Коррекционная программа "Путь к успеху"
Оценка 5

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
психологическая работа +1
9 кл
23.04.2018
Коррекционная программа "Путь к успеху"
Данная программа предназначена для педагогов, работающих с выпускниками 9-х классов, имеющих ограниченные возможности здоровья, испытывающих различные трудности: длительное сосредоточивание на заданиях, медлительность, нарушения переключения и распределения внимания, снижение эрудиции, общей осведомлённости. Программа включает в себя занятия, способствующие созданию условий для осознания учащимися собственного «Я-образа», формирования адекватной самооценки. Выполнение практических упражнений направлено на обучение приёмам саморегуляции, психологическим приёмам настроя на успех.
Коррекционная программа Путь к успеху.doc
Коррекционная программа «Путь к успеху» Пояснительная записка Общая характеристика Программа   разработана     для   подростков   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   со сниженной учебной мотивацией, испытывающих различные трудности: длительное сосредоточивание на интеллектуально­познавательных заданиях, малая продуктивность деятельности во время занятий, излишняя   медлительность,   замедление   общего   темпа   деятельности,   нарушения   переключения   и распределения внимания, снижение эрудиции, общей осведомлённости. При составлении программы использовались материалы авторских программ Чистяковой С.Н., Захарова   Н.Н.   «Твоя   профессиональная   карьера».   М.,   Просвещение,   2011год,     Резапкиной   Г.В. «Психология   и  выбор   профессии»;     образовательного   курса  профориентационной   направленности Бобровской   Л.Н.,   Сапрыкиной   Е.А.   «Человек   и   профессия».   М.:   Планета,   2011год,   программы психолого­педагогических   мероприятий   для   выпускников   в   период   подготовки   к   единому государственному экзамену Стеблевой Н., Королевой Н. «Путь к успеху». Основные цели и задачи Цель программы: создание условий для успешной социально­психологической адаптации учащихся и всестороннего личностного развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, создание условий для успешного преодоления учебных трудностей. Задачи программы:  Способствование   личностному   росту,   формированию   адекватной   самооценки,   развитию уверенности в себе.  Осознание важности адекватной оценки своих возможностей.  Формирование позитивного настроя, взгляда в будущее.  Накопление эмоционально­положительного опыта; работа с тревожностью.  Обучение приёмам саморегуляции, психологическим приёмам настроя на успех.         Особенности методики преподавания курса         Данный курс включает в себя занятия, создающие условия для самоанализа подростками с ограниченными возможностями здоровья собственного «Я­образа», развития рефлексии, повышение уровня самопринятия. Подростки изучают своё уникальное  «Я», учатся превращать недостатки в достоинства;   упражняются   в   составлении   собственных   планов,   подходя   к   формированию профессиональных   планов.   В   связи   с   прохождением   государственной   итоговой   аттестации   для выпускников   введён   раздел   «Психологическая   подготовка   к   экзаменам».   Выполнение практических упражнений   направлено   на   оптимизацию   учебного   процесса   и   оказание   учащимся содействия в личностном развитии.                         Структура занятий  Формулирование темы занятия, основных целей.  Психологическая разминка (использование упражнений­активаторов, способствующих снятию психоэмоционального напряжения, повышению эмоционального фона, позитивному настрою на занятие).   Основная часть (лекция, активная беседа, система упражнений, соответствующих тематике занятия, направленных на закрепление материала, развитие личностных свойств, навыков). Заключительная часть. Рефлексия (Обмен чувствами, осознание и анализ полученного опыта). Подведение итогов занятия.       Место учебного курса в учебном плане Коррекционная программа составлена на 35 недель, 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю (понедельник, среда).   Методы и формы работы  Психодиагностические методы исследования личности (тесты, анкеты­опросники).  Методы арт­терапии (методы творческого самовыражения в движении, рисунках).  