Коррекционно-развивающее занятие "Про птицу-синицу"
Оценка 4.7

Коррекционно-развивающее занятие "Про птицу-синицу"

Оценка 4.7
docx
31.03.2020
Коррекционно-развивающее занятие "Про птицу-синицу"
Кор.зан. Про птицу-синицу.docx

Морозова Татьяна Владимировна

воспитатель

ГОУ ЯО «Петровская школа-интернат»

Ярославская область Ростовский район

Коррекционно-развивающее занятие в 1 классе «Про птицу- синицу»

Цель:  формирование у детей чувства любви к природе, восхищения ею, воспитание ответственности и  бережного отношения к природе.

Задачи:

- познакомить детей с праздником народного календаря «Синичкин день», прививать бережное отношение  к народным традициям;

- расширить экологические представления  младших школьников;

- продолжить формирование главных этических категорий – любви, добра, справедливости;

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им  в    трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку

Методы и приемы проведения  занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.

Оборудование: презентация, вывеска «Синичкин день», перышки с загадками;  иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; запись «Голоса птиц», корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно), шоколад, чипсы, кормушки.

Организационный момент

Поприветствуем гостей,

 улыбнемся веселей

Раз, два, три, четыре, пять -                                                                          

Занятие нам пора начинать.                                                                                      

  Вы друг другу улыбнитесь,                                                                                    

 И тихонечко садитесь.

Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний день принесёт всем нам радость общения.

         Сегодня наше занятие будет посвящено… а впрочем, попробуете  сами определить, о чем мы будем говорить  на занятии. Для этого предлагаю вам отгадать загадку:

 

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день

Суетится, суетится

Целый день звенит «зинь- зинь»!

Угадайте что за птица?

То весёлая … (синица)

 

         Когда-то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. (Слайд 1)

           12 ноября по инициативе Союза охраны птиц России был создан новый экологический праздник «Синичкин день». Но данный шаг не был случайностью. С древности существует поверье, согласно которому, именно к 12 ноября к жилью человека прилетают зимующие пернатые типа свиристелей и соек. Среди них обязательно присутствуют и желтогрудые синицы.  К этому дню люди готовят кормушки, припасают подкормку для птиц,  читают стихи, загадывают загадки,  играют и просто любуются  зимними птахами.                                                                                                   Почему этот день называется «Синичкин день»?                                                             Синица считается одной из самых популярных птиц в нашей стране. В народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на нее гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток.                                     «Невеличка птичка синичка, а свой праздник знает». (Слайд 2)                             Сегодня мы вспомним зимующих птиц, поиграем в разные игры, узнаем что- то новое про птиц и, конечно, поговорим о том, как мы с вами можем помочь птицам.                                                                                      

- А какой же праздник без синички? Давайте её позовём.                                                         - Си-нич-ка! Си-нич-ка! (Слайд 3)

 (входит синичка в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка, на голове кокошник)

Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? А может быть кто-то из вас сможет обо мне рассказать?

1 ученик:   У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, щечки белые, глаза чёрные.

2 ученик:   Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

3 ученик:  Летом синички живут в лесах. А к зиме перебираются к жилью человека. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

4 ученик:  Синицы делают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на  гнёздо синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (Из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников, лоток устлан конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями). (Слайд 4-5)

5 ученик  Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели.

6 ученик  Самец в это время приносит корм самке. После оба родителя кормят птенцов.   За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

7 ученик  Синицы очень полезные птицы. За сутки  синица поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.

Синица: Как много вы обо мне знаете. А знаете ли вы, что у меня есть и сестрички.

Воспитатель:     Семейство синиц насчитывает около 65 видов. Вот некоторые из них. (Слайды в презентации).  В солнечный день они звонко  и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан». (Слайд 6-8)

(Давайте послушаем, как поет синица (прослушивание аудиозаписи)). (Слайд 9)

Кроме синиц с нами зимуют и другие  птицы.

 Птичья стая пролетала.

 Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём.

Отгадайте загадки и узнаете, кто с нами зимует. (Вывешивается картинка птицы, среди букв найди слово)

1. В серой шубке перовой

    И в морозы он герой.

   Зимовать не улетает,

   Под карнизом обитает (Воробей).

 

2.Кто там прыгает, шуршит,

   Клювом шишки потрошит,

  Голоском речистым, чистым-

  лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клёст)

 

 3. Не дровосек, не плотник,

    А первый в лесу работник (Дятел)

 

4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)

 

5. Хочет с детства эта птица
   Стать известною певицей.
   День и ночь неугомонно
  "Кар–кар–кар!" – поёт
… ( Ворона)

 

6. Серенький, аккуратненький,

    Воркует, сидит, на подружку глядит. ( голубь)

 

7. Красногрудый, чернокрылый,
   Любит зернышки клевать,
   С первым снегом на рябине
   Он появиться опять.
                                (Снегирь)

 

8. Северные гости

   Клюют рябины грозди,

   Так нарядны и ярки,

   На головках – хохолки!

