Коррекционно-развивающая программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся 1-х классов
Оценка 4.7
Образовательные программы +1
doc
психологическая работа +1
1 кл
03.03.2019
Коррекция школьной дезадаптации поможет на ранней стадии помочь ребенку справиться с трудностями и облегчить процесс обучения, сделать процесс адаптации к школе менее болезненным для ребенка. Для коррекции этих нарушений необходима организация психологического сопровождения детей в период их адаптации к обучению в образовательном учреждении.
В связи с вышеизложенным представляется весьма актуальным создание программы занятий направленных на коррекцию дезадаптации учащихся.
КЗ программа1.doc
Коррекционноразвивающая программа
по преодолению
школьной дезадаптации
у учащихся 1х классов
НА 20182019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Педагог: Минеева Людмила Игоревна
СанктПетербург
2018г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В течение жизни человеку неоднократно приходится переживать периоды адаптации.
Согласно мнению А.В.Петровского, адаптация формирование приспособительных
реакций организма не только при действии неблагоприятных факторов, но и при действии
обычных, не экстремальных факторов.
В связи с этим особое значение приобрела проблема адаптации детей к школе. В
процессе обучения в школе начало обучения является наиболее критическим периодом.
Меняются условия жизни ребенка, появляются новые контакты, принципиально меняется
вид деятельности, к ребенку предъявляются новые требования. Все это требует большого
напряжения сил ребенка.
Именно в первые месяцы пребывания в школе начинают формироваться те системы
отношений ребенка с окружающими и самим собой, которые в существенной мере
определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, устойчивость форм
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также возможности личностной
самореализации в школьной среде.
Адаптация, в психологопедагогической системе вхождения ребенка в школу и
школьную жизнь, понимается не только как приспособление к успешному
функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому,
личностному и социальному развитию.
Адаптационный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию
своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему
новой педагогической среде.
К середине первого класса большинство детей выходят на достаточно успешный
уровень функционирования. Но на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих
выраженные трудности в обучении, общении в школьной среде, внутреннем и
психосоматическом самочувствии. Это признаки проявления дезадаптационного синдрома.
Дезадаптационный ребенок это не только тот ребенок, кому трудно общаться, учиться
в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение
дается за счет высоких психологических затрат, повышения тревоги, низкой самооценки,
психологических заболеваний, невротических синдромов и других явлений.
К основным причинам школьной дезадаптации исследователи относят следующие:
Недостатки в подготовке ребенка к школе, социальнопедагогическая
запущенность.
Соматическая ослабленность ребенка.
Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных
процессов.
Двигательные нарушения.
Эмоциональные расстройства.
Любая из перечисленных причин может привести к появлению дезадаптационных
процессов, одновременно усиливая действие других причин. Дезадаптация может проявляться как спонтанно, скачкообразно, в случае действия ярко выраженного
дезадаптационного фактора, так и постоянно, выявляясь после длительного латентного
периода. Важнейшей причиной дезадаптации являются особенности характера.
Коррекция школьной дезадаптации поможет на ранней стадии помочь ребенку
справиться с трудностями и облегчить процесс обучения, сделать процесс адаптации к
школе менее болезненным для ребенка. Для коррекции этих нарушений необходима
организация психологического сопровождения детей в период их адаптации к обучению в
образовательном учреждении.
В связи с вышеизложенным представляется весьма актуальным создание программы
занятий направленных на коррекцию дезадаптации учащихся.
Цель: создание психологопедагогических и социальных условий, позволяющих
системе.
адаптироваться
школьной
успешно
ребенку
Задачи:
в
1.Выявление особенностей психологопедагогического статуса каждого школьника с
целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у
них в обучении, общении и психическом состоянии.
2. Создание системы психологопедагогической поддержки первоклассников в период
их адаптации.
3. Осуществлять развивающую, коррекционноформирующую работу с детьми,
испытывающими различные психологопедагогические трудности.
Основные этапы работы.
1.Психологопедагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей
статуса школьников.
2.Развивающая психологопедагогическая, коррекционная работа, осуществляемая в
течение всего года.
3. Консультативная работа с педагогами и родителями, связанная с обсуждением
результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в
связи с проблемами обучения, общения или психологического самочувствия.
Принципы психологопедагогической программы:
1. Принцип соблюдения интересов ребенка – решать проблему в интересах ребенка.
2. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель,
а как средство развития личности каждого ребенка.
3. Принцип реальности – предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей
ребенка и ситуации.
Психологопедагогическое обеспечение:
1. Программа построена с учетом ведущего вида деятельности школьников.
2. Обеспечение психологопедагогических условий (учет индивидуальных особенностей
ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
3. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим;
соблюдение санитарногигиенических правил и норм).
