Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей. Искривление позвоночника постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.[3]Вопросы ранней диагностики, профилактики и исправления осанки у детей заслуживают внимания и дальнейшей разработке методов лечения, т.к исправление дефектов осанки дело более трудное, чем предупреждение их.[38]
«КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛГИМНАСТИКИ»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА . ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
Ι
ИССЛЕДОВАНИЯ........................................................................................................5
1.1.Возрастные особенности детей 56 лет........................................................5
1.1.1 Анатомофизиологические особенности..................................................5
1.1.2 Психологические особенности..................................................................9
1.2 Характеристика видов нарушения осанки.................................................10
1.3 Причины деформации опорнодвигательного аппарата у детей
дошкольного возраста и их профилактика................................................................22
1.4 Физиологическое обоснование воздействия лечебной физкультуры при
нарушениях осанки......................................................................................................25
1.5 Особенности методики проведения занятий корригирующей гимнастикой
с детьми дошкольного возраста..................................................................................27
1.6 Особенности методики проведения занятий фитболгимнастикой........29
. .32
ГЛАВА
. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ΙΙ
2.1 Задачи исследования...................................................................................32
2.2. Методы исследования................................................................................32
2.3 Организация исследования.........................................................................35
.............................................36
ГЛАВА
. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ΙΙΙ
3.1 Результаты анализа научнометодической литературы и интернет
источников..........................................................................................................363.2 Результаты анализа педагогического наблюдения....................................36
23
3.3 Разработка программы упражнений фитболгимнастики........................36
3.4 Результаты тестирования............................................................................38
ГЛАВА IV. ВЫВОДЫ.......................................................................................43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................44
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................48
ВВЕДЕНИЕ
Охрана здоровья детей одна из важнейших проблем нашего времени.
Правильное, гармоничное развитие детей залог здоровья будущих поколений.
Статистика свидетельствует, что даже среди детей дошкольного возраста
25% имеют отклонения в состоянии здоровья. Становится очевидным, что вопрос о
совершенствовании системы физического воспитания имеет в настоящее время
актуальное значение, поскольку физическая активность подрастающего поколения,
являясь мощным оздоровительным фактором, расширяет функциональные
возможности организма человека.[15,19]
В настоящее время нарушение осанки является распространенным
заболеванием опорнодвигательного аппарата у детей уже в дошкольном возрасте.
[16]
Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей.
Искривление позвоночника постепенно может привести к снижению подвижности
грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в
свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной, сердечно
сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих заболеваний
вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии
мышц и связочного аппарата ребенка.[3]Вопросы ранней диагностики,
профилактики и исправления осанки у детей заслуживают внимания и дальнейшей
разработке методов лечения, т.к исправление дефектов осанки дело более трудное,чем предупреждение их.[38]
4
Одним из эффективных методов в коррекции нарушения осанки является
фитбол гимнастика. Специальная гимнастика на надувных эластичных мячах
разного диаметра помогает существенно расширить возможности воздействия на
а также создает оптимальные условия для улучшения
организм ребенка,
равновесия и двигательной координации.[7] А уникальное сочетание ритмических
движений на мяче с музыкой, подвижными играми и оздоровительными
упражнениями вызывает эмоциональный подъём, чувство удовольствия и радости.
Актуальность исследования Вопрос формирования правильной осанки, особенно
в детском возрасте, до настоящего времени не теряет своей актуальности.
Изучению опорнодвигательного аппарата у дошкольников, в частности
морфологическим особенностям осанки необходимо уделять постоянное внимание,
поскольку именно в этом возрасте при высокой пластичности всех структур
организма могут иметь место нарушения гармоничности их развития под влиянием
различных факторов. Исправление нарушений осанки даёт эффект во время роста
позвоночника, поэтому существует реальная необходимость не только в раннем
выявлении её нарушений, но и в ранней коррекции. Актуальность исследования
заключается в поиске нового и эффективного комплекса упражнений фитбол
гимнастики, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования разработка методики проведения занятий фитболгимнастики
и выявление эффективности её воздействия на коррекцию нарушений осанки у
детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования строится на предположении
упражнений с фитболом будет положительно влиять на коррекцию нарушения
том, что комплекс
осанки у детей дошкольного возраста.
Объект исследования процесс физического воспитания детей дошкольного5
возраста, имеющих нарушения осанки.
Предмет исследования средства и методы фитболгимнастики, направленные на
коррекцию осанки у детей дошкольного возраста.
Научная новизна исследования впервые была экспериментально доказана и
обоснована эффективность занятий фитболгимнастикой при нарушениях осанки у
детей дошкольного возраста.
ГЛАВА . ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
Ι
ИСССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Возрастные особенности детей 56 лет
1.1.1 Анатомофизиологические особенности
У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и
ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6
годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук – более чем в 2,5 раза,
а длинна ног – более чем в 3 раза.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных
волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем мышцы рук. К 5
годам увеличивается мышечная сила. Однако изза быстрой утомляемости мышц и
относительной слабости костномышечного аппарата дошкольники еще не
способны к длительному мышечному напряжению.
К 67 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга.
Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы
возбуждения преобладают над процессами торможения.
Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна.
Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в6
покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому
упражнения во время занятий надо разнообразить. [5,9]
Опорнодвигательная система
В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды,
но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при
неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно
связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не
может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального
расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие
ассиметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Это требует
особого внимания к организации позы детей и использования физических нагрузок.
[2,36]
Мышечная система
Мышечные волокна ребенка тонкие и слабые, они гораздо менее возбудимы,
чем у взрослых. С интенсивным ростом мышечных волокон происходит
относительное уменьшение ядерной массы на единицу площади скелетных мышц –
по сравнению с новорожденными их масса снижается к возрасту 6 лет в 45 раз.
Происходит перестройка иннервационного аппарата мышц. В дошкольном и
младшем школьном возрасте увеличиваются размеры и дифференциация элементов
мышечных, суставных и сухожильных рецепторов, достигая достаточного
совершенства к 6 годам. На протяжении данного возрастного периода происходит
перераспределение положения мышечных веретен в скелетных мышцах – от
равномерного их расположения в мышце у новорожденных к сосредоточиванию
веретен в концевых областях мышц, где они подвергаются большему растяжению и,
соответственно, точнее информируют мозг о движении мышц.
Мышечная масса детей невелика. Она составляет в 67 лет 27%.7
Мышцы конечностей относительно слабее, чем мышцы туловища.
Недостаточное развитие мышечносвязачного аппарата брюшного пресса может
вызвать образование отвисшего живота и появление грыжи при поднятии тяжестей.
Сила мышц мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте равна силе
мышц девочек.
