В материале представлен комплекс коррекционно-развивающих упражнений на развитие психических функций: упражнения на развитие внимания; упражнения, направленные на развитие пространственных функций; коррекция пространственных нарушений; упражнения на формирование внимания, развитие эмоционально-коммуникативной сферы. Регуляторные функции и способности к принятию совместного решения реализуются в процессе групповой работы, когда детям необходимо создать общий план и стратегию творческого подхода к решению какой-либо задачи.
коррекц.когнитивн.процессов.docx
Коррекционноразвивающие упражнения на развитие психических функций
Упражнения на развитие внимания
Зрительное внимание.
1. Корректурная проба. Бланк с крупными буквами в случайном порядке. Текст крупными
буквами. На время – 2 3мин.
А). Для развития концентрации внимания (используем песочные часы)
Нужно как можно больше поймать сорок – вычеркивать букву «С».
Б). На распределение внимания.
Нужно букву «С» вычеркивать, букву «Т» обводить.
В) На переключение внимания.
ловим сорок «С», после звука колокольчика – ловим «Д» дятлов;
в каждой строчки переходим с одной буквы на другую или каждый раз на новую;
меняем способ переключения – «С» зачеркивали, « Д» обводили, на следующей строчке
наоборот
2. Разноцветные таблицы Шульте. Цифры 4х цветов
А) На концетрацию внимания. Игра обгонялки.
называем кто вперед только желтые цифры по порядку.
Б) На переключение внимания:
меняем цвета. Ищем сначала только желтые цифры, после колокольчика – только красные.
В) На распределение внимания:
ищем два цвета одновременно: от 1 до 10 – желтые цифры, от 10 до 20 – красные.
ищем параллельно: 1 – желтую цифру и тут же ищем 1 – красную
Упражнения, направленные на развитие пространственных функций, формирование
пространственных представлений:
Ориентировка в пространстве времени включает 3 составляющих пространственной организации:
реальное пространство
представления о пространстве в собственном теле
квазипространственные представления упорядоченность в системе знаков,
символов, используемых в опыте ребенка общении, часы, логико
грамматические конструкции.
В онтогенезе сначала происходит освоение пространства в своем теле, затем в реальном
пространстве, затем в схематическом (планы, схемы, рисунки) и затем в квазипространстве.
Коррекция пространственных нарушений
1. Маркировка правой и левой конечностей
2. Зеркало скопировать позы перед зеркалом.
«Моя рука, твоя рука» (формирование пространственных
представлений). Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу,
определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо,
правое колено и т.д.
3. Инструктор проводит с детьми отработку понятий по вертикальной
оси: «право», «лево», «правее, чем», «левее, чем», «справа от», «слева
от», «впереди», «сзади». Участники садятся в круг. Инструктор
предлагает им определить свое место: «Я сижу слева от Пети, справа от
Маши, левее Сережи, напротив и т.д.» Затем дети меняются местами, и
игра продолжается. 4. «Робот»: ребенок играет роль робота, стараясь правильно выполнить
инструкции. Например, «Сломанный робот»: ребенок выполняет
инструкции с точностью до наоборот;
5. Нужно найти клад. Искать по конструкции: один шаг вправо, поворот
налево, три шага назад и т. д.; 2 шага вперед правой ноги, повернуть
налево 2 шага назад, на стол, под стол.
6. «Муха» или «Футбол»: зрительное (без помощи рук) слежение за
заданным инструкцией (2 клетки вправо, одна вниз и т. д.)
перемещением мухи или мяча по полю 3 на 3 клетки или 5 на 5 клеток
с инструкцией хлопнуть в ладоши, когда муха (мяч) вылетит за пределы поля.
пределы поля;
7. «Графический диктант»: послушный и непослушный ученик, т. е.
