КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Оценка 4.9

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Оценка 4.9
docx
13.01.2022
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА.docx

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания «Парус надежды» в р.п. Кузоватово»

 

Отделение по реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью и молодых инвалидов в Новоспасском районе

 

 

Утверждаю:

Директор ОГБУСО КЦСО

«Парус  надежды» в рп Кузоватово

«____» ____________ 2022 г.

  ______________ О.В. Емельянова

 

 

 

 

 

 

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Автор: Верещагина Евгения

                        Сергеевна, педагог -психолог

                                                                                                         

                       

 

 

Актуальность программы

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.

В этиологии ЗПР, как известно, могут фигурировать конституционные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая и / или функциональная недостаточность центральной нервной системы. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов.

В соответствии с особенностями развития детей была разработана коррекционно-развивающая программа основными направлениями, которой являются:

- Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

- Гармонизация аффективной сферы ребенка; профилактика и устранение (смягчение) возможных агрессивных проявлений, других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.); создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций; развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).

- Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

Это направление предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.

 

- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения у детей с ЗПР ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности.

Учитывая данные направления можно сформулировать цель и задачи коррекционно-развивающей программы

Цель:

Коррекция и развитие западающих психических процессов и функций у детей с ЗПР.

Задачи:

1. Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций

2. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;

3. Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания

4. Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;

Предметом психокоррекции является: психические процессы и функции детей с ЗПР.

Объем программы: данная коррекционно-развивающая программа рассчитана на 9 месяцев. И включает в себя 34 занятия продолжительностью 30 - 40 минут 1 раз в неделю.

Предполагаемы результат: данная программа помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Коррекционно-развивающая программа была разработана для детей с задержкой психического развития, получающих реабилитационные услуги в Отделении по реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью и молодых инвалидов Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексного центра социального обслуживания «Парус надежды» в Новоспасском районе.  

Программа состоит из трех крупных блоков

1. Диагностический блок направлен на определение уровня развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка;

2. Коррекционно-развивающий блок направлен на развитие и коррекцию западающих психических процессов и функций детей;

3. Контрольный блок направлен на отслеживание результатов психокоррекции и составление дальнейшего плана психокоррекционной работы с детьми.

Диагностический и контрольный блоки рекомендуется реализовывать преимущественно в индивидуальной форме работы, так как данной категории детей присущи особенности развития. При групповой работе по данным блокам можно получить не достаточно адекватные результаты исследования.

1 Диагностический блок

Цель: диагностика уровня развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка

Форма работы: индивидуальная или в малых группах (2 – 3 человека).

Методы исследования познавательной сферы:

Диагностика развития внимания

Методика «Корректурная проба» буквенный вариант.

Метод исследования внимания «Корректурная проба» создал Б. Бурдон в 1895 году. В эксперименте испытуемому предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположеными случайно. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры, рисунки-миниатюры. Задача испытуемого находить определенный знак и как-нибудь его выделить - подчеркнуть, вычеркнуть, отметить. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции.

С помощью корректурной пробы можно оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, также распределение и переключение. Диапазон применения корректурной пробы очень широк – с дошкольного возраста и до пенсионного. Т.е. для использования данного теста практически не существует возрастных ограничений – важно правильно подобрать стимульный материал. Тест может быть полезен в клинической практике, школьной диагностике, в процессе профориентации и профотбора.

Для проведение исследования необходим секундомер, ручка или карандаш и бланк. Если бланк отсутствует, можно использовать любой текст – газету, книгу – проведенный таким способом тест также может быть вполне информативен. Однако, для того, чтобы можно было бы сопоставлять полученные результаты и существующими нормами, целесообразно использовать стандартные бланки.

Стимульный материал (приложение 1)

Методика «Таблицы Шульте»

Тест "Таблицы Шульте" позволяет диагностировать: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическую устойчивость. Методика заимствована из психологии труда (так называемые таблицы Шульте), но имеет большое применение в области патологии. Может быть использована для исследования психического темпа, точнее для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям).

