Коррекционная работа
Оценка 4.6

Коррекционная работа

Оценка 4.6
Документация
doc
воспитание
10.02.2020
Коррекционная работа
Коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной сферы у воспитанников
Коррекционно.doc

Коррекционно-развивающая работа

по развитию познавательной сферы у  воспитанников

         Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство,  я   становлюсь     в  какой-то   мере   сама   ребенком,     чтобы вместе   с   маленьким    человеком    идти в мир познания, пробуждать и утверждать в   его    разуме и  сердце   веру в свои силы,   свои возможности,   в    самого себя

 

       Политика государства в отношении детей с аномалиями в развитии построена на приоритете интернирования – изъятия из общества и содержания в закрытых стационарных учреждениях. Необходимо кардинальное изменение общественного мнения в отношении таких детей, создания гуманной системы реабилитации детей с ограниченными возможностями, социально незащищённых детей, формирование понятий о толерантности в отношении к таким детям  в обществе – пространстве, окружающем ребёнка.

      Государственное образовательное автономное учреждение Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной  (коррекционной) школы-интерната № 12 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г. Свободного осуществляет свою деятельность в сложившихся социально-экономических условиях. Происходящие изменения делают настоятельным поиск неординарных решений во всех сферах жизни, в том числе и в школе такого типа.

       В этих условиях специальная (коррекционная) школа VIII вида, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей, в которой не только дается основное образование, но и создаются условия для развития познавательной сферы и становления детей, для формирования здорового образа жизни с последующей интеграцией в современное общество.

      Работа государственного образовательного автономного учреждения Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной  (коррекционной) школы-интерната № 12 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г. Свободного осуществляется согласно Базисному учебному плану, Программе развития учреждения, в которой обоснованы и экспериментально подтверждены возможности социализации, технологии создания специальной  коррекционно-развивающей среды, для развития познавательной сферы детей, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, реабилитацию и социальную адаптацию данной категории детей.    Воспитанники разделены по степени тяжести заболевания и в соответствии с особенностями высшей нервной системы.

       Воспитатель специальной (коррекционной) школы-интерната обязан знать дефекты каждого ученика, располагать данными медицинских осмотров, постоянно консультироваться с врачом-педиатром, учитывать способности ребёнка при планировании занятия.

      Основными направлениями работы школы-интерната № 12 по совершенствованию образовательного  процесса у воспитанников являются:

·              Обеспечение оптимальных условий для развития познавательной сферы, улучшения физического, психического и личностного развития воспитанников.

·              Осуществление преемственности и непрерывности в содержании и организации учебно-воспитательного процесса.

·              Создание условий психологического комфорта для воспитанников, для формирования, сохранения и укрепления интеллекта, как важнейшего фактора развития личности.

·              Установление соответствия содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования требованиям современного общества и внедрения коррекционных технологий обучения с отклонениями в развитии.

       Для успешной работы по основным направлениям работы школы-интерната №12 по развитию познавательных процессов разработала  компилятивную программу  «Советы умной совы» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В 2013 году обобщила опыт трех лет работы по рабочей программе по развитию познавательных процессов: «Советы умной Совы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида», (приложение № 1).

      Основной целью, которой является: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.

     Актуальность выбранной мною темы. Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.   

    Основными задачами программы являются:

   1) Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

   2) Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
   3)Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;
   4) Формирование навыков творческого мышления;

   5) Развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности воспитанников;

   6) Формирование и развитие коммуникативных умений: умений общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других;

   7) Формирование навыков применения полученных ЗУН  в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

      Программа предусматривает взаимодействие воспитателя с медицинским персоналом школы-интерната, социальным педагогом, учителем- логопедом, психологом.

      Важное условие осуществления программы – целенаправленная систематическая работа по ступеням: начальные классы – основная школа.

Содержание программы по развитию познавательной сферы воспитанников включает в себя четыре основных этапа:

Ø   выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, внимания, воображения и речи и разработка основных коррекционных подходов;

Ø    отбор содержания, форм, методов коррекционной работы и создание установки на активный психокоррекционный процесс у детей  и педагогов;

Ø   работа по постепенному устранению негативных отклонений в развитии психических процессов у детей;

Ø   оценка эффективности проведенной коррекционной работы и выработка регулирующих параметров, направленных на продолжение коррекционного воздействия на ребенка.

