Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ
Оценка 5

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Оценка 5
Лекции
docx
дефектология
1 кл—4 кл
20.12.2018
Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ
В статье рассказывается о проблемах развития внимания у младших школьников, о видах работы по коррекции внимания с данной категорией детей. Рассказывается о способах построения занятий с использованием посильных заданий для детей младшего школьного возраста, с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей здоровья.
Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ.docx
« Коррекционная работа по развитию свойств  внимания младших школьников с ОВЗ» Чтобы организовать внимание ребенка с ОВЗ, надо включить его в действие,  пробудить интерес к содержанию и результатам деятельности. Развитие внимания в младшем школьном возрасте связано с появлением  новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами  деятельности. Ребёнок больше обращает внимание на те стороны  действительности, которые раньше оставались вне его внимания. Внимание детей с ОВЗ носит преимущественно непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  Н.Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с  возрастными психологическими особенностями детей. Непроизвольное  внимание развивается в течение всего дошкольного детства. Н.Ф. Добрынин,  А.М. Бардин и Н.В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие  непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того,  как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более  широкому кругу предметов и явлений. Физиологической основой непроизвольного внимания является  ориентировочный рефлекс. Данная форма внимания преобладает у  младших  школьников с ОВЗ. Реакция на все новое и яркое достаточно сильна. Ребенок  еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти  внешних впечатлений. Внимание ребёнка тесно связано с мышлением. Дети не  могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро  отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только  делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые  усилия, а вместе с ними и произвольное внимание. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание.  Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание,  без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно.  Педагогический процесс предполагает умение: ­Использовать непроизвольное внимание; ­Содействовать развитию произвольного внимания. Исследования психологов показывают, что развитие произвольного внимания  младших школьников с ОВЗ в случае грамотного управления этим процессом,  может происходить довольно успешно.  Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно.  Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от  выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам  ставит и контролирует их достижение. При сосредоточении внимания дети с ОВЗ не в состоянии заметить главного,  существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно­ образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки.  Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают  эмоциональное переживание, которое оказывает тормозное влияние на  мыслительную деятельность. И если суть предмета не находится на  поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники с задержкой  психического развития не замечают ее. С развитием и совершенствованием  мыслительной деятельности дети все в большей степени становятся  способными сосредоточить свое внимание на главном, основном,  существенном. Истоки произвольного внимания находятся вне личности ребенка. Это  означает, что само по себе развитие непроизвольного внимания не гарантирует возникновения произвольного. Последнее формируется благодаря тому, что  взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи  определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя  вниманием ребенка, взрослый тем самым дает ему средства, с помощью  которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием. Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным,  необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются в дошкольном детстве и развиваются в начальной школе.  Развитие произвольного внимания в период начального обучения  предполагает формирование трех умений: ∙ Принятие постепенно усложняющихся инструкций; ∙ Удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;∙ Развитие  навыков самоконтроля. Одна из задач развития внимания ­ формирование контрольной функции, т.е.  способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом многие психологи видят основное содержание  внимания: становление умственного действия контроля можно обеспечить  при самостоятельной работе детей с программированным учебным  материалом. Хотя дети с ОВЗ и начинают овладевать произвольным вниманием,  непроизвольное внимание у детей  остается преобладающим на протяжении  всего долгого времени. Детям трудно сосредоточиваться на однообразной и  малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры  или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут  достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и  соответственно быть внимательными. Развитие произвольного внимания младших школьников является одним из важнейших приобретений личности  на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых  качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным  развитием ребенка.  В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится не только  устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко  проявляется в формировании у ребенка произвольного действия. Произвольное внимание тесно связано с речью. Произвольное внимание  формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения  ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка, тем выше уровень развития  восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание. Универсальным средством организации внимания является речь.  Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи  словесных указаний. В дальнейшем ребенок начинает сам обозначать словами  те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание для  достижения результата. По мере развития планирующих функций речи  ребенок становится способным заранее организовывать свое внимание на  предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для  выполнения действия. На протяжении младшего школьного возраста использование речи для  организации собственного внимания резко возрастает. Таким образом,  произвольное внимание формируется в связи с возрастным развитием речи и  ее роли в регуляции поведения ребенка. Организация материалов в коррекционно­развивающем занятии позволяет: ∙ планировать действия контроля; ∙ действовать в соответствии с намеченным планом; ∙ постоянно производить операцию сличения с имеющимся образцом. Такое построение работы дает возможность индивидуализировать  деятельность каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и  степени активности.  Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности,  частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание младших школьников на достаточно высоком уровне. Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы  следующие условия: ∙ отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой  деятельности; ∙ привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в  постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие  принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго  структурирован, то это создает установку и условия для развития и  концентрации произвольного внимания; ∙ возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать  у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к  результату деятельности; ∙ создание благоприятных условий для деятельности, Т.е. исключение  отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая  музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромко звучащая музыка,  слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его; ∙ тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для  того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. Для детей с невнимательностью характерно отсутствие предварительной  готовности к активной работе на занятии. Они постоянно отвлекаются от  основного вида деятельности. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют об  их невнимательности. Главным показателем невнимательности являются  низкая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе. Причинами низкой сосредоточенности в младшем школьном возрасте  являются: ∙ недостаточная интеллектуальная активность; ∙ несформированность навыков и умений учебной деятельности; ∙ несформировавшаяся воля. При организации коррекционно­развивающей работы необходимо учитывать  особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания  относятся: ∙ структура организации деятельности (объединение воспринимаемых  объектов способствует их более легкому восприятию); ∙ организация занятия (четкое начало и окончание; наличие необходимых  условий для работы и т.