Технологическая карта занятия педагога - психолога
Предмет (форма занятия): Коррекционно-развивающее занятий для снятия предэкзаменационной тревожности «Путь к успеху» (занятие с элементами тренинга).
Тема занятия: «Уверенность и самооценка».
Время: 60 минут.
Тип занятия: Занятие изучения и закрепления знаний через игры, упражнения.
Оборудование:бумажные салфетки; листочки с таблицами и разрезной материал для выполнения задания; видеоролик на флешке; видеопроектор; ноутбук; бланки с заготовками «зато ты…»; корона и мантия; плакат с правилами.
Цель:создание условий для формирования уверенности в себе, повышение самооценки.
Задачи:
· формирование способности к безусловному принятию себя;
· осознание личностных ресурсов, возможностей;
· овладение навыками саморегуляции;
· формирование навыков самораскрытия и самопрезентации.
Планируемый уровень достижения целей: формирование базовых умений и навыков психической саморегуляции;
осознание ценности индивидуальности каждого человека; формирование адекватной самооценки;улучшение настроения и самочувствия.
Этап занятия, время этапа |
Задачи этапа |
Содержание. |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап (10 минут).
3 мин.
3 мин.
4 мин. |
Создать настрой на работу, доверительную атмосферу. |
1.Приветствие. Здравствуйте, ребята, мы сегодня с вами собрались уже в третий раз. Давайте для начала поздороваемся. Упражнение «Здравствуйте, мое настроение цвета…» Инструкция: Каждый участник тренинга по очереди должен сказать, какого цвета у него настроение. И почему. Обсуждение: Цвета отражают наше настроение. Они могут его повышать и понижать. С помощью данного упражнения Вы не только поприветствовали друг друга, но и увидели, с каким настроением и самочувствием пришел сегодня каждый участник тренингового занятия.
2.Разминка. Упражнение “Комплимент внешности”. Цель: помочь друг другу преодолеть робость и неуверенность в себе. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом. Группа стоит в кругу. Нужно сказать комплимент участнику, стоящему справа от себя. При подаче комплимента нужно обратиться к участнику по имени (Таня! У тебя красивые глаза). Тот участник, который принимает комплимент, должен поблагодарить за комплимент и повторить его (Спасибо, Аня! У меня красивые глаза). Обсуждение:
Вспоминаем правила группы.
|
Ребята сидят в кругу, включаются в ритм занятия, выполняют задания. |
Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга. -умение выражать собственное мнение, эмоции и чувства. - умение взаимодействовать со сверстниками. Личностные: -развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Регулятивные: -включиться в учебный процесс; -осуществлять самоконтроль
|
Ориентировочный этап. 5 мин. |
Нацеливание на тему занятия. |
3.Основная часть. Упражнение «Снежинки». Упражнение можно использовать в группе для работы с людьми, имеющими заниженную самооценку, кто «не такой, как другие» и испытывает в связи с этим внутренний дискомфорт и чувство одиночества. Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия: складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол; снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол; в третий раз проделывает то же самое; и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол. Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось. Обсуждение Участники сравнивают, какие снежинки у них получились — одинаковые или разные, непохожие. Ведущий обращает внимание участников на то, что хотя все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у них получились разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность.
|
Выполняют упражнение. Делают выводы, высказывают своё мнение. |
Коммуникативные: - умение высказывать своё и уважать чужое мнение. Личностные: -умение признавать ценность своей индивидуальности. Познавательные: -умение выдвигать предположения и гипотезы. -умение находить ответы на вопросы, основываясь на собственном опыте. |
Поисково-исследовательский этап. 10 мин. |
Знакомство с понятием «самооценка». Ответ на вопрос, как самооценка влияет на жизнь и личность человека. |
Что же такое самооценка? Самооценка – это отношение человека к самому себе. Как правило, когда говорят о самооценке, характеризуют её как адекватную или неадекватную. Неадекватная самооценка –завышенная и заниженная. А что такое адекватная самооценка? Как проявляется неадекватная заниженная самооценка? А завышенная? В чём выражается? Как самооценка может влиять на процесс подготовки и сдачи экзамена? А из чего складывается самооценка человека?
Работа в группах: Делимся на группы (примерно пополам). На доске три столбика: Завышенная самооценка, адекватная самооценка, заниженная самооценка. У вас на листочке та же табличка. Давайте разделим качества, присущие людям с той или иной самооценкой. Высокомерие, нахальство, самоуверенность, вспыльчивость (завышенная); Внушаемость, пассивность, обидчивость, трусливость (заниженная); Уравновешенность, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, стремление к самореализации (адекватная). Обсуждение.
|
Выполняют задание в группах. Высказывают своё мнение. |
Личностные: -установление смысловой связи между самооценкой человека и уровнем тревожности. Регулятивные: -Высказывать предположения на основе фактов и личного опыта. Коммуникативные: -навыки группового взаимодействия. -умение слушать и слышать друг друга. -умение выражать собственное мнение, эмоции и чувства. Познавательные: -умение выдвигать предположения и гипотезы. -умение находить ответы на вопросы, основываясь на собственном опыте. Предметные: -знакомство с понятием «самооценка», с понятиями адекватной и неадекватной самооценки, а также с некоторыми методиками повышения уровня самооценки. |
Практический этап.