 

Этапы коррекции

 

 

 


I этап                    II этап                     III этап                 IV этап

Диагностический     Установочный       Коррекционный                Оценочный

       Всю работу в рамках  диагностического (первого) этапа направляю  на изучение сформированности высших психических функций.

  Цель проводимой работы: выявить уровень развития психических процессов  у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Работа по диагностическому модулю помогает определить исходный уровень каждого ребенка в развитии разных компонентов готовности к обучению. Это дает мне возможность сформулировать развивающие задачи и выстроить индивидуальный маршрут развития ребенка.

   В ходе установочного  этапа  продумываю содержание коррекционной работы в рамках организации преемственности воспитателя с работой  педагога-психолога, узких специалистов. 

  Отбираю формы и методы, направленные на реализацию поставленных задач. Цель установочного  этапа: сформировать положительную установку у детей на активный  психокоррекционный процесс.

Наиболее содержательным этапом коррекционно-развивающей работы является коррекционный этап. Его содержание строю на психопрофилактике и психокоррекции  познавательной сферы детей с низким уровнем развития высших психических функций.

 Цель коррекционного этапа: формирование познавательной сферы детей с низким уровнем развития высших психических функций как средства преодоления ими трудностей усвоения программных знаний, умений и навыков.

    Был разработан перспективно-тематический  план коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!» (приложение № 1).

Содержание психолого-педагогического сопровождения в рамках перспективно-тематического плана коррекционно-развивающих занятий  «Хочу все знать!» отражает основные принципы коррекционно-развивающего обучения.

 Принцип развития динамичности восприятия. Опора на этот принцип предполагает построение занятия на достаточном уровне трудности. Речь идет не об усложнении программы,  а об использовании заданий, выполнение которых способствует раскрытию у ребенка его возможностей и способностей, а в нашем случае и развитие механизма компенсации различных психических функций.

Принцип продуктивной обработки информации.  С учетом этого принципа  в предлагаемой системе коррекционных занятий  у ребенка активно вырабатывается способность самостоятельного адекватного реагирования на выполнение заданий. Речь идет о том, что в ходе коррекционно-развивающих занятий, огромная роль отводится продуктивной детской деятельности.

Принцип развития и коррекции высших психических функций.  На основе этого принципа,  включение упражнений на развитие высших психических функций в содержание коррекционных занятий, позволяет максимально использовать все резервы  и возможности организма ребенка в компенсации его дефекта.

Принцип мотивации.  Согласно этому принципу в ходе всего коррекционного занятия ребенку должно быть интересно. Поэтому в содержание каждого занятия обязательным является включение творческих, проблемных, но посильных заданий  для ребенка. 

Предлагаю краткую характеристику перспективно-тематического  плана коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!».

ü    Занятия рассчитаны на детей, в психическом развитии которых наблюдаются лишь отклонения от нормы, а не симптом психического заболевания.

ü    При   проведении   коррекционного – развивающих   занятий   взрослый      для ребенка – не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект

ü    Структура каждого занятия включает в себя работу   по   коррекции и развитию 4-х взаимосвязанных психических функций, определяющих познавательные возможности: «Внимание», «Память», «Восприятие», «Мышление».  

ü    В содержание каждого занятия включаются  разнообразные  задания  и   игры, некоторые из  них могут использоваться частично, а некоторые – с неоднократным повторением.

Акцент делаю на профилактическую работу.

       Задачи профилактической работы:

1.            Содействую созданию условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и своевременно предупреждать нарушения становления личности и интеллекта ребенка.

      2. Провожу психологический анализ  образовательного процесса с целью определения причин трудностей, возникающих  у детей и педагогов и затрудняющих эффективную реализацию Образовательной программы. 

       Заключительным этапом коррекционно-развивающей работы является оценочный этап.

Его цель: оценка эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.

   Все этапы программы пронизаны основной целью обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный переход её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.

      Методы и средства реализации программы:

 - проведение физкультминуток, коррекционных пауз;

 - имитация, театрализация, драматизация;

 -метод наблюдения;

  -беседа;

 -мозговой штурм;

 - игры;

  -триз - приём;

 - элементы технологии «Эйдетика»;

 -метод проектов.