Цель: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста и стимульные материалы (приложение 2)

Диагностика развития памяти

Методика "Заучивание 10 слов" А.Р.Лурия

Эта методика "Заучивание 10 слов" одна из наиболее часто применяющихся. Предложена А.Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.

 

Процедура проведения представлены в приложении 3

Изучение кратковременной образной памяти.

В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому, предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

Описание и процедура в проведения в приложении 4

Диагностика уровня развития мыслительной деятельности

Методика «Определение уровня умственного развития детей 7 -9 лет (Э. Ф. Замбицявичене)

Для определения уровня умственного развития младших школьников используется тест, предложенный Э.Ф.Замбицявичене. Тест состоит из четырёх субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учётом программного материала начальных классов.

Субтест 1 – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

Субтест 2 – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

Субтест 3 – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Субтест 4 – выявление умения обобщать.

Стимульный материал представлен в приложении 5

Оценка и интерпретация результатов:

1 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?". После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слов "всегда", что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

 

2 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: "Почему?". При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно" решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как "имя" и "фамилия".

3 субтест. За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.

4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны выше приведенным.

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытки (после стимулирующей помощи).

Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный объём произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.

Оценка успешности (О. У.) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = X х 100% /40

где Х - сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):

 

4 Уровень успешности - 32 балла и более (80-100% О.У.),

3 Уровень - 31,5-26,0 балла (79,9 - 65%),

2 Уровень - 25,5 - 20,0 балла (64,9-50%),

1 Уровень - 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Диагностика эмоциональной и личностной сфер

Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ)

Эта - одна из самых известных - проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Цветовой тест М. Люшера (8 цветов)

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

 

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

Полное описание теста можно найти в методических пособиях по псиодиагностики.

На основании анализа результатов диагностического исследования составляется «Психологическая карта развития ребёнка».

Примерная форма психологической карты:

2. Коррекционно-развивающий блок

Данная программа разработана для детей с задержкой психического развития. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР. При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.

Программа психологического сопровождения детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных психологических занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания.

Коррекционно-развивающий блок состоит из 34 занятий продолжительностью 30 – 40 минут. Занятия проводятся в групповой форме 1 раз в неделю. Основой для составления занятий стали следующие принципы:

·        Системность и последовательность.

·        Индивидуально-дифференцированный подход.

·        Максимальное использование игровых методов обучения.

·        Психологическая безопасность.

Цель:

Коррекция и развития западающих психических процессов и функций у детей с ЗПР младшего школьного возраста, обучающихся по адаптированным программам

Задачи:

1.Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций

2.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;

3.Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания

4.Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;

Структура занятий: Дети, обучающиеся по коррекционной программе, отличаются по психическому развитию от других детей. Эти отличи можно выделить у большинства таких детей.

Основные особенности детей, испытывающих трудности в обучении:

- повышенная утомляемость, как следствие - низкая работоспособность,

- деятельность характеризуется отвлекаемостью и общей неорганизованностью,

- неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность,

- низкий уровень общей осведомленности,

- несформированность навыков мыслительной деятельности,

-  низкий уровень развития памяти,

- незрелость эмоционально-волевой сферы.

 

В связи с изложенным, в коррекционно-развивающих занятиях основной упор делается на развитие концентрации и устойчивости внимания, зрительной и слуховой памяти. Внимание уделяется формированию мыслительных процессов как вербальных, так и невербальных. Особым разделом идет развитие творческих способностей детей, Эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

В программе используются различные формы и приемы работы, можно выделить основные, часто используемые:

Игры и упражнения, направленные на развитие концентрации и устойчивости внимания;

Игры, упражнения и задачи, направленные на развитие вербально- го компонента мышления. Логические задачи предлагаются учащимся в рисуночной (1 задача) и словесной (2 задачи) форме. Первоначально проводится общий разбор одной задачи;

Игры и упражнения, направленные на развитие зрительной памяти (использование картинок) и слуховой (восприятие текста на слух);

Игры, задачи и упражнения, направленные на развитие невербального компонента мышления, образного представления, комбинаторных способностей;

Задания способствующие развитию творческих способностей учащихся;

Методы арт-терапии и сказкотерапии;

Релаксационные упражнении;

Психогимнастика и физкультминутки.

