коррекционная работа

  • Документация
  • doc
  • 10.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной сферы у воспитанников
Иконка файла материала Коррекционно.doc

Коррекционно-развивающая работа

по развитию познавательной сферы у  воспитанников

         Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство,  я   становлюсь     в  какой-то   мере   сама   ребенком,     чтобы вместе   с   маленьким    человеком    идти в мир познания, пробуждать и утверждать в   его    разуме и  сердце   веру в свои силы,   свои возможности,   в    самого себя

 

       Политика государства в отношении детей с аномалиями в развитии построена на приоритете интернирования – изъятия из общества и содержания в закрытых стационарных учреждениях. Необходимо кардинальное изменение общественного мнения в отношении таких детей, создания гуманной системы реабилитации детей с ограниченными возможностями, социально незащищённых детей, формирование понятий о толерантности в отношении к таким детям  в обществе – пространстве, окружающем ребёнка.

      Государственное образовательное автономное учреждение Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной  (коррекционной) школы-интерната № 12 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г. Свободного осуществляет свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях. Происходящие изменения делают настоятельным поиск неординарных решений во всех сферах жизни, в том числе и в школе такого типа.

       В этих условиях специальная (коррекционная) школа VIII вида, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей, в которой не только дается основное образование, но и создаются условия для развития познавательной сферы и становления детей, для формирования здорового образа жизни с последующей интеграцией в современное общество.

      Работа государственного образовательного автономного учреждения Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной  (коррекционной) школы-интерната № 12 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г. Свободного осуществляется согласно Базисному учебному плану, Программе развития учреждения, в которой обоснованы и экспериментально подтверждены возможности социализации, технологии создания специальной  коррекционно-развивающей среды, для развития познавательной сферы детей, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, реабилитацию и социальную адаптацию данной категории детей.    Воспитанники разделены по степени тяжести заболевания и в соответствии с особенностями высшей нервной системы.

       Воспитатель специальной (коррекционной) школы-интерната обязан знать дефекты каждого ученика, располагать данными медицинских осмотров, постоянно консультироваться с врачом-педиатром, учитывать способности ребёнка при планировании занятия.

      Основными направлениями работы школы-интерната № 12 по совершенствованию образовательного  процесса у воспитанников являются:

·              Обеспечение оптимальных условий для развития познавательной сферы, улучшения физического, психического и личностного развития воспитанников.

·              Осуществление преемственности и непрерывности в содержании и организации учебно-воспитательного процесса.

·              Создание условий психологического комфорта для воспитанников, для формирования, сохранения и укрепления интеллекта, как важнейшего фактора развития личности.

·              Установление соответствия содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования требованиям современного общества и внедрения коррекционных технологий обучения с отклонениями в развитии.

       Для успешной работы по основным направлениям работы школы-интерната №12 по развитию познавательных процессов разработала  компилятивную программу  «Советы умной совы» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В 2013 году обобщила опыт трех лет работы по рабочей программе по развитию познавательных процессов: «Советы умной Совы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида», (приложение № 1).

      Основной целью, которой является: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.

     Актуальность выбранной мною темы. Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.   

    Основными задачами программы являются:

   1) Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

   2) Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
   3)Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;
   4) Формирование навыков творческого мышления;

   5) Развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности воспитанников;

   6) Формирование и развитие коммуникативных умений: умений общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других;

   7) Формирование навыков применения полученных ЗУН  в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

      Программа предусматривает взаимодействие воспитателя с медицинским персоналом школы-интерната, социальным педагогом, учителем- логопедом, психологом.

      Важное условие осуществления программы – целенаправленная систематическая работа по ступеням: начальные классы – основная школа.

Содержание программы по развитию познавательной сферы воспитанников включает в себя четыре основных этапа:

Ø   выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, внимания, воображения и речи и разработка основных коррекционных подходов;

Ø    отбор содержания, форм, методов коррекционной работы и создание установки на активный психокоррекционный процесс у детей  и педагогов;

Ø   работа по постепенному устранению негативных отклонений в развитии психических процессов у детей;

Ø   оценка эффективности проведенной коррекционной работы и выработка регулирующих параметров, направленных на продолжение коррекционного воздействия на ребенка.

 

Этапы коррекции

 

 

 


I этап                    II этап                     III этап                 IV этап

Диагностический     Установочный       Коррекционный                Оценочный

       Всю работу в рамках  диагностического (первого) этапа направляю  на изучение сформированности высших психических функций.

  Цель проводимой работы: выявить уровень развития психических процессов  у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Работа по диагностическому модулю помогает определить исходный уровень каждого ребенка в развитии разных компонентов готовности к обучению. Это дает мне возможность сформулировать развивающие задачи и выстроить индивидуальный маршрут развития ребенка.

   В ходе установочного  этапа  продумываю содержание коррекционной работы в рамках организации преемственности воспитателя с работой  педагога-психолога, узких специалистов. 

  Отбираю формы и методы, направленные на реализацию поставленных задач. Цель установочного  этапа: сформировать положительную установку у детей на активный  психокоррекционный процесс.