Методы социально­психологического тренинга: метод анализа конкретных ситуаций; игровое моделирование, имитационные игры. Количество часов учебной программы по четвертям и на год: Четверть 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Всего: Всего часов Практическая часть Тестирование 18 14 21 17 70 5 3 3 1 12 Содержание программы 9 класс Учебно­тематический план № п/п Название раздела 1 2 3 4 5 6 7 Вводно – мотивационное занятие  Познавательные процессы и способности личности  Психология личности Профессиональное самоопределение Подготовка к будущей карьере Психологическая подготовка к экзаменам Выбор жизненных целей Итого Всего  часов 1 20 18 8 5 14 4 70  Раздел   1  Вводно   –   мотивационное   занятие  (1ч.) Знакомство   с   целями   коррекционных занятий. Создание  положительной мотивации; освоение приёмов самодиагностики.  Раздел   2  Познавательные   процессы   и   способности   личности  (20ч.)  Память.   Внимание. Ощущение.   Мышление.   Особенности   интеллектуальной   сферы.   Воображение.   Способности. Виды   способностей:   общие   и   специальные   способности.   Условия   развития   способностей. Координация движений.  Раздел   3   Психология   личности   (18ч.)  Типы   темперамента.   Характер.   Самооценка. Эмоциональные   состояния.   Стресс   и   тревожность.   Регуляция   стрессовых   состояний. Ознакомление с приёмами психологической саморегуляции.  Жизненное и профессиональное самоопределение.   Смысл   и   цель   жизни   человека.   Межличностное   общение.   Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций.   Раздел 4 Профессиональное самоопределение (8ч.)  Мотивы выбора профессии. Проблема выбора   профессии.   Факторы,   влияющие   на   выбор   профессии   в   современных   условиях — «хочу»   –   «могу»   –   «надо»   –   «выбираю».   Учёт   требований   профессий.   Профессиональные предпочтения.   Профессиональные   интересы,   способности,   склонности.   Специальные способности. Профессиональная пригодность. Профессионально важные качества. 2  Раздел   5   Подготовка   к   будущей   карьере   (5ч.)  Пути   получения   профессии. Профессиональный   рост.   Виды   карьеры.   Необходимость   постоянного   самообразования   и профессионального совершенствования. Уверенность в себе. Навыки самопрезентации.  Раздел 6 Психологическая подготовка к экзаменам (14ч.)   Раздел 7 Выбор жизненных целей (4ч.) Создание условий для рефлексии подростком своих достижений. Актуализация   представления   о   своём   будущем,   о   своих   жизненных   целях. Формирование   навыков   конструктивного   поведения   в   ситуации   сложного   выбора.   Навыки свободного выбора, актуализация знаний, полученных на коррекционных занятиях, подведение итогов. Календарно­тематическое планирование Дата № н а л П ч и т к а Ф Тема занятия Цели занятия Основные виды деятельности Кол­во часов 1 05.09 Вводно – мотивационное Знакомство с целями занятие коррекционных занятий. Создание положительной мотивации; освоение приёмов самодиагностики Обсуждение правил занятий                  Раздел 2 Познавательные процессы и способности личности (20ч.) 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 07.09 12.09 14.09 19.09 21.09 26.09 28.09 03.10 05.10 10.10 12.10 17.10 19.10 Память. Внимание Память. Внимание Память. Внимание Память. Внимание Память. Внимание Мышление Мышление Мышление Мышление Мышление Мышление Воображение Воображение Тестирование Упражнения на развитие памяти, внимания Тестирование Упражнения на развитие мышления Упражнения на развитие воображения Определение особенности своей памяти, внимания. Знакомство с условиями развития памяти и внимания Определение типа мышления, особенностей интеллектуальной сферы Знакомство с условиями развития мышления, интеллектуальной сферы Получение знаний об условиях развития воображения. Определение уровня развития своего воображения 15 24.10 Способности Знакомство с  видами Тестирование способностей, условиями их развития 1 2 3 2 4 2 1 3 16 17 18 19 20 21 26.10 31.10 02.11 14.11 16.11 21.11 Способности Способности Способности Координация движений Координация движений Координация движений Развитие собственных Практические задания способностей Создание условий для улучшения координации движений. Выявление особенности своей Практические задания Тестирование Решение ситуационных задач Раздел 3 Психология личности (18ч.) координации 22 23 24 23.11 28.11 30.11 Типы темперамента Характер. Самооценка Характер. Самооценка 25 05.12 Чувства и эмоции Получение знаний о типах темперамента; основных чертах характера. Выявление психологических особенностей своей личности Знакомство с формами эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, стрессовые состояния) 26 27 07.12 12.12 28 14.12 29 19.12 30 21.12 31 26.12 32 33 34 28.12 11.01 16.01 Стресс и тревожность Регуляция стрессовых состояний Приёмы психологической саморегуляции Приёмы психологической