Коррекционные технологии

  • docx
  • 25.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Коррекционные технологии.docx

Консультация на тему:

«Коррекционные технологии и технологии обеспечения социально- психологического благополучия»

Основная задача коррекционных технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка:

ИГРОТЕРАПИЯ

          СКАЗКОТЕРАПИЯ

КУКЛОТЕРАПИЯ

                 АНИМАЛОТЕРАПИЯ

МАМА-ТЕРАПИЯ

АРТТЕРАПИЯ.

 

 

Игротерапия.

Это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Она позволяет заранее предупредить проблемы, возникшие в эмоциональной сфере и поведении ребёнка, или справиться с ними, а также провести коррекцию отдельных черт дошкольника.

Основная цель игровой терапии:

-Помочь ребёнку выразить свои переживания через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуации.

        -Развивать тёплые, дружеские отношения с ребёнком, принимая его таким, какой он      есть.

-Осознавать чувства, выражаемые ребёнком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал своё поведение.

-Сохранять глубокое уважение к способности ребёнка решать свои собственные проблемы.

-Не пытаться направлять действия ребёнка или его речь, а следовать  за ним.

-Устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни.

-Не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный процесс, и педагог должен осознавать это.

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей:

             Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры      (лото),игры – драматизации, образно-ролевые игры (раскрепощающие игры в преодолении конформного   поведения детей),

коллективные дидактические игры (коррекция протестного поведения детей),сюжетно-ролевые игры(коррекция демонстратив-ного поведения детей),режиссерские и психотехнические  освобождающие игры (коррекция агрессивного поведения детей),народные игры (коррекция недостатков личностного развития и неконструктивного поведения детей)

Наиболее часто выделяют следующие виды и формы игротерапии.

1. В зависимости от роли в игре взрослого:

директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов.

недирективная– ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверии.

2. По структуре материалов для игры:

структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);

неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.

3. По форме организации процесса:

·         групповая

·         индивидуальная

Игровая терапия в группе вырабатывает у каждого ребенка:

становление положительной «Я-концепции»;

воспитание ответственности за поступки;

развитие навыков самоконтроля;

закрепление способности принятия самостоятельных решений;

            Сказкотерапия.

Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.  (М.В. Киселёва)

Сказкотерапия - это :

·         лечение сказками( совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими).

·         процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

·         процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

·         процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

·         процесс экологического воспитания детей.

·         процесс объективизации проблемных ситуаций.

·         процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг, обретение веры в собственное «Я».

 

ТКАЧР.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем»  структурирует сказки:

·         Сказки для детей, которые испытывают страхитемноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

·         Сказки для гиперактивных детей.

·         Сказки для агрессивных детей.

·         Сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д.

·         Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений( развод родителей, появление нового члена семьи и др.)

·         Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

       Функции детских сказок.

 1.  Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых.    Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

·         о жизненно важных явлениях;

·         о жизненных ценностях;

·         о постановке целей;

·         о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

              3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

·         как устроен этот мир, кто его создал;

·         что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

·         какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

·         как приобретать и ценить дружбу и любовь;

·         какими ценностями руководствоваться в жизни;

·         как строить отношения с родителями и детьми;

·         как прощать.

Куклотерапия.

Метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра).

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания.

Задачи куклотерапии.

-Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений;

-Развитие посредством игры с куклой способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;

-Обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.

Процесс куклотерапии

 

1. Изготовление кукол. Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.  

2. Последующая терапевтическая работа с ней. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Изготовление кукол – это своего рода медитация. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение,  способность к концентрации, усидчивость.

Виды куклотерапии.

Марионетки,пальчиковые,теневые, веревочные, плоскостные,перчаточные,объемные.

             Анималотерапия.

Это метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами(образами, рисунками, игрушками).

Основные формы и методы.

·         Игры;

·         Упражнения, направленные на релаксацию;

·         Упражнения-дискуссии;

·         Сказки, рассказы о животных,их взаимоотношениях, повадках;

·         Занятия с использованием образов животных, направленные на решение конкретной проблемы;

·         Наблюдения за животными, их поведением, повадками, беседы по итогам наблюдений.

Виды направлений анималотерапии.

Иппотерапия, (Лошадь);

Иппотерапию используют при нарушениях опорно-двигательного

 аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите,

 желудочно-кишечных заболеваниях, простатите, сколиозе, умственной отсталости. Общение с лошадью дает устойчивый положительныэмоциональный фон.

Дельфинотерапия;

Дельфинотерапию целесообразно применять с  детьми с заболеваниями нервной системы - аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна. 

