Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"
Оценка 4.6

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
дефектология
1 кл
06.02.2018
Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"
Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения" учит детей как знакомиться, прощаться, здороваться, благодарить, вести себя за столом, принимать гостей, как читать стихи, как слушать чтение художественных произведений другим человеком, как вести себя в магазине, как разговаривать по телефону; как войти, если опоздал. Содержание работы по этой теме дает возможность сформировать коммуникативные навыки, которые позволят младшим школьникам с нарушением зрения успешно адаптироваться в обществе нормальновидящих и стать социализированной личностью. УКоррекционное занятие для детей с нарушениями зрения. 1 класс.
Коррекционное занятие Речь и культура общения.doc
Коррекционное занятие на тему: «Речь и культура общения»  (1 класс) Цели занятия:  1. Познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая  речь, вежливое поведение. 2. Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных  слов, добрых дел на практике;  3. Подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит  учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.  4. Ввести в словарь учащихся новое слово –  вежливость;  5. Определить лексическое значение слова, дать понятие о вежливости,  расширить представление об этом слове.  6. Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости,  уважение к личности другого человека.  Оборудование:   Плакат со словами “Волшебное слово – что ясный день”;   Картинки с изображением Фей Вежливости и Незнайки;   Карточки со словами: “волшебные слова”, “добрые поступки”,  “вежливость”, “спасибо”, “извините”, “здравствуйте”, “пожалуйста”;   Карточки с рассказами Незнайки;   Ваза (из бумаги) и цветочки (20 штук);   Таблицы, карточки. Ход занятия: I. Организационный момент. ­ Ребята, сели правильно, красиво. ­ Посмотрите друг на друга. ­ Улыбнитесь. ­ Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. ­ У вас хорошее настроение? Прекрасно. Теперь и у наших гостей прекрасное  настроение. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на уроке вашими  помощниками. II. Постановка цели занятия.  Урок  культуры общения поможет мне вести Фея Вежливости. Почитайте, о  чем пойдет речь на уроке (дети читают хором пословицы). Анализ пословиц и поговорок о вежливости 1. Волшебное слово – что ясный день. 2. Спеси боятся, а вежливость чтут.  3. Доброе слово железные ворота отопрет. 4. Вежливости открываются все двери. 5. Ласковое слово и кошке приятно. 6. Слово жжет хуже огня. 6.  Доброе слово лечит, а злое калечит. 7. 8. 9. 10.Худое слово и сладким мёдом не запьёшь  Плохое слово, что грязная вода.  Ласковым словом и мед растопишь.  На добрый привет – добрый ответ  ­ Мы будем говорить о вежливости и не только говорить, а еще выполнять  разные задания. А Фея за вашу работу будет дарить цветы, и к концу урока мы должны собрать в вазу красивый букет.  ­ А еще к нам в гости пришел Незнайка, чтобы послушать, что вы знаете о  вежливости.  Оформление доски: III. Вступительная беседа   Как вы понимаете, что такое “вежливость”? (Ответы детей). ­ Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной   нормой   поведения   и   привычным   способом   общения   с окружающими”.   На   доску   прикрепляются   карточки   со   словами   “вежливость”, “волшебные слова”, “добрые поступки”.   А   что   это   за   волшебные   слова?   (Учащиеся   перечисляют).   На   доске карточки   с   волшебными   словами.  (Спасибо,   будьте   добры,   будьте любезны, пожалуйста, извините...)  В чем заключается их волшебство? (Ответы).  ­ С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим.  Эти слова особенно волшебные. В сказках волшебники бывают добрые и злые. Чем они отличаются друг от друга? (Добрые волшебники делают только добрые дела, приносят людям добро, а злые – наоборот)   Как вы понимаете выражение “приносить людям добро”? (Делать так, чтобы людям было хорошо, делать приятное, полезное, помогать им)  IV. Тема занятия.  1. Беседа о волшебных словах.   Можно ли принести добро словом?   Добрые и ласковые слова несут людям радость, помогают справиться с  трудностями, перенести горе, беду.   Часто ли вы говорите эти слова другим? (ответы)   Один мальчик тоже знал вежливые слова. Послушайте стихотворение о  нем и скажите, вежлив ли мальчик Витя?  