саморегуляции Жизненное и профессиональное самоопределение Жизненное и профессиональное самоопределение Межличностное общение Межличностное общение Межличностное общение Изучение стрессоустойчивости личности, методов регуляции стрессовых состояний  Ознакомление с приёмами саморегуляции Формирование положительного отношения к самому себе, повышение уверенности в своих силах Знакомство с особенностями делового общения. Определение  уровня развития коммуникативных навыков Тестирование  Беседа  Практические задания Решение ситуационных задач Тестирование Практические задания 3 3 1 2 1 1 1 2 2 3 4 35 18.01 Деловое конструктивное Получение знаний об Беседа общение Деловое конструктивное общение Деловое конструктивное общение Конфликт. Пути предотвращения и разрешения конфликтов Конфликт. Пути предотвращения и разрешения конфликтов Конфликт. Пути предотвращения и разрешения конфликтов особенностях межличностного общения Знакомство с приёмами делового общения Практические задания Получение знаний о Тестирование причинах возникновения конфликтов, путях их предотвращения и разрешения Применение способов решения конфликтов; упражнение в умении проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях Практические задания Раздел 4 Профессиональное самоопределение (8ч.) 36 37 38 23.01 25.01 30.01 39 01.02 40 06.02 41 08.02 42 13.02 43 15.02 44 45 46 47 20.02 22.02 27.02 01.03 3 4 3 1 1 1 1 1 Профессиональные интересы, способности, склонности Профессиональные интересы, способности, склонности Профессиональные интересы, способности, склонности Учёт требований профессии Профессиональная пригодность Профессионально важные качества Рынок труда 48 06.03 Мотивы выбора профессии Получение знаний  о собственных склонностях, интересах и возможностях Беседа Тестирование Приобретение  навыков Практические задания Беседа Практические задания соотнесения требований избираемой профессии со своими возможностями, умения анализировать свои желания, возможности, способности, потребности рынка труда Способны оценивать Тестирование свои личностные качества, осознавать свои возможности в сфере профессиональной 5 49 50 51 52 53 08.03 13.03 15.03 20.03 22.03 54 03.04 55 05.04 56 10.04 Раздел 5 Подготовка к будущей карьере (5ч.) деятельности Пути получения профессии Профессиональная карьера Навыки самопрезентации Навыки самопрезентации Правила публичного выступления Изучение возможности профессиональной подготовки, получения профессии, успешного построения карьеры Беседа Беседа Практические задания Обучение правилам Беседа  публичного выступления Раздел 6 Психологическая подготовка к экзаменам (14ч) Как лучше Тестирование  Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к основному государственному экзамену Мини­лекция  «Как готовиться к экзаменам» Практические задания подготовиться к экзаменам Как лучше подготовиться к экзаменам Как лучше подготовиться к экзаменам 57 58 12.04 17.04 Поведение на экзамене Поведение на экзамене Знакомство выпускника с правилами поведения до и во время экзамена Мини­лекция  «Как вести себя во время экзаменов» 1 1 2 1 3 2 3 3 59 19.04 Способы снятия нервно­ психического напряжения 60 24.04 Способы снятия нервно­ 61 26.04 62 01.05 63 03.05 64 08.05 психического напряжения Способы снятия нервно­ психического напряжения Как бороться со стрессом Как бороться со стрессом Как бороться со стрессом 65 10.05 Эмоции и поведение Обучение эффективным способам снятия нервно­психического напряжения Выявление осведомленности подростка о том, как противостоять стрессу Закрепление теоретических аспектов  Обучение способам нейтрализации и снятия стресса Выявление предрасположенности к различным типам негативного поведения Практические задания Тестирование  Мини­лекция  «Как справиться со стрессом» Практические задания Тестирование 3 6 66 15.05 Эмоции и поведение Обучение умению 67 17.05 Эмоции и поведение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение Мини­лекция  «Как управлять своими эмоциями» Практические задания Обсуждение, анализ, рефлексия уверенности в себе, в своих силах Раздел 7 Выбор жизненных целей (4ч.)  68 22.05 Мои достижения 69 24.05 Моё будущее 70 Итоговое занятие Создание условий для рефлексии подростком своих достижений Актуализация представления о своём будущем,   о   своих жизненных целях. Формирование навыков конструктивного поведения   в   ситуации сложного выбора   Развитие навыков свободного выбора, актуализация знаний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов ИТОГО 1 2 1 70 Требования к уровню подготовки           Контроль степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков   подростка   осуществляется   во   время   коррекционных   занятий   в   виде   практических упражнений.  