МБОУ «Большегондырская СОШ», учитель начальных классов Давыдова Е. Р.
Коррекционная работа учителя с обучающимся с ОВЗ
С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Самым главным приоритетом в
работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики
психики и здоровья каждого ребенка.
В моём классе два ребёнка с ОВЗ. Поступили ко мне в первом классе, по
заключению ПМПК в 2016 году им был рекомендован повторный год обучения в 1
классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального
общего образования обучающихся с ЗПР, 1 вариант. Оба обучающихся с учебной
программой справлялись, но испытывали затруднения в обучении. Вова имеет
серьёзное заболевание, по этой причине мальчик принимает очень
сильнодействующие лекарственные препараты, которые могут влиять на его
познавательные способности и эмоциональное состояние.
Изучив рекомендации специалистов ПМПК, характеристики детей при составлении рабочей программы мне пришлость корректировать некоторые темы по предметам. После проведения педагогической диагностики выявились проблемы и затруднения обучающихся и поэтому в рабочей программе я завела колонку, где прописывала коррекционную работу с обучающимися с ОВЗ. В ней я указывала на что обратить внимание, какие дополнительные задания включить, какое упражнение дать для индивидуальной работы, где можно включить ребёнка в работу в группе, в паре.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Надо уметь побуждать обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствуют формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока я использую различные приветствия:
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему… (дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой… (дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече, через много лет
Вы крикните друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнуться вам в ответ
От слова доброго… (дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения:
- использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа.
- использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
- активные методы рефлексии.
В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.
В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.
Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.
Какие коррекционные приемы помогают мне обучать школьников с ЗПР:
Прием 1. Реализовать коррекционную направленность предмета. Ученики на занятиях выполняют задания и упражнения,
которые развивают, корректируют или компенсируют недостаточно
сформированные психофизические функции и когнитивные процессы.
Для ученика с ЗПР я создаю ситуацию постоянной обратной
связи, регулярно привлекаю внимание учащегося к его действиям,
задаю вопросы и тем самым повышаю осознанность учебной работы. На уроках я с учениками группируем объекты, выделяем лишний объект, устанавливаем закономерность, формулируем простые умозаключения.
Прием 2. Поэтапно сформировать учебное действие, умение, навык. Обязательно предусматриваю поэтапность, когда
формирую учебное действие, умение или навык. Стараюсь транслировать
материал небольшими дозами, постепенно усложняя и увеличивая
количество тренировочных упражнений.
Стараюсь предъявлять новую информацию максимально развернуто, использую алгоритмы. Это может быть пошаговая памятка
или визуальная подсказка в знаково-символической форме. Так
структурирую деятельность ученика, корректирую недостатки памяти. Навык обучающегося обобщается и становится более универсальным.
Обучающиеся подкрепляют свои действия речью на первых этапах работы с алгоритмом, а в последствии переходят от внешнеречевого действия к внутреннему. Также организую работу учеников над правилом с опорой на алгоритм, который учащийся многократно повторяет.
Прием 3. Выбрать доступную информацию с опорой на жизненный опыт.
Лучше усвоить учебный материал ученик сможет, если информация будет понятной и опираться на жизненный опыт школьника. Поэтому стараюсь выбирать материал и примеры на уроке, близкие к жизненным компетенциям учащегося и подкреплять их практическими навыками.
Прием 4. Организовать систематическое повторение.
Необходимо систематически повторять пройденный материал, чтобы
автоматизировать навыки, сделать более прочной связь между понятиями, смысловыми единицами. Использую приемы актуализации имеющихся знаний, например визуальнуюопору, памятку.
Прием 5. Расширить словарный запас и научить искать информацию. Словарный материал на занятиях следует уточнять, пополнять, расширять. На уроках учу находить самостоятельно необходимую информацию из нескольких источников – словари, энциклопедии. Школьники выполняют словесные отчеты, формулируют короткие выводы о каждом действии, которое совершают.
Прием 6. Внедрить дифференцированное обучение.
При выраженных трудностях формирования учебного навыка необходимо подбирать приемы, чтобы помочь ученикам по-другому этот навык усвоить. Учитывать степень сформированности навыка у разных обучающихся поможет дифференцированный подход. Например, при обучении вычислительному навыку – приему письменных вычислений – всем ученикам класса задаю основное задание: решить пример вычитания столбиком. Обучающиеся с ЗПР решают его по алгоритму.
