Под проблемным поведением понимаются такие виды поведения, проявления которых препятствуют общению с ребенком и способствуют социальной дезадаптации (погружению в себя, причинению физического вреда себе и окружающим и т.д.).
ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
КОРРЕКТИРУЕМЫЕ ВИДЫ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Стереотипии
Неадекватные крик
Неадекватный смех
Неадекватный плач
Агрессия
Самоагрессия
Перечисленные виды поведения корректируются только в том случае, если они служат помехой при обучении и общении с ребенком.
Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения: частота случаев проявления проблемного поведения уменьшается; имеющиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.
Порядок работы с проблемным поведением
1.Точное описание проблемного поведения.
2. Оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления, например, стереотипий) до начала коррекции.
На протяжении одной-двух недель педагоги, работающие с ребенком, отмечают случаи проявления данного поведения в специальном бланке.
3. Описание способа коррекции проблемного поведения.
4. Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев проявления, например, стереотипий в процессе коррекции).
После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые фиксируют в бланке.
5. Вывод об эффективности проведенной работы.
Через 1 – 2 месяца после начала коррекции производится подсчет всех эпизодов зафиксированного поведения,
сравниваются данные до коррекции поведения и после нее.
На основании полученных данных, с учетом наблюдений педагогов и специалистов, делается вывод об эффективности проведенной работы, а также о ее влиянии на проблемное поведение.
Если не отмечается положительной динамики в поведении, то продолжается поиск других способов, позволяющих повлиять на данную проблему.
Выбор способа коррекции зависит от функции поведения –
от того, на достижение какой цели оно направлено.
Функции поведения:
сенсорная стимуляция
избегание требований или заданий
получение доступа к желаемому
привлечение внимания
Основная логика коррекционного процесса – научить ребенка адекватному способу поведения, который помогал бы ему реализовать ту же самую функцию поведения, что и данное проблемное поведение.
СТЕРЕОТИПИИ
в)речевые стереотипии (Н: повторяющиеся вокализации, слова, фразы)
г)действия с частями объектов или нефункциональными компонентами игрового материала (Н: раскручивание колёс; пересыпание песка; переливание воды; открывание-закрывание глаз у кукол)
д)эмоционально-аффективные стереотипии (Н: выполняются повторяющиеся действия, которые вызывают аффект либо у самого ребёнка)
е)явно выраженные специфические нефункциональные ритуалы и привычки (Н: ребёнок стремится, чтобы двери всегда оставались закрытыми или открытыми; обязательное следование одними и теми же маршрутами; ношение одной и той же одежды; одна и та же еда; ритуалы отношений)
ж)активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов (компьютерные игры; чтение книг на определённую тему и т.п.)
Способы коррекции стереотипий
Неадекватный крик
1) Формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной для ребенка ситуации.
2) Отсутствие подкрепления нежелательного поведения.
Способы коррекции неадекватного крика
Неадекватный плач
Способы коррекции неадекватного плача
1) Прекращение эпизода неадекватного плача путем переключения.
2) Предотвращение утомления и психологического дискомфорта.
3) Медикаментозная коррекция.
Неадекватный смех
Способы коррекции неадекватного смеха
Предотвращение утомления и психологического дискомфорта.
2) Тайм-аут и переключение.
Агрессия
1) Переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения.
2) Обучение альтернативным адекватным способам выражения недовольства или привлечения внимания.
3) Предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии.
4) Медикаментозная коррекция.
Способы коррекции агрессии
Самоагрессия
Способы коррекции самоагрессии
Прерывание эпизода самоагресии с переключением на адекватное поведение.
2) Предотвращение ситуаций, приводящих к самоагрессии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.