Общие критерии продуктивности коррекционных занятий: ­ Изменение показателей психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя). ­ Приобретение жизненно важных навыков, необходимых для повседневной жизни: умение владеть эмоциями; умение принимать решения. ­ Повышение уровня учебной мотивации и активности подростка. ­ Уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности. Оценка   достижений:   оценивание   происходит   по   итогам   рефлексии,   результатам психодиагностического исследования. Личностные, метапредметные и предметные результаты  Формируются и совершенствуются личностные и коммуникативные универсальные учебные действия:  личностные: аргументировано   оценивать   свои   и   чужие   поступки;   осознавать   свои   эмоции (адекватно   выражать   и   контролировать,   понимать   эмоциональное   состояние   других   людей); понимание   себя (свои  потребности,  сильные   и  слабые   стороны);  самопринятие,   положительная   Я­ концепция;   повышение  ответственности;  способность   управлять   собой   –   своими   эмоциями, поведением, развитием, жизнью в целом; ­ коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге); преодолевать конфликты (уметь взглянуть   на   ситуацию   с   позиции   другого,   поиск   и   оценка   альтернативных   способов   разрешения 7 конфликта,   принятие   решения   и   его   реализация); умение   слушать   и   вступать   в   диалог,   строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса № п/п Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения Кол­ во 1. Книгопечатная продукция 1 2. Технические средства обучения 17 Персональный компьютер с принтером, сканером 3. Экранно­звуковые пособия 20 «Ориентир». Методика автоматизированной профориентации. Комплексное  обеспечение психологической практики.­ ИМАТОН, 2004 Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А. Человек и профессия. Образовательный курс  профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с  электронным сопровождением курса + телевизионный фильм о профессиях – М.:  Планета, 2011. Стеблева Н., Королева Н. – Путь к успеху. – Программа психолого­   педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому  государственному экзамену Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – Программа профессионального  самоопределения. – Учебно­методическое пособие. – М.: Генезис, 2004. УЧЕБНИКИ  Чистякова С.Н., Шалавина Т.И.Твоя профессиональная карьера. – Учебник для 8  ­ 11 классов учебных заведений— М.: Просвещение, 2006. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: Бендюков   М.А.,Соломин И.Л., Ясюкова Л.А.Твой компас на рынке труда. Что  ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. – Санкт­Петербург, 2006. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов­ на­Дону, «Феникс», 2006. Кореко А.В. ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников:  рекомендации, диагностический материал. – Волгоград, 2010. Климов В.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 2006. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — М.,2006. Михайлина М.Ю., Павлова М.А., Нелюбова Я.К. Сопровождение  профессионального сопровождения старшеклассников: диагностика,  рекомендации, занятия. – Волгоград: Учитель. 2009. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие  профессиональной деятельности. ООО «ТЦ Сфера», Москва, 2005. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. –  Москва, «ВАКО», 2008. Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги. –  Волгоград: Учитель, 2008. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху. – Тесты и  рекомендации. – ООО «Феникс +», 2006. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. — М.,  2006. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно­ развивающие  занятия (из опыта работы).­ Волгоград: Учитель, 2007. 2  3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 21 22 Михайлина М.Ю. Профильная школа (электронное пособие): психологическое  сопровождение, диагностика, рекомендации Волгоград: Учитель, 2009. Шваб Е.Д. Психологическая работа в школе: занятия, тренинги, разработки  уроков. Выпуск 2 (компакт­диск). – Волгоград: Учитель, 2009.  4. Оборудование кабинета 23 24 24 Ученический четырёхместный стол с комплектом стульев Шкаф для хранения учебных пособий Стол учительский 1 1 1 1 1 9

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"

Коррекционная программа "Путь к успеху"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018