Канистерапия(собака);

Канистерапию целесообразно применять с  детьми с заболеваниями нервной системы - аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна. 

Фелинотерапия.

Кошки, успокаивают, снижают артериальное давление. Их биополе стабилизирует работу сердца, снимает суставные и  головные боли, стимулирует быстрое заживление травм, лечит внутренние  воспалительные заболевания.

 

С помощью анималотерапии ребенок  может легко преодолеть свои страхи, чувство возникающего одиночества, агрессивность к окружающему миру и себе,  чувство беспомощности и замкнутости; дети становятся спокойнее и уравновешеннее, они обретают уверенность в своих силах, у них концентрируется внимание, снижаются негативные проявления во время адаптации. У них выше познавательная мотивация,

лучше развиты пространственные представления, ониуспешнее справляются сзаданиями на установление причинно-следственных связей.

Слайд 23

Арттерапия.

 

Это методика, основанная на привлечении ребенка или взрослого к творчеству, художественному самовыражению для улучшения его психического и физического состояния, а также эмоционального благополучия.

Слайд 24.

Арттерапия-"лечение" искусством..

Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, лепка, моделирование с бумагой, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

 

Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей.

СИНИЙ - оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение

ЗЕЛЁНЫЙ – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением

РОЗОВЫЙ – тонизирует при подавленном состоянии

ЖЁЛТЫЙ – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия

Красный – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызвать раздражение

Фиолетовый – оказывает угнетающее действие, снижает настроение

Коричневый – вызывает чувство вины

ЧЁРНЫЙ – оказывает угнетающее действие, вызывает страх

Слайд 25..

Цвет передает эмоциональное состояние ребенка, если ребенок использует яркие цвета, цвета радуги, значит, у него хорошее настроение. если же ребенок выполнил рисунок в мрачных тусклых цветах - это говорит о плохом настроении или сниженном эмоциональном состоянии.

Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует четкие ровные линии, рисует без сомнений. Нерешительный ребёнок обычно для рисования выбирает блеклые, неяркие цвета, линии рисует с плохим нажимом. Если ребенок агрессивен, то во время работы может часто ломать грифель карандаша, сильно давить на него. Мягкий по характеру ребенок будет рисовать много плавных, извилистых линий. Детки с волевым характером наоборот, будут в рисунке использовать углы и четкие прямые линии.

 

Мама- терапия.

Метод мама-терапии по методу Б.З. Драпкина заключается в том, что мама поле засыпания ребенка разговаривает с ним набором определенных фраз которые дают установку детскому организму на физическое и психологическое здоровье.

Используется методика следующим образом. Через 20-30 минут после засыпания малыша, четко, медленно, ласково читайте фразу за фразой каждого блока. Не стоит менять слова, чем-то дополнять, блок-каждое слово проверено, имеет свое значение.

Пользоваться методикой надо ежедневно. Удержаться от чтения рекомендуется только в тех случаях, когда мама сильно волнуется или плохо себя чувствует.

Первый блок.
Витамин маминой любви

С помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка.

·         «Я тебя очень-очень люблю.

·         Ты самое дорогое и родное,что у меня есть.

·         Ты моя родная частичка, родная кровинушка.

·         Я без тебя не могу жить.

·         Я и папа очень сильно тебя любим» .

 

Второй блок.
Установка на физическое здоровье

При легких недомоганиях помогает избежать применения медикаментов.

·         «Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка).

·         Ты хорошо кушаешь и потому быстро растешь и развиваешься (эта фраза замечательно работает: у тех, кто мало ест, появляется хороший аппетит).

·         У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик ( идет установка на отсечение всех психосоматических заболеваний: астмы, сердечных неврозов).

·         Ты легко и красиво двигаешься (отсекаются все двигательные нарушения).

 

Третий блок.
Установка на нервно-психическое здоровье.

·         «Ты спокойный мальчик(девочка).

·         У тебя хорошие, крепкие нервы.

·         Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный.

·         Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.

·         У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться (ограждаем от детских депрессий и целой группы психических нарушений).

·         Ты хорошо спишь (эта установка очень быстро начинает действовать). Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие, добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь.

·         У тебя хорошо и быстро развивается речь».

Четвертый блок.
Очищение от болезней.

·         Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности (далее мама называет проблемы ребенка конкретно).

·         И заключительная фраза на эмоциональном подъеме:

«Я тебя очень-очень сильно люблю.

Вот эти 4 блока фраз мамы могут внушать своим детям, не боясь им навредить, потому что в них только позитивная установка на хорошее развитие и хорошее самочувствие.

Говорите эти слова вашим детишкам, и они обязательно вырастут здоровыми,  умными и счастливыми!