Несмотря на повышение абсолютной мышечной силы в возрасте 45 лет,
относительная сила почти не изменяется, так как растет и вес тела ребенка. Лишь с
возраста 67 лет прирост силы оказывает больше прироста массы тела, и начинает
нарастать относительная сила мышц. При этом увеличиваются прыгучесть и
скоростносиловые возможности детей. [5,29]
ЦНС
В детском возрасте ЦНС обладает высокой пластичностью, что способствует
легкому усвоению новых форм движений. У дошкольников несовершенна
координация движений, в процессе двигательной активности легко развивается
утомление.
Для нервной системы у детей дошкольного возраста характерна высокая
возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой
иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Однако
длительное поддержание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро
утомляются. При организации занятий с дошкольниками нужно избегать долгих
наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Особенно важно
строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно
развитым ощущение усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды
организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при
полном изнеможении.
При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые8
процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых
внешних раздражениях. В такой чрезвычайной выраженности ориентировочной
реакции отражается непроизвольный характер их внимания. Произвольное же
внимание очень кратковременно: дети 57 лет способны сосредотачивать внимание
лишь на 1520 минут. [34,2,32]
Сердечно сосудистая система
По мере взросления детей в их крови повышается количество эритроцитов и
гемоглобина, а количество лейкоцитов снижается. У дошкольников в составе
лейкоцитов сравнительно больше лимфоцитов, но меньше нейтрофилов.
Соответственно, у них снижена фагоцитарная функция, и наблюдается высокая
восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Затем количество нейтрофилов
повышается, а лимфоцитов снижается до взрослого уровня к моменту полового
созревания. Количество тромбоцитов с возрастом практически не изменяется.
Минутный объем крови у 411летних детей примерно в 2 раза меньше, чем у
взрослых. Небольшие размеры сердца и слабость сердечной мышцы определяют
малый систолический (ударный) объем крови (2030 мл), а в сочетании с высокой
эластичностью и широким просветом сосудов – низкий уровень артериального
давления.
Выраженное в этом возрастном периоде преобладание симпатических
влияний на сердце обуславливает высокую частоту сердечных сокращений в
состоянии покоя. Величина ЧСС очень лабильна, легко изменяется при любых
внешних раздражениях (при испуге, различных эмоциях, физических и умственных
нагрузках и пр). Величина ЧСС у дошкольников – порядка 100 уд./мин.
Противоположные влияния парасимпатического (блуждающего) нерва на сердце
постепенно нарастают в первые годы жизни и заметно усиливаются к младшему
школьному возрасту, вызывая дальнейшее снижение ЧСС в состоянии покоя. [9,5]9
Дыхательная система
По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыхательный
аппарат. Дыхание у детей частое и поверхностное. Легочная ткань мало
растяжима. Бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка
сохраняет еще конусовидную форму и имеет малую экскурсию, а дыхательные
мышцы слабы. Все это затрудняет внешнее дыхание, повышает энерготраты на
выполнение вдоха и уменьшает глубину дыхания. Дыхательный объем дошкольника
в 35 раз меньше, чем у взрослого человека. Он постепенно увеличивается в
младшем школьном возрасте, но еще заметно отстает от взрослого уровня. Изза
неглубокого дыхания и сравнительно большого объема «мертвого пространства»
эффективность дыхания у детей невысока. Из альвеолярного воздуха в кровь
переходит меньше кислорода и много кислорода оказывается в выдыхаемом
воздухе. Кислородная емкость крови в результате мала – 1315 об.% (у взрослых –
1920 об.%)
Частота дыхания у детей повышена. Она постепенно снижается с возрастом.
В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает
при умственных и физических нагрузкам, эмоциональных вспышках, повышении
температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается неритмичным,
появляются задержки дыхания. Вплоть до 11летнего возраста отмечается
недостаточность произвольной регуляции дыхания. Особенно это отражается на
речевой функции дошкольников. [2,29,36]
1.1.2 Психологические особенности
С психологопедагогической точки зрения, дошкольный возраст является
одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее
психологическое развитие. Это позволяет определить структуру психологического
портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление10
способностей развития личности дошкольника, определение особенностей
деятельности и общения в дошкольном возрасте. [8]
В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по
многим характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также
характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного
к произвольному опосредствованному запоминанию. Происходит постепенный
переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению
материала. У большинства детей дошкольного возраста неплохо развиты
непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений
информации, дети в дошкольном возрасте могут неплохо её запоминать.
В дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании,
воспроизводящего
репродуктивного,
механически
воображение
из
действительность, превращается в творчески её преобразующее. Словесно
логическое мышление, которое начинает развиваться в конце дошкольного
возраста, предполагает уже умение оперировать словами, понимать логику
рассуждений.
В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр,
которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Определенные этапы
последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте
можно проследить, условно разделив дошкольное детство на 3 периода: младший
дошкольный возраст(34 года), средний дошкольный возраст(45 лет) и старший
дошкольный возраст(56 лет).
В среднем и старшем дошкольном возрасте развиваются сюжетноролевые
игры, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием
тематики, ролей, игровых действий, реализуемых в игре правил, чем в младшем
дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра11
начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой дети
конструируют, создают, строят чтото полезное, нужное в быту. [22]
Развитие
организованности,
помогающих
дошкольнику управлять своим поведением, в больше мере зависит от степени
дисциплинированности,
восприимчивости к требованиям взрослого, как носителя социальных норм
обусловливающих развитие этого рода
поведения.
Среди факторов,
восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и
взрослого. [8,21,4]
1.2 Характеристика видов нарушения осанки
Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека без
активного мышечного напряжения.
Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функции всех
органов и систем организма как единого целого.
Осанка человека зависит от ряда анатомических, физиологических и
социальных факторов.
К анатомическим факторам, определяющим осанку ребенка относятся:
форма позвоночника, его расположение относительно передней срединной оси
тела, выраженность физиологических изгибов, мышечные деформации. Как
функция позвоночника и его строение, так и его осанка зависят от расположения в
пространстве таза, от угла наклона. При увеличении угла наклона таза, усиливается
поясничный лордоз. Живот выпячивается вперед. К важным анатомическим
факторам относятся связи позвоночника, пояса верхних конечностей и тазового.
Ведущим фактором, определяющим осанку, является развитие мускулатуры.
[2,5,9]
К физиологическим факторам, влияющим на осанку человека и
обуславливающий ее формирование, относятся темпы и характер индивидуального12
развития двигательных навыков и статистических реакций, применяемые в
качестве тренирующего воздействия специальных физических упражнений для
осанки и систематичность их использования, а также уравновешенность основных
нервных процессов возбуждения и торможения.
С точки зрения физиологических закономерностей, осанка ребенка является
динамическим стереотипом, т.е. комплекс выработанных и взаимодействующих
условных рефлексов в определенной внешней среде. Поэтому осанка ребенка
может меняться, несмотря на относительную стабильность анатомических
факторов. [32,34]
В дошкольном возрасте большое значение приобретает выработка правильной
осанки в положениях стоя и сидя. Начиная с младшего дошкольного возраста,
необходимо следить за правильным развитием у ребенка статикодинамических
функций.