Наиболее содержательным этапом коррекционно-развивающей работы является коррекционный этап. Его содержание строю на психопрофилактике и психокоррекции  познавательной сферы детей с низким уровнем развития высших психических функций.

 Цель коррекционного этапа: формирование познавательной сферы детей с низким уровнем развития высших психических функций как средства преодоления ими трудностей усвоения программных знаний, умений и навыков.

    Был разработан перспективно-тематический  план коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!» (приложение № 1).

Содержание психолого-педагогического сопровождения в рамках перспективно-тематического плана коррекционно-развивающих занятий  «Хочу все знать!» отражает основные принципы коррекционно-развивающего обучения.

 Принцип развития динамичности восприятия. Опора на этот принцип предполагает построение занятия на достаточном уровне трудности. Речь идет не об усложнении программы,  а об использовании заданий, выполнение которых способствует раскрытию у ребенка его возможностей и способностей, а в нашем случае и развитие механизма компенсации различных психических функций.

Принцип продуктивной обработки информации.  С учетом этого принципа  в предлагаемой системе коррекционных занятий  у ребенка активно вырабатывается способность самостоятельного адекватного реагирования на выполнение заданий. Речь идет о том, что в ходе коррекционно-развивающих занятий, огромная роль отводится продуктивной детской деятельности.

Принцип развития и коррекции высших психических функций.  На основе этого принципа,  включение упражнений на развитие высших психических функций в содержание коррекционных занятий, позволяет максимально использовать все резервы  и возможности организма ребенка в компенсации его дефекта.

Принцип мотивации.  Согласно этому принципу в ходе всего коррекционного занятия ребенку должно быть интересно. Поэтому в содержание каждого занятия обязательным является включение творческих, проблемных, но посильных заданий  для ребенка. 

Предлагаю краткую характеристику перспективно-тематического  плана коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!».

ü    Занятия рассчитаны на детей, в психическом развитии которых наблюдаются лишь отклонения от нормы, а не симптом психического заболевания.

ü    При   проведении   коррекционного – развивающих   занятий   взрослый      для ребенка – не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект

ü    Структура каждого занятия включает в себя работу   по   коррекции и развитию 4-х взаимосвязанных психических функций, определяющих познавательные возможности: «Внимание», «Память», «Восприятие», «Мышление».  

ü    В содержание каждого занятия включаются  разнообразные  задания  и   игры, некоторые из  них могут использоваться частично, а некоторые – с неоднократным повторением.

Акцент делаю на профилактическую работу.

       Задачи профилактической работы:

1.            Содействую созданию условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и своевременно предупреждать нарушения становления личности и интеллекта ребенка.

      2. Провожу психологический анализ  образовательного процесса с целью определения причин трудностей, возникающих  у детей и педагогов и затрудняющих эффективную реализацию Образовательной программы. 

       Заключительным этапом коррекционно-развивающей работы является оценочный этап.

Его цель: оценка эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.

   Все этапы программы пронизаны основной целью обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный переход её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.

      Методы и средства реализации программы:

 - проведение физкультминуток, коррекционных пауз;

 - имитация, театрализация, драматизация;

 -метод наблюдения;

  -беседа;

 -мозговой штурм;

 - игры;

  -триз - приём;

 - элементы технологии «Эйдетика»;

 -метод проектов.

   Проведённая работа по Программе «Советы умной совы» дала положительные результаты по развитию познавательных способностей:

- повысился уровень познавательных способностей (приложение № 2);

- повысилось качество успеваемости (приложение № 3);

- повысился уровень воспитанности; (приложение  № 4);

- повысился уровень социально-психологической адаптации воспитанников    (приложение № 5)

- повысилось стремление воспитанников к учёбе (приложение  № 6).

      Одним из приоритетных направлений  своей педагогической  деятельности в школе-интернате считаю, соблюдение охранительного режима и оказание помощи воспитанникам в учёбе. На занятиях, самоподготовке, предусматриваю время для физкультминуток, эмоциональной разрядки, профилактики нарушений сколиоза.

 Во внеурочное время веду кружок под названием «Я познаю мир». Цель кружка – оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность. Задача кружка: организовать образовательный процесс на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей, обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его способностей, склонностей. Периодичность проведения занятий раз в неделю, воскресенье.

     Средства учебно-воспитательной работы с учащимися в кружке «Я познаю мир».

Технологии

Методы

Формы

Проектная технология

Метод проектов

Индивидуальные, парные, групповые и коллективные

Технология сотрудничества

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Активные формы: учебная игра, беседы, заочные экскурсии, путешествия, соревнования и др.

Технология поддержки

Методы стимулирования и мотивации

Индивидуальные консультации

Личностно-ориентированные

Методы контроля и самоконтроля

Индивидуальные беседы, тестирование

Информационно-коммуникационные

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Устные и письменные

          При изучении темы «Звёздное небо» провела мастер-класс по оформлению звёздного неба  в игровой комнате (приложение №7).                               Дополнительное образование ориентировано на:

-         активизацию познавательной деятельности, формирование познавательных интересов;

-         трудовое воспитание и профессиональную ориентацию;

-         гражданско-патриотическое, правовое воспитание, спортивно- оздоровительная работа;

-         формирование знаний о народной культуре;

эстетическое воспитание;

-         формирование декоративно-прикладных умений;

-         социально-трудовую адаптацию.