   Проведённая работа по Программе «Советы умной совы» дала положительные результаты по развитию познавательных способностей:

- повысился уровень познавательных способностей (приложение № 2);

- повысилось качество успеваемости (приложение № 3);

- повысился уровень воспитанности; (приложение  № 4);

- повысился уровень социально-психологической адаптации воспитанников    (приложение № 5)

- повысилось стремление воспитанников к учёбе (приложение  № 6).

      Одним из приоритетных направлений  своей педагогической  деятельности в школе-интернате считаю, соблюдение охранительного режима и оказание помощи воспитанникам в учёбе. На занятиях, самоподготовке, предусматриваю время для физкультминуток, эмоциональной разрядки, профилактики нарушений сколиоза.

 Во внеурочное время веду кружок под названием «Я познаю мир». Цель кружка – оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность. Задача кружка: организовать образовательный процесс на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей, обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его способностей, склонностей. Периодичность проведения занятий раз в неделю, воскресенье.

     Средства учебно-воспитательной работы с учащимися в кружке «Я познаю мир».

Технологии

Методы

Формы

Проектная технология

Метод проектов

Индивидуальные, парные, групповые и коллективные

Технология сотрудничества

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Активные формы: учебная игра, беседы, заочные экскурсии, путешествия, соревнования и др.

Технология поддержки

Методы стимулирования и мотивации

Индивидуальные консультации

Личностно-ориентированные

Методы контроля и самоконтроля

Индивидуальные беседы, тестирование

Информационно-коммуникационные

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Устные и письменные

          При изучении темы «Звёздное небо» провела мастер-класс по оформлению звёздного неба  в игровой комнате (приложение №7).                               Дополнительное образование ориентировано на:

-         активизацию познавательной деятельности, формирование познавательных интересов;

-         трудовое воспитание и профессиональную ориентацию;

-         гражданско-патриотическое, правовое воспитание, спортивно- оздоровительная работа;

-         формирование знаний о народной культуре;

эстетическое воспитание;

-         формирование декоративно-прикладных умений;

-         социально-трудовую адаптацию.

    

 

   Воспитанники развивают творческие способности, навыки по социально-трудовой адаптации в кружках,  секциях школьного и дополнительного образования.

Посещаемость кружков:

 

 

Учебный год

 

Численность участников (%)

 

Сохранность контингента (%)

2012

 

100 %

100 %

2013

 

100 %

100 %

2014

 

100 %

100                                                                                   

 

       Уделяю большое внимание сохранению и укреплению здоровья воспитанников: не допускать ухудшения здоровья детей:

         способствовать достижению допустимого уровня здоровья воспитанников:

         создавать условия для формирования здорового образа жизни.

 Основные мероприятия по решению задач:

определение уровня физического развития и физической подготовки учащихся;

использование здоровьесбсрегающих и здоровьеформирующих технологий в воспитании;

обеспечение санитарно-гигиенического режима. Санитарно-гигиеническое просвещение:

система физкультурно-оздоровительных мероприятий: спортивный кружок, дни здоровья, корригирующая гимнастика, физкультминутки, спортивные соревнования различных уровней (школьные, районные, областные), спортивные праздники и мероприятия и др.:

система рационального питания: охват, витаминизация;

правильный подбор мебели, влажная уборка, освещение, проветривание, тепловой режим и т. д.:

рациональная организация труда и отдыха в течение дня. недели, года;

система ОБЖ. изучение правил дорожного движения, предупреждения травматизма, охраны груда и техники безопасности;

профилактика употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ, табакокурения;

создание благоприятной психологической среды;

          социальная защита участников образовательного процесса

 

 

Работая с детьми, психическое развитие которых не соответствует возрастным особенностям своего возраста,   разработала и апробировала модель коррекционно-развивающей работы воспитателя со специалистами по развитию познавательной сферы.

Основной целью реализации разработанной модели коррекционной работы является  подготовка детей к успешному обучению в школе, развитие познавательных процессов.

Задача модели коррекционной работы: выявить проблему в развитии познавательной сферы  ребенка и скорректировать действия всех участников психолого-педагогического сопровождения.

Реализация данной модели способствует:

ü   развитию ВПФ в соответствии с их возрастом;

ü   расширению  зоны ближайшего развития и последовательному переводу ее в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития;

ü   формированию навыков учебной деятельности и культуры делового общения ребенка с взрослым.

      Провела исследовательскую работу по уровню познавательных способностей воспитанников своей группы.