В старшем дошкольном возрасте осанка имеет не устойчивый характер. В
период усиленного роста тела ребенка в длину, проявляется неодновременное
развитие костного, суставносвязочного аппарата и мышечной системы ребенка.
Поза ребенка не устойчива, необходимая для длительного сохранения
статистического напряжения мышц, психологическая и физиологическая
работоспособность недостаточна. [10]
Отклонения от нормальной осанки возникают при наличии заболеваний
позвоночника и других органов опорнодвигательного аппарата. В этих случаях
патология осанки является симптомом основного ортопедического заболевания. В
большинстве случаев дефекты осанки встречаются у детей в связи с нарушением
условий ее формирования как анатомических, так и физиологических факторов.
Дефекты осанки необходимо устранять в связи с неблагоприятными условиями
функционирования внутренних органов у ребенка с нарушениями осанки.13
Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.
В сагиттальной плоскости различают следующие варианты нарушения
осанки:
. Ι Дефекты осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника:
1. Круглая спина
Характеризуется уменьшением изгибов шейного и особенно поясничного
отделов и увеличением изгиба грудного отдела позвоночника. Внешние признаки
круглой спины: голова наклонена вперед, дугообразная спина, свисающие плечи,
крыловидные лопатки, несколько свисающий живот, уплощенные ягодицы, слегка
согнутые в коленях ноги. При круглой спине связки и мышцы спины растянуты, а
грудные мышцы укорочены. [16]
Круглая спина является в большинстве случаев результатом неправильной
осанки, вредных влияний неправильной позы во время учебных занятий, сна и т.д.
(рис.1)
Рисунок 114
2. Кругловогнутая спина
Характеризуется увеличением физиологических изгибов в переднезаднем
направлении. В верхней половине туловища отмечаются почти те же изменения,
что при круглой спине. В нижней половине вследствие увеличения угла наклона
таза резко увеличена поясничная кривизна, поясничная область сильно прогнута
вперед, брюшная стенка растянута. [40]
Этот дефект осанки может возникнуть изза длительного пребывания в
положении сидя или лежа, когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные
мышцы растянуты, а мышцы передней поверхности бедер, наоборот, укорочены.
(рис.2)
Рисунок 215
. ΙΙ Дефекты осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника:
1. Плоская спина
Характеризуется уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника,
особенно в поясничной области, вследствие чего его рессорная функция снижена, а
это отрицательно сказывается на состоянии спинного и головного мозга при беге,
прыжках и других передвижениях. Дети с такой осанкой особенно
предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Основной причиной
уплощения спины является недостаточный угол наклона таза. Лечение плоской
спины должно заключаться в придании тазу нормального угла наклона и
укреплении всех мышц туловища.(рис.3)
Рисунок 316
2. Плосковогнутая спина
Является вариантом плоской спины, встречается редко и характеризуется
уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном
поясничном лордозе. При этом дефекте осанки таз сильно наклонен вперед и
смещен сзади, сильно выпячены ягодицы, мышцы живота ослаблены, грудной и
шейный отделы позвоночника уплощены.(рис.4)
Рисунок 417
. Дефекты во фронтальной плоскости
ΙΙΙ
Они не подразделяются на отдельные виды. Если вовремя не использовать
корригирующие упражнения при нарушении осанки, то это может привести к , Ι а в
стадиям сколиотической болезни (сколиозу). Под
дальнейшем и ко
сколиозом понимается деформация позвоночника, характеризуется его боковым
,
ΙΙ ΙΙΙ и V
Ι
искривлением.
Таким образом, сколиотическая болезнь – это общее тяжелое заболевание,
вовлекающее в патологический процесс все наиболее важные системы и органы
организма человека. Для них характерны нарушения срединного расположения
линий остистых отростков позвоночника и смещение ее в вертикальном положении
ребенка вправо или влево. При дефекте осанки в боковом направлении нарушается
симметричное расположение тела и конечности относительно позвоночного столба:
голова наклонена вправо или влево, плечи на разной высоте. Пояс верхних
конечностей весь расположен ассиметрично – лопатки на разных уровнях,
асимметричны и треугольники талии. При функциональных нарушениях осанки во18
фронтальной плоскости имеется асимметрия мышечного тонуса на правой и левой
половинах туловища, а также снижение общей и силовой выносливости мышц.[16]
Так же значительную роль в образовании нарушений осанки играет внешняя
среда. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на формирование
неправильной осанки велико.
К таким факторам относятся:
удержание родителями ребенка за одну руку на прогулке, что способствует
формированию поясничного сколиоза;
привычка спать на одном боку;
мягкая постель и высокая подушка служат моментом для бокового
искривления позвоночника;
ношение тяжелых портфелей в одной наиболее удобной руке;
неправильная осанка в школе и дома, а также длительное сидение
неблагоприятно влияет на ребенка, т.к. ослабляет связочномышечный аппарат;
Утомляясь, ребенок теряет способность поддерживать необходимое для
прямого положения тела сокращение разгибателей спины. Возникает условный
рефлекс, сопровождающийся принятием неправильной позы. [37]
Привычки, отрицательно влияющие на правильную осанку:
привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, таз при этом принимает
косое положение, и позвоночник всегда бывает, изогнут в одну сторону;
неправильная походка с опущенной головой, свисающими плечами,
согнутыми спиной и ногами;
привычка читать на боку;
длительная езда на велосипеде;
Основной причиной нарушения осанки является погрешности в воспитании.
Осанка не бывает врожденной – она формируется в течении всего дошкольного19
детства и закрепляется в школьном возрасте. Систематические, целенаправленные
занятия физическими упражнениями укрепляют опорнодвигательный аппарат
ребенка. [38]
Степени сколиоза
Ι степень
Ι
степень сколиоза характеризуется простой дугой искривления. Клинически
определяется небольшая асимметрия частей туловища: лопаток, надплечий,
треугольников талии. Линия остистых отростков слегка искривлена. В отличие от
нарушения осанки, в положении больного лежа при сколиозе Ι степени искривление
линий остистых отростков сохраняется. На стороне искривления – надплечье выше
другого, может определяться небольшой мышечный валик. На рентгенограмме –
угол Кобба до 10º, намечается торсия позвонков в виде небольшого отклонения
остистых отростков от средней линии и ассиметрия корней дужек.(рис.5) [16]
Рисунок 5ΙΙ степень
20
ΙΙ
степень отличается от
Ι появлением компенсаторной дуги искривления,
вследствие чего позвоночный столб приобретает форму буквы S. Ассиметрия
частей туловища становиться более выраженной, появляется небольшое
отклонение корпуса в сторону. Торсионные изменения ярко выражены не только
рентгенологически, но и клинически, имеет место реберное выбухание, четко
определяется мышечный валик. Нередко таз со стороны сколиоза опущен.
