«Коррекционно-развивающая программа для детей раннего возраста с задержкой речевого развития»
Оценка 4.9

«Коррекционно-развивающая программа для детей раннего возраста с задержкой речевого развития»

Оценка 4.9
doc
29.03.2022
«Коррекционно-развивающая программа для детей раннего возраста с задержкой речевого развития»
Модель.doc

Модель комплексной коррекционно-развивающей программы работы с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития (цель, задачи, формы проведения).

 

«Коррекционно-развивающая программа для детей раннего возраста с задержкой речевого развития»

 

Программа составлена на базе «Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» (Авт. Нищева Н.В.)

Программа рассчитана на один учебный год. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.

Цель программы - ранняя коррекция задержки речевого развития, формирование ряда коммуникативных навыков, профилактика вторичных отклонений в развитии.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого и социально-личностного развития ребенка с задержкой речевого развития; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Коррекционно – развивающая работа с детьми раннего возраста предполагает комплексный подход к изучению и развитию психических функций. Она строится по следующим направлениям:

- развитие понимания речи окружающих;

- стимуляции потребности в вербальных высказываниях;

Формирование лексико – грамматических стредств речи и диалогической формы общения;

- развитие фонетико – фонематической стороны речи;

 - формитрование речи во взаимосвязи

Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, воспитателя.

В коррекционной группе для детей раннего возраста с задержкой речевого развития проводится всего 6 занятий в неделю:

  • Индивидуальные занятия учителя-логопеда – 1 занятие, продолжительностью 10-15 минут.
  • Индивидуальные занятия педагога-психолога – 1 занятие, продолжительностью 10-15 минут.
  • Подгрупповые занятия педагога-психолога – 1 занятие, продолжительностью 30 минут.
  • Подгрупповые занятия учителя-логопеда – 1 занятие, продолжительностью 30 минут.
  • Групповые занятия учителя-дефектолога – 2 занятия, продолжительностью 15 минут.

В коррекционной группе для детей раннего возраста особое внимание следует уделять сбалансированности занятий и свободного времени малышей. Дети должны получать возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде. Между индивидуальными, подгрупповыми и групповыми занятиями предусмотрены перерывы (свободная игровая деятельность) продолжительностью от 5 до 10 минут. В это время учитель-дефектолог осуществляет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм.

Обучение в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития можно условно разделить на два периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

II период – январь, февраль, март, апрель, май.

В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей.

В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детей с задержкой речевого развития строится на материале следующих лексических тем:

Октябрь

1-2-я недели

3-4-я недели

«Осень»

«Игрушки»

Ноябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-4-я недели

«Части тела и лица»

«Туалетные принадлежности»

«Семья»

Декабрь

1-я неделя

2-3-я недели

4-я неделя

«Одежда»

Промежуточная диагностика

«Зима»

Январь

1-я неделя

2-я неделя

3-4-я недели

Каникулы

«Зима»

«Мебель»

Февраль

1-2-я недели

3-4-я недели

«Посуда»

«Транспорт»

Март

1-2-я недели

3-4-я недели

«Весна»

«Домашние животные и птицы»

Апрель

1-2-я недели

3-4-я недели

«Дикие животные»

Итоговая диагностика

Май

1-2-я недели

Обобщающие занятия

При диагностическом обследовании и непосредственно в работе используется разнообразный стимульный материал – «Кубикоброс», «Шарикоброс», рамки Монтессори, коробки-вкладыши разных размеров, пирамиды, матрешки, объемные пазлы, мозаики, кубики, мячи, наборы геометрических фигур, лото, дидактические игры, игрушки для сюжетных игр, кукольный театр и т.д.

Не менее важное значение имеет подбор средств, форм и методов коррекционной работы.

Для обогащения сенсорного опыта, развития зрительного, слухового и тактильного восприятия, формирования первичных представлений о цвете, форме и величине предметов, развития высших психических функций и эмоциональной сферы необходимо создание особой сенсорной зоны.

Эффективность использования в работе различных средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств — как в условиях диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.

Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно также и для освоения так называемой «детской территории» в кабинете.

Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Полки на уровне роста ребенка должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется в соответствии с индивидуальными коррекционными маршрутами. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах кабинета психолога и дефектолога.

В кабинете должны быть крупные и мелкие игрушки по всем изучаемым темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.

Так же в кабинете психолога должна быть создана музыкальная библиотека, так как музыка и специально подобранные музыкальные программы являются одним из важнейших психологических средств воздействия. Музыка оказывает на человека своеобразное действие: так, варьируя музыкальный фон, можно управлять работоспособностью человека или усиливать релаксацию. Музыка в кабинете психолога и дефектолога должна быть субдоминантным раздражителем, который можно регулировать по силе и времени звучания. Максимальная громкость звучания не должна превышать уровня 30 дБ, а общая продолжительность звучания — от 15 до 30 минут. Музыкальные программы по характеру произведений должны четко соотноситься с возрастными и психологическими особенностями детей, сопровождать каждый этап оптимизации состояния человека, способствуя снятию эффектов утомления и психоэмоциональной напряженности.

На отдельном стенде специалисты помещают советы и методические рекомендации родителям.

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения необходимого материала, развитие компенсаторных механизмов, на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии. Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком.

Блок развивающих задач направлен на решение вопросов повышения самостоятельности и автономии ребенка, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении.

Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребёнком. Реализация задач данных блоков зависит от тяжести речевого нарушения и вторичных отклонений, возраста ребенка, структуры дефекта. Специалисты ГООУ ЦПМСС оставляют за собой право использовать задачи диагностического блока, в том числе медицинского, в ходе всего срока речевой реабилитации ребенка (дообследование детей с целью уточнения медицинского диагноза, логопедического заключения).

В программе выделены следующие разделы:

1.     Речевое развитие.

2.     Познавательное развитие.

3.     Социально-психологическое развитие.

4.     Развитие деятельности

 

 

 


Модель комплексной коррекционно-развивающей программы работы с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития (цель, задачи, формы проведения)

Модель комплексной коррекционно-развивающей программы работы с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития (цель, задачи, формы проведения)

Подгрупповые занятия учителя-логопеда – 1 занятие, продолжительностью 30 минут

Подгрупповые занятия учителя-логопеда – 1 занятие, продолжительностью 30 минут

Январь 1-я неделя 2-я неделя 3-4-я недели

Январь 1-я неделя 2-я неделя 3-4-я недели

Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно также и для освоения так называемой «детской территории» в кабинете

Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно также и для освоения так называемой «детской территории» в кабинете

Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком

Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2022