Коррекционно-развивающая работа
по развитию познавательной сферы у воспитанников
Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я становлюсь в какой-то мере сама ребенком, чтобы вместе с маленьким человеком идти в мир познания, пробуждать и утверждать в его разуме и сердце веру в свои силы, свои возможности, в самого себя
Политика государства в отношении детей с аномалиями в развитии построена на приоритете интернирования – изъятия из общества и содержания в закрытых стационарных учреждениях. Необходимо кардинальное изменение общественного мнения в отношении таких детей, создания гуманной системы реабилитации детей с ограниченными возможностями, социально незащищённых детей, формирование понятий о толерантности в отношении к таким детям в обществе – пространстве, окружающем ребёнка.
Государственное образовательное автономное учреждение Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната № 12 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г. Свободного осуществляет свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях. Происходящие изменения делают настоятельным поиск неординарных решений во всех сферах жизни, в том числе и в школе такого типа.
В этих условиях специальная (коррекционная) школа VIII вида, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей, в которой не только дается основное образование, но и создаются условия для развития познавательной сферы и становления детей, для формирования здорового образа жизни с последующей интеграцией в современное общество.
Работа государственного образовательного автономного учреждения Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната № 12 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г. Свободного осуществляется согласно Базисному учебному плану, Программе развития учреждения, в которой обоснованы и экспериментально подтверждены возможности социализации, технологии создания специальной коррекционно-развивающей среды, для развития познавательной сферы детей, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, реабилитацию и социальную адаптацию данной категории детей. Воспитанники разделены по степени тяжести заболевания и в соответствии с особенностями высшей нервной системы.
Воспитатель специальной (коррекционной) школы-интерната обязан знать дефекты каждого ученика, располагать данными медицинских осмотров, постоянно консультироваться с врачом-педиатром, учитывать способности ребёнка при планировании занятия.
Основными направлениями работы школы-интерната № 12 по совершенствованию образовательного процесса у воспитанников являются:
· Обеспечение оптимальных условий для развития познавательной сферы, улучшения физического, психического и личностного развития воспитанников.
· Осуществление преемственности и непрерывности в содержании и организации учебно-воспитательного процесса.
· Создание условий психологического комфорта для воспитанников, для формирования, сохранения и укрепления интеллекта, как важнейшего фактора развития личности.
· Установление соответствия содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования требованиям современного общества и внедрения коррекционных технологий обучения с отклонениями в развитии.
Для успешной работы по основным направлениям работы школы-интерната №12 по развитию познавательных процессов разработала компилятивную программу «Советы умной совы» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В 2013 году обобщила опыт трех лет работы по рабочей программе по развитию познавательных процессов: «Советы умной Совы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида», (приложение № 1).
Основной целью, которой является: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Актуальность выбранной мною темы. Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Основными задачами программы являются:
1) Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) Развитие психических познавательных процессов:
различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно
излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) Формирование навыков творческого мышления;
5) Развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности воспитанников;
6) Формирование и развитие коммуникативных умений: умений общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других;
7) Формирование навыков применения полученных ЗУН в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Программа предусматривает взаимодействие воспитателя с медицинским персоналом школы-интерната, социальным педагогом, учителем- логопедом, психологом.
Важное условие осуществления программы – целенаправленная систематическая работа по ступеням: начальные классы – основная школа.
Содержание программы по развитию познавательной сферы воспитанников включает в себя четыре основных этапа:
Ø выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, внимания, воображения и речи и разработка основных коррекционных подходов;
Ø отбор содержания, форм, методов коррекционной работы и создание установки на активный психокоррекционный процесс у детей и педагогов;
Ø работа по постепенному устранению негативных отклонений в развитии психических процессов у детей;
Ø оценка эффективности проведенной коррекционной работы и выработка регулирующих параметров, направленных на продолжение коррекционного воздействия на ребенка.
Этапы коррекции
I этап II этап III этап IV этап
Диагностический Установочный Коррекционный Оценочный
Всю работу в рамках диагностического (первого) этапа направляю на изучение сформированности высших психических функций.
Цель проводимой работы: выявить уровень развития психических процессов у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Работа по диагностическому модулю помогает определить исходный уровень каждого ребенка в развитии разных компонентов готовности к обучению. Это дает мне возможность сформулировать развивающие задачи и выстроить индивидуальный маршрут развития ребенка.
В ходе установочного этапа продумываю содержание коррекционной работы в рамках организации преемственности воспитателя с работой педагога-психолога, узких специалистов.
Отбираю формы и методы, направленные на реализацию поставленных задач. Цель установочного этапа: сформировать положительную установку у детей на активный психокоррекционный процесс.
Наиболее содержательным этапом коррекционно-развивающей работы является коррекционный этап. Его содержание строю на психопрофилактике и психокоррекции познавательной сферы детей с низким уровнем развития высших психических функций.