Деформации носят стойкий характер. При переходе в горизонтальное положение и
при активном вытяжении полного исправления кривизны искривления добавиться
невозможно. Рентгенологически отмечаются выраженная торсия и небольшая
клиновидная деформация позвонков, угол Кобба – от 10º до 25º.(рис.6) [16]
Рисунок 621
ΙΙΙ степень
Позвоночный столб имеет не менее двух дуг. Асимметрия частей туловища
увеличивается, грудная клетка резко деформирована; сзади на выпуклой стороне
дуги искривления позвоночника образуется задний ребернопозвоночный горб. Как
правило, на вогнутой стороне искривления резко западают мышцы и реберная дуга
часто сближается с гребнем подвздошной кости. Ослабляются мышцы живота.
Увеличивается кифоз грудного отдела позвоночника. Рентгенологически
отмечается выраженная торсия и клиновидная деформация позвонков и дисков.
Угол Кобба на рентгенограмме – от 25º до 40º.(рис.7) [16]
Рисунок 722
V Ι
степень
Деформация позвоночника и грудной клетки становиться грубой и
фиксированной. У больных ярко выражены передний и задний реберные горбы,
деформация таза, грудной клетки. Наблюдается резкое нарушение функций
органов грудной клетки, нервной системы и всего организма в целом. Угол Кобба
на рентгенограмме – более 40º и не изменяется в положении лежа. (рис.8)
Рисунок 8
Общие правила и схема осмотра для определения вида нарушения осанки23
Осмотр детей целесообразно проводить в утренние часы в хорошо
освещенном и теплом помещении. Во время осмотра необходимо соблюдать
следующие правила:
1)Ребенок должен быть раздет и разут;
2)Не должно быть никаких прикосновений, которые могли бы изменить
привычную, непринужденную позу ребенка;
3)Ноги должны располагаться на ширине ступни и параллельно, чтобы вес
тела распределялся равномерно, носки стоп должны стоять на одной линии;
4)Ребёнок должен стоять в обычной для него позе;
Схема осмотра
Вначале проводиться общий осмотр, при котором определяется
телосложение ребенка, состояние его мускулатуры, наличие признаков нарушения
соединительной ткани организма.
Осмотр проводиться в следующей последовательности: спереди, сзади, сбоку
и в наклоне вперед. Это позволяет оценить во фронтальной,сагиттальной и
горизонтальной плоскостях.
1.3 Причины деформации опорнодвигательного аппарата у детей
дошкольного возраста и их профилактика
Осанка ребенка в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко
изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное
развитие костного, суставносвязочного аппарата и мышечной системы в этом
возрасте служит основой неустойчивости осанки. Такая неравномерность развития
уменьшается со снижением темпов роста, а с прекращением роста человека
стабилизируется. Осанка зависит от состояния нервномышечного аппарата
ребенка, психики и степени развития мышечного корсета, от функциональных
возможностей мышц к длительному статическому напряжению, эластических24
свойств межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительных образований
суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей. В различные
возрастные периоды жизни ребенка осанка имеет свои особенности. [9,39,41]
Бытовыми причинами деформации опорнодвигательного аппарата являются:
отсутствие навыков правильного стояния (равномерного распределения
тяжести тела на обе ноги);
неумение сохранить правильную позу во время сидения за столом или
партой;
длительная опора на левый или правый локоть;
большой угол наклона спины при далеко отодвинутом стуле.
Все это является результатом недостаточного внимания взрослых к
формированию общей культуры поведения ребенка, включающей владение
правильными позами, умение равномерно распределять вес своего тела, сохранять
вертикальное положение.
Одной из причин искривления позвоночника является недостаточное
физическое развитие ребенка, слабый мышечный тонус, привычка сидеть, положив
под себя ногу, неправильная походка. Привычка спать на чрезмерно высокой
подушке, пользоваться слишком мягким матрасом также отрицательно сказывается
на состоянии позвоночника. [3]
Профилактика нарушений осанки у детей
Профилактика нарушений осанки – процесс длительный, требующий от
ребенка осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо
неоднократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка, что
необходимо делать для ее поддержания.
Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители.
В старших возрастных периодах родители осуществляют контроль за навыками25
правильной осанки в быту и различных видах деятельности и отдыха. Детям
необходимо как минимум:
1.Обеспечить условия для формирования правильной осанки – прежде всего
перечисленные выше меры профилактики ее нарушений и хорошее общее
физическое развитие.
2.Знать, что такое правильная осанка, как именно надо правильно стоять,
сидеть и двигаться не сутулясь.
Основным средством профилактики нарушения осанки является правильная
организация статикодинамического режима, который включает в себя полный
спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорнодвигательный
аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как
повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных
статических позах), так и лечебный (физическая культура и лечебная гимнастика).
Правильный статикодинамический режим предполагает соблюдение
следующих условий:
Постель ребенка должна быть полужесткой,ровной,устойчивой, с
невысокой, лучше ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны
спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать ребенка спать на
спине или на боку, но не свернувшись «калачиком»;
Приходя из школы, ребенок должен лечь и отдохнуть 11,5 часа для того,
чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник.
Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положений
обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках;
Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать
45 минут;
Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной гимнастикой.;26
Необходимо правильно организовать рабочее место:
детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:
высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего
ребенка до поверхности стола была около 30 см.;
высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90°;
Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время
письма, чтения под контролем педагогов и родителей. Правильная, симметричная
установка всех частей тела производиться последовательно, начиная с положения
стоп:
стопы в опоре на полу или на скамейке;
между грудью и столом – расстояние от 1 до 2 см.;
голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см.;
Не рекомендуется носить портфель в донной и той же руке, в начальной
школе лучше дать ребенку ранец;
Нужно освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от
всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением;
Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание.
Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного
аппарата и «мышечного корсета»;
Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений
осанки среди современных детей, можно сказать, что статикодинамический
режим, направленный на предупреждение и устранение нарушений, должен
сопровождаться постоянным надзором со стороны родителей и педагогов.
Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит и во время
выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно
сохраняется правильное положение тела. Также широко используются игры с27
правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки. [28]
1.4 Физиологическое обоснование воздействия лечебной
физкультуры при нарушениях осанки
Лечебная физическая культура – метод естественнобиологического
содержания, в основе которого лежит использование основной биологической
функции организма – движения. Функция движения является основным
стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. Функция
движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма,
поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности.
Занятия лечебной физической культурой содействуют укреплению и
повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к
последующим заболеваниям и их осложнениям. Главное средство лечебной
физической культуры специально подобранные, методически оформленные
физические упражнения. [11,12,20,26]
Задачи и средства лечебной физической культуры при нарушении
осанки
Задачи:
1.Нормализовать трофические процессы;
2.Создать благоприятные условия для увеличения подвижности
позвоночника;
3.Способствовать правильному взаиморасположению частей тела;
4.Систематически закреплять навык правильной осанки;
5.Выработать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить
уровень физической работоспособности.