следование инструкции рисования линии на 2 клетки вправо, три вверх
и т. д., или выполнение ее наоборот;
8. «Кубики Кооса»: объемные кубики или плоскостные рисунки с
постепенным переходом от накладывания элементов рисунка на
заданный образец к выполнению задания в умственном плане;
9..«Комментатор ралли»: ребенок комментирует передвижение машин по нарисованной трассе,
например: машина № 5 ехала прямо, потом завернула налево и т. д.;
10. Символическое пространство «Веселая зарядка» изображения
человечков. Нужно по картинке выполнить позу.
11.Ориентировка в схематическом пространстве. Планкарта комнаты. Найди клад, помеченный на
карте. Или инструкция «Ты спрячь игрушку и отметь на плане, а я по плану найду».
12. «Бревнышко». (для развития навыка ровного письма, чтения по строчке) Ребенок лежа на
спине, голова, руки, ноги лежат на полу. Фиксируется опорами (кегли) положение головы и ног.
Начинает катиться как бревно по горизонтальной поверхности на расстояние 2 м, стараясь чтобы
голова и ноги в итоге ровно подкатились к верхней и нижней опоре.
Если неправильно выполнил упражнение возврат к исходной позиции и повторное выполнение
упражнения. А) по горизонтальной прямой Б) по диагонали
13. Графические диктанты 2 клетки вправо 1 кл. влево Результат— рисунок.
Приемы нейропсихологической коррекции по формированию произвольного внимания,
произвольной регуляции, программирования и контроля
Упражнения на формирование внимания
Упражнения строятся по следующему принципу: задается условный сигнал (хлопок, свисток,
колокольчик и т.д.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно
быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх
упражнениях важно поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования,
поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например, «Кто самый внимательный,
усидчивый, выдержанный (и т.д.)?»
1. «Стопупражнения». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какиелибо упражнения и
т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока психолог не предложит ему
продолжить. Поэтому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри
— отомри» и др.
2. «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток,
колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и
поворачиваются кругом, затем продолжают движение.
Крайне важны упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Детям даются дватри
условных сигнала, на которые они, быстро переключаясь, должны ответить соответствующим
действием. Даются один условный сигнал и два положения (стоя и сидя), два
действия (перекрестные и односторонние движения) или два упражнения
(«кошка» и «кобра»; называние четных и нечетных чисел; существительных
и глаголов и т.п.). Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен, не
останавливаясь, переключаться с первого упражнения (положения, действия)
на второе, затем по следующему сигналу — со второго на первое и т. д.
«Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок
психолога им надо присесть на корточки (или произнести звезда), на два —
сделать «ласточку» (или произнести гроздь), на три — встать с поднятыми
вверх прямыми руками (или произнести крендель).
5. «Условные сигналы». Перед занятием психолог дает условные
сигналы:
если сделан один хлопок — надо посмотреть вверх, вниз (направо, налево, выполнить
«качалку»); два хлопка — прислушаться к звукам вне комнаты (за окном, этажом выше,
выполнить перекрестный шаг); три хлопка — закрыта глаза и почувствовать свое состояние
(произнести скороговорку: «Карл у Клары украл кораллы» и т.п.). Услышав условный сигнал,
ребенок выполняет соответствующее задание в течение 1015 с.
6. «Запретное движение». Психолог показывает различные движения,
дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово
«пожалуйста» или если показанное движение не является запретным. Вместо
запретного движения предлагается, например, не двигаться, или делать
движение в противоположную сторону — шаг назад, если он был сделан
вперед, или руки опустить, если психолог их поднял вверх.
7. «Сделай как скажу, а не покажу». Психолог встает перед детьми и
выполняет различные упражнения, одновременно подавая команды: «Руки
верх!»; «Руки вниз!»; «Руки в стороны» и т.д. Дети должны повторять за ним
действия, но ориентироваться только на словесные команды, а не действия
психолога, (психолог может сказать: «Руки верх!», а сам опустить их вниз.