Цель коррекционного этапа: формирование познавательной сферы детей с низким уровнем развития высших психических функций как средства преодоления ими трудностей усвоения программных знаний, умений и навыков.
Был разработан перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!» (приложение № 1).
Содержание психолого-педагогического сопровождения в рамках перспективно-тематического плана коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!» отражает основные принципы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип развития динамичности восприятия. Опора на этот принцип предполагает построение занятия на достаточном уровне трудности. Речь идет не об усложнении программы, а об использовании заданий, выполнение которых способствует раскрытию у ребенка его возможностей и способностей, а в нашем случае и развитие механизма компенсации различных психических функций.
Принцип продуктивной обработки информации. С учетом этого принципа в предлагаемой системе коррекционных занятий у ребенка активно вырабатывается способность самостоятельного адекватного реагирования на выполнение заданий. Речь идет о том, что в ходе коррекционно-развивающих занятий, огромная роль отводится продуктивной детской деятельности.
Принцип развития и коррекции высших психических функций. На основе этого принципа, включение упражнений на развитие высших психических функций в содержание коррекционных занятий, позволяет максимально использовать все резервы и возможности организма ребенка в компенсации его дефекта.
Принцип мотивации. Согласно этому принципу в ходе всего коррекционного занятия ребенку должно быть интересно. Поэтому в содержание каждого занятия обязательным является включение творческих, проблемных, но посильных заданий для ребенка.
Предлагаю краткую характеристику перспективно-тематического плана коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!».
ü Занятия рассчитаны на детей, в психическом развитии которых наблюдаются лишь отклонения от нормы, а не симптом психического заболевания.
ü При проведении коррекционного – развивающих занятий взрослый для ребенка – не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект
ü Структура каждого занятия включает в себя работу по коррекции и развитию 4-х взаимосвязанных психических функций, определяющих познавательные возможности: «Внимание», «Память», «Восприятие», «Мышление».
ü В содержание каждого занятия включаются разнообразные задания и игры, некоторые из них могут использоваться частично, а некоторые – с неоднократным повторением.
Акцент делаю на профилактическую работу.
Задачи профилактической работы:
1. Содействую созданию условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и своевременно предупреждать нарушения становления личности и интеллекта ребенка.
2. Провожу психологический анализ образовательного процесса с целью определения причин трудностей, возникающих у детей и педагогов и затрудняющих эффективную реализацию Образовательной программы.
Заключительным этапом коррекционно-развивающей работы является оценочный этап.
Его цель: оценка эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Все этапы программы пронизаны основной целью обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный переход её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.
Методы и средства реализации программы:
- проведение физкультминуток, коррекционных пауз;
- имитация, театрализация, драматизация;
-метод наблюдения;
-беседа;
-мозговой штурм;
- игры;
-триз - приём;
- элементы технологии «Эйдетика»;
-метод проектов.
Проведённая работа по Программе «Советы умной совы» дала положительные результаты по развитию познавательных способностей:
- повысился уровень познавательных способностей (приложение № 2);
- повысилось качество успеваемости (приложение № 3);
- повысился уровень воспитанности; (приложение № 4);
- повысился уровень социально-психологической адаптации воспитанников (приложение № 5)
- повысилось стремление воспитанников к учёбе (приложение № 6).
Одним из приоритетных направлений своей педагогической деятельности в школе-интернате считаю, соблюдение охранительного режима и оказание помощи воспитанникам в учёбе. На занятиях, самоподготовке, предусматриваю время для физкультминуток, эмоциональной разрядки, профилактики нарушений сколиоза.
Во внеурочное время веду кружок под названием «Я познаю мир». Цель кружка – оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность. Задача кружка: — организовать образовательный процесс на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей, обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его способностей, склонностей. Периодичность проведения занятий раз в неделю, воскресенье.
Средства учебно-воспитательной работы с учащимися в кружке «Я познаю мир».
Технологии |
Методы |
Формы |
Проектная технология |
Метод проектов |
Индивидуальные, парные, групповые и коллективные |
Технология сотрудничества |
Методы организации учебно-познавательной деятельности |
Активные формы: учебная игра, беседы, заочные экскурсии, путешествия, соревнования и др. |
Технология поддержки |
Методы стимулирования и мотивации |
Индивидуальные консультации |
Личностно-ориентированные |
Методы контроля и самоконтроля |
Индивидуальные беседы, тестирование |
Информационно-коммуникационные |
Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся |
Устные и письменные |
При изучении темы «Звёздное небо» провела мастер-класс по оформлению звёздного неба в игровой комнате (приложение №7). Дополнительное образование ориентировано на:
- активизацию познавательной деятельности, формирование познавательных интересов;
- трудовое воспитание и профессиональную ориентацию;
- гражданско-патриотическое, правовое воспитание, спортивно- оздоровительная работа;
- формирование знаний о народной культуре;
эстетическое воспитание;
- формирование декоративно-прикладных умений;
- социально-трудовую адаптацию.