Вся программа коррекционно-развивающих занятий разбита на 4 модуля: Расширенное описание упражнений и игр представлены в приложении 6

1 модуль 8 занятий – Развитие эмоционально-волевой сферы

2 модуль 4 занятия – Развитие коммуникативных навыков

3 модуль 15 занятий – Развитие познавательных процессов

 

4 модуль 7 занятий – Отработка и закрепление по трем модулям

Тематическое планирование коррекционно-развивающего блока

Тема

Цель

Планирование

I модуль

1.

Диагностика

Изучение особенностей развития познавательной, эмоционально-личностной сфер

1. Методика «Корректурная проба»

2. Методика «Таблицы Шульте»

3. Методика "Заучивание 10 слов" А.Р.Лурия

4. Методика «Определение уровня умственного развития детей 7 -9 лет (Э. Ф. Замбицявичене)

5. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ)

6. Цветовой тест М. Люшера (8 цветов)

7. Пробы Хэда

8. Проба Озерецкого

9. Исследование графомоторных навыков(рисунок человека)

10. Четвертый лишний, предметная классификация.

2

«Новичок»

Цель: Эмоциональное раскрепощение, объединение участников, развитие способности осознания детьми своих эмоциональных переживаний, которые у них вызывает школа, помочь детям выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей жизни

Игра «Паутинка».

«Неоконченные предложения»

«Тетрадь моих достижений»

«Спасибо за прекрасный день» Домашнее задание: рисунок «Школа – фантазия».

 

3

«Мир, в котором я живу»

осознание детьми своих желаний, повышение самоуважения, дать детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представление о себе, прояснение образов «Я - реальное» и «Я – идеальное». Формирование позитивного отношения к своему «Я», развитие чувства самоуважения («ученик дня» получает признание и дружескую поддержку всей группы, с другой стороны все остальные участники имеют возможность просто, но ярко выразить дружбу и любовь

Игра «Волшебная палочка»

«Что делает ученик?».

Игра «Кто Я?»

Игра: «Какой я есть и каким бы хотел быть»

Проверка «дневников достижений».

Игра «Ученик дня» (Цель:)).

Игра «Невидимая надпись»

 

4.

«Поделись своим теплом»

Осознание чувств, которые вызывают у них те или иные занятия; формирование активности, самоуважения, стремление к реализации своих способностей; развитие произвольности движений

 

Игра «Принц – на – цыпочках» Игра «Что я чувствую».

Сказка «О ленивой звездочке». Игра «Я смогу»

Проверка «Дневников достижений».

Игра «Аплодисменты»

5.

«Паутинка»

Развитие произвольности движений, помехоустойчивости интеллектуальных ресурсов, внутреннего плана действий

 

Игра: «Друг к дружке»

Игра «Муха»

Игра «Кто точнее?»

Игра «Найти смысл»

Игра «Подарок».

 

6

«Все мы разные»

Научить детей оценивать себя; ребенок должен попытаться увидеть себя со стороны; воспитание чувства собственного достоинства, уникальности и неповторимости; формирование адекватной самооценки

 

«Нарисуй свое имя».

Игра «Почтальон».

Тематическое рисование «Мой автопортрет».

«Психологический автопортрет».

«Слушаем себя».

 

7

«Кто если не я»

Привитие ответственности: показать детям, кто ответственен за выполненную ими работу, от чего зависит качество работы, как можно влиять на результат работы; научить детей принимать и давать обратную связь

 

«Закончить предложения».

«Мгновенная социометрия».

«Замечательные дети».

Беседа «Как стать самим собой или кто хозяин моего «Я».

«Должен и хочу».

 «Сказка про Кляксу».

 

8

«Совместное дело»

Актуализация переживаний, предоставить детям возможность отреагировать свои чувства в отношении с учителем

Игра «Да и нет не говори»

Игра «Что делает учитель?.»

«Обратная связь».

Рефлексия занятия

 

9

«Сказочный мир»

Снятие проявлений тревожности; гармонизация и формирование теплого, доверительного отношения

Неоконченные предложения.

Работа со сказкой О девочке и строгой учительнице.