Средства:
Основные средства лечебной физической культуры, используемые при28
нарушении осанки у детей, это физические упражнения и массаж. [17]
Физические упражненияведущее средство в профилактике нарушений
осанки. Общеразвивающие упражнения используются при всех видах нарушения
осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические
процессы. Общеразвивающие упражнения используются из различных исходных
положений, для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они
могут выполняться с предметами и без них, с использованием тренажеров.
Физические упражнения подбираются в соответствии с видом нарушения осанки.
Упражнения, обеспечивающие коррекцию имеющегося нарушения осанки,
называются корригирующими, их выполнение приводит к устранению дефекта.
[13,30,31]
Корригирующие упражнения различают:
симметричные,
асимметричные.
1. Симметричные упражнения. При выполнении данных упражнений
сохраняется срединное положение линии остистых отростков. При нарушении
осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает
тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая
напряженные мышцы и напрягая ослабленные, что возвращает позвоночник в
правильное положение.
2. Асимметричные упражнения способствуют выравниванию остистых
отростков в срединное положение. Чаще всего используются при сколиозе и
требуют высокого профессионализма при подборе. При нарушении осанки во
фронтальной плоскости и в грудном отделе изменяется исходное положение
верхних и нижних конечностей, придавая телу асимметричное положение. [13]
Лечебная гимнастика – это наиболее эффективное средство реабилитации.29
Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс,
постепенно создают мышечный корсет, и только активные упражнения формируют
правильный динамический стереотип.
1.5 Особенности методики проведения занятий корригирующей
гимнастикой с детьми дошкольного возраста
Корригирующая гимнастика
это вид лечебной гимнастики, система
специальных физических упражнений гимнастического характера, применяемых с
целью устранения дефектов осанки и искривления позвоночника.
При проведении занятия корригирующей гимнастики необходимо решать
следующие задачи:
1)воспитывать дисциплинированное и сознательное отношение детей к
фиксации правильного положения тела;
2)укреплять мышцы и совершенствовать координацию движений как
необходимое условие для восстановления правильного положения тела;
3)совершенствовать двигательные навыки ребенка;
4)воспитывать навыки, закрепляющие правильное положение тела.
[1,13,15,19,27]
Правила организации занятий корригирующей гимнастикой с
детьми, имеющими нарушение осанки
Занятия проводятся групповым методом по 1015 человек. Наиболее
подходящий метод в работе с детьми дошкольного возраста игровой. Для
создания групп следует обязательно учитывать вид нарушения осанки и возраст
ребёнка. Для детей дошкольного возраста разница не должна превышать 1 год.
Основываясь на суточной динамике физической работоспособности, наилучшее
время для проведения занятий корригирующей гимнастикой является первая
половина дня 912 часов. [13,33]30
Общие методические требования к занятиям:
Занятия проводятся с группой по 1015 детей;
Продолжительность занятия – 30 минут;
На каждом занятии нужно создавать положительный эмоциональный фон,
предлагать детям игровые задания и вводить музыкальное сопровождение;
Занятие должно состоять из 3 частей: подготовительной, основной и
заключительной;
Задача подготовительной части – организация детей для предстоящих
занятий. Используются упражнения строевого характера, короткие игровые
задания и упражнения по коррекции осанки. Вводная часть занимает 57 минут.
В основной части задачей является укрепление мышечного корсета и
индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Продолжительность
основной части – 1520 минут.
Заключительная часть – осуществляет совершенствование двигательных
навыков, закрепление навыков осанки в различных условиях и приведение
организма в спокойное состояние. Для этого используются различные игры,
построения, перестроения и ходьба с правильной осанкой. Продолжительность
заключительной части 35 минут. [7,37,42]
В занятия следует включать как общие, так и индивидуальные упражнения.
Общие упражнения занимают большую часть времени, так как ряд требований,
например укрепление мускулатуры спины и живота, увеличение подвижности
позвоночника, важны для коррекции деформаций позвоночника при разных типах
нарушения осанки.
В итоге проводиться зачет по контролю индивидуальных упражнений
ребенка, тесты на силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса,
подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического31
продолжения самостоятельных занятий дома. [6,18,35]
1.6
Особенности методики проведения занятий фитбол
гимнастикой
Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у
детей является фитболгимнастика. Фитбол в переводе с английского, означает
мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.
Фитболгимнастика
разноцветных
мячах,выдерживающих вес до 300кг. Мяч используется как тренажер, как предмет
проводится
на
больших
и как утяжелитель.
На занятиях используются фитболы различного диаметра, в зависимости от
возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 35 лет должен быть 45
см., для детей от 6 до 10 лет – 55 см.; для детей ростом от 150165 см. нужен мяч
диаметром 65 см.; для детей и взрослых, имеющих рост 170190 см., мяч
диаметром 75 см.
Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть
больше 90°, значит, мяч подобран правильно. Острый угол в коленных суставах
создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток
венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче.
Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с
детьми дошкольного возраста мяч не должен быть накачан до максимального
упругого состояния. [7,23,24,25]
Фитбол оказывают также вибрационное воздействие в области
низкозвукового спектра частот. Непрерывная вибрация действует на нервную
систему успокаивающе, а прерывистая вибрация – возбуждение. При занятиях
фитболгимнастикой с детьми используется преимущественно легкая вибрация в
спокойном темпе.32
Механическая вибрация низкой частоты обладает обезболивающим
действием, активизирует регенеративные процессы, поэтому может применяться в
процессе реабилитации после различных травм и заболеваний опорно
двигательного аппарата. Легкое покачивание на фитболе улучшает отток лимфы и
венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, нормализует
перистальтику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников.
Мягкие природные спектры вибрации, реализуемые на занятиях фитбол
гимнастикой, аккумулируют в себе практически все известные положительные
лечебные и оздоравливающие эффекты низкочастотных механических колебаний,
проявляющихся на уровне всего организма и отдельных его систем.
Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами. Это и
напряжение механизмов, обеспечивающих поддержание позы и сохранения
равновесия,
формирование положительных адаптационных сдвигов.
и низкочастотные колебательные движения,
вызывающие
При методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке
формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного
мышечного корсета. В ходе выполнения упражнений также улучшается крово и
лимфообращение в области позвоночника.
При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные
бугры и крестец. Через крестец ритмические колебания распространяются по
всему позвоночнику, включая область основания черепа. Это способствует
изменению динамики спинномозговой жидкости. [5,24,32]
Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и
всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп,
обеспечивающих сохранение позы. Посадка считается правильной, если угол между
туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой составляет 90%, голова33
приподнята и ее центральная линия совпадает с осью туловища, спина выпрямлена,
руки лежат на фитболе и фиксирует его ладонями сбоку или сзади, ноги на ширине
плеч, ступни параллельны друг другу. Неправильно, криво сидеть на фитболе
невозможно, так как нарушается равновесие и теряется баланс.