Кадровое обеспечение:
Коррекционная работа осуществляется специалистом соответствующей квалификации,
имеющим специализированное образование.
Участники программы: Программа рассчитана на учащихся 1х классов (810 человек в группе), имеющих разные
виды дезадаптации, а именно:
группа, с повышенным уровнем тревожности;
группа, с низким уровнем развития познавательных процессов (память, мышление,
воображение, внимание);
группа, с деструктивным поведением.
Для проведения занятий по данной программе, дети отбирались по запросу классных
руководителей после общей диагностики младших классов.
Структура занятий:
Вся программа разделена на три блока в соответствии с компонентами дезадаптации.
I блок. Эмоциональный компонент.
Снижение уровня эмоционального стресса.
Снижение уровня тревожности.
Повышение уровня самооценки.
Работа со страхами.
Эмоциональное принятие новой ситуации обучения в школе.
II блок. Освоение учебной деятельности.
Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления,
воображения).
Развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение
копировать образец, умение подчиняться словесным указаниям).
Формирование психологических образований младшего школьного возраста
(внутреннего плана действий, произвольности, рефлексии).
Упражнения на развитие универсальных учебных действий.
III блок. Освоение конструктивного поведения.
Развитие позитивной самооценки.
Осознавание собственных чувств и эмоций, развитие эмпатии.
Обучение отреагированию своего гнева приемлемыми способами.
Обучение приемам саморегуляции.
Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.
Данная программа включает в себя следующие методы групповой работы:
разминка (включающая упражнения на активизацию, создание непринужденной
обстановки, групповую сплоченность);
основная часть (упражнения и задания, направленные на решение главной цели занятия);
рефлексия занятия (обмен мнениями, впечатлениями). Это помогает каждому участнику
понять себя, а ведущему проследить динамику группы.
окружающей средой, их социализации.
На занятиях ребята не только получают знания о том, как общаться, но и овладевают
практическими навыками эффективного общения. Структура занятий традиционна,
состоит из вступления, основной части и заключения.
Данная программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с По данной методике занятия проходят 1 раз в неделю по 45 минут. Каждый блок
программы рассчитан на 10 занятий. Учитывая возрастные и психофизические особенности
детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена видов
деятельности.
Все занятия состоят из специально подобранных игр и упражнений, что позволяет
сделать занятия интересными и увлекательными для детей.
Материальнотехническое обеспечение:
1. Музыкальный центр, компьютер.
2. Зеркало.
3. Игровой реквизит: скакалки, мячи, обручи, конструкторы, кубики, мягкая игрушка.
4. Настольные игры.
5. Записи аудио, видео.
6. Презентационный материал.
7. Фломастеры, карандаши, клей, ножницы, бумага для рисования, листы ватмана, цветная
бумага, пластилин.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные УУД:
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом;
соотносить поступок с моральной нормой, оценивать свои и чужие поступки
(честно, виноват, поступил правильно и др.);
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в
соответствии с правилами поведения;
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,
помощь и др.;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание,
удивление, желание больше узнать;
сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой
социальной роли;
положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью
педагога;
учиться исследовать свои качества и свои особенности;
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога;
учиться наблюдать;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место;
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
уметь справляться со страхами, обидами, гневом.
Коммуникативные УУД:
способностью к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой
позицией;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
учиться доверительно, и открыто говорить о своих чувствах;
слушать и принимать речь других ребят.
Ожидаемые результаты.
1.Повышение интеллектуального уровня.
2.Развитие познавательных процессов и мотивации учения.
3.Формирование умения включаться в задание, игру, контролировать свои действия,
планировать их, действовать по правилу.
4.Устранение дефектов произвольного поведения.
5.Развитие произвольности психологических процессов.
6.Развитие навыков рефлексии.
Способы проверки прогнозируемых результатов.
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций
«Домики» (О.А.Ореховой) позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка
в части высших эмоций, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций
(Приложение 1).
Диагностика уровня эмоционального стресса (В.И.Екимова, А.Г.Демидова). Методика
позволяет диагностировать у ребенка повышенную тревожность, дает возможность
определить уровень эмоционального благополучия детей – обязательного условия
эффективной учебной деятельности (Приложение 2).
Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» выявление
внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе,
самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими,
внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности
возрастной и половой идентификации (Приложение 3).
Методика «Школа зверей» определение мотивации посещения школы, уровня
комфортности школьника в общей жизни класса (Приложение 4).
Анализ данных о заболеваемости первоклассников. Опрос родителей. Текст опросника должен содержать вопросы о возможных симптомах
психосоматических явлений: нарушений сна, аппетита, заболеваниях ребенка в
адаптационный период (Приложение 5).