д.); ∙ темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться  ошибки,  при медленном ­ работа не захватывает ребенка);∙  последовательность и систематичность требований взрослого; ∙ смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным  и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна; ∙ учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка. Распределение внимания у младших школьников с ОВЗ развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии  следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не  следует делать во время школьных занятий. Ребенку трудно сидеть  неподвижно и при письме, рисовании, лепке, ведь при этом надо быть  внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к  содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к  своей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении. Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом  зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости. И если хотя бы  одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется  на работоспособности учащегося. Из всего выше сказанного следует, что  педагоги в своей работе должны решать следующие задачи: ­ развивать интеллектуальные способности на основе развития внимания; ­ научиться использовать и перенаправлять непроизвольное внимание; ­содействовать развитию произвольного внимания; ­ углублять и расширять концентрированность внимания, его объём и  устойчивость; ­ учить ребёнка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во  время учебного процесса.  Решение поставленных задач будет особенно эффективным только при  постоянной систематической работе педагогов, направленной на внедрение в  учебный материал упражнений развивающих отдельные свойства внимания. Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства поддаются  развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём  внимания, он индивидуален, в то же время остальные свойства можно и нужно тренировать. Такая работа должна вестись по двум направлениям:  ­ Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства  внимания. ­Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности  заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова,  арифметической задачи или выражения ­ дети схватывают общий смысл и,  довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Надо научить детей  преодолеть глобальное восприятие и попытаться научить воспринимать  содержание с учётом элементов на фоне смысла целого. Развивающие упражнения нужно использовать на уроках. Их достоинством  можно считать возможность придания им игрового и соревновательного  оформления. Данная методика открывает для творчески работающих  учителей большое поле для деятельности. Ведь уже известные  апробированные упражнения можно варьировать, привнося в них свои новые  элементы и способы их применения в процессе учебной деятельности. Как  известно, учебная деятельность не ограничивается школьными рамками. На  следующем этапе работы необходимо провести просветительскую работу с  родителями: показать им необходимость помощи своим детям не просто при  выполнении домашнего задания, но и в общем развитии ребёнка; научить их  использовать развивающие упражнения в повседневной жизни. Методика развития внимания опирается на следующие принципы: ­ деятельности ­ любое развитие происходит в процессе какой­либо  деятельности; ­ психологической комфортности ­ ребёнок не должен чувствовать свои  неудачи; ­ сотрудничества педагога со школьной психологической службой и  родителями; ­ индивидуальности ­ необходимо учитывать, что индивидуально­ типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его  внимание лишь в определённых пределах; ­ последовательности ­ предлагать упражнения надо начиная ссамых простых,  постепенно усложняя их по мере овладения; ­ поэтапности ­ необходимо сначала включать в учебную деятельность  упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем  устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности  (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств  внимания могут быть различными, т. к. психологическая диагностика детей  поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в  первую очередь); ­ цикличности ­ включать развивающие упражнения в уроки необходимо  определёнными циклами, продолжительность которых составляет в среднем  примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного года  целесообразно 2­3 раза. В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно  нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна  совместная работа воспитателей, учителей и психолога, построенная на  эмоциональной заинтересованности. Ребёнок может удерживать внимание достаточно долго, если задание или игра интересная и доставляет ему удовольствие. Если ребёнок увлёкся и у него  хорошо получается, он будет сидеть над этой игрой часами. Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками  внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот  период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично  компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального  развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с  недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет  повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с  признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно  справляться с требованиями школы. Низкая успеваемость — типичное явление для гиперактивных детей. Она  обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует  возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного  включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям  сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса  выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже,  чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и отличаются  ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения  указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых, поведенческие нарушения таких детей  нередко сопровождаются заметным отставанием в умственном развитии. Педагогам нужно учитывать следующие рекомендации:  1. Работа с гиперактивным ребенком должна строиться индивидуально,  при этом основное внимание уделяется отвлекаемости и слабой  организации деятельности;  2. Следует по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с  синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;  3. Во время занятий целесообразно ограничить до минимума отвлекающие  факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный  выбор места за партой для гиперактивного ребенка в центре класса  напротив доски; 4. Ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения  за помощью к взрослому в случаях затруднения;  5. Учебные занятия для него должны строиться по четко  распланированному, стереотипному распорядку  6. На определенный отрезок времени дается только одно задание;  7. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно  предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель  периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося  необходимые коррективы;  8. Во время учебного дня предусматриваются возможности для  двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные  упражнения.  Концентрацию внимания, его устойчивость и интенсивность, а также память и  способность предвидеть результаты своей деятельности надо начинать  тренировать с детства, не откладывая это в долгий ящик. Для этого  применяются специальные подвижные, групповые и индивидуальные  развивающие игры. В построении занятий используется принцип посильности занятий для  данного возраста, постепенности усложнения материала. В целом  необходимо, чтобы: 1.Решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям; 2.Задания должны быть посильны для детей, но не слишком легкими, чтобы  вызвать стремление их решать, не слишком трудными, чтобы не разочаровать  детей невозможностью их решить; 3.На занятиях необходимо чередовать различные виды работ (обычно не менее 8­ 10 видов); 4.Необходимо включать интересные физминутки для снятия напряжения  учащихся и отдыха. Таким образом под влиянием различных видов деятельности внимание младшего  школьника с ОВЗ  достигает достаточно высокой степени развития, что  обеспечивает ему возможность более успешного обучения.

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ

Коррекционная работа по развитию свойств внимания младших школьников с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2018