Только поддержание такого положения, при котором совпадают центр
тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола, способствует сохранению
равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе уже способствует
формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка
правильной осанки. Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение
таза, что крайне важно для коррекции искривления в грудном отделе. Фитбол за
счет своих упругих свойств неравномерно погружает седалищные бугры и
выравнивает таз и позвоночник без всяких дополнительных приспособлений.
Упражнения на фитболе выполняются из разнообразных исходных
положений. Упражнения в исходном положении сидя способствуют тренировке
мышц тазового дна, выполнение упражнений на фитболе из исходного положения
лежа на животе или на спине гораздо тяжелей, чем аналогичных упражнений на
устойчивой опоре. Поддержание равновесия привлекает к координированной
работе многочисленные группы мышц, превосходно решая задачу формирования
мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса.
Фитболы позволяют максимально индивидуализировать лечебно –
воспитательный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки как во
фронтальной, так и в сагиттальной плоскости.
ГЛАВА
ΙΙ
. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – разработка методики проведения занятий фитбол
гимнастики и выявление эффективности её воздействия на коррекцию нарушений
осанки у детей старшего дошкольного возраста.34
2.1 Задачи исследования:
1.Обобщить и изучить данные по проблеме исследования в научно
методической литературе и интернет источниках.
2. Дать анализ состоянию осанки у детей дошкольного возраста.
3. Разработать программу упражнений фитболгимнастики, направленную на
коррекцию осанки с учетом возрастных особенностей занимающихся.
4.Выявить и экспериментально обосновать эффективность воздействия
программы фитболгимнастики на коррекцию осанки у детей дошкольного
возраста.
2.2Методы исследования:
1.Анализ научнометодической литературы и интернет источников
2.Педагогическое наблюдение
3.Педагогический эксперимент
4.Метод тестирования
5.Методы математической статистики
2.2.1. Анализ научнометодической литературы и интернет источников это
важная часть каждой научно исследовательской работы. Анализ и изучение
литературных источников проводилось с целью ознакомления состояния
исследуемой проблемы в литературе. Были изучены литературные данные,
рассматривающие возрастные особенности детей дошкольного возраста,
характеристику видов нарушения осанки, причины деформации опорно
двигательного аппарата у детей, особенности проведения занятий корригирующей
гимнастикой, фитболгимнастикой и методику проведения этих занятий. [14]
2.2.2 Педагогическое наблюдение проводилось для изучения интересующих
вопросов на практике: содержание занятий фитболгимнастикой, особенности,35
методика проведения занятий с детьми дошкольного возраста. [14]
2.2.3.Педагогический эксперимент
осуществлялся для доказательства
рабочей гипотезы. Для этого использовались педагогические наблюдения на
занятиях фитболгимнастикой с детьми дошкольного возраста с целью выявления
эффективности используемой программы. В эксперименте участвовали 20 детей 5
6 летнего возраста, исследование проводилось на базе спортивного комплекса
«Багратион» г. Можайска.
2.2.4.Метод тестирования.
Для определения оценки физической подготовленности
детей,
использовались специальные тесты. Они должны быть достаточно надёжны, т.е
обладать высокой степенью совпадения результатов при повторном тестировании
одного и того же ребёнка в одинаковых условиях. Важным моментом тестирования
занимающихся фитболгимнастикой для коррекции осанки, являлась оценка
статической выносливости и оценка подвижности позвоночника.
Тест 1. На статическую выносливость для мышц шеи:
И.П. лежа на спине, руки на животе, приподнять голову на 34 см. от пола,
смотреть вперед. Фиксируется значение времени удержания головы от пола (сек.).
Тест 2. На статическую выносливость для мышц брюшного пресса:
И.П. сед на полу с полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах
ногами, с опорой стопами на пол. Отклонить туловище под углом 60°,руки за
голову. Фиксируется значение времени удержания туловища под углом 60°.
Тест 3. На статическую выносливость для мышц спины
И.П лежа на животе, руки за голову. Удержание туловища в прогибе
Фиксируется значение времени удержания головы от пола (сек.).
Тест 4. На подвижность позвоночника:
И.П. стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, прямые. Выполнить36
наклон вперед и зафиксировать положение. Измерение выполняется с помощью
линейки в см. от скамейки до кончиков пальцев.
2.2.5.Методы математической статистики:
Результаты подсчитывались методом математической статистики. Этот
методом включал в себя определение оценок средних арифметических величин,
стандартных отклонений, ошибок средних и оценки достоверности по tкритерию
Стьюдента.
1.Определение оценок средних величин:
х
пх
где:
хп – результаты, полученные в ходе тестирования;
N – число испытуемых;
∑ – суммирование;
2.Определение стандартных отклонений:
Д
где:
Д – дисперсия;
3.Определение ошибок средних:
м
где :
δ
– стандартное отклонение;
N – количество испытуемых;
4. Определение достоверности по tкритерию Стьюдента:
х
х
1
2
2
2
тт
1
2
37
2.3 Организация исследования
Исследование проводилось на базе спортивного комплекса «Багратион»
г.Можайска в течение одного года. В нём приняли участие 20 детей в возрасте 56
лет. Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе с сентября 2012 года по апрель 2013 года был проведен сбор
информации путем анализа литературных и интернетисточников и педагогические
наблюдения с целью изучения состояния осанки у испытуемых.
На втором этапе с сентября 2013 года по май 2014 года был проведен
эксперимент с целью оценки эффективности разработанной нами программы
фитболгимнастики для коррекции нарушения осанки у детей 56 лет.
На третьем этапе с сентября 2014 года по декабрь 2014 года проводилась
обработка материала, обсуждение результатов исследования, оформление работы и
подготовка её к защите.38
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Результаты анализа научно методической литературы и интернет
источников.
Работа по анализу литературных и интернет источников велась на
протяжении 8 месяцев. За это время было проанализировано более 40 источников
по теме исследования, из них 4 источника на английском языке. Результаты
подробно описаны в главе I данной работы.
3.2. Результаты анализа педагогического наблюдения
По показаниям медицинских карт детей 56 летнего возраста в детском саду
№5 г. Можайска, было обнаружено нарушение осанки у 45% детей. Педагогическое
наблюдение проводилось для изучения содержания, особенностей и методики
проведения занятий фитболгимнастикой с детьми старшего дошкольного возраста
(56 лет). Анализ педагогического наблюдения по проблеме исследования позволил
сделать следующие выводы: программы по фитболгимнастике строятся по общим
принципам. А именно: занятие состоит из трёх частей подготовительной,
основной и заключительной.
3.3 Разработка программы упражнений фитболгимнастики
Традиционные корригирующие упражнения выполняются на жесткой опоре,
а, следовательно, создают для детей большую ударную нагрузку на позвоночник.