    

 

   Воспитанники развивают творческие способности, навыки по социально-трудовой адаптации в кружках,  секциях школьного и дополнительного образования.

Посещаемость кружков:

 

 

Учебный год

 

Численность участников (%)

 

Сохранность контингента (%)

2012

 

100 %

100 %

2013

 

100 %

100 %

2014

 

100 %

100                                                                                   

 

       Уделяю большое внимание сохранению и укреплению здоровья воспитанников: не допускать ухудшения здоровья детей:

         способствовать достижению допустимого уровня здоровья воспитанников:

         создавать условия для формирования здорового образа жизни.

 Основные мероприятия по решению задач:

определение уровня физического развития и физической подготовки учащихся;

использование здоровьесбсрегающих и здоровьеформирующих технологий в воспитании;

обеспечение санитарно-гигиенического режима. Санитарно-гигиеническое просвещение:

система физкультурно-оздоровительных мероприятий: спортивный кружок, дни здоровья, корригирующая гимнастика, физкультминутки, спортивные соревнования различных уровней (школьные, районные, областные), спортивные праздники и мероприятия и др.:

система рационального питания: охват, витаминизация;

правильный подбор мебели, влажная уборка, освещение, проветривание, тепловой режим и т. д.:

рациональная организация труда и отдыха в течение дня. недели, года;

система ОБЖ. изучение правил дорожного движения, предупреждения травматизма, охраны груда и техники безопасности;

профилактика употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ, табакокурения;

создание благоприятной психологической среды;

          социальная защита участников образовательного процесса

 

 

Работая с детьми, психическое развитие которых не соответствует возрастным особенностям своего возраста,   разработала и апробировала модель коррекционно-развивающей работы воспитателя со специалистами по развитию познавательной сферы.

Основной целью реализации разработанной модели коррекционной работы является  подготовка детей к успешному обучению в школе, развитие познавательных процессов.

Задача модели коррекционной работы: выявить проблему в развитии познавательной сферы  ребенка и скорректировать действия всех участников психолого-педагогического сопровождения.

Реализация данной модели способствует:

ü   развитию ВПФ в соответствии с их возрастом;

ü   расширению  зоны ближайшего развития и последовательному переводу ее в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития;

ü   формированию навыков учебной деятельности и культуры делового общения ребенка с взрослым.

      Провела исследовательскую работу по уровню познавательных способностей воспитанников своей группы.

       Современное информационное общество требует от нового поколения людей гибкости и быстроты ориентировки в потоке информации.    Актуальность работы состоит в том, что довольно часто причины ухудшения учёбы детей в процессе их пребывания в школе-интернате носят не объективный, а субъективный характер.

  Вывод: Сравнительный анализ результатов работы по развитию познавательной сферы показывает  динамику развития психических функций у детей, имеющих проблемы в развитии. 

  Это говорит о том, что   психолого-педагогическое воздействие в рамках   коррекционно-развивающей работы имеет положительные результаты при повышении  качества успеваемости,  уровня воспитанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Используемая литература

1. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников ив процессе личностно ориентированного взаимоотношения участников обучения: Автореферат. - Челябинск, 1998. - 20 с.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного процесса у дошкольников и младших школьников. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.

3. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. - Ростов - н./Д: “Феникс”, 2000. - 416с.

4. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. - М.: Вече; АСТ, 2000. - 592 с.

5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 412 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина и др. - М.: АСАДЕМIА, 1999. - 317 с.

7. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб, пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 216 с.

8. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: АСАДЕМIА, 2000. - 421 с.

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с. - (Серия «Мастера психологии»).

10. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Изд. центр “Академия”,1995. - 352 с.

11. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. // Первое сентября. - №40, октябрь. - 2004. - 32 с.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: УРАО, 1999. - 426 с.

13. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры детей. - М., 2001. - 259 с.

14. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников» /1-4/, М., Педагогическое общество России, 2000

15. Николаев В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. - М.: ОГУ, 2005. - 111 с.

16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология (Детская психология): Учебник. - М.: Роспедагенство, 1996. - 161 с.

17. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. рогов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с.

18. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академический проект, 2000. - 197 с.

19. Опыт работы с учащимися 1-го класса по курсу «Интеллектика»: Методическое пособие. / А.З .Зак, О.Н. Гнездилова, М. Г. Губенко и др. - М.: Интеллект-Центр, 2006. - 104 с.

20. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2005. - 384 с.

21. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.

22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 1. М., ВЛАДОС, 2001.-384 с.

23. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. / Е.С. Романова. - СПб: Питер, 2006. - 400 с.

24. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 227 с.

25. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997. 192 с.

26. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: учебник для студ. вузов: В 3ч. / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч.1. - 288 с.

 


Посмотрите также