Ребенок должен «оттормозить» импульсивное повторение движение
взрослого взрослого и действовать только по словесной команде).
8. «Да» и «Нет» Психолог произносит различные фразы, а дети
выражают согласие или нет соответствующими словами «Да» и «Нет».
Например, «собака лает» да, «корова мычит» да, «утка крякает» да, «змея
шипит» да, «свинья мяукает» «нет». Следует создавать определенный стереотип, а потом его
менять, а также говорить с постепенным убыстрением темпа.
9. «Колпак мой треугольный» (старинная игра). Дети садятся в круг. Все по очереди, начиная с
ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой
колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети,
которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по
голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: «колпак»
(легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в
третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (треугольник
изображается руками).
10. «Скалолаз». Ребенок должен пройти вдоль свободной стены (скалы),
фиксируясь минимум тремя «точками опоры» и единовременно передвигая
только одну конечность. Оторвав или передвинув одновременно две
конечности, он считается «сорвавшимся».
11. «Звонкое слово». Дети стоят в кругу, по очереди называя числа (овощи, растения, города,
посуду). Запретными являются числа, содержащие, например, цифру «5» (или из овощей — огурец, из цветов — сирень, из городов — Москва, из посуды — чашка). Не называя запретного
числа (слова), ребенок должен хлопнуть в ладоши.
12. «Прочти спрятанное предложение». На образце, помещенном ниже, представлено задание, в
котором слова, составляющие искомое предложение, спрятаны среди других букв.
Лгорнккерогсолнцедщутосветитядугбэяркошуцрорастаялжщкитснегуор
вндженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюяхфпоютьснгвкжып тицыььщсвр
Понятно, что задача будет усложняться по мере увеличения текста.
Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и
самоконтроль — непременные условия адекватности любой деятельности. Побудительной силой
произвольного действия является принятое решение; оно направлено на достижение цели
(предвосхищение будущего), для этого определяется программа последовательных действий и
способы их выполнения, а в процессе выполнения важно контролировать правильность своих
действий оценка, контроль).
В процессе занятий происходит постепенное формирование этих навыков: от механического
принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции психолога к
постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы
деятельности, ее реализации и контролю за результатами.
Для формирования умения планировать свои действия необходимо использовать приемы,
побуждающие ребенка изменять свою позицию, т. е. рассматривать ситуацию как бы с точки
зрения другого. Так он учится видеть те связи и отношения между элементами ситуации, которые
обычно спонтанно им не выделяются. Благодаря соотнесению разных точек зрения постепенно
снимается «центрация» на отдельных сторонах решаемой задачи.
На первом этапе задача решается ребенком совместно с партнером (психолог или другой
ребенок), а затем ему предлагается продолжить решение задачи в одиночку. Теперь от него
требуется выполнять как те операции, которые числились за ним, так и те, которыми занимался
партнер. В такой «игре за двоих» образуется новый алгоритм поведения ребенка, что
способствует оптимизации планирования им своих собственных, произвольных и осознанных
действий.
Это можно обыграть в форме урока: ребенокведущий в роли психолога (учителя), а остальные —
ученики. Предложите этому «учителю» придумать или дать из уже пройденных любое задание,
которое выполняют все дети; он же указывает на ошибки и объясняет, как их исправить.
Естественно, что в роли учителя должны побывать все участники группы.
Можно ввести в игру последовательные взаимосвязанные ролевые действия "исполнителя" и
"контролера". Специальная роль контролера вводится для того, чтобы придать контрольной
функции самостоятельное значение в глазах ребенка. В обязанности контролера входит
наблюдение за тем, как работают остальные сотрудники, не допускают ли ошибок, оценка
итогового результата. Каждая игровая группа состоит из 24 детей. "Контролер" получает задания
от учителя в конвертах и раздает их детям. В каждом конверте предлагается сложить из
геометрических фигур узоры или композицию по заданному образцу. Ребенок, играющий роль
контролера, следит за правильностью выполнения узора каждым ребенком и проводит итоговую
проверку по завершению задания. Затем функции контролера распределяются между другими
детьми по очереди. Взаимность контроля, постоянная смена позиций в процессе игры
способствует усвоению ребенком двусторонней формы контрольных отношений.