Нам помогли этого избежать специальные эластичные мячи (фитболы),
использующиеся в нашей программе. Фитболы помогли придать занятиям новизну
и создать наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища, и
поэтому нагрузка, приходящаяся на межпозвоночные диски, распределялась
равномерно. Также для детей важна эмоциональная сторона занятий, им нравится
яркая окраска мячей, которая оказывает большое влияние для более эффективноговосприятия упражнений.
39
Структура нашего комплекса упражнений фитболгимнастики:
Подготовительная часть занятия: задачей этой части является подготовка
организма к предстоящей работе. В этой части занятий упражнения выполняются
со страховкой руками за мяч, в среднем темпе, со средней амплитудой из
исходного положения сидя на мяче, требующее от занимающихся удержания
прямой спины, с различными движениями головой, руками и ногами. Эти
упражнения вырабатывают у детей умение сбалансировать центр тяжести с
развивают координацию движений,
подвижной опорой,
способствуют
формированию и укреплению навыка правильной осанки. Продолжительность
подготовительной части занятия 57 минут.
Основная часть занятия: задачами этой части являются укрепление
мышечного корсета занимающихся, коррекция деформаций позвоночника, а так же
формирование физических качеств и развитие двигательных навыков и умений. В
основной части занятия большинство упражнений выполняются из исходного
положения сидя на мяче, стойки на коленях и лежа на спине, что требует от детей
дополнительных усилий при выполнении более сложных упражнений.
Используются упражнения для развития боковых мышц туловища, брюшного
пресса, укрепления мышц спины, выработка навыков правильной осанки и
равновесия, увеличение подвижности позвоночника. Продолжительность основной
части занятия 1520 минут.
Заключительная часть занятия: задачей этой части является обеспечение
постепенного снижения функциональной активности организма занимающихся и
приведение организма в спокойное состояние. В заключительной части занятия
выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и подвижные40
игры с фитболом, которые снимают физическую усталость. Упражнения
выполняются в медленном темпе для восстановления дыхания и ЧСС.
Продолжительность заключительной части занятия 35 минут.
Каждое занятие проводится под музыкальное сопровождение. При обучении
комплексу упражнений используется средний темп (90120 уд./мин).
Занятия проводятся фронтальным способом, т.е упражнения выполняются
сразу всеми занимающимися.
Для обучения упражнениям используется наглядный, словесный и игровой
метод обучения.
3.4 Результаты тестирования
В тестировании принимали участие дети 56 лет в количестве 20 человек.
Тестирование проводилось в начале и конце нашего эксперимента. Оно
заключалось в проведении тестов на статическую выносливость мышц шеи,
брюшного пресса, спины и тестирования подвижности позвоночника. Содержание
этих тестов подробно описаны в главе ΙΙ данной работы.
По результатам проведения тестирования в начале и в конце эксперимента,
средние показатели увеличились:
Таблица 1 Сравнительные результаты тестирования статической выносливости
мышц шеи (тест 1)
Начало эксп.
Конец эксп.
х
17,9
20,7
δ
2,40
2,20
m
0,53
0,49
t
2,02
2,71
p
p≤0.05
p≤0.01
Результаты исследований графически представлены в гистограмме (рис.9),
которая наглядно показывает динамику, свидетельствующую о том, что в конце41
эксперимента зарегистрированы статистически достоверные изменения:
статическая выносливость мышц шеи в среднем увеличилась на 10,5% (p≤0.05)
Рисунок 9
Таблица 2 Сравнительные результаты тестирования статической выносливости
мышц брюшного пресса (тест 2)
Начало эксп.
Конец эксп.
х
14,3
16,95
δ
1,34
1,60
m
0,29
0,35
t
2,02
2,71
p
p≤0.05
p≤0.01
Результаты исследований графически представлены в гистограмме (рис.10),
которая наглядно показывает динамику, свидетельствующую о том, что в конце
эксперимента зарегистрированы статистически достоверные изменения:
статическая выносливость мышц брюшного пресса в среднем увеличилась на 10,7%
(p≤0.05)42
Рисунок 10
Таблица 3 Сравнительные результаты тестирования статической выносливости
мышц спины (тест 3)
Начало эксп.
Конец эксп.
х
16,8
19,0
δ
1,05
1,25
m
0,23
0,27
t
2,02
2,71
p
p≤0.05
p≤0.01
Результаты исследований графически представлены в гистограмме (рис.11),
которая наглядно показывает динамику, свидетельствующую о том, что в конце
эксперимента зарегистрированы статистически достоверные изменения:
статическая выносливость мышц спины в среднем увеличилась на 11,6% (p≤0.05)43
Рисунок 11
Таблица 4 Сравнительные результаты тестирования подвижности позвоночника
(тест 4)
Начало эксп.
Конец эксп.
х
4,195
4,47
δ
0,15
0,13
m
0,03
0,02
t
2,02
2,71
p
p≤0.05
p≤0.01
Результаты исследований графически представлены в гистограмме (рис.12),
которая наглядно показывает динамику, свидетельствующую о том, что в конце
эксперимента зарегистрированы статистически достоверные изменения:
подвижность позвоночника в среднем увеличилась на 6,2% (p≤0.05)44
Рисунок 12
Таблица 5 Показатели, характеризующие изгибы позвоночника в начале и конце
эксперимента
Возраст
Тип осанки
Начало эксп.
Конец эксп.
56
56
сутуловатый
асимметричный
Дети/ %
13/45
7/30
Дети/ %
7/27
3/24
У 53% детей с признаками сутулости, нарушения осанки значительно сгладились, а
у 42% детей с признаками асимметрии, нарушения осанки уменьшились.45
ГЛАВА IV. ВЫВОДЫ
В результате проведенных исследований были сделаны следующие
выводы:
1. Обобщив и изучив данные по проблеме исследования в научно
методической литературе и интернет – источниках мы выявили возрастные
особенности детей старшего дошкольного возраста, характеристику видов
нарушения осанки, причины деформации опорнодвигательного аппарата,
физиологическое обоснование воздействия ЛФК при нарушениях осанки и
особенности методики проведения занятий фитболгимнастикой. Проанализировав,
мы пришли к выводу, что программа занятий фитболгимнастикой строится по
общим принципам: занятие состоит из трех частей подготовительной, основной и
заключительной, проводится фронтальным способом.
2. Было изучено состояние осанки у детей старшего дошкольного возраста, и
оно показало, что в детском саду №5 г. Можайска, 45% детей 56 летнего возраста
имеют нарушение осанки.
3.
Разработана программа упражнений фитболгимнастики, который
отличается своей направленностью на коррекцию осанки с учетом возрастных
особенностей занимающихся (детей 56 лет), новизной структуры занятий, своей
эмоциональной стороной, которая оказывает большое влияние на эффективность
восприятия упражнений у детей 56 лет.