                              (Свиристели)

 

 Воспитатель:  Кроме этих птиц, рядом с нами зимуют и другие птицы: щеглы, сойки, чечётки, поползни, галки, совы, куропатки, тетерева.   

   (Слайд 10)

         Я хочу вам немного рассказать об очень  удивительной  птице! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

        Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Ты видел такой клюв-крестик у других птиц – воробьев, гусей, уток, куриц, голубей? Нет? Правильно, не видел и не увидишь!!! Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!  Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь!

(Слад 11-12).

У нас в России живут три вида клестов. Попробуй по названию догадаться, почему их так называют.

 

А сейчас поиграем в игру «Прилетели птицы».

 

Игра «Прилетели птицы»

 - Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то хлопайте. Начинаем:

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи …

(Дети хлопают).

 -Что неправильно?

Дети. Мухи!

   - А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

 

Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

(Дети топают).

Начинаем снова:

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

  - Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается.

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

 Галки и стрижи,

Комары, кукушки …

(Дети топают).

  

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Воробьи, кукушки,

Чёрные грачи,

Лебеди, скворцы …

Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием.

 

 

А сейчас играем в подвижную игру «Птицелов», но сначала вспомним,  какие звуки произносят птицы.

Воробьи – чирик – чирик

Синицы – зинь – зинь

Ворона – кар – кар

Дятел – тррр – тррр

Снегирь – дю – дю – дю

Клёст – цок – цок – цок

Свиристель – тюр –тюр – тюр

Дети становятся в круг, выбирается «птицелов» — водящий, которому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами:

Во лесу, во лесочке,

На заснеженном дубочке

Птицы сидели,

Тихо песни пели.

Вот птицелов идет —

В плен нас возьмет.

Дети останавливаются, а «птицелов» подходит к одному из них. До кого дотронулись, изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».

Игра на внимание «Синицы».

Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

С Синичкиного дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них.                                                                   В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». (Слайд 12)     - Как вы понимаете эту поговорку?

     Синичка: Ребята, а вы знаете какой корм можно положить для птиц.

У нас есть кормушка-домик для птиц. Сейчас каждый из вас берет картинку с птицей, называет птицу и сажает ее на кормушку. А потом будем кормить птиц.

(воробей, синица, снегирь, сорока, дятел, голубь, свиристели, клесты)

- Каждый берёт корм и говорит, какие птицы будут его есть.

(Семечки подсолнечника, тыквы, несоленое сало, ягоды, хлеб белый, шишка, репейник, зерно)

·        Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

·        Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней.

·        Овес едят овсянки, воробьи, синицы.

·        Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

·        Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков.

·        Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.

·        Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

- Ребята, давайте будем бережно относиться к зимующим птицам, заботиться о них! Развесим кормушки, и не будем забывать насыпать в них корм!



Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!

Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!

Покормите птиц зимой.

                                    А. Яшин

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Итог занятия:

Наше занятие подошло к концу. Синичка вам принесла и хочет подарить раскраски птиц, но надо быстро ответить на ее вопрос:

·        О каком празднике мы говорили?

·        Что любят синички?

·        Почему клест удивительная птица?

·        Как поет воробей?

·        Как мы можем помочь птицам?

·        Почему сороку называют белобока?

·        Какие птицы любят ягоды?

·        Какие виды синичек запомнили?

Дети по очереди отвечают на вопрос Синички и в подарок получают раскраски птиц. После занятия все идем вешать кормушки для птиц.

 

Список литературы:

1.       Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. В 3-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2009г

2.       Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. –М.: Издательство «Гном и Д», 2007г

3.       Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Книга для логопеда. –М.: ВЛАДОС, 1998г

4.       Новикова И.М. Комплексный подход к изучению темы «Птицы» для детей 6-7 лет. –М.: Издательство «Гном и Д», 2005г

5.       Фуреева Е.П Шипилова А.В. Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в школе. Феникс, 2006г

 

 


 

Морозова Татьяна Владимировна воспитатель

Морозова Татьяна Владимировна воспитатель

Сегодня наше занятие будет посвящено… а впрочем, попробуете сами определить, о чем мы будем говорить на занятии

Сегодня наше занятие будет посвящено… а впрочем, попробуете сами определить, о чем мы будем говорить на занятии

У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная

У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная

Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала

Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала

Слайд 10) Я хочу вам немного рассказать об очень удивительной птице!

Слайд 10) Я хочу вам немного рассказать об очень удивительной птице!

Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо

Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо

И пустой кормушку ты Им не оставляй!

И пустой кормушку ты Им не оставляй!

Как поет воробей? ·

Как поет воробей? ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2020