Спонтанное рисование

 Игра «Хвасталки»

 

10

«Совместное дело»

Снятие проявлений тревожности; гармонизация и формирование теплого, доверительного отношения

 

«Капитаны».

«Лесная школа для кенгуру».

«Кто внимательней».

«Что будет, если …? Представьте себе, что …?»

Беседа «Моя школа».

Тематическое рисование «Лесная школа», «Что мне нравится в школе?».

II модуль

11

«Чувства»

Осознание отношений внутри семьи; формирование теплого отношения к ее членам; осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи

«Комплименты».

«Передай чувства по кругу».

«Домашний фотоальбом».

Беседа «Что, значит, любить родителей».

«Мы - взрослые».

«Мы - родители».

 

12

«Волшебный мешочек»

формирование внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, чувства общности, умение выражать свое положительное отношение к другим. Помочь детям осознать качества настоящего друга

Игра «Молекула»

 Прослушивание стихотворения «Дружат дети всей земли».

Игра «Вырежи елочку»

Игра «Окажи внимание другому»

 

13

«Волшебная поляна»

Формирование доброжелательного отношения друг к другу, чувства близости с другими, чувства ценности и самоценности, умения сотрудничать со сверстниками

Игра Найди себе пару.

Проверка домашнего задания рисунок Мой лучший друг.

Игра Цветик-семицветик.

Игра Новоселье.

Игра Связующая нить.

14

«Язык прикосновений»

Закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к самому себе, к сверстникам

 

Игра «Волшебные зеркала».

Игра «Волшебное колечко».

Игра «Чемодан в дорогу».

 

III модуль

15

«Игры с изюминкой»

Развивать произвольность и основные свойства внимания. Формировать устойчивость и произвольность внимания, способность определять эмоции, формировать навыки самоконтроля

Гимнастика: «Водопад

Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук:

«Пересчет пальцев»:

 

16

«Играй и развивайся»

Развитие зрительно-моторной координации:

Развитие фонематического восприятия: по первым звукам названных учителем слов нужно отгадать задуманное слово.

 

«Прохождение по лабиринту»

Нахождение в рисунке "спрятанных" предметов Необходимо найти контуры определенных предметов, цифр, букв, неявно изображенных на сюжетных картинках:

«Зеркало».

Рефлексия занятия

17

«Внимание!Внимание!

Развивать произвольность и основные свойства внимания. Формировать устойчивость и произвольность внимания, способность определять эмоции, формировать навыки самоконтроля,

 

Гимнастика «Дерево».

Развитие пространственных представлений. Усвоение понятий «слева», «справа», «над», «под», «внутри», «в центре», «между»

задание «Наборщик».

Упражнение «Полет самолета».

Упражнение «Цветы». Рефлексия занятия

 

18

«Умники и умницы»

Формирование навыка фонематического анализа и синтеза: Развитие мелкой моторики

 

 

Гимнастика: «Водопад»

задание «Отгадай слово Упражнение «Кто быстрее».

"Найди ошибки"

"Найди различия"

Рефлексия занятия

19

«Круг вокруг»

Развитие пространственных представлений. Усвоение понятий «слева», «справа», «над», «под», «внутри», «в центре», «между»

Гимнастика «Локация земли».

Упражнения на координацию рук: штриховка разнообразных силуэтов, в различных направлениях.

«Запомни и зарисуй»

"Коврик для куклы"

"Путешествие по заданному маршруту"

Рефлексия занятия

20

«Идем за синей птицей»

Развитие фонематического восприятия:

Развитие зрительно-моторной координации:

Развитие фонематического восприятия:

Гимнастика «Дерево».

"Что изменилось? "

"Художник"

"Кто у нас самый зоркий?"

Рефлексия занятия

 

21

«Кривляки, хвастушки и дразнилки»

Развитие координации рук, концентрации внимания, мелкой и крупной моторики. Упражнения на координацию рук

 

Гимнастика «Дракон».

«Улитка с усиками»

 «Сверхвнимание

«Запомни узор».

«Кляксы». Рисование

Рефлексия занятия

 

22

«Сказочные персонажи»

Развитие зрительно-моторной координации:

Развитие концентрации и устойчивости внимания

Развитие зрительно-моторной координации:

 

Гимнастика «Откроем каналы».

