Коррекционно-развивающее занятия по формированию адекватного отношения к себе: самооценка, самовосприятие детей с ОВЗ (формирование личностных УУД)
Цель: Формирование адекватной самооценки учащегося. Я - реальный,
я - потенциальный.
Задачи: Снятие тревожности, неуверенности в своих возможностях, способностях или отсутствия самокритичности.
Ход занятия:
Игра «Если бы я был звездой»
Цель: развитие воображения, осознание детьми своих реальных и потенциальных возможностей.
Описание: психолог предлагает детям пофантазировать и закончить фразу:
· Если бы я был (а) звездой, то я………
· Если бы я был (а) ветром, то я………
· Если бы я оказался (ась) на луне, то я………
· Если бы я жил (а) в прекрасном замке, то я………
· Если бы я был (а) невидимкой, то я………
· Если бы я был (а) самым (ой) добрым (ой), то я………
· Если бы я был (а) воспитателем, то я………
· Если бы я был (а) спасателем, то я………
· Если бы я был (а) врачом, то я……… и т.д.
Игровое упражнение «Я не могу – я могу – я сумею»
Цель: снижение тревожности ребенка, повышение уверенности в своих возможностях, способностях.
Описание: психолог представить своего сверстника, который знает на много меньше, чем он, и не может справиться с определенным заданием (не умеет говорить, не знает цифр и т.д.), и изобразить такого ребенка. Затем просит представить и изобразить ребенка, который может справиться с заданием.
Психолог предлагает ребенку положить кисти рук на свои открытые ладони, и вся группа детей произносит «волшебное заклинание»: «Я не могу……» - и каждый по очереди говорит о своих трудностях; «Я могу…….» - и дети очереди говорят, что они могут сделать; «Я сумею…..» - и каждый говорит, что он выполнит задания, если приложить все усилия.
Психолог не комментирует реплики детей, обращая внимание на то, что-то не умеет, что-то не может, и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперед и, следовательно, быть не хуже других.
Игра «Заяц-Хваста»
Цель: гармонизация притязаний на признание.
Описание: психолог «Давайте вспомним сказку про Зайца-Хвасту и тетку Ворону. В сказке заяц стоял на пенечке перед другими зайцами и хвастал: Я самый умный, я самый смелый, хитрый! А тетка ворона потрепала его за ушко и не разрешила хвастаться. А потом прибежали собаки, поймали тетку Ворону и начали ее трепать, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц – не хвата, а молодец. А сейчас каждый из вас побудет немножко Зайцем-Хвастой, встанет на стул и очень громко проговорит: «Я самый, самый…….».
Примечание. Не у всех детей получится с первого раза похвалиться, многие дети будут стесняться выполнить упражнение. Настаивать не стоит, при неоднократном повторении упражнения его выполняют практически все.
После того, как все дети побывали «Зайцем-Хвастой», можно предложить им поразмышлять над тем, что большинство детей на самом деле не хвастались, а говорили правду о себе.
Можно предложить детям, затем повторить фразу о себе, только без слов «самый-самый», а группе хором повторить ту же фразу, например: «Ты умный, красивый и ласковый».
Игра «Круг добра» (Широкова Т.И.)
Цель: стимуляция развития положительных эмоций, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания в общении детей друг с другом.
Описание: дети стоит в кругу, в центре находится «волшебный стул».
Психолог с помощью считалки выбирает водящего:
- Раз, два, три, четыре, пять,
В круг добра начнем играть,
Водящий быстро появись,
На волшебный стул садись!
Водящий садится на волшебный стул, ему можно предложить закрыть глаза.
Дети, взявшись за руки, говорят слова:
- В круг добра мы встаем,
Ане (Саше….) мы добро пошлем.
Дети подходят к водящему и шепотом дарят добрые слова, и нежные прикосновения, затем быстро возвращаются в круг.
Водящий открывает глаза, благодарит детей, говорит о своих чувствах, ощущениях и выбирает другого водящего.
Упражнение «Встань на его (ее) место»
Цель: обучение умению понимать и принимать чувство другого человека.
Описание: психолог описывает детям близкие им жизненные ситуации, предлагает «угадать» чувства героев. Героями ситуаций должны быть как сверстники, так и взрослые.
Примеры ситуаций:
«Когда ребенок упал и разбил коленку, он чувствует…….., его мама чувствует……».
«Когда ребята не хотят играть с Павликом, он чувствует……..»
«Когда дети в классе ссорятся, они чувствуют……., учитель чувствует…..».
«Когда девочка ложится спать, она чувствует……….».
Если дети затрудняются в ответах, можно обыграть ситуации.
Игра «Если да – похлопай, если нет - потопай»
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, слухового внимания.
Описание: психолог называет предложения, а дети должны оценить их и выразить свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
Например:
- «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
- «Саша отнял игрушку у Миши и побил его, поэтому Миша поссорился с ним».
- «Алене очень понравился Сережа, поэтому она его побила».
- «Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».
- «Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».
Примечание. В конце игры психолог говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.
Ситуации можно подобрать из жизни детей.
Рефлексия занятия.
Цель: узнать чувства детей, что им понравилось, а что не понравилось в занятии.
Описание: психолог детям задает вопросы, которые касаются чувств детей:
«Понравилось ли занятие?»
«Какое упражнение понравилось больше всего?»
«Какое упражнение не понравилось больше всего?»
«Какие чувства вы испытали в течение занятия?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.