Г. ЭнгельсЖ. И. Преображенская
КОНЦЕРТНАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.
Концертная педагогика – одна из важнейших методологических парадигм в деятельности Музыкально-эстетического лицея им. А. Г. Шнитке. Впервые она была обозначена в авторской концепции «Создание системы образования, способствующей интенсивному творческому развитию художественно одарённых детей», которая была представлена в Москве на Всероссийском конкурсе авторских школ «Эврика» в 1997 году и удостоена Гран-При.
Синтез школьной педагогики с разнообразными концертно- сценическими формами стал естественным и гармоничным явлением, так как структура лицея интегрирует общее и музыкально-эстетическое образование. Искусство и его концертные формы консонантно вписались в интегративное школьное пространство, создав принципиально новую среду – образовательно-художественную. Важными, в связи с этим, представляются слова немецкого философа XXI века Г. Гадамера: «Понимая, что говорит искусство, человек встречается с самим собой». «Встретиться с самим собой» – значит познать себя, реализовать себя, творить себя. В этом сложном процессе важной составляющей становится концертная педагогика, формирующая новый тип художественной практики учащихся, в которой искусство – не только форма художественного творчества, но и форма познания красоты, гармонии, мира.
В концертной педагогике объединены два социально значимых явления – школа и концерт. Их интеграция в образовательном пространстве лицея лишь на первый взгляд кажется искусственной и парадоксальной. Исторически они связаны с одной эпохой – с античностью. Именно тогда возникают различные «школы» и разные формы музыкально-художественных представлений и состязаний (Дельфийские игры). Школа и концерт прошли длительную эволюцию и как системные явления сформировались только в XVII веке, в эпоху Нового времени. Интенсивное развитие науки в этот период, индустриализация европейского пространства актуализировали слова Ф. Бэкона «Знание – сила». Важнейшей становится проблема всеобщего образования людей, приведшая впоследствии к появлению общеобразовательных школ с классно-урочной системой обучения. В этот же период окончательно сформировались две основные модели концерта - как музыкального жанра и как формы исполнения музыкальных произведений. Так, Новое время характеризуется распространением двух светских социально-просветительских феноменов – школы и концерта. При всей разности их специфических характеристик, они имеют общие семантические признаки: в основе образования лежит принцип познания многообразия мира, в основе жанра концерта – представление мира в художественных образах через музыкальную лексику. Базисными положениями для них являются интеллектуальное и эстетическое развитие человека, многообразие форм познания, соучастие и сотворчество в познании, индивидуальность рефлексии. Основа музыкальной драматургии концертного жанра – разноуровневая диалогичность. На структурно-композиционном уровне – это диалог солиста и оркестра, на коммуникативном – диалог исполнителей и слушателей. Понимание культуры диалога в художественном творчестве и в педагогике во многом родственно, так как их диалогическое пространство – это развивающаяся и динамичная сфера взаимодействия и самоактуализации человека. Исполнение концертного жанра предусматривает личное прочтение музыкального текста и индивидуальность интерпретации исполнителем замысла композитора. В учебной практике диалог предполагает свободу мнений его участников, самостоятельность путей и методов решения проблемы, убедительность аргументации. В обоих случаях возникает явление диалогического сопряжения, процессуальность которого характеризует не только коммуникативные отношения «учитель – ученик» или «исполнитель – слушатель», но и синергийную направленность процесса познания, развития и самосовершенствования. Сущность этого процесса можно представить в виде символической триады: текст – подтекст – контекст. Будучи одной из универсальных реалий, триада включает акт познания проблемы (текст), индивидуальность осмысления через интерпретацию (подтекст) и преобразование познания в диалогическом пространстве личности с социумом (контекст). Обозначенная процессуальность, развивающаяся свободно и индивидуально, способствует формированию у учащихся единого потока сознания, креативной направленности мышления и деятельности. Диалогическое сопряжение или, как принято в музыковедении, диалогическая драматургия базируется только на основе духовной преемственности, только с учетом внутреннего диалога культурных миров, моделей и форм. Поэтому не случайно, что это явление было названо Г.Померанцем «концертом», а В.Библером - «драматическим произведением».
Концертная педагогика определила новую направленность лицейского образования – его эстетизацию. Сущность этого процесса связана с вовлечением учеников в особую ауру, когда происходит перемещение сознания из зоны повседневности в зону иной эмоциональной параллели, связанной с искусством, с «искушением красотой». Пробуждение эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему миру – первооснова творчества. Не случайно, на вопрос: «Что вы думаете, когда рисуете море?», Айвазовский ответил: «Я не думаю, я чувствую, я волнуюсь». Эстетизация образовательной среды, как основы концертной педагогики определила многие инновационные тенденции в деятельности лицея: авторские интегрированные учебные программы и элективные курсы, авторские образовательные технологии, нестандартные формы проведения аттестации учащихся. Значительно расширилась сфера социальной – эстетической практики детей: участие в детском Художественном совете и Детской филармонии, участие в оргкомитетах областного конкурса юных композиторов и в областном фестивале «Радуге творчества». Совокупность этих тенденций способствует формированию у учащихся высокого уровня созидающего сознания, активности их жизненной позиции. Возникает особое качество образовательно-художественной деятельности учащихся, когда ими уже в годы учёбы создается творческий продукт: музыкальные сочинения разных жанров, живописные работы и литературно-поэтические сочинения. Творчество, как основной процесс человеческой деятельности является в лицее не дискретным, время от времени возникающим явлением, а целостным и системным компонентом образования.