Прием 7. Соблюсти временной режим.
Задания, требующие усиленного внимания, стараюсь чередовать с заданиями игрового характера или хорошо знакомым учебным материалом.
На уроке надо предусмотреть разнообразные виды деятельности, включать работу в группах, демонстрацию видеофрагментов или коротких презентаций, небольшие исследования, практические работы, игровые моменты.
Дидактические игры на уроках русского языка:
- Игра «Покупка слова». У учителя готовые, красиво оформленные пустые карточки, куда он будет вписывать новое словарное слово. «Платежом» могут быть разнообразные задания: например, подбери пять прилагательных или глаголов к этому существительному; укажи у этого существительного склонение, род….; разбери это слово по составу, используя буквы этого слова, придумай новые и др. Например, словарное слово: кабинет. Кто больше произвел операций со словом, тот и «покупатель» слова. («Я могу у этого слова указать род: м.р.», «я к м.р. могу добавить число: ед. ч», «Я к ед.ч. могу добавить…», «Я к этому существительному могу подобрать два/три прилагательных/глагола», «Я могу по составу разобрать это слово….»). Игру ограничиваем временем, которое учитель обычно использует для словарно-орфографической работы на уроке.
- Синтаксическая игра.
В задуманном предложении сказуемое такое же, как в предложении: Наступила на камень.
Подлежащее такое же, как в предложении: Осень - прекрасная пора.
(Ответ: Наступила осень.)
Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме «Корень слова, образование однокоренных слов»
V.Работа над темой урока
1. Работа по карточкам
а)Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.
Учитель: Перед вами упражнение. Прочитайте данное упражнение.
Ст.ит ч.десная п.года. Пёстрыми цв.тами покрыты л.сные п.ляны.
Цв.точная росп.сь укр.шает тр.пинки и д.ро.ки. В т.нистом л.су цв.тут
ландыш.. Ланды.– это подаро. в.сны.
– Что вы прочитали и докажите почему? (текст, предложения связаны по
смыслу).
– Какого вида данный текст? (текст – повествование).
– Вставьте пропущенные орфограммы в тексте.
– Озаглавьте данный текст?
– Найдите в тексте родственные слова, запишите их в тетрадь и продолжите
данный ряд своим словом, выделив корень в родственных словах.
_ Что же такое родственные слова? Как образовать родственное слово?
б)Работа с учащимися с ОВЗ.
Учитель: Перед вами упражнение. Прочитайте данное упражнение.
Стоит чудесная погода. Пёстрыми цветами покрыты лесные поляны.
Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. В тенистом лесу цветут
ландыши. Ландыш – это подарок весны.
- Объясните написание выделенных букв.
- Что общего у подчёркнутых слов?
- Выпишите однокоренные слова и выделите корень слов.
2.Работа по карточкам
а)Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.
Учитель: Из ряда слов найдите лишнее слово, в однокоренных словах выделите корень.
а) Лесочек, лесной, лиса, лесник, лесовичок. (лишнее – лиса).
б) Зелень, зелёный, зеленеть, земляника, озеленение (лишнее – земляника).
в) Берёза, берёзовый, берёзонька, береста, подберёзовик (лишнее – береста).
б)Работа с учащимися с ОВЗ.
Учитель: Прочитайте слова, почему подчёркнутое слово «лишнее»? В однокоренных словах выделите корень.
а) Лесочек, лесной, лиса, лесник, лесовичок.
б) Зелень, зелёный, зеленеть, земляника, озеленение.
– Как вы понимаете значение слова «земляника»?
– Как вы понимаете значение слова «озеленение»?
в) Берёза, берёзовый, берёзонька, береста, подберёзовик.
Учитель: Как вы понимаете значение слова «береста»?
3.Работа в группах
1 группа (учащиеся с ОВЗ)– Подберите однокоренные слова к слову «солнце». Запишите и определите общий корень
2 группа(учащиеся со средними способностями) - Из набора слов необходимо найти родственные слова и записать их по порядку – существительное, прилагательное, глагол:
– пестреть, песенный, песня, петь (песня, песенный, петь).
– свет, светить, свист, светлый (свет, светлый, светить).
– тёплый, терпение, потепление, теплеть (потепление, тёплый, теплеть).
