МОЗДОКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ПЛАН- КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
В ГРУППЕ IV ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Составитель:
педагог дополнительного образования
Штарк Константин Анатольевич
г. Моздок
январь, 2019 год
План-конспект открытого занятия по теме «E4-e5-f4. Редкие Королевские гамбиты. Занятие № 2»
1. Ф.И.О.: Штарк Константин Анатольевич
2. Место работы: МБУДО Моздокский Центр детского творчества
3. Должность: Педагог дополнительного образования
4. Предмет: Шахматы
5. Год обучения: четвёртый
6. Тема занятия: «E4-e5-f4. Редкие Королевские гамбиты. Занятие № 2»
7. Базовый учебник: Глазков И. Б., Эстрин Я. Б. «Теория дебютов. Королевский гамбит». Издательство: Москва. «Физкультура и спорт», 1988.
8. Цель занятия: Применение в новых условиях материала, изученного ранее по теме «Королевский гамбит», развитие нестандартного подхода, креативности.
9. Задачи:
- ОБУЧАЮЩАЯ- повторение и обобщение материала, изученного ранее по теме «Королевский гамбит», его применение в новых условиях, продолжение изучения редких третьих ходов, а также изучение партии А. Широв- Е. Лапинский (1990)
- РАЗВИВАЮЩАЯ- развитие внимания, шахматной памяти, способности к специальному шахматному расчёту, нестандартному мышлению, креативности;
- ВОСПИТЫВАЮЩАЯ- воспитание внимательного отношения к изучаемому материалу, дисциплинированности характера, уважительного отношения к партнёру и истории шахмат.
ТИП ЗАНЯТИЯ- комбинированный.
ОБОРУДОВАНИЕ- компьютер, с шахматной программой «Chess Titans», шахматные доски и шахматы, демонстрационная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I Подготовительная часть:
- вход в класс, перекличка,
- подготовка шахматных досок- 5 мин.
II Повторение и обобщение пройденного материала- 20 мин.
1. Повторение ловушки, которую реализуют белые, после контргамбита чёрных, на втором ходу, d5 и последующих ходов: 3. e:d5- Ф:d5, 4. Kc3- Фe6?..:
1) e4-e5, 6) Крf2- Сc5+,
2) f4-d5, 7) d4- Сb6,
3) e:d5- Ф:d5, 8) Сb5+- Крf8,
4) Kc3- Фe6, 9) Лe1- потеря ферзя.
5) Kf3-e:f4+,
2. Повторение гамбита Куааде, изученного на предыдущем занятии:
1) e4-e5, 6) g3-f:g3,
2) f4-e:f4, 7) Ф:g4- g2+,
3) Kf3-g5, 8) Ф:h4- g:h1=Ф,
4) Kc3-g4, 9) Фh5- с сильной атакой белых.
5) Ke5?!- Фh4+,
Рассмотреть один-два варианта дальнейшего развития событий. Обучающиеся предлагают и обосновывают, лучшие, с их точки зрения, ходы.
III Новая тема- 20 мин. Изучение на демонстрационной доске партии гроссмейстеров: А. Широв- Е. Лапинский (1990), как яркого примера гамбитного стиля игры:
1) e4-e5,
2) f4- e:f4,
3) Kf3- g5- чёрные избрали путь на удержание материала, что, до сих пор, является одним из наиболее распространённых продолжений в развитии такой позиции.
4) Сc4- g4, 5) O-O!?- белые отдают фигуру за скорейшее развитие- g:f3, 6) Ф:f3- Фf6, 7) e5!- Ф:e5, 8) С:f7+!- сжигая все мосты- Кр:f7, 9) d4!- Ф:d4+,
10) Сe3!.. Каждым ходом белые что-то "подставляют", чтобы не дать чёрным
ни одного темпа передышки. Сейчас слон на e3 неприкосновенен из-за связки. 10)… Фf6, 11) С:f4- Kрe8, 12)
Кc3- Кc6? Лучше было прикрыть пункт d5 ходом Кe7, 13) Кd5- Фg6, 14)
Лae1+ Сe7?? Решающая ошибка. Надо было играть Кge7. Тогда после двойного удара на с7 белые могли забрать ладью, но чёрным удалось бы
избежать мата и материальное соотношение оставалось в их пользу. Впрочем, с
таким королём в центре спокойной жизни не было бы в любом случае.
Теперь следует блестящая концовка
партии:
15) Сd6!- грозит мат на f8- Крd8, 16) Фf8+!!- С:f8 17. С:c7# 1-0
Этот вариант в чистом виде отражает суть
Королевского гамбита. Девиз - всё на алтарь атаки. Объективно чёрные должны
отбиться и реализовать лишний материал, но на практике и без подготовки это
сделать ой как непросто.
IV Игры детей в группе- 35 мин. Обучающиеся играют друг с другом, некоторые, по очереди, играют с компьютерной программой «Chess Titans» (4-й- 5-й уровни сложности).
V Итоги занятия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.