       Современное информационное общество требует от нового поколения людей гибкости и быстроты ориентировки в потоке информации.    Актуальность работы состоит в том, что довольно часто причины ухудшения учёбы детей в процессе их пребывания в школе-интернате носят не объективный, а субъективный характер.

  Вывод: Сравнительный анализ результатов работы по развитию познавательной сферы показывает  динамику развития психических функций у детей, имеющих проблемы в развитии. 

  Это говорит о том, что   психолого-педагогическое воздействие в рамках   коррекционно-развивающей работы имеет положительные результаты при повышении  качества успеваемости,  уровня воспитанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Используемая литература

1. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников ив процессе личностно ориентированного взаимоотношения участников обучения: Автореферат. - Челябинск, 1998. - 20 с.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного процесса у дошкольников и младших школьников. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.

3. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. - Ростов - н./Д: “Феникс”, 2000. - 416с.

4. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. - М.: Вече; АСТ, 2000. - 592 с.

5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 412 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина и др. - М.: АСАДЕМIА, 1999. - 317 с.

7. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб, пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 216 с.

8. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: АСАДЕМIА, 2000. - 421 с.

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с. - (Серия «Мастера психологии»).

10. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Изд. центр “Академия”,1995. - 352 с.

11. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. // Первое сентября. - №40, октябрь. - 2004. - 32 с.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: УРАО, 1999. - 426 с.

13. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры детей. - М., 2001. - 259 с.

14. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников» /1-4/, М., Педагогическое общество России, 2000

15. Николаев В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. - М.: ОГУ, 2005. - 111 с.

16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология (Детская психология): Учебник. - М.: Роспедагенство, 1996. - 161 с.

17. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. рогов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с.

18. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Академический проект, 2000. - 197 с.

19. Опыт работы с учащимися 1-го класса по курсу «Интеллектика»: Методическое пособие. / А.З .Зак, О.Н. Гнездилова, М. Г. Губенко и др. - М.: Интеллект-Центр, 2006. - 104 с.

20. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2005. - 384 с.

21. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.

22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 1. М., ВЛАДОС, 2001.-384 с.

23. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. / Е.С. Романова. - СПб: Питер, 2006. - 400 с.

24. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 227 с.

25. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997. 192 с.

26. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: учебник для студ. вузов: В 3ч. / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч.1. - 288 с.

 


Коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной сферы у воспитанников

Коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной сферы у воспитанников

Воспитатель специальной (коррекционной) школы-интерната обязан знать дефекты каждого ученика, располагать данными медицинских осмотров, постоянно консультироваться с врачом-педиатром, учитывать способности ребёнка при планировании занятия

Воспитатель специальной (коррекционной) школы-интерната обязан знать дефекты каждого ученика, располагать данными медицинских осмотров, постоянно консультироваться с врачом-педиатром, учитывать способности ребёнка при планировании занятия

Развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности воспитанников; 6)

Развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности воспитанников; 6)

Отбираю формы и методы, направленные на реализацию поставленных задач

Отбираю формы и методы, направленные на реализацию поставленных задач

Структура каждого занятия включает в себя работу по коррекции и развитию 4-х взаимосвязанных психических функций, определяющих познавательные возможности: «Внимание», «Память», «Восприятие», «Мышление»

Структура каждого занятия включает в себя работу по коррекции и развитию 4-х взаимосвязанных психических функций, определяющих познавательные возможности: «Внимание», «Память», «Восприятие», «Мышление»

Во внеурочное время веду кружок под названием «Я познаю мир»

Во внеурочное время веду кружок под названием «Я познаю мир»

Воспитанники развивают творческие способности, навыки по социально-трудовой адаптации в кружках, секциях школьного и дополнительного образования

Воспитанники развивают творческие способности, навыки по социально-трудовой адаптации в кружках, секциях школьного и дополнительного образования

Работая с детьми, психическое развитие которых не соответствует возрастным особенностям своего возраста, разработала и апробировала модель коррекционно-развивающей работы воспитателя со специалистами по развитию познавательной сферы

Работая с детьми, психическое развитие которых не соответствует возрастным особенностям своего возраста, разработала и апробировала модель коррекционно-развивающей работы воспитателя со специалистами по развитию познавательной сферы

Используемая литература 1. Бараз

Используемая литература 1. Бараз

Николаев В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников

Николаев В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020