3 группа (сильные учащиеся) - Прочитайте и составьте рассказ, используя все слова:
Ярко засветило солнце зазвенели ручьи прилетели домики для пернатых певцов мастерят ребята скворцы и грачи
К слову «домики» подберите родственные слова и выделите корень (Домик – дом, домовой, домашняя, домовничать, домишко, домовитый, надомный, бездомный; общий корень – дом).
4.Упражения на развитие памяти и внимания
а)Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.
Учитель: Рассмотрите ещё раз предложение (на доске): «Стоит чудесная погода».
– Прочитайте предложение и запишите его в тетрадь по памяти
(проверка).
– Определите части речи в данном предложении (работа в тетрадях).
– Разберите данное предложение по членам предложения (работа в тетрадях).
б)Работа с учащимися с ОВЗ.
Учитель: Выберите причину и объясните ответ: «Стоит чудесная погода
потому, что … » (ярко светит солнце, наступила весна, повысилась температура воздуха и т.д.). Запишите в тетрадь получившееся предложение.(проверка)
Но всё на уроке нельзя успеть. То, что не успеваем на уроке выносим на дополнительные занятия вне урока. Для этого разработала индивидуальную образовательную программу на каждого обучающегося с ЗПР. Программа состоит:
1. из пояснительной записки,
2. учебного плана,
3. коррекционной работы,
4. системы комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР,
5. рабочей программы учебных предметов, требующих адаптации: русский язык, математика
В пояснительной записке определена цель программы- преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального общего образования и реальными возможностями ребёнка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Также определены задачи программы:
1. формировать учебные компетенции в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
2. формировать психологический базис в целях полноценного освоения начального общего образования
3. формировать и корректировать личностные качества в целом
В рабочих программах учебных предметов особое внимание уделяется тем темам, которые западают у обучающихся.
Два часа в неделю мы занимаемся по предметам русский язык и математика. Вся коррекционная работа направлена на освоение программы.
Приведу пример:
Раздел «Русский язык»
обучающиеся должны знать и уметь:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в начале и в конце слова и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
правильно списывать слова, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3 слов, написание которых не расходятся с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3 предложения на определённую тему;
знать гигиенические правила письма;
под руководством учителя сравнивать орфографическое и орфоэпическое звучание слова и устанавливать, так ли данное слово пишется, как произносится.
В результате освоения курса русского языка во 2 классе ученица Ракимова Анастасия научится:
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие парные и непарные, твёрдые, мягкие); не смешивать понятия «звук» и «буква»;
делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука;
обозначать мягкость согласных звуков на письме
определять количество букв и звуков в слове
писать прописную букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
ставить пунктуационные знаки в конце предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Коррекционный компонент
Проводить коррекцию грамматического строя речи учащегося;
Работать над увеличением объёма зрительных, слуховых, моторных восприятий; совершенствовать точность восприятий;
Работать над усвоением знаний, умений и навыков при помощи произвольного осознанного запоминания; формировать полноту воспроизведения словесного материала, развивать словесно – логическую, образную, зрительную память;
Формировать навыки самоконтроля, развивать целеустремлённость внимания;
Воспитывать самооценку, самоконтроль;
Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки речи, сходные по месту и способу образования; развивать функции фонематического анализа и синтеза; расширять активный словарь;
Развивать умения делать словесно – логические обобщения; развивать мыслительную и творческую деятельность;
Развивать самостоятельность, инициативу; развивать способности к творческой деятельности.
Коррекционный компонент определён и в предмете математика.
На каждого обучающегося завела лист индивидуальных достижений, где даётся оценка достижений тех или иных навыков.
Постоянно отслеживаю результаты и иногда приходится вносить изменения в программу.
Коррекционная работа осуществлялась в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях. За время работы обучающиеся с интересом посещали дополнительные занятия, стали общительнее, заметно развилась речь. Коррекционная работа помогла обучающимся в повышении успеваемости по предметам. Они справились со всеми итоговыми работами за год, программу второго класса усвоили. В течении учебного года принимали участие в различных конкурсах и олимпиадах. Вова А. в олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок» занял 3 место в районе. Работая по коррекционной прграмме обучающиеся достигли определённых личностных (развитие самостоятельности, ответственности), метапредметных ( использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач) и предметных результатов (овладение учебными действиями, формирование умения анализировать)
Список литературы
1. Вильшанская А.Д. Ученики с задержкой психического развития в ощеобразовательной школе. Справочник заместителя директора школы №1-2018.- 38с.
2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.- 125с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.