки антропогенных воздействий на местность. – М., 1998.  9. На земле Смоленской. – М., 1971.  10. Нидон К. и др. Растения и животные. Руководство для натуралиста. – М. «Мир», 1991. 11. Паспорта памятников природы Ярцевского района.  12. Природа Смоленской области (под ред. В.А. Шкаликова). – Смоленск, «Универсум», 2001. 13.   Поздеев   В.Б.   Охраняемые   природные   территории:   роль   и   место   в региональном развитии. – Смоленск, СГПУ, 2001.  14. Пысин К.Г. О памятниках природы России. – М., «Советская Россия», 1983.  15.   Руководство   по   разведению   карельской   берёзы   в   лесах   РСФСР.   – Министерство лесного хозяйства РСФСР, М., 1971.  16.   Шкаликов   В.А.   Описание   природных   объектов   и   экологического состояния территорий. – Смоленск, «Универсум», 2004.  17.   Школьник   Г.А.   Наши   земляки   –   естествоиспытатели.   –   Смоленское книжное издательство, 1963.  18. Шиманюк А.П. Дендролигия. – М. «Лесная промышленность», 1974. Елховский Центр дополнительного образования детей работает с 1998 года. Эколого­ биологическая направленность открыта с 2003 года. Основной сферой деятельности  является эколого­биологическое дополнительное образование детей в возрасте от 6 до 18  лет, которое осуществляется через занятия кружковых объединений, массовую  натуралистическую и природоохранную работу.  За свою более чем 14­летнюю историю Елховский Центр превратился из небольшого  внешкольного учреждения, имеющего всего 4 кружка и 60 детей в них, в развитое, хорошо  известное в области своими достижениями в деле дополнительного образования и  воспитания учреждение, в котором работает более тридцати высококвалифицированных  педагогов, обучающих более 800 детей.  Главной целью работы эколого­биологической направленности является:  ­ формирование экологической, природоведческой и здоровьесберегающей  компетентности обучающихся; ­ развитие их экологической культуры и экологического мышления, так необходимых  современному человеку;  ­ повышение приоритета экологического образования и воспитания в районе при ведущей  роли Елховского Центра.  Социально­экологический проект «Памятники природы Елховского района» В Самарской области существует 184 памятника природы, 5 из них находятся в Елховском  районе. Не секрет, что эти особо охраняемые объекты нуждаются в повышенном внимании  к ним, к их состоянию, к решению экологических проблем, связанных с природными  ценностями своего края.  Интерес к памятникам природы возник в Елховском районе давно, с появлением  официально утвержденных в области особо охраняемых природных территорий (1981 г.).  За эти годы совершилось немало экскурсий, походов, экологических десантов на ООПТ.  Выявлены новые уникальные места, которые по инициативе юннатов станции обрели статус охраняемых.  Но до 2013 года работа по изучению памятников природы и их охране не была  систематической, практически не было экологического мониторинга охраняемых объектов. Трудно было дать реальную оценку происходящим изменениям. Поэтому в 2009 г. был  разработан экологический проект «Памятники природы Елховского района». Была  организована инициативная группа, взявшая на себя задачу по разработке и осуществлению проекта, в котором предусматривалась исследовательская, эколого­ просветительская и  практическая природоохранная деятельность. В состав группы вошли юннаты разных  кружков и педагоги, ставшие координаторами будущего проекта – Мартынова Н.В. и  Панова Т.М.  Из числа кружковцев была сформирована рабочая группа проекта – экспедиционный  отряд, выделены ответственные за сбор информации, за экологическое просвещение, за  связи с партнерами, за практическую природоохранную деятельность, за научную работу,  связанную с осуществлением мониторинга памятников природы и т.д.

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»

Социально-экологический проект «Памятники природы Елховского района»

Социально-экологический проект   «Памятники природы  Елховского района»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017