«Котенок»

Упражнения на координацию рук выщипывание из бумаги контуров геометрических фигур

Игра «Летает - не летает».

«Подсчитай правильно».

Рефлексия занятия

 

23

«Путешествие»

Развитие навыков смыслового запоминания. Совершенствовать связную речь, воображение, логическое запоминание

Развитие мелкой моторики: упражнение

Гимнастика: «Локация земли».

«Пальчики здороваются» «Пиктограмма».

«Почтальон».

«Цветоощущения».

Рефлексия занятия

 

24

«Путешествие к Незнайке»

Развитие навыков смыслового запоминания. Совершенствовать связную речь, воображение, логическое запоминание Развитие зрительно-моторной координации

Гимнастика: «Учитель».

графический диктант в тетрадях по клеточкам

"Пары картинок" Рефлексия занятия

" Запомни картинку"

 Гимнастика: «Цапля».

 

25

«Раз, два, три, четыре, пять – мы идем играть»

Развитие образно-логическое мышления. Развивать пространственное восприятие, формировать словесно-логические операции..

Развитие мелкой моторики

Гимнастика: «Дракон».

упражнение «Пальчики обнимаются»

Упражнения на координацию рук

«Угадай предмет».

Упражнение на выбор эмоций.

Рефлексия занятия

 

26

«В мире слов»

Развивать звуковые и смысловые компоненты речи. Совершенствовать словарный запас, связную речь воображение.

Развитие мелкой моторики

Развитие зрительно-моторной координации

Гимнастика: «Цапля».

"Слово заблудилось"

"Скажи наоборот" Рефлексия занятия

- графический диктант в тетрадях по клеточкам

Рефлексия занятия

27

«Лесная школа»

Развивать звуковые и смысловые компоненты речи. Совершенствовать словарный запас, связную речь воображение. Вербально-логическое мышление

 

Гимнастика: «Учитель».

"Что я делаю?"

"Скажи по-другому"

"Какой, какая, какое? "

«Сказочные звери».

Рефлексия занятия

28

«Мы рисуем чувства»

Развивать воображение. Развивать творческие способности, эмоциональную сферу ребенка. Развитие мелкой моторики

 

Гимнастика «Дерево».

Воспроизведение последовательности речи: правильное произнесение скороговорки

«Рисунок эмоции».

«Завершение рисунков».

Рефлексия занятия

 

29

«В мире фантазий»

Развитие воображения, концентрации и устойчивости внимания

Гимнастика «Откроем каналы».

«Необыкновенное животное».

«Сочиняем сказку».

Рефлексия занятия

 

IV модуль-  Отработка и закрепление по первым трем модулям

30

Закрепление

Развитие концентрации, устойчивости и распределение внимания.

 

Гимнастика: «Учитель».

"Кто быстрее?"

" Корректура"

"Канон"

Рефлексия занятия

 

31

Мониторинг

Развитие концентрации, устойчивости и распределение внимания. самоконтроля

 

Гимнастика «Дерево».

Игра "Зеваки"

Упражнение «Корректурная проба» (фигуры)

Игра "Буквы алфавита"

Рефлексия занятия

 

32

Закрепление

Развитие всех видов памяти.

 

"Повтори за мной"

"Слушай и исполняй"

Упражнение «Зарисуй фигуры»

Игра " Кто что сделает?"

Рефлексия занятия

 

33

Закрепление

Развитие всех видов памяти.

 

Психогимнастика "Тень"

"Исчезнувший предмет"

графический диктант в тетрадях по клеточкам

"Исчезнувший предмет"

"Сосед, подними руку".

Рефлексия занятия

34

Мониторинг

Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление) и творческих способностей

Игра "Запретный номер".

Упражнение "Угадайка". Развитие логического мышления

Игра "Позы". Развитие зрительной памти

Игра "Озорная обезьяна" Развитие слуховой памяти.