3 мин.
3 мин.
10 мин.
10 мин.
5 мин.
|
Приобретение навыков формирование адекватной самооценки. |
Энергизатор «Фруктовый салат». Группа сидит в кругу. Водящий находится в центре круга без стула. Группа рассчитывается по принципу: «яблоко», «груша», «виноград», «банан». Каждого просят запомнить «свой» фрукт. Задача группы: когда водящий назовет какой-то фрукт, например: яблоко, все «яблоки» должны встать и поменяться местами. Если кто-то не успел занять освободившийся стул, то он становится водящим. Водящий называют разные фрукты, а время от времени говорят: «Фруктовый салат!» Это означает, что все играющие должны поменяться местами.
Упражнение "Образ "Я". Цель: более глубокое осознание личностного существования; соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции. Каждому участнику предлагается произнести слово "Я" с только ему присущей интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним словом как можно полнее выразить восприятие своего "Я", свою индивидуальность и своё место в мире.
Просмотр притчи. Сейчас мы с вами посмотрим один интересный ролик. Потом обсудим. Смотрим. Обсуждение:О чём эта притча? С чем пришёл молодой человек к мудрецу? Что же произошло? О чём же, всё таки, нам говорит эта притча? Может быть кто-то из вас хочет высказаться по этому поводу? Какие эмоции вызывает у вас это видео?
Упражнение «Зато ты…». Сейчас, каждый из вас возьмёт листочек, на нем пишет своё имя, фамилию может не писать. За исключением двух Данилов у нас, вы, мальчики, подпишите ещё первую букву фамилии. Сверху пишем своё имя, чуть ниже, под именем есть надпись «мой недостаток» там, пишем свой недостаток (по вашему мнению). И передаём свой листочек по часовой стрелке. Каждый из вас, получив чужой листочек пишет под надписью «зато ты…» что-нибудь хорошее про владельца листочка и передаёт листочек дальше по часовой стрелке, пока листочек не вернётся к владельцу. Приступаем к выполнению задания. Обсуждение: Как вы себя чувствуете теперь? Кто-то хочет поделиться с нами своими эмоциями, впечатлениями?
Упражнение. «Корона уверенности». Психолог:
Представить себя посередине стадиона, где все зрители встали, чтобы громко
вам поаплодировать. Для вас это почетно и очень важно, а на голове у вас
красуется потрясающей красоты корона. (выполнение упражнения). Обсуждение: Как ощущения? Что чувствовали, когда вам аплодируют все? Все вы выглядите настоящими властителями мира! Каждый своего – своей жизни! Запомните это ощущение уверенности, силы, могущества и идите с ним по жизни. |
Знакомятся с методами повышения самооценки. Выполняют упражнения. |
Регулятивные: -умение контролировать своё поведение. -развитие способности мобилизации волевых усилий. - осуществление познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: -развитие умения через понимание себя понимать других людей. -умение выражать своё мнение, эмоции и чувства, -умение коллективного взаимодействия. Личностные: -установление смысловой связи между самооценкой и уровнем тревожности. -развитие рефлексивных качеств личности. - формирование позитивного взгляда на жизнь и свою индивидуальность. - формирование креативного подхода к решению жизненных ситуаций. Познавательные: -формирование осознанного стремления к самопознанию. - умение находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт. |
Рефлексивно-оценочный этап. 4 мин. |
Подвести итоги занятия. Проанализировать своё состояние. |
4.Рефлексия. Наше занятие подходит к концу. Хотелось бы получить какую-то обратную связь. Что вы чувствуете? Как изменился цвет вашего настроения, с которым вы пришли сюда? Что нового узнали? Что-то, может быть, просто важно что-то сказать? 5.Прощание. Упражнение «Круг душевного тепла». Цель: увеличить
доверие, снизить тревогу / завершить занятие на эмоциональном подъёме. Описание: дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Это игровое упражнение заключается в том, чтобы передавать друг другу «душевное тепло». Делается это с помощью несильного рукопожатия. Первый игрок передаёт его игроку справа, тот — следующему, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведётся с открытыми глазами, затем, с началом второго круга, дети закрывают глаза. Спасибо за работу. Давайте друг другу поаплодируем.
|
Обсуждают, какие изменения в настроении произошли, делятся впечатлениями. |
Коммуникативные: -развитие умения через понимание себя понимать других людей. -умение выражать своё мнение, эмоции и чувства. Личностные: -развитие рефлексивных качеств личности. -развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. - анализ ценности занятия. Регулятивные: - умение выполнять самооценку и самоанализ.
|
Педагог – психолог Суходоева А.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.