Коррекционная работа учителя-логопеда с ребенком
с задержкой психического развития.
Работа учителя-логопеда заключается в том, чтобы помочь ребенку с задержкой психического развития преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить его полноценное развитие. Логопедическую работу с детьми ЗПР необходимо начинать в раннем возрасте. Нарушение речи при ЗПР затрагивает многие стороны речевой системы.
При первой встречи учитель-логопед проводит беседу с родителями, выясняя, как прошли беременность и роды у мамы, как шло поэтапное развитие ребенка: когда начал говорить; были ли травмы и какие; перенесенные заболевания; стоит ли ребенок на учете у какого-либо врача. Далее специалист проводит с ребенком диагностику с целью определения уровня речевого нарушения и нарушения в развитии психических процессов. Составляется план работы учителя-логопеда с ребенком, даются рекомендации родителям с целью лучшего усвоения программы. Родителям предстоит работать в тесном контакте со специалистом, ответственно выполнять все его рекомендации, это один из главных компонентов в исправлении речевых нарушений ребенка.
В процессе коррекционной работы учитель-логопед организовывает речевую и умственную деятельность, с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка, уровня работоспособности, стараясь вызвать положительную мотивацию. Максимально активизирует познавательную деятельность ребенка, используя разные методы и приемы. В качестве основных методов применяются: словесные, наглядные, практические:
Словесные:
- утрированное (подчеркивание дикцией) произношение, интонирование звука, ударного слога искажаемой части речи слова;
- вводная и обобщающая беседа проблемного характера;
- сопряженная речь ребенка и взрослого;
- частичный образец фрагмента повествования;
- использование художественной литературы.
Наглядные:
- игровая познавательная мотивация речевого задания;
- моделирование разных видов творческих произведений (сказок, рассказов, стихов);
- рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира.
Практические:
- хоровое и индивидуальное проговаривание слов (при необходимости);
- проблемный анализ речевого творчества самим ребенком;
- упражнения на выразительность речи, передачу разных эмоциональных состояний;
- инсценировки, театрализованные игры;
- проблемные задания – придумать план рассказа, начало, конец, описать образ героя пр.
Этапы коррекционной работы:
- работа над фонематическим слухом, артикуляционной и дыхательной гимнастикой, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
- выработка навыков правильного произношения изолированного звука и зрительного восприятие артикуляции данного звука. Произношение каждого звука тщательно, анализируется с точки зрения его слухового и зрительного образа
- автоматизация звука начинается с закрепления звука в слогах разного типа (открытого СА, закрытого АС), затем в словах и только потом в различных видах развернутой речи (в предложениях, потешках, стихотворениях, коротких рассказах).
Весь речевой материал должен быть насыщен автоматизируемым звуком. Для читающих детей, можно не только повторять, но и читать.
Наиболее трудным является процесс автоматизации звука в тексте, к нему учитель-логопед приступает, когда ребенок научился правильно произносить данный звук на предыдущих этапах.
Подбирать текст, который не содержит еще не поставленных звуков надо очень тщательно,
- дифференциации звуков, к этому этапу учитель-логопед приступает только тогда, когда ребенок правильно произносит звук в любом звукосочетании.
На любом этапе коррекции звукопроизношения специалист использует наглядный материал: различные картинки, пособия, игры, которые будут максимально включать все анализаторы ребенка.
На этапах автоматизации и дифференциации используются игры, которые не только закрепляют поставленный звук, но и развивают психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие).
Например, «Запомни и повтори» упражнение проводится на слух и с помощью картинок (что запомнил?). «Найди отличия» (что изменилось, что отсутствует?). Упражнение «Четвертый лишний» (выделить лишний предмет).
Характерной составляющей в логопедической работе является частая повторяемость логопедических упражнений, непосредственно с включением нового материала либо по содержании, либо по форме.
Коррекцию звукопроизношения необходимо связывать с общей моторикой, а особенно с пальчиковой. При проведении занятия ребенок должен четко понимать его цель. Учитель-логопед, учитывая высокую утомляемость таких детей, старается периодически менять вид деятельности.
В связи с тем, что нарушение речи у детей с задержкой психического развития носит стойкий характер, то этап коррекции звукопроизношения будет более длительным, чем у детей с нормой в развитии, поэтому так необходимо учитывать индивидуальные особенности развития и темпы психических процессов на всех этапах работы с ребенком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.