Воспитанники развивают творческие способности, навыки по социально-трудовой адаптации в кружках, секциях школьного и дополнительного образования.
Посещаемость кружков:
Учебный год |
Численность участников (%) |
Сохранность контингента (%) |
2012
|
100 % |
100 % |
2013
|
100 % |
100 % |
2014
|
100 % |
100 |
Уделяю большое внимание сохранению и укреплению здоровья воспитанников: не допускать ухудшения здоровья детей:
• способствовать достижению допустимого уровня здоровья воспитанников:
• создавать условия для формирования здорового образа жизни.
Основные мероприятия по решению задач:
определение уровня физического развития и физической подготовки учащихся;
использование здоровьесбсрегающих и здоровьеформирующих технологий в воспитании;
обеспечение санитарно-гигиенического режима. Санитарно-гигиеническое просвещение:
система физкультурно-оздоровительных мероприятий: спортивный кружок, дни здоровья, корригирующая гимнастика, физкультминутки, спортивные соревнования различных уровней (школьные, районные, областные), спортивные праздники и мероприятия и др.:
система рационального питания: охват, витаминизация;
правильный подбор мебели, влажная уборка, освещение, проветривание, тепловой режим и т. д.:
рациональная организация труда и отдыха в течение дня. недели, года;
система ОБЖ. изучение правил дорожного движения, предупреждения травматизма, охраны груда и техники безопасности;
профилактика употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ, табакокурения;
создание благоприятной психологической среды;
социальная защита участников образовательного процесса
Работая с детьми, психическое развитие которых не соответствует возрастным особенностям своего возраста, разработала и апробировала модель коррекционно-развивающей работы воспитателя со специалистами по развитию познавательной сферы.
Основной целью реализации разработанной модели коррекционной работы является подготовка детей к успешному обучению в школе, развитие познавательных процессов.
Задача модели коррекционной работы: выявить проблему в развитии познавательной сферы ребенка и скорректировать действия всех участников психолого-педагогического сопровождения.
Реализация данной модели способствует:
ü развитию ВПФ в соответствии с их возрастом;
ü расширению зоны ближайшего развития и последовательному переводу ее в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития;
ü формированию навыков учебной деятельности и культуры делового общения ребенка с взрослым.
Провела исследовательскую работу по уровню познавательных способностей воспитанников своей группы.
Современное информационное общество требует от нового поколения людей гибкости и быстроты ориентировки в потоке информации. Актуальность работы состоит в том, что довольно часто причины ухудшения учёбы детей в процессе их пребывания в школе-интернате носят не объективный, а субъективный характер.
Вывод: Сравнительный анализ результатов работы по развитию познавательной сферы показывает динамику развития психических функций у детей, имеющих проблемы в развитии.
Это говорит о том, что психолого-педагогическое воздействие в рамках коррекционно-развивающей работы имеет положительные результаты при повышении качества успеваемости, уровня воспитанности.
Используемая литература
1. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников ив процессе личностно ориентированного взаимоотношения участников обучения: Автореферат. - Челябинск, 1998. - 20 с.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного процесса у дошкольников и младших школьников. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.
3. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. - Ростов - н./Д: “Феникс”, 2000. - 416с.
4. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. - М.: Вече; АСТ, 2000. - 592 с.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 412 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина и др. - М.: АСАДЕМIА, 1999. - 317 с.
7. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб, пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 216 с.
8. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: АСАДЕМIА, 2000. - 421 с.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с. - (Серия «Мастера психологии»).
10. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Изд. центр “Академия”,1995. - 352 с.
11. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. // Первое сентября. - №40, октябрь. - 2004. - 32 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: УРАО, 1999. - 426 с.
13. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры детей. - М., 2001. - 259 с.
14. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников» /1-4/, М., Педагогическое общество России, 2000
15. Николаев В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. - М.: ОГУ, 2005. - 111 с.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология (Детская психология): Учебник. - М.: Роспедагенство, 1996. - 161 с.
17. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. рогов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с.
18. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академический проект, 2000. - 197 с.
19. Опыт работы с учащимися 1-го класса по курсу «Интеллектика»: Методическое пособие. / А.З .Зак, О.Н. Гнездилова, М. Г. Губенко и др. - М.: Интеллект-Центр, 2006. - 104 с.
20. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2005. - 384 с.
21. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 1. М., ВЛАДОС, 2001.-384 с.
23. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. / Е.С. Романова. - СПб: Питер, 2006. - 400 с.
24. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 227 с.
25. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997. 192 с.
26. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: учебник для студ. вузов: В 3ч. / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч.1. - 288 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.