КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ

  • docx
  • 02.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.docx

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации и упражнения

Как известно, своевременное овладение правильной речью является одним из главных факторов для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе.

Речь ребенка, имеющего общее недоразвитие речи, имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:

1.     Нарушение количества слогов:

• сокращение (пропуск) слога – «моток» – «молоток»;

• опускание слогообразующей гласной – «пинино» – «пианино»;

• увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных - «команата» – «комната».

2.     Нарушение последовательности слогов в слове:

• перестановка слогов – «деворе» – «дерево»;

• перестановка звуков в соседних слогах – «гебемот» – «бегемот».

3.     Искажение структуры отдельного слога:

• сокращение стечений согласных – «тул» – «стул»;

• вставки согласны.

В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова можно выделить 2 этапа:

• подготовительный- цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;

• коррекционный- цель которого непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

• формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;

• развитие временно-пространственной ориентировки;

• развитие динамической и темпо-ритмической организации движений. Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

 I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

• «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).

• «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).

• «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

• «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)

• «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).

• «Найди клад» (ориентировка по схемам).

 • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

• «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)

• «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).

 • «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений Направления работы:

 • Совершенствование движений общей моторики

 • Совершенствование мелкой моторики

 • Развитие артикуляционной моторики

 • Развитие чувства темпа

• Формирование чувства ритма

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений. • «Делай как я»- Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону. • «Умелые ручки»Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются. • Артикуляционные упражнения- Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка». Развитие чувства темпа Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильнокинестетических, зрительных, слуховых ощущений. • «Мышка и кошка»Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка. • «Кулачки — ладошки»- Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе: Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка: Стук—стук, стук — стук. Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют: Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп. Кулачки быстрее бьют, до чего стараются: Стук — стук — стук, стук — стук — стук, А ладошки тут как тут, так и рассыпаются: Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп. Формирование чувства ритма Цель: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли — предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений. • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов). • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий). • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»- У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д. Коррекционный этап Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня. Выделяются следующие уровни: • уровень гласных звуков; • уровень слогов; • уровень слов; • уровень коротких предложений; • уровень чистоговорок, стихов и других текстов. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня. Работа над гласными • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков: • в сопровождении символов («Человечки — звуки») • без зрительной опоры. • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух). • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого. • «Музыкальный мяч»- Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч. • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса. • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков. • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков. Работа над слогами Работа проводится с разными типами слогов: • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы); • с общим гласным (ка – та – ма – ва); • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано); • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания); • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»); • слоги со стечением. Приемы и упражнения: • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными») • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку. • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко). Работа над словом Согласно классификации А.К. Марковой, работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа. Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры: • «Слоговые дорожки» (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след). • «Слоговые линейки» • «Слоговые домики» (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога). • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов). • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4) слогов) • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _; СА _ _) • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.). • «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза). Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса) ). • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.). Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами. Как надо разучивать чистоговорки, скороговорки: 1. Внимательно послушай чистоговорку (скороговорку). 2. Подумай, о чём в ней говориться. 3. Повтори чистоговорку (скороговорку) медленно, вслушиваясь в её звучание. 4. Проговори чистоговорку (скороговорку) шёпотом, в умеренном темпе, чётко проговаривая все звуки. 5. Повтори чистоговорку (скороговорку) в быстром темпе, чётко и внятно произнося все звуки. Библиографический список: 1. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией// Школа для детей с тяжелыми наружениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. 2. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. – М.:Национальный книжный центр, 2016. –192 с. (Логопедические технологии.) 3. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи, 2005г.