Игра "Мешочки на елке". Развитие творческих способностей

Рефлексия занятия

 

3 Блок оценки эффективности коррекционных воздействий

Целью данного блока является измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Для оценки эффективности коррекционных воздействий проводится диагностическое исследование развития познавательных процессов, эмоционально волевой сферы, отслеживается динамика развития познавательных процессов, заполняется «Коррекционный лист», «Психолого-педагогическая карта ребенка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Коррекционные упражнения – М.: «Ось-89», 2000

Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: 1968.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития – М.: «Школьная пресса», 2006

Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе – М.: «Совершенство» 1998

Журнал «Школьный психолог» №16/2008г, издательство «Первое сентября»

Г.П.Звездина «Психологическое сопровождение начального звена обучения в условиях модернизации образования»

Забранная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках. — М.: 2000.

Игры в летнем лагере /Сост. Т.В. Елисила. - Чебоксары, 1997.

Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет – Ярославль: Академия развития, 2006

Ким А. Детские игры. – М.: 1998.

Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития – СПБ.: Речь, 2004

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ «Сфера»,1996

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте - М «Академия развития». 2004

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе – М.: Генезис, 2004

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

Шевченко М. А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. – М.: «АСТ Москва»;, 2009.

 

 

.


 

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания «Парус надежды» в р

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания «Парус надежды» в р

Актуальность программы Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом

Актуальность программы Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Коррекционно-развивающая программа была разработана для детей с задержкой психического развития, получающих реабилитационные услуги в

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Коррекционно-развивающая программа была разработана для детей с задержкой психического развития, получающих реабилитационные услуги в

Диапазон применения корректурной пробы очень широк – с дошкольного возраста и до пенсионного

Диапазон применения корректурной пробы очень широк – с дошкольного возраста и до пенсионного

Процедура проведения представлены в приложении 3

Процедура проведения представлены в приложении 3

Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: "Почему?"

Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: "Почему?"

Уровень успешности - 32 балла и более (80-100%

Уровень успешности - 32 балла и более (80-100%

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций

Коррекционно-развивающий блок состоит из 34 занятий продолжительностью 30 – 40 минут

Коррекционно-развивающий блок состоит из 34 занятий продолжительностью 30 – 40 минут

В связи с изложенным, в коррекционно-развивающих занятиях основной упор делается на развитие концентрации и устойчивости внимания, зрительной и слуховой памяти

В связи с изложенным, в коррекционно-развивающих занятиях основной упор делается на развитие концентрации и устойчивости внимания, зрительной и слуховой памяти

Отработка и закрепление по трем модулям

Отработка и закрепление по трем модулям

Игра «Паутинка». «Неоконченные предложения» «Тетрадь моих достижений» «Спасибо за прекрасный день»

Игра «Паутинка». «Неоконченные предложения» «Тетрадь моих достижений» «Спасибо за прекрасный день»

Игра: «Друг к дружке» Игра «Муха»

Игра: «Друг к дружке» Игра «Муха»

Сказочный мир»Снятие проявлений тревожности; гармонизация и формирование теплого, доверительного отношенияНеоконченные предложения

Сказочный мир»Снятие проявлений тревожности; гармонизация и формирование теплого, доверительного отношенияНеоконченные предложения

Помочь детям осознать качества настоящего другаИгра «Молекула»

Помочь детям осознать качества настоящего другаИгра «Молекула»

Прохождение по лабиринту» Нахождение в рисунке "спрятанных" предметов

Прохождение по лабиринту» Нахождение в рисунке "спрятанных" предметов

Запомни и зарисуй» "Коврик для куклы" "Путешествие по заданному маршруту"

Запомни и зарисуй» "Коврик для куклы" "Путешествие по заданному маршруту"

Путешествие»Развитие навыков смыслового запоминания

Путешествие»Развитие навыков смыслового запоминания

Развитие мелкой моторики Развитие зрительно-моторной координации

Развитие мелкой моторики Развитие зрительно-моторной координации

ЗакреплениеРазвитие концентрации, устойчивости и распределение внимания

ЗакреплениеРазвитие концентрации, устойчивости и распределение внимания

Мониторинг Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление) и творческих способностей

Мониторинг Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление) и творческих способностей

Список литературы Ануфриев А

Список литературы Ануфриев А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022