Позже можно предлагать задания с учебным содержанием. Продуктивными в плане формирования
навыка самоконтроля будут те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять свои
действия и конечный результат с заданным образцом.
Оптимальным приемом для развития произвольной регуляции являются: предлагаемые на всех
этапах развернутые инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка
способности создания собственной, целостной и непротиворечивой программы поведения. Регуляторные функции и способности к принятию совместного решения реализуются в процессе
групповой работы, когда детям необходимо создать общий план и стратегию творческого подхода
к решению какойлибо задачи.
1. «Поезд». Дети в результате обсуждения (с участием психолога)
приходят к решению построить, например, поезд из имеющегося в зале
разнообразного подручного материала. Они обсуждают форму паровоза,
количество вагонов, маршрут и т.д. В процессе самого выполнения замысла
возникает необходимость учитывать действия других и согласовывать с ними
возникающие разногласия. Затем вместе с психологом происходит
обсуждение процесса взаимодействия детей и анализ полученного результата
— подводится общий итог.
2. «Автомобиль». Упражнение выполняется аналогично предыдущему,
но дети выступают в роли деталей («колеса», «дверцы», «багажник», «капот»
и т.п.), из которых ребенокведущий «собирает» автомобиль.
3. «Восковая скульптура». Участники, сидящие (стоящие) в кругу с
закрытыми глазами, лепят «по цепочке» друг из друга одну и ту же
скульптуру. После чего каждый возвращается к приданной ему позе и
сохраняет ее до тех пор, пока не будет закончена последняя копия. Затем
дети открывают глаза и сравнивают полученные скульптуры. Происходит
обсуждение.
4. «Подбери следующее». Попросите ребенка подобрать слово, которое
должно обозначать явление, идущее вслед за названным:
первый — ..., завтрак — ..., июль — ..., лето — …, январь — ..., зима — ..., седьмой — ..., 25 — ...
и т. п.
5. «Расставь события по порядку».
Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья
опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.
Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.
6. «Время и антивремя». Каждому из участников предлагается описать
какоелибо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п.
Сначала — правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.
Крайне важно включать в коррекционные занятия эстафеты, которые проводятся по обычным,
традиционным правилам. Содержанием каждого этапа эстафеты должны быть упражнения из тех,
что описаны выше, (на 1 и 2 уровне)
Развитие эмоциональнокоммуникативной сферы
Коммуникативные упражнения направлены на невербальное выражение эмоциональных состояний
и отношений. Они способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности
чувствовать, понимать и
принимать его. Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через
организацию совместной деятельности.
1. «Маска» (эмоциональное развитие). Дети садятся в круг. Первый участник
фиксирует на своем лице какоенибудь выражение (маску), демонстрирует его всем
детям и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это
выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику. Так же делают
все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим,
угрожающим и др.
2. «Чаша доброты» (эмоциональное развитие). Инструктор поясняет:
«Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую
чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты.
Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту
в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая,
полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с
другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза.
Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!"»
3. «Скала». Дети на полу (сидя, лежа) выстраивают «скалу», принимая
различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу
обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала готова? Замри!»
альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не «сорваться». Он
может держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения
поочередно выступают в роли альпиниста.
4. «Сороконожка». Участники группы встают друг за другом, держась за
талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает
двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает
между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать
цепочку и сохранить «сороконожку».
Коррекционно-развивающие упражнения
Коррекционно-развивающие упражнения
Коррекционно-развивающие упражнения
Коррекционно-развивающие упражнения
Коррекционно-развивающие упражнения
Коррекционно-развивающие упражнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.