Малыша обидел Витя,  Но перед школою в строю Витя просит: “Извините,  Я ошибку признаю”. На урок пришел учитель, Положил на стол журнал. Следом Витя: “Извините, Я немного опоздал”. Спор давно ведется в классе: Вежлив Витя, или нет? Разберитесь в споре нашем И скажите нам ответ.  Скажите, вежлив ли Витя? Почему? (ответы) ВЫВОД: Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Важно лишь, говорить их искренне, от души.  2. Правила вежливости 1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. 2. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. 3. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость. 4. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. (Дети по цепочке читают правила). 3. Игра «Вежливо – невежливо» ­ Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого проведём   игру   «Вежливо   –   невежливо».   Я   буду   называть   ситуацию,   а   вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то поднимаете руку, а если нет, то – хлопаете в ладоши. 1. Поздороваться при встрече… (вежливо). 2. Толкнуть, не извиниться… (невежливо). 3. Не встать, обращаясь к взрослому… 4. Помочь поднять упавшую вещь… 5. Не уступить место пожилому… 6. Пропустить   вперёд   девочек,   когда   вы   заходите   в   класс,   в раздевалку… 7. Выкрикивать с места во время урока... 4. «Словарь вежливых слов».  Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…спасибо.  Зазеленеет старый пень, когда услышит …добрый день.  Если больше есть не в силах, скажем маме мы …спасибо.  Когда нас бранят за шалости, говорим…прости, пожалуйста.  мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь,…здравствуйте.  Во всех странах на прощанье говорят…до свиданья. 5. Сейчас мы поиграем в игру “Вежливые ребята”. Я буду читать рассказ, а вы, где надо вставляйте волшебные слова.  Игра “Вежливые ребята” 1. Однажды Алеша Крючков ехал в автобусе. Он сел у окна и с  удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в  автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей  “…………..”.  2. Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: “…………….”  3. Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за  поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел  рассердиться и сказал Алеше, что надо держаться, но Алеша быстро  сказал ему: “…………”  4. И мужчина улыбнулся и ответил: “Ничего, бывает. Ты сам­то не  ушибся?”   Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы  поступите так же, как Алеша.   Говорите добрые слова чаще, и утром, и днем, и вечером, и даже когда  ложитесь спать, обязательно пожелайте своим родным: “Доброй,  спокойной ночи!!!”   А что вы говорите утром, когда просыпаетесь?   А если на улице плохая погода, дождь, снег или метель? Надо ли  говорить доброе утро?  (Эти слова надо говорить всегда, потому что когда мы говорим “доброе  утро”, то желаем своим родным добра, хорошего настроения, несмотря на  погоду) V. 5.1 Гимнастика для глаз (по ориентирам из геометрических тел) 5.2 Пальминг VI. Закрепление нового материала 1. Самостоятельная работа в группах. Игра “Собери цветок”.   первая группа – подобрать слова, которые подходят к слову   «вежливый»  вторая группа – подобрать слова, которые подходят к слову  «невежливый» ВЕЖЛИВЫЙ  НЕВЕЖЛИВЫЙ  учтивый корректный уважительный обходительный предупредительный любезный галантный неучтивый некорректный неуважительный необходительный непредупредительный нелюбезный негалантный 2. Проверка работы (по одному ученику от группы) – Какое слово или словосочетание непонятно? (На партах – карточки со словами из словаря синонимов.) – Как вы понимаете смысл слова невежливый! От какого слова образовано? А  слова вежливый? – А вот так дает объяснение толковый словарь. В древнерусском языке слово  “вежа” – знаток. Следовательно, “вежливый” – знающий, как себя вести;  “невежда” – необразованный, малосведущий человек, “невежа” – грубый,  невоспитанный.  3. Игра “Посмотри, подумай”. – У меня затерялись 3 лепестка.  – Куда их прикрепить, может они лишние?  – Посмотрите и подумайте. образованный знающий грамотный (Ответы детей.) Вывод: Они лишние. Это другие качества личности. 4. Игра “Дары Вежливости”. – Фея Доброты и Вежливости, а также Колдунья Зла и Грубости прислали вам дары. Нужно найти дары Вежливости. Слова на доске: Красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость,  угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчение – Можно ли назвать дарами – дары Колдуньи Зла и Грубости? (Нет, это  отрицательные качества.)  «Гость Незнайка» ­Ребята, а вот наш гость ­ Незнайка, и он пошел в школу учиться  вежливости. Учился, учился и стал все знать? Как вести себя, как, что и  когда говорить.  1. Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: “Скажите,  сколько сейчас часов?” (Сколько ошибок сделал Незнайка?)  2. Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше. ( Что ему надо  было сказать прохожему?)  3. Приходит Незнайка утром в школу. У двери класса стоит учительница.  Обрадовался Незнайка, подбежал и закричал: “Вера Ивановна! Я вчера  интересный фильм посмотрел!”  4. Бежит Незнайка по улице, ничего не видит. Торопится всем рассказать,  какой он вежливый стал. Навстречу ему идет старичок, под ноги  смотрит. Налетел Незнайка на него, толкнул, правда, нечаянно. Но  старик сильно рассердился. Но тут Незнайка что­то сказал ему, и  дедушка сердиться перестал. (Как вы думаете, что ему сказал  Незнайка?)  VII. Работа с тестом.  «Оцените свою вежливость». Отвечайте на вопросы одним словом: да, иногда, нет. Вопросы  Я: да/иногда/нет   Здороваешься ли ты с соседями по дому? Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед?   Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и    вошел в класс после учителя? Папа (мама) помог тебе решить трудную    Родные: да/иногда/нет задачу. Благодаришь ли ты его? Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса,  даже если споришь? Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру с  праздником 8 Марта? Когда ты ложишься спать, прощаешься ли ты  со своими домашними? Ты извиняешься перед малышом, которого  толкнул?                 Подсчитай очки: "да" ­ 2, "иногда" ­ 1, "нет" ­0 очков. Если ты набрал: От 12 до 16 очков: с тобой пока все в порядке. Так держать! От 8 до 11 очков: ты не всегда вежлив. Будь внимательнее! Меньше 8 очков: тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и  времени! Вторую часть теста заполняют дома родные. VII. Итог занятия.  Ребята, я вас благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые,  умные мысли, за творческое отношение к работе.  Я думаю, что теперь вы и Незнайка всегда будете делать добро людям,  и это добро обязательно вернется к вам! (В течение урока в вазе при  правильных ответах появлялись цветочки)   Посмотрите, ребята, какой красивый букет получился. И эти цветы  добрая фея Вежливости дарит вам за хорошую работу, в память об этом занятии.   Всем спасибо! Занятие окончено. Речь и культура общения Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Постановка цели урока. (Пословицы) 3.  Вступительная беседа   (Что   такое   “вежливость”?,  “волшебные   слова”, “добрые поступки”?. ) 4.Беседа о волшебных словах. (Стихотворение о Вите» 5.Правила вежливости (вывешиваются на доске) 6.Игра «Вежливо – невежливо» 7. «Словарь вежливых слов». 8.Физминутка. Пальминг. 9. Игра «Вежливые ребята» 10. Работа в группах. Игра “Собери цветок”. Проверка работы. 11. Объяснение слов  в толковом словаре «вежа» (знаток), «вежливый»  (знающий как вести себя), «невежда» (необразованный), «невежа»  (грубый, невоспитанный) 12.  Игра “Посмотри, подумай”. Затерялись 3 лепестка. 13. Игра “Дары Вежливости”. Вывешивается плакат. 14. «Гость Незнайка» 15. Работа с тестом. «Оцените свою вежливость». «Гость Незнайка» ­Ребята, а вот наш гость ­ Незнайка, и он пошел в школу учиться  вежливости. Учился, учился и стал все знать? Как вести себя, как, что и  когда говорить.  5. Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: “Скажите,  сколько сейчас часов?” (Сколько ошибок сделал Незнайка?)  6. Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше. ( Что ему надо  было сказать прохожему?) 7. Приходит Незнайка утром в школу. У двери класса стоит учительница.  Обрадовался Незнайка, подбежал и закричал: “Вера Ивановна! Я вчера  интересный фильм посмотрел!”  8. Бежит Незнайка по улице, ничего не видит. Торопится всем рассказать,  какой он вежливый стал. Навстречу ему идет старичок, под ноги  смотрит. Налетел Незнайка на него, толкнул, правда, нечаянно. Но  старик сильно рассердился. Но тут Незнайка что­то сказал ему, и  дедушка сердиться перестал. (Как вы думаете, что ему сказал  Незнайка?)

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"

Коррекционное занятие на тему "Речь и культура общения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2018