Морозова Татьяна Владимировна
воспитатель
ГОУ ЯО «Петровская школа-интернат»
Ярославская область Ростовский район
Коррекционно-развивающее занятие в 1 классе «Про птицу- синицу»
Цель: формирование у детей чувства любви к природе, восхищения ею, воспитание ответственности и бережного отношения к природе.
Задачи:
- познакомить детей с праздником народного календаря «Синичкин день», прививать бережное отношение к народным традициям;
- расширить экологические представления младших школьников;
- продолжить формирование главных этических категорий – любви, добра, справедливости;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку
Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.
Оборудование: презентация, вывеска «Синичкин день», перышки с загадками; иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; запись «Голоса птиц», корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно), шоколад, чипсы, кормушки.
Организационный момент
Поприветствуем гостей,
улыбнемся веселей
Раз, два, три, четыре, пять -
Занятие нам пора начинать.
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний день принесёт всем нам радость общения.
Сегодня наше занятие будет посвящено… а впрочем, попробуете сами определить, о чем мы будем говорить на занятии. Для этого предлагаю вам отгадать загадку:
Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день
Суетится, суетится
Целый день звенит «зинь- зинь»!
Угадайте что за птица?
То весёлая … (синица)
Когда-то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. (Слайд 1)
12 ноября по инициативе Союза охраны птиц России был создан новый экологический праздник «Синичкин день». Но данный шаг не был случайностью. С древности существует поверье, согласно которому, именно к 12 ноября к жилью человека прилетают зимующие пернатые типа свиристелей и соек. Среди них обязательно присутствуют и желтогрудые синицы. К этому дню люди готовят кормушки, припасают подкормку для птиц, читают стихи, загадывают загадки, играют и просто любуются зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Синица считается одной из самых популярных птиц в нашей стране. В народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на нее гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. «Невеличка птичка синичка, а свой праздник знает». (Слайд 2) Сегодня мы вспомним зимующих птиц, поиграем в разные игры, узнаем что- то новое про птиц и, конечно, поговорим о том, как мы с вами можем помочь птицам.
- А какой же праздник без синички? Давайте её позовём. - Си-нич-ка! Си-нич-ка! (Слайд 3)
(входит синичка в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка, на голове кокошник)
Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? А может быть кто-то из вас сможет обо мне рассказать?
1 ученик: У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, щечки белые, глаза чёрные.
2 ученик: Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.
3 ученик: Летом синички живут в лесах. А к зиме перебираются к жилью человека. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
4 ученик: Синицы делают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на гнёздо синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (Из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников, лоток устлан конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями). (Слайд 4-5)
5 ученик Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели.
6 ученик Самец в это время приносит корм самке. После оба родителя кормят птенцов. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.
7 ученик Синицы очень полезные птицы. За сутки синица поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.
Синица: Как много вы обо мне знаете. А знаете ли вы, что у меня есть и сестрички.
Воспитатель: Семейство синиц насчитывает около 65 видов. Вот некоторые из них. (Слайды в презентации). В солнечный день они звонко и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан». (Слайд 6-8)
(Давайте послушаем, как поет синица (прослушивание аудиозаписи)). (Слайд 9)
Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы.
Птичья стая пролетала.
Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём.
Отгадайте загадки и узнаете, кто с нами зимует. (Вывешивается картинка птицы, среди букв найди слово)
1. В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (Воробей).
2.Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым-
лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клёст)
3. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)
4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
5.
Хочет с
детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
"Кар–кар–кар!" – поёт …
( Ворона)
6. Серенький, аккуратненький,
Воркует, сидит, на подружку глядит. ( голубь)
7.
Красногрудый,
чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять.
(Снегирь)
8. Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки!
(Свиристели)
Воспитатель: Кроме этих птиц, рядом с нами зимуют и другие птицы: щеглы, сойки, чечётки, поползни, галки, совы, куропатки, тетерева.
(Слайд 10)
Я хочу вам немного рассказать об очень удивительной птице! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.
Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Ты видел такой клюв-крестик у других птиц – воробьев, гусей, уток, куриц, голубей? Нет? Правильно, не видел и не увидишь!!! Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь!
(Слад 11-12).
У нас в России живут три вида клестов. Попробуй по названию догадаться, почему их так называют.
А сейчас поиграем в игру «Прилетели птицы».
Игра «Прилетели птицы»
- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то хлопайте. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
(Дети хлопают).
-Что неправильно?
Дети. Мухи!
- А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
(Дети топают).
Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..
- Куницы – вовсе не птицы.
Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки …
(Дети топают).
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Воробьи, кукушки,
Чёрные грачи,
Лебеди, скворцы …
Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием.
А сейчас играем в подвижную игру «Птицелов», но сначала вспомним, какие звуки произносят птицы.
Воробьи – чирик – чирик
Синицы – зинь – зинь
Ворона – кар – кар
Дятел – тррр – тррр
Снегирь – дю – дю – дю
Клёст – цок – цок – цок
Свиристель – тюр –тюр – тюр
Дети становятся в круг, выбирается «птицелов» — водящий, которому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами:
Во лесу, во лесочке,
На заснеженном дубочке
Птицы сидели,
Тихо песни пели.
Вот птицелов идет —
В плен нас возьмет.
Дети останавливаются, а «птицелов» подходит к одному из них. До кого дотронулись, изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».
Игра на внимание «Синицы».
Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.
С Синичкиного дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». (Слайд 12) - Как вы понимаете эту поговорку?
Синичка: Ребята, а вы знаете какой корм можно положить для птиц.
У нас есть кормушка-домик для птиц. Сейчас каждый из вас берет картинку с птицей, называет птицу и сажает ее на кормушку. А потом будем кормить птиц.
(воробей, синица, снегирь, сорока, дятел, голубь, свиристели, клесты)
- Каждый берёт корм и говорит, какие птицы будут его есть.
(Семечки подсолнечника, тыквы, несоленое сало, ягоды, хлеб белый, шишка, репейник, зерно)
· Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
· Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней.
· Овес едят овсянки, воробьи, синицы.
· Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
· Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков.
· Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.
· Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
- Ребята, давайте будем бережно относиться к зимующим птицам, заботиться о них! Развесим кормушки, и не будем забывать насыпать в них корм!
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!
Покормите птиц зимой.
А. Яшин
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Итог занятия:
Наше занятие подошло к концу. Синичка вам принесла и хочет подарить раскраски птиц, но надо быстро ответить на ее вопрос:
· О каком празднике мы говорили?
· Что любят синички?
· Почему клест удивительная птица?
· Как поет воробей?
· Как мы можем помочь птицам?
· Почему сороку называют белобока?
· Какие птицы любят ягоды?
· Какие виды синичек запомнили?
Дети по очереди отвечают на вопрос Синички и в подарок получают раскраски птиц. После занятия все идем вешать кормушки для птиц.
Список литературы:
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. В 3-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2009г
2. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. –М.: Издательство «Гном и Д», 2007г
3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Книга для логопеда. –М.: ВЛАДОС, 1998г
4. Новикова И.М. Комплексный подход к изучению темы «Птицы» для детей 6-7 лет. –М.: Издательство «Гном и Д», 2005г
5. Фуреева Е.П Шипилова А.В. Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в школе. Феникс, 2006г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.