Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вешкаймский лицей имени Б.П.Зиновьева при УлГТУ
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО______ |
Заместитель директора по УВР ______________ |
И.о директора |
Протокол № |
|
___________ |
от « » |
« » |
Приказ |
Рабочая программа по коррекционному курсу
Название внеурочной деятельности: коррекционно-развивающие занятия «Педагогическая коррекция» Название программы «Педагогическая коррекция» Срок реализации программы, учебный год:___ учебный год Количество часов по учебному плану: 33 часа в год; в неделю 31час Направление развития личности: коррекционно- развивающие занятия Возраст школьников 7-8 лет, 1 класс Рабочую программу составил, должность_____________________________ учитель начальных классов подпись расшифровка подписи
|
1. Результаты освоения курса коррекционно-развивающих занятий
Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий « Педагогическая коррекция» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учащихся с ОВЗ и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.). С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- бережному отношению к материальным и духовным ценностям
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:
Русский язык:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
- овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
- овладение основами грамотного письма;
- овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Литературное чтение:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
- осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
- формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных
текстов;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Математика:
- использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
2. Содержание коррекционно-развивающих занятий с указанием форм организации и видов деятельности
Организация коррекционной работы с обучающимися с ЗПР в процессе освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
1.Коррекционно–образовательные задачи:
· восполнение пробелов математического развития учащихся путём обогащения их чувственного опыта, организация предметно–практической деятельности;
· специальная подготовка учащихся к восприятию новых трудных тем,
обучение поэтапным действиям;
· формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления.
· обеспечить усвоение учениками знаний, умений и навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения (максимальное внимание к развитию фонематического восприятия формированию звукового анализа и синтеза);
· расширять кругозор школьников: уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
· развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создать текст, т. е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно);
· заложить основы навыков учебной работы
2. Коррекционно–развивающие задачи:
· развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
· активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
· активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
способствовать развитию наглядно–образного и логического мышления;
· развитие приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, обобщать языковые явления.
3. Коррекционно–воспитательные задачи:
· воспитание положительной учебной мотивации, формирование познавательного интереса к математике;
· развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.
· привить интерес к родному языку, к чтению, книге;
· сформировать нравственные и эстетические представления.
Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития учащихсяи выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в начале, в течение и в конце учебного года. Темы коррекционно-развивающих занятий соответствуют тематике уроков математики, русского языка, литературного чтения, что позволяет своевременной коррекции, уточнению и развитию формируемых на уроке знаний, умений и навыков.
Математика (11 ч)
Числа и величины. Счет предметов.Чтение и запись чисел от нуля до20.Сравнение и упорядочениечисел, знаки сравнения. Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени (час). Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Арифметические действия. Сложение и вычитание.Названия компонентов арифметическихдействий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме). Способы проверки правильности вычислений.
Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...»
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Измерение длины отрезка.
Русский язык интегрированный с литературным чтением (22ч)
Виды речевой деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.д. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей ( описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Фонетика и орфография.
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков ( гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Различие гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных звонких и глухих, парных – непарных. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложении. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика.
Звук и буква. Буква как знак звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Письмо.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение.
Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение. (различение). Наблюдение над значением слова. работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Орфография.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
- раздельное написание слов;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Распределение учебных часов по разделам
№ |
Раздел учебного курса |
Количество часов |
1 |
Русский язык интегрированный с литературным чтением |
22ч. |
2 |
Математика |
11ч. |
|
Итого |
33 часа |
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел, тема |
Колич. часов |
Дата проведения |
|
по плану |
факти- чески |
|||
1 |
Тренировка мелкой моторики руки. Устная и письменная речь. (Интегрированное занятие русский язык и литературное чтение) |
1 |
|
|
2 |
Счет предметов.Сравнение предметов и групп предметов Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху- внизу (выше – ниже), слева – справа (левее – правее |
1 |
|
|
3 |
Гласные и согласные звуки.Как образуется слог.Письмо короткий и длинных линий.( интегрированное занятие русский язык и лит.чтение) |
1 |
|
|
4 |
Числа 1,2,3.Знаки +,-,= |
1 |
|
|
5 |
Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Письмо изученных букв. |
1 |
|
|
6 |
Числа от 1 до 5. Закрепление изученного материала |
1 |
|
|
7 |
Письмо слогов с изученными буквами. Отработка навыка чтения по слогам |
1 |
|
|
8 |
Числа от 1 до 10. |
1 |
|
|
9 |
Чтение и письмо слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
|
|
10 |
Сложение и вычитание вида +1,-1 |
1 |
|
|
11 |
Отработка навыка чтения.списывание текста. |
1 |
|
|
12 |
Присчитывание и отсчитывание по 2.Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц |
1 |
|
|
13 |
Письмо слов с изученными буквами.отработка навыка чтения по слогам |
1 |
|
|
14 |
Состав чисел.Закрепление |
1 |
|
|
15 |
Закрепление правописания сочетаний ЧА,ЧУ,ЖИ,ШИ. заглавных букв в начале предложения и в именах собственных |
1 |
|
|
16 |
Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач . |
1 |
|
|
17 |
Закрепление правописания сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Обобщение знаний о буквах, обозначающих непарные по глухости/звонкости согласные зву |
1 |
|
|
18 |
Переместительное свойство сложения для случаев вида …+5, 6, 7, 8, 9. Правила безопасного поведения с компьютером |
1 |
|
|
19 |
Русский алфавит. Повторение написания изученных букв |
1 |
|
|
20 |
Решение задач и примеров |
1 |
|
|
21 |
Рассказы Л. Н. Толстого для детей.Оформление предложений в тексте |
1 |
|
|
22 |
Устная нумерация чисел от 1 до 20. |
1 |
|
|
23 |
Весёлые стихи Б. В. Заходера.Знаки препинания в конце предложения |
1 |
|
|
24 |
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации |
1 |
|
|
25 |
Русская народная сказка «Теремок». Заглавная буква в именах, фамилиях, кличках животных |
1 |
|
|
26 |
Отработка приёма сложения однозначных чисел с переходом через десяток |
1 |
|
|
27 |
Обозначение мягкости согласного звука на письме буквами е,ё,и,ю,я.Как хорошо уметь читать. |
1 |
|
|
28 |
Прием вычитания с переходом через десяток. |
1 |
|
|
29 |
Закрепление по теме: « Сочетания жи –ши, ча-ща, чу-щу,ЧК-чн. |
1 |
|
|
30 |
Табличное сложение и вычитание. |
1 |
|
|
31 |
Слова, которые отвечают на вопрос кто? Что Отработка навыка чтения |
1 |
|
|
32 |
Решение задач изученных видов. |
1 |
|
|
33 |
Отработка написания слов с изученными орфограммами. Отработка навыка чтения. |
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.