К числу инноваций относятся уроки, построенные в музыкальных формах рондо или вариаций, проекты в жанре четырехчастного сонатно-симфонического цикла, диспуты в диалектической сонатной форме.. Одним из примеров является проект «Французская революция 1789 г.». Исторический документальный материал интегрировался в проекте с художественной литературой (роман Стефана Цвейга «Мария Антуаннета»), с поэзией (Г. Гейне и Ф. Шиллера), с музыкой Бетховена («Героическая» симфония) и гимном французской революции «Марсельезой». Композиция проекта основывалась на принципах «театра- представления» Мейерхольда и включала несколько сцен: «Перед революцией», «Революция», «Реквием», «Французская революция в искусстве». Завершением стали «Диалоги о революции» - выступления участников конференции с сообщениями о роли французской революции 1789 года в истории человечества и о путях решения социальных проблем и конфликтов современности.
Важнейшим принципом концертной педагогики является творческий подход к образованию одаренных детей. Особенностью учебного плана лицея стала его интегративность: сочетание обязательных предметов федерального и регионального компонентов с углубленным изучением музыкально-эстетических дисциплин и широким спектром мероприятий внеурочной деятельности. Другая особенность учебного плана - его индивидуализация. С первого класса составляются индивидуальные образовательные траектории по предметам музыкально-эстетического цикла, программы игры на инструменте и виды внеурочной деятельности (участие в работе студий, мастерских), а также направления индивидуального образовательного проекта любой предметной или межпредметной направленности. Ученик может пробовать себя во всех художественных направлениях, переходить из одного музыкального класса в другой и вместе с педагогом корректировать количество часов по индивидуальным музыкальным занятиям. С четвертого класса каждый учащийся может посещать Научное общество лицеистов, факультативы, элективные курсы пользоваться индивидуальными консультациями и помощью тьюторов. В 9 классе определяется профиль обучения и составляется Индивидуальный образовательный план на 10-11 классы с учетом будущей профессии. Формирование творческой образовательной среды - одна из основных методологических парадигм в работе с одаренными детьми. Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих выбор, компоновку и интеграцию различных форм и технологий обучения и воспитания детей проявилась во многих тенденциях организации школьной жизни. Учебное пространство лицея расширено, т.к. реализация учебного плана, начиная с начальной школы, осуществляется не только на базе лицея, но и в других структурах и творческих организациях: в консерватории, филармонии, мастерских художников, в Саратовском отделении Союза композиторов РФ, в музеях, на пленере и в летних лагерях. Особенностью учебного процесса лицея является вариативное моделирование учебного пространства. Подобно концертному жанру, оркестровая партитура которого сочетает различные инструментально-исполнительские составы, структура лицея предполагает обучение разновозрастных групп в рамках одной образовательно-воспитательной модели; это школа лидеров, группы волонтеров, экскурсоводов музея А.Г. Шнитке, творческие студии, лекторские группы при Детской филармонии, оркестровые и вокальные ансамбли, драматический театр, «театр хоровой музыки», мастерские дизайна и живописи..
Концертность имеет множественность социально-коммуникативных ипостасей.
Концертность – это возможность свободного выбора художественного профиля образования, возможность раннего публичного самовыражения.
Концертность – это возможность широкого творческого общения.
Концертность – это приобщение детей к этике поведения в концертном зале, в музее, на сцене, на уроках, это особый эмоциональный тонус и «мажорная тональность» лицейской жизни.
Концертная педагогика – органично сочетает универсальные и индивидуальные формы работы с одаренными детьми. Концертная педагогика актуализирует не только эмоциональный интеллект одаренного ребенка, вызывая в нем эмоциональный отклик и исполнительское мастерство, она во многом способствует раскрытию всех личностных и интеллектуальных дарований ребенка. Поскольку интеллектуально одаренные дети, испытывая потребность в умственной нагрузке, обладают к тому же высокой общей активностью ума, настроенностью на интенсивные и напряженные усилия, сами становятся нередко постановщиками и сценаристами, авторами текстов и иллюстраторами. Легко мобилизуя силы для достижения цели, они отличаются способностью к сосредоточению, длительному поддержанию умственного напряжения, возобновлению умственных усилий; нуждаются в обновлении и усложнении умственной нагрузки и стремятся к реализации сверхнормативной активности в олимпиадах и в концертной деятельности. Отличаясь нередко энциклопедическими знаниями в интересующей их проблематике и способностью создавать новые необычные сюжетные линии, одаренные дети с огромным желанием включаются в любые виды интерактивной деятельности, столь близкие концертной педагогике: сюжетно-ролевые игры, драматизации, дискуссии и диспуты, эвристические беседы.
Таким образом, в креативном образовательном пространстве лицея одаренные дети демонстрируют глубокое развитие формальных аспектов суждений и интеллекта; способность к продуцированию неожиданных предположений, домыслов, внезапных сопоставлений, обобщений, отличающихся оригинальностью; умственной самостоятельностью и импровизационной готовностью.
Концертная педагогика – это не отдельные мероприятия, а система современного полипрофильного образования в условиях развивающейся творческой среды, формирующая культуру жизни современного молодого поколения.
Список использованных источников.
1. Выготский Л. С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.- 572 с.
2. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного.- М.: Искусство, 1991.- с.255-265.
3. Иванченко Г. В. психология восприятия музыки: подходы к проблеме перспективы.- М.: Смысл, 2001.- 252 с.
4. Кирнарская Д. К. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика / Д. К. Кирнарская, Н. И Киященко, К. В. Тарасова и др.; Учебник для студентов музыкальных факультетов учреждений высшего педагогического профессионального образования.- М.: Академия, 2011.- 384с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.