Рекомендации педагогам по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ЗПР)
Оценка 4.9
Домашнее обучение +4
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
21.04.2017
Проведение урока в классе, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями (ЗПР), требует от педагога большой ответственности. В поле его зрения должны находиться все ученики и в особенности те дети которые нуждаются в особом внимании. С помощью данных рекомендаций педагог сможет организовать учебный процесс, с учетом потребностей ученика с ООП.
рекомендации педагогам по работе с детьми с ЗПР БУКЛЕТ.docx
Задержка психического развития (ЗПР)
одна из наиболее
распространенных форм психической патологии детского возраста. В данном
случае речь идет не о необратимом недоразвитии психики, а о замедлении
темпа ее развития. Для таких учащихся характерны: незрелость эмоционально
волевой сферы,
сниженный уровень
познавательной деятельности, недоразвитие речи и мышления, недостаточно
сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.
дезадаптивная форма поведения,
Однако ЗПР имеет относительно благоприятную динамику в плане обучения
и воспитания так как у детей сохранны предпосылки для усвоения учебного
материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и
дифференцированного подхода к ним.
Одним из условий успешной коррекции в развитии детей с ЗПР является:
правильно
сопровождение,
соответствующие методы обучения с учетом индивидуальных особенностей
ребенка.
психологопедагогическое
организованное
Для развития учащихся с особыми образовательными
потребностями, необходимо:
создание благоприятной обстановки, щадящего режима;
обучающая, коррекционновоспитательная направленность педагогической
работы;
использование приемов и методов обучения, соответствующих возможностям
учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;
дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация
учебной программы для устранения пробелов в ЗУНах учащихся;
внеклассная, факультативная, кружковая работа, повышающая уровень развития
детей и их интерес к знаниям;
учет особенностей психического развития при организации обучения и
коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей.
Проведение уроков в классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от педагога
большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса он
обязан убедиться в том, что все учащиеся усвоили материал, и только после этого
переходить к новому. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик
не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных
занятиях.
Урок должен содержать четкое обобщение каждого этапа (проверка
выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый
учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны
быть четкими и ясными; необходимо уделять особое внимание работе по
предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно
разбирать совместно с ребенком.
Учебный материал следует преподносить небольшими порциями, усложнять
его следует постепенно, необходимо использовать способы облегчения трудных
заданий, такие как:
дополнительные наводящие вопросы;
наглядность картинные планы,
обобщающие схемы,
опорные, приемыпредписания с указанием последовательности операций,
«программированные карточки», графические модели, карточкипомощницы,
которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении
учебного материала;
необходимых для решения задач;
помощь в выполнении определенных операций;
образцы решения задач;
поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо
включать предметнопрактические действия, цель которых подготовить детей к
усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения
быстрой утомляемости целесообразно переключать детей с одной деятельности на
другую, разнообразить виды занятий.
Интерес к занятиям и эмоциональному настрою учащихся можно
поддерживать использованием дидактического материала и игровых моментов.
Важное значение имеет мягкий доброжелательный тон педагога, внимание к
ребенку, поощрение его малейших успехов.
Незаменима польза ручного труда, так как деятельность по наглядно
предметному образцу позволяет формировать обобщенные приемы умственной
деятельности.
Особое внимание следует уделять обучению анализу:
целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение
ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию с
указанием всех признаков также необходимо соблюдать принцип постепенного
усложнения подбираемых упражнений.
Следует уделять внимание обучению действиям по словесному образцу,
которое нужно начинать с объяснения основной функции образца, а затем с
помощью в его вычленения из текста. Необходимо научить находить образец,
соотносить его с инструкцией, разобрать, что показывает данный конкретный
образец, т.е. проанализировать его.
Действия по образцу следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием,
а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно,
чтобы учащийся возвращался к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно
ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», что позволит видеть
возможные расхождения, находить и устранять их причины.
Одна из главных задач коррекционного воздействия это усиление
регулирующей и направляющей роли речи ведь с помощью речи ребенок сможет
обдумать и спланировать ход предстоящей работы, вычленить отдельные ее типы,
установить их последовательность, соотнести результат своей деятельности с
образцом. Дети учатся оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную
работу они считают лучшей. Учитель добивается четких и правильных ответов,
постепенно приучая учащихся к самостоятельности. Особенно важно учить их
планировать свою деятельность при выполнении упражнений, задач с несколькими
заданиями. Ученик должен научиться выделять этапы предстоящей деятельности, а
для этого ему надо чаще пользоваться такими словами, как «сначала», «потом».
Умение дать отчет о выполненной работе и рассказать о своей деятельности способствует преодолению нерешительности, растерянности, укрепляет веру в
собственные возможности. На основе широкого привлечения речи педагог развивает
понимание учащимися смысла выполняемой деятельности, осознания правильности
(или ошибочности) произведенных действий, адекватной оценки результатов работы
в соответствии с правилами.
Коррекционная работа по формированию деятельности, связанной со
словесной инструкцией, должна предусматривать полное и адекватное понимание
детьми формулировок заданий, которые часто содержат слова и сочетания,
понимание которых затруднено для детей с ЗПР. Поэтому учитель, сначала
объясняет детям трудные для их понимания слова, словосочетания, формулировки,
а затем ставит вопрос, требующий самостоятельного ответа. Если инструкция
сформулирована сложно, следует добиваться того, чтобы ученик смог своими
словами рассказать о том, что требуется выполнить.
Важным направлением учебновоспитательного процесса является
формирование навыков самостоятельной работы, умения организовывать,
планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой
связи необходимо разрабатывать дидактический материал различной степени
трудности и с различным объемом помощи:
∙задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов
выполнения;
∙задания тренировочного характера, аналогичные образцу;
∙задания контрольного характера и т.д.
В процессе самостоятельной познавательной деятельности развиваются
мышление, память, внимание, творческое воображение, а также вырабатываются
практические умения и навыки, формируется психологическая установка на
самостоятельное пополнение знаний.
осмысление цели,
Деятельность ученика с особыми образовательными потребностями следует
планировать таким образом, чтобы ему были доступны все компоненты
самостоятельной деятельности:
планирование своей
деятельности, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с
заданной целью, использование справочного материала учебника. Степень
самостоятельности ученика, как правило, соответствует его учебным возможностям
и постепенно возрастает. Каждому ученику предоставляется возможность широкого
использования справочного материала, словарей, памяток, схем. Только при
соблюдении всех этих условий самостоятельная работа становится средством
развития познавательной активности учащихся.
Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы, развивать
потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе, для
чего на уроках следует отводить специальное время на самопроверку и
взаимопроверку выполненного задания.
Таким образом своевременно оказанная психологопедагогическая помощь
позволит ребенку с ЗПР удовлетворительно осваивать школьную программу.
Используемые источники: 1. Технология коррекционноразвивающего обучения детей с задержкой психического
развития (пособие для учителей классов коррекционноразвивающего обучения) / Под
редакцией Шевченко С.Г. Самара: Издво Самарского ИПК ПРО 1998..
2. Толмачева Г.А. Cущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой
психического развития в общеобразовательной школе / Коррекционная педагогика. Научно
методический журнал, № 2 (14), 2006.
3. .Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы
и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Рекомендации педагогам по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ЗПР)
Рекомендации педагогам по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ЗПР)
Рекомендации педагогам по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ЗПР)
Рекомендации педагогам по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ЗПР)
Рекомендации педагогам по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ЗПР)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.