Коркут или Коркыт — легендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века, выходец из степей вдоль реки Сыр-Дарья. Создатель кобыза, акын, сказитель, покровитель поэтов и музыкантов. Предания о Коркыте встречаются у всех тюркских народов кипчакской и огузской ветви: казахов, туркмен, азербайджанцев, турок, также каракалпаков. У них практически общий народный эпос «Огуз-наме».
Легенда о Коркыте
Коркут или Коркыт.doc
Коркут или Коркыт — легендарный тюркский поэтпесенник и композитор IX века,
выходец из степей вдоль реки СырДарья. Создатель кобыза, акын, сказитель, покровитель
поэтов и музыкантов. Предания о Коркыте встречаются у всех тюркских народов
кипчакской и огузской ветви: казахов, туркмен, азербайджанцев, турок, также
каракалпаков. У них практически общий народный эпос «Огузнаме».
Легенда о Коркыте
Легенда рассказывает что Коркыт смолоду не смог примириться со скоротечностью
человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый
своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и
всюду он видит смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей
смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи — ковыль, выгорая под
солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их
разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждёт и Коркыта. Видя и слыша всё
это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай — первый кобыз,
натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил
всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли
до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз
пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в
сердцах людей.
«Легенда о Коркыте глубоко оптимистична, смысл её заключается в том, что Коркыт
нашёл бессмертие в служении человечеству созданным им искусством» (Валиханов Ч. Ч.
Собрание сочинений. — АлмаАта, 1961, т. I).
«Легенда о Коркыте — один из стержневых компонентов казахской ментальности» (Чокан
Валиханов).
По воззрениям Коркыта, люди должны сохранять человеческие качества. Самое опасное
для человека – потерять нравственность. «Пусть лучше дом развалится, если там не
бывают гости, пусть лучше не взрастет трава, если ее не щиплет лошадь; вода, не пригодная
к питью, пусть лучше не бежит по ложбинам; пусть лучше не родится сын, который
запятнает имя отца». «Как бы ни хотел человек, он не съест больше, чем может». Из этих
легенд видно, что, путешествуя по миру, Коркыт пришел к мысли, что каждому человеку
лучше всего на родной земле. Его постоянным другом был волшебник Желмая.
Из музыкального наследия Коркыта известными являются около 20 произведений. Из них
записано – 11. У каждого кюя своя история. Например, в легенде о кюе «Коркыт» есть
эпизод, как ему удалось избежать смерти с помощью бессмертного искусства. Так, Коркыт
не подпускает смерть, играя день и ночь на кобызе, плывя на расстеленном ковре по водам
Сырдарьи. Совершить подобное удавалось, по легенде, только Коркыту. Это отражение в
искусстве его философских мечтаний.
«Книга Коркыта ата» – письменный памятник эпического жанра племени огызов,
вошедших позже в состав тюркского народа. Книга, повествующая о жизни огызов, на
писана на общем для огызкипчаков языке. Сохранились два экземпляра книги, написанной
арабским алфавитом (один в Дрездене, другой — Ватикане). У каждого эпического
сказания есть свой сюжет, образы ясновидящих, вождя племени и мудрого Коркыта ата. В
конце каждого сказания выражается похвала Коркыту ата. В книге много наставлений,
пословиц, метких и мудрых слов. Что интересно, здесь Коркыт – и автор, и персонаж. В этом особенность его книги. Во введении написано: «В племени Баят жил знающий
предсказатель по имени Коркыт, все его пророчества сбывались. Ему удавалось решить
самые сложные вопросы племени Огыз. Люди не принимались за какуюлибо трудную
работу, не получив на то благословения Коркыта. Люди беспрекословно выполняли его
наказы».
Фольклорист А. Конратбаев разделил «Сказания Коркыта» на три части по приведенным
там родословным:
1. Сказания, эпосы, описывающие период становления огызкипчакского племени;
2. Сказания, эпосы, раскрывающие междоусобные распри туркменов и племени пешене в
течение 34 лет;
3. Сказания, показывающие распад огызкипчакского улуса.
Все события этих сказаний происходят на берегу Сырдарьи, на землях Средней Азии и
Кавказа. В них повествуется о том, как создавались, распадались племена тех краев. Жыр
«БамсыБайрак» напоминает легенду об Алпамысе, «Усун кожа» повествует о предке
казахского племени «уйсун». Легенды о Коркыте ата сохранились среди казахов, киргизов
и других тюркских народов.
В книге очень часто встречаются географические названия, имеющиеся в современном
казахском языке. Это доказывает тесную связь книги с Казахстаном, землей, которую
населяли многие тюркские племена, влившиеся со временем в единый казахский этнос.
«Книга Коркыта ата» считается историческим памятником тюркских народов.
Полный перевод наследия на русский язык, сделанный В. В. Бартольдом в 1922 году,
вышел в свет в 1962 году, а в 1986 году выдающиеся казахские ученые А. Маргулан, Н.
Келимбетов, А. Конратбаев перевели ее на казахский язык.
На берегу Сырдарьи, в 5–6 км от станции Торетам, в Кызылординской области, где
родился и вырос Коркыт, находится его могила. Исследователь А. Диваев сфотогра
фировал могилу в 1929 году. В честь Коркыта там был установлен архитектурный
памятник, который имеет вид кобыза большого объема. Авторы памятника – архитектор Б.
А. Ибраев и физик С. И. Исатаев. Памятник сделан из железобетона и состоит из 4х стел
высотой 8 метров. В верхней части установлены трубы с широким отверстием. 40
металлических трубочек издают звуки, похожие на звук кобыза, особенно когда дует ветер.
Это место посещают туристы, в том числе и зарубежные.
Коркут и Коркыт
Коркут и Коркыт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.