Экспертный опрос учителя на основе сокращенного варианта карты наблюдений
М.Битяновой.
Учебнотематический план
I блок. Эмоциональный компонет.
Цель – снижение уровня тревожности у первоклассников, через повышение уровня
самооценки.
№
Наименование тем
В том числе
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
Здравствуйте, это Я!
Я, смелый?
Я могу быть смелым…
Верю в свои силы.
У меня все получится.
Зеркало.
Ты во мне, я в тебе…
теория
15 минут
15 минут
15 минут
15 минут
15 минут
15 минут
15 минут
практика
30 минут
30 минут
30 минут
30 минут
30 минут
30 минут
30 минут 8
9
10
Навстречу трудностям.
Я могу все!?
Настроение.
Рефлексия.
15 минут
15 минут
10 минут
30 минут
30 минут
35 минут
Учебнотематический план
II блок. Освоение учебной деятельности.
Цель – развитие познавательных процессов.
№
Наименование тем
В том числе
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
Здравствуйте, это Я!
Настроение.
Что помогает нам учиться?
Развитие памяти.
Активизация словарного
запаса.
Развитие мышления.
Развитие внимания.
Тренируем ум.
теория
15 минут
15 минут
15 минут
10 минут
10 минут
10 минут
10 минут
практика
30 минут
30 минут
30 минут
35 минут
35 минут
35 минут
35 минут 8
9
10
Развитие внимания и
воображения.
Развитие устойчивости и
концентрации внимания.
10 минут
35 минут
10 минут
35 минут
Заключительное
Рефлексия.
занятие.
10 минут
35 минут
Учебнотематический план
III блок. Освоение конструктивного поведения.
Цель – помочь ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками, понять причину
деструктивного поведения, научить приемам управления своих эмоций и способствовать
формированию позитивного взгляда на жизненные ситуации.
№
Наименование тем
В том числе
Примечание
1
2
3
4
5
Здравствуйте, это Я!
Правила.
Страна «Понимания».
Чувства.
Вежливые слова.
теория
15 минут
15 минут
15 минут
10 минут
10 минут
практика
30 минут
30 минут
30 минут
35 минут
35 минут 6
7
8
9
10
Я в этом мире.
Я и другие.
Агрессор – это Я?
Навыки конструктивного
взаимодействия.
10 минут
10 минут
10 минут
10 минут
35 минут
35 минут
35 минут
35 минут
Заключительное
Рефлексия.
занятие.
10 минут
35 минут
Перечень учебнометодического обеспечения
1. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М.Бреслав. – 2е изд., стер. – М.: Смысл:
Издательский центр «Академия», 2006. – 544 с. (Психология для студента).
Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/
2.
А.Л.Венгер. – М.: Издво ВЛАДОС –ПРЕСС, 2007. – 159 с.: ил. – (Психология для всех).
3. Все идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного
обследования младших школьников / Авт. – сост. В.И.Екимова, А.Г.Демидова. – М.:
АРКТИ, 2007. – 88 с. (Школьное образование)
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 2е изд. – М.:
«Книжный дом «Университет», 2000. – 336 с.
5.
Глазунов, Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с
электронным приложением / авт.сост. Д.А.Глазунов. – М.:Издательство «Глобус», 2009. –
240 с. – (Школьный психолог).
6. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / Под ред. С.В.Кривцовой. – М.:
Генезис, 2002. – 248 с. 7. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». —
СПб.:«Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с; ил.
8. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков. Минск: «Белорусская
наука», 2001.
9. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.: ил. – (Серия
«Мастера психологии»).
10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К.Лютова,
Г.Б.Монина. – М.: Генезис, 2000. – 192 с., илл.
11. Панченко С. Перспективная методика «Школа зверей» // Школьный психолог, 2000.
№12.
12. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция / авт.
сост. Г.Г.Моргулец, О.В.Расулова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
13. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под
ред. А.А.Реана. – СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2007. – 651 [5] с.
14. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у
первоклассников // Школьный психолог. 2003. № 18.
15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4х томах. — М.: Генезис, 1998.— 160 с: ил.
Коррекционно-развивающая программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся 1-х классов
Коррекционно-развивающая программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся 1-х классов
Коррекционно-развивающая программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся 1-х классов
Коррекционно-развивающая программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся 1-х классов
Коррекционно-развивающая программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся 1-х классов
Коррекционно-развивающая программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся 1-х классов
Коррекционно-развивающая программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся 1-х классов
Коррекционно-развивающая программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся 1-х классов
Коррекционно-развивающая программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся 1-х классов
Коррекционно-развивающая программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся 1-х классов
Коррекционно-развивающая программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся 1-х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.