Модель комплексной коррекционно-развивающей программы работы с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития (цель, задачи, формы проведения).
«Коррекционно-развивающая программа для детей раннего возраста с задержкой речевого развития»
Программа составлена на базе «Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» (Авт. Нищева Н.В.)
Программа рассчитана на один учебный год. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
Цель программы - ранняя коррекция задержки речевого развития, формирование ряда коммуникативных навыков, профилактика вторичных отклонений в развитии.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого и социально-личностного развития ребенка с задержкой речевого развития; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Коррекционно – развивающая работа с детьми раннего возраста предполагает комплексный подход к изучению и развитию психических функций. Она строится по следующим направлениям:
- развитие понимания речи окружающих;
- стимуляции потребности в вербальных высказываниях;
Формирование лексико – грамматических стредств речи и диалогической формы общения;
- развитие фонетико – фонематической стороны речи;
- формитрование речи во взаимосвязи
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, воспитателя.
В коррекционной группе для детей раннего возраста с задержкой речевого развития проводится всего 6 занятий в неделю:
В коррекционной группе для детей раннего возраста особое внимание следует уделять сбалансированности занятий и свободного времени малышей. Дети должны получать возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде. Между индивидуальными, подгрупповыми и групповыми занятиями предусмотрены перерывы (свободная игровая деятельность) продолжительностью от 5 до 10 минут. В это время учитель-дефектолог осуществляет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм.
Обучение в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития можно условно разделить на два периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
II период – январь, февраль, март, апрель, май.
В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей.
В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детей с задержкой речевого развития строится на материале следующих лексических тем:
Октябрь |
1-2-я недели 3-4-я недели |
«Осень» «Игрушки» |
Ноябрь |
1-я неделя 2-я неделя 3-4-я недели |
«Части тела и лица» «Туалетные принадлежности» «Семья» |
Декабрь |
1-я неделя 2-3-я недели 4-я неделя |
«Одежда» Промежуточная диагностика «Зима» |
Январь |
1-я неделя 2-я неделя 3-4-я недели |
Каникулы «Зима» «Мебель» |
Февраль |
1-2-я недели 3-4-я недели |
«Посуда» «Транспорт» |
Март |
1-2-я недели 3-4-я недели |
«Весна» «Домашние животные и птицы» |
Апрель |
1-2-я недели 3-4-я недели |
«Дикие животные» Итоговая диагностика |
Май |
1-2-я недели |
Обобщающие занятия |
При диагностическом обследовании и непосредственно в работе используется разнообразный стимульный материал – «Кубикоброс», «Шарикоброс», рамки Монтессори, коробки-вкладыши разных размеров, пирамиды, матрешки, объемные пазлы, мозаики, кубики, мячи, наборы геометрических фигур, лото, дидактические игры, игрушки для сюжетных игр, кукольный театр и т.д.
Не менее важное значение имеет подбор средств, форм и методов коррекционной работы.
Для обогащения сенсорного опыта, развития зрительного, слухового и тактильного восприятия, формирования первичных представлений о цвете, форме и величине предметов, развития высших психических функций и эмоциональной сферы необходимо создание особой сенсорной зоны.
Эффективность использования в работе различных средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств — как в условиях диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.
Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно также и для освоения так называемой «детской территории» в кабинете.
Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Полки на уровне роста ребенка должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется в соответствии с индивидуальными коррекционными маршрутами. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах кабинета психолога и дефектолога.
В кабинете должны быть крупные и мелкие игрушки по всем изучаемым темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.
Так же в кабинете психолога должна быть создана музыкальная библиотека, так как музыка и специально подобранные музыкальные программы являются одним из важнейших психологических средств воздействия. Музыка оказывает на человека своеобразное действие: так, варьируя музыкальный фон, можно управлять работоспособностью человека или усиливать релаксацию. Музыка в кабинете психолога и дефектолога должна быть субдоминантным раздражителем, который можно регулировать по силе и времени звучания. Максимальная громкость звучания не должна превышать уровня 30 дБ, а общая продолжительность звучания — от 15 до 30 минут. Музыкальные программы по характеру произведений должны четко соотноситься с возрастными и психологическими особенностями детей, сопровождать каждый этап оптимизации состояния человека, способствуя снятию эффектов утомления и психоэмоциональной напряженности.
На отдельном стенде специалисты помещают советы и методические рекомендации родителям.
Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения необходимого материала, развитие компенсаторных механизмов, на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии. Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком.
Блок развивающих задач направлен на решение вопросов повышения самостоятельности и автономии ребенка, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении.
Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребёнком. Реализация задач данных блоков зависит от тяжести речевого нарушения и вторичных отклонений, возраста ребенка, структуры дефекта. Специалисты ГООУ ЦПМСС оставляют за собой право использовать задачи диагностического блока, в том числе медицинского, в ходе всего срока речевой реабилитации ребенка (дообследование детей с целью уточнения медицинского диагноза, логопедического заключения).
В программе выделены следующие разделы:
1. Речевое развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Социально-психологическое развитие.
4. Развитие деятельности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.