Российская Федерация
Министерство социально-демографической и семейной политики
Самарской области
государственное казенное учреждение Самарской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонёк»
446302, Самарская область, г. Отрадный тел/факс 8-(84661)-2-36-25, 2-18-76, 2-58-29
ул. Гагарина д. 59А Е-mail: ogonekadm@socio.samregion.ru
Коррекционно-развивающее занятие по коррекции личностных качеств
в рамках социального проекта-акции
«Покормите птиц зимой!»
Разработано:
Катышева С. А.
Кулакова В.Ю.
Проведено: 30.01.2020 г.
Цель занятия: Воспитание у детей чувства любви и бережного отношения ко всему живому вокруг, сочувствия к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.
Задачи:
1. Формировать навык практической природоохранной деятельности, формирование у воспитанников центра понимания значимости сохранения птиц.
2. Рассказать о трудном периоде в жизни птиц, привлечь внимание воспитанников к проблемам зимующих птиц, помочь зимующим птицам пережить холодный период для того, чтобы сохранить их численность и поддержать видовое разнообразие.
3. Воспитывать духовно-нравственные качества личности воспитанников.
Оборудование: карточки с загадками о птицах; фотографии птиц (отгадки к загадкам); плакаты с кроссвордами «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», образцы кормушек, презентация «Покормите птиц зимой!»
Ход занятия
I. Оргмомент.
II. Основная часть.
1. Вступительная беседа по теме.
Воспитатель: Ребята, скажите, какое время сейчас наступило? Какие изменения произошли в неживой природе? А какие в живой? (Ответы детей).
Давайте сегодня поговорим о птицах. Более 226 видов птиц обитает в нашей республике. Это сойки, галки, воробьи, ласточки, вороны, сороки, дятлы, стрижи, поползни, трясогузки, совы, синицы, многие другие птицы. Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе.
2. Чтение подготовленными воспитанниками стихов о птицах
«Дятел»
Найти короеда
В лесу под корою
Сумеет он летом
И зимней порою.
От этого дятел
Доволен и сыт,
А дерево сильным
И стройным стоит.
«Сойка»
За кустом в лесу постой-ка,
Последи за рыжей сойкой:
Чуб взъерошила рябой,
Перья с искрой голубой...
Полетит на крыльях круглых
Желудей отведать смуглых;
Схватит жёлудь, спрячет в мох,
Чтоб никто найти не мог.
Где запрятала – забудет...
Через год заметят люди –
Поднялся у самых ног
Новый маленький дубок...
Будет он высок и строен
И не раз подкормит соек.
«Ласточка»
Прилетает ласточка
Каждою весной...
Вот она проносится
Снова надо мной.
Веточку притащит,
Глину принесёт –
Гнёздышко уютное
Вьёт она и вьёт.
3. Загадки о птицах.
А сейчас давайте разгадаем загадки о птицах. Показ иллюстраций.
1. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
2. У неё глаза большие
Хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает
Спит на дереве лишь днём.
3. Живёт в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится.
4. Рассказ воспитателя о перелетных птицах. Кроссворд.
Все птицы подразделяются на 2 группы – перелётные и зимующие.
Перелётные птицы – это птицы, которые улетают осенью из наших мест в тёплые края и возвращаются обратно к нам весной. А вот каких птиц можно назвать перелётными, мы узнаем сейчас с помощью кроссворда.
По горизонтали:
1. Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
2. Он серенький на вид,
|
4. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Но пеньем знаменит. (Соловей)
5. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (Скворец)
6. Не ворона, не синица,
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
По вертикали:
1. В синем небе голосок,
Словно крохотный звонок. (Жаворонок)
3. Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце. (Ласточка)
4. Это старый наш знакомый,
Он живёт на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту,
За лягушками в болото. (Аист)
Кроме этих птиц, перелётными можно назвать ещё таких птиц как сороки, ястребы, совы, лебеди, цапли, гуси, утки, стрижи, щеглы.
5. Рассказ воспитателя о зимующих птицах. Кроссворд.
Зимующие птицы – это птицы, которые зимуют в данной местности. Эту группу составляют все оседлые птицы и птицы, прикочевавшие в данную местность на зимовку. Давайте решим кроссворд и узнаем, какие птицы являются зимующими.
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали: По вертикали:
2. Носит серенький жилет, 1. Пусть я птичка – невеличка.
Но у крыльев чёрный цвет. У меня, друзья, привычка –
Видишь, кружат двадцать пар Как начнутся холода,
И кричат «кар-р». (Ворона) Прямо с севера сюда. (Снегирь)
3. Хоть я не молоток,
По дереву стучу,
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
4. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
5. Маленький мальчишка,
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Кроме этих птиц, ещё у нас зимуют поползень, клёст, галка, сойка.
6. Рассказ воспитателя о «Птичьей столовой».
Показ иллюстраций с изображением кормушек для птиц и корма.
С приходом зимы всему животному миру приходится очень и очень трудно с добычей пищи, а птицам – особенно. Для этого их надо подкармливать. Как вы думаете, для чего необходимо кормить птиц зимой? Если мы не накормим их, что с ними произойдёт? (Ответы детей). Посмотрите, пожалуйста, какими могут быть кормушки для птиц, и изготовьте дома с родителями, хотя бы одну из них. Тем самым вы поможете нашим младшим друзьям.
Лучший корм для птиц – это семена подсолнуха. Можно кормить только им, и у кормушки будут всегда синицы. Тыквенные, арбузные, дынные семена тоже хороший корм для птиц. Несолёное мясо, сало – лакомый корм для синиц, дятлов, поползней. Птиц можно подкармливать остатками со стола: прежде всего салом, жиром всех видов, костями, вываренными в супе, сырными корочками, крошками хлеба. И помните, чем быстрее вы сделаете кормушку, тем меньше птиц погибнет от голода и холода.
III. Подведение итогов занятия.
В заключение нашей беседы мне хотелось бы прочесть вам стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!».
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Кроссворд «Перелетные птицы»
|
4. |
||||||||||
|
1. |
|
|
|
|
3. |
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
||||||||
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||||||||
5. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
||||||||
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
По горизонтали:
1. Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
2. Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит.
5. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
6. Не ворона, не синица,
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку-ку».
По вертикали:
1. В синем небе голосок,
Словно крохотный звонок.
3. Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце.
4. Это старый наш знакомый,
Он живёт на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту,
За лягушками в болото.
Кроссворд «Зимующие птицы»
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
2. Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат «кар-р».
3. Хоть я не молоток, По вертикали:
по дереву стучу, 1. Пусть я птичка – невеличка.
В нём каждый уголок У меня, друзья, привычка –
обследовать хочу Как начнутся холода,
Хожу я в шапке красной Прямо с севера сюда.
и акробат прекрасный.
4. Спинкою зеленовата,
животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
и полоска шарфика.
5. Маленький мальчишка,
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.