Публикация является частью публикации:
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Асбестовская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Рассмотрено: Согласовано:
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР
_________Семенова Н.Б. _________ Воробьева Ю.В.
Протокол №___
« »_____________2017г. « »______________2017г.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 7 класса
на 2017 – 2018 уч.год
педагога Шешиной Ольги Владимировны
Асбест, 2017 г.
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
1. ФЗ РФ от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»
3. Приказ МО и науки РФ от 29.12.2014г №1644 «О внесении изменений в приказ МО и науки РФ от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»
4. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 17.12.2010г №1897»
5. Программы МО РФ: ООО (авторские программы, утвержденные МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС ООО)
6. Постановление Главного государственного Санитарного врача РФ от 10.07.2015г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г)
7. Устав ГКОУ СО «Асбестовская школа-интернат»
8. Учебный план ООО ГКОУ СО «Асбестовская школа-интернат» в соответствии с ФГОС ООО.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. В соответствии с Учебным планом на коррекционные занятия по математике отводится 1 часа в неделю, который включается в расписание уроков.
Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группе - 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности.
При организации коррекционных занятий учитель исходит из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты ориентированы во времени на короткий период и являются значимыми для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия предусмотрена дополнительная стимуляция (система поощрения каждого правильного ответа).
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
· наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
· поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
· составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ (по запросу родителей или законных представителей);
· составление индивидуальных карт развития учащегося (вместе с педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителями-предметниками);
· контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
· создание комфортного микроклимата в классе для каждого учащегося с ОВЗ;
· организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Создание условий для повышения качества коррекционной работы:
· формирование познавательных процессов и восполнение пробелов по предмету на всех этапах учебного процесса;
· обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
· побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
· установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
· использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
· максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
· разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
· использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия;
· преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Цель коррекционно-развивающих занятий:
Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи детей средствами изучаемого программного материала, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
1. создавать условия для развития сохранных функций;
2. формировать положительную мотивацию к обучению;
3. восполнять пробелы предшествующего развития и обучения, повышать уровень общего развития;
4. коррегировать отклонения в развитии познавательной сферы и речи;
5. совершенствовать умение общаться, развивать коммуникативные навыки;
6. способствовать усвоению знаний, умений, навыков, предусмотренных программой коррекционно - развивающего обучения для детей с задержкой психического развития (общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире);
7. формировать навыки чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
3. Развитие основных мыслительных операций.
4. Развитие различных видов мышления.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
6. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, в том числе работа над ошибками в домашних, самостоятельных и контрольных работах.
Реализация на коррекционных занятиях основных принципов
коррекционно-развивающего обучения:
1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции.
3. Деятельностный принцип коррекции.
4. Учет индивидуальных особенностей учащегося.
5. Принцип динамичности восприятия (разработка заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия, что способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей).
6. Принцип продуктивной обработки информации (развитие навыка переноса обработки информации, реализация механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения).
7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала (создание благоприятного, эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций).
Тематика коррекционных занятий в 7 классе
№ |
Кол.ч. |
Дата |
Тема |
1. 2.
3. 4.
5.
6.
|
2 14
5 5
5
3
34
|
|
* Развитие навыков самоконтроля *Коррекция пробелов в знаниях по теме: 1) Алгебраические выражения. 2) Уравнения с одним неизвестным. 3) Одночлены и многочлены. 4) Разложение многочленов на множители. 5) Алгебраические дроби. 6) Линейная функция и её график. 7)Системы уравнений с двумя неизвестными * Коррекция и развитие внимания и памяти. * Формирование приемов учебной деятельности * Коррекция и развитие мышления
* Коррекция неспособности усваивать схемы рассуждений при решении типовых задач.
|
Тип нарушения |
Причины |
Фамилии учащихся |
Коррекционно-развивающие методы и приемы |
Динамика
|
|
Затруднения в счете, отсутствие устойчивых навыков в счете
|
-Не сформирован переход из конкретного плана действий в абстрактный -Недостаточно сформирован внутренний план действий -Не сформированы понятия «больше», «меньше» -Недостаточное развитие анализа пространственных отношений -Сниженный уровень интеллектуальной деятельности -Сниженная работоспособность |
|
Развитие пространственных представлений Формирование понятий «больше», «меньше», «равно» Коррекция внутреннего плана действий Переход из конкретного плана в абстрактный
|
|
|
Ошибки при счете арифметических примеров
|
-Несформированность мыслительной операции анализ через синтез -Недостаточное развитие анализа пространственных отношений -Низкий уровень сформированности внутреннего плана действий -Недостатки в развитии процессов произвольного внимания |
|
Развитие пространственных представлений Изучение процессов произвольного внимания Анализ через синтез Развитие внутреннего плана действий Умение разбивать второе слагаемое на удобные для вычисления части |
|
|
Затруднения при переводе из словесной формы в цифровую форму и наоборот |
-Отсутствие прочных ассоциативных связей между словесным обозначением и графической формой чисел
|
|
Формирование умения записывать цифровые данные словами и наоборот Формирование знаний состава числа
|
|
|
Некрасивое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради
|
-Недостатки в развитии тонкой моторики руки -Несформированность процессов зрительного анализа -Несформированность зрительно-двигательных координаций -Недостаточное развитие анализа пространственных отношений -Не усвоено понятие «рабочая строка»
|
|
Зрительный анализ Особенности зрительно-двигательной координации Однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз Развитие пространственных представлений Коррекция мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений |
|
|
Замедленный темп умственной деятельности
|
Инертность нервных процессов Недостаточное развитие основных мыслительных процессов Низкий уровень освоения учебного материала Основательность и глубина смысловой обработки учебного материала
|
|
Анализ смыслового содержания текста Способность схватывать слово целиком, умение учитывать контекст каждого слова Выделение существенных признаков и обобщение Умение выделять общий признак для группы объектов
|
|
|
Склонность к шаблонным решениям, к бездумному воспроизведению ранее усвоенных способов выполнения заданий
|
Инертность мыслительной деятельности Интеллектуальная пассивность Поверхностная смысловая обработка математического материала
|
|
Повышение уровня познавательной активности Формировать внутренний план действий Коррекция гибкости мыслительной деятельности Развитие смыслового анализа Решение арифметических задач |
|
|
Трудности при осуществлении сравнения, неумение сравнивать числа на основе сопоставления элементов конкретных множеств
|
Отсутствие обобщенности мыслительной операции сравнения Недостаточная гибкость мыслительной деятельности Затруднения при переносе знаний Недостаточность процессов анализа Несформированность умения устанавливать соответствия |
|
Развивать зрительный анализ Формировать способность к пониманию и обобщению смысла фразы Развивать аналогии Формировать умение сравнивать числа Развитие абстрагирования Формирование установления взаимного соответствия |
|
|
Неумение решать задачи
|
Недостаточность процессов анализа и анализа через синтез Несформированность мыслительной операции обобщение Недостатки в развитии процессов произвольного внимания Шаблонность мышления Неустойчивость мыслительной деятельности Недостаточное осознание своих мыслительных действий
|
|
Развитие анализа через синтез Формирование умения разбивать число на два слагаемых Формировать умение решать арифметические задачи на сообразительность, на вычленение математического содержания Коррекция и развитие смысловой памяти Коррекция и развитие произвольного внимания Коррекция и развитие гибкости мышления |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.