4.Эксперимент показал положительное влияние разработанной нами
программы упражнений фитболгимнастики на физическое состояние испытуемых:46
отмечалось достоверное повышение статической выносливости мышц шеи,
брюшного пресса, спины и улучшение подвижности позвоночника. Признаки
нарушения осанки у 50% испытуемых значительно уменьшились.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.:
Просвещение, 1991.
2. Баева Н.А. Анатомия и физиология детей младенческого и дошкольного
возраста: учеб.пособие/ Н.А. Баева, О.В. Погадаева; Сиб.гос.унт.
физ.культуры и спорта. Омск, 2003.
3. Бармин Г.В. Методика формирования правильной осанки детей 45 летнего
возраста/ Бармин Г.В., Копцев Ю.А., Стеблецов Е.А.// Проблемы
физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста:
Материалы Всерос. науч.метод. конф. Волгоград, 1994.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики/А.С. Белкин. – М.: Издательский
центр «Академия», 2000.
5. Бисярина В.П. Анатомофизиологические особенности детского возраста
М.: Медицина, 1973.
6. Брыкин А.Т. Гимнастика. – М.: ФиС, 1985.
7. Веселовская С.В. Фитбол тренинг/ С.В. Веселовская, О.Ю. Сверчкова, Т.В.
Левчинкова // Пособие по фитболаэробике и фитболгимнастике. – М.:
ННОУ Центр «Фитбол», 1998.
8. Волков Б.С. Возрастная психология/Б.С. Волков, Н.В.Волкова; Моск. гос.
обл. унт. М.: Акад. Проект,2013.47
9. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей / С.И. Гальперин – М.:
Просвещение, 1965.
10.Герасимова Т.Н. Возрастные изменения опорнодвигательного аппарата и их
связь с развитием двигательных качеств/Герасимова Т.Н., Павлычева
Л.А.;ГЦОЛИФК. М.:Б. и.,1991.
11.Дубровский В.И. Лечебная физическая культура/ В.И. Дубровский. – М.:
ВЛАДОС, 1999.
12.Епифанова В.А. Лечебная физкультура и врачебный контроль/ В.А.
Епифанова, Г.Л. Апанасенко // Учебник. – М.: «Медицина», 1990.
13.Жданкина Н.В. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений
осанки у детей дошкольного возраста/ Н.В. Жданкина// Методические
указания. – Екатеринбург.: ГОУ ВПО УГТУУПИ, 2012.
14.Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научнометодической деятельности в
физической культуре и спорте/ Ю.Д. Железняк. – М.: «Академия», 2001.
15.Зайцев А.А. Физическое воспитание дошкольников/ А.А. Зайцев, Е.В. Конева,
Н.К. Плищук, С.А. Сологуб. – Калининград, 1997.
16.Камолов И.И. Заболевания и травмы позвоночника/ И.И.Камолов.– М., 1992.
17.Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж/ Г.В. Каштанова // Методики
оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Практическое пособие. – М.: «АРКТИ», 2011.
18.Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей
дошкольного возраста/ А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение,
1985.
19.Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребёнка/Н.Н.
Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова;под ред. С.А. Козловой.
М.:Academia, 2013.48
20.Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников/ Козырева О.В. М.:
Просвещение, 2003.
21.Кравцова Е.Е. Педагогика и психология/Е.Е. Кравцова. М.:Форум, 2009.
22.Крутецкий В.А. Психология/ В.А.Крутецкий. Изд. 2е, перераб. и доп. –
М.:Форум,2012.
23.Купер К. Новая аэробика. М: ФиС, 1976.
24.Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы. – М.: Просвещение, 1994.
25.Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: вчера, сегодня, завтра. – М.: 2001.
26.Ловейко И.Д. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей/ И.Д. Ловейко,
М.И. Фонарев // изд.2 переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 1998.
27.Матвеев Л.П. Методика физического воспитания с основами теории. – М.:
Просвещение, 1991.
28.Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки/ О.Н.
Моргунова., 2005.
29.Панасюк Т.В. Антропологический мониторинг дошкольников/ Т.В. Панасюк,
С.И. Изаак, Е.Н.Комиссарова. М.:физ.культура, 2005.
30.Попова С.Н. Лечебная физическая культура/ С.Н. Попова // Учебник. – М.:
«Академия», 2006.
31.Потапчук А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте/ А.А.
Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. – СПб.: «Речь», 2007.
32.Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная/ А.С.
Солодков, Е.Б. Сологуб // Учебник. – М.: «Олимпия Пресс», 2001.
33.Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста в процессе
ХГИФК.
занятий физическими упражнениями:
метод.
указания/
Хабаровск,1997.49
34.Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности/ Н.А. Фомин,
Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
35.Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К.
Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: «Академия», 2004.
36.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология/ А.Г. Хрипкова. – М.: Просвещение,
1978.
37.Шарманова С.Б. Формирование правильной осанки в процессе физического
воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы
Регион.науч.практ. конф., /КГАФК. Краснодар, 1999.
38. Янкелевич Е.И. Воспитание правильной осанки/ Е.И. Янкелевич. – М.:
МФиС, 1959.
39.Berne & Levi Physiology, edited by B.M. Koeppen and B.A.Stanton, 6th edition,
2013.
40.Keith Innes, Posture,gait,balance and rehabilitation, 2014.
41.Robert V.Kail, Children and Their Development. Third edition, 2003.
42.Peter H. Werner, Teaching children gymnastics: a developmentally appropriate
approach, 2000.50
Приложение 1. Результаты тестирования в начале эксперимента
№
Ф.И
Статическая мышечная выносливость
(сек.)
Мышцы шеи
Мышцы
бр.пресса
Мышцы
спины
1 Аканжалы Виктория
2 Антипов Антон
3 Гусакова Ксения
4 Демидова Злата
5 Дунаева Марина
6 Иванова Полина
7 Ильичева Маргарита
8 Крикунова Ксения
9 Кулаков Игорь
10 Макаёва Полина
18
16
15
21
18
16
23
17
15
16
14
14
13
16
12
14
17
13
14
13
17
17
16
18
16
16
19
17
15
16
Подвижность
позвоночника
(см.)
Наклон
вперед
3,9
4
4,2
4,2
4,3
4,3
3,9
4,2
4,4
4,211 Макаренко Варвара
12 Макарова Кристина
13 Никонов Егор
14 Оськина Полина
15 Попкова Полина
16 Столбикова Дарья
17 Сушкин Александр
18 Цветков Максим
19 Шибряева Алиса
20 Яковлев Артем
51
14
14
13
15
14
15
17
14
14
16
17
19
16
19
17
18
22
17
16
22
18
16
17
17
15
18
17
17
16
18
4,3
4,2
4,1
4
4,4
4,3
4,2
4,1
4,3
4,4
Приложение 2. Результаты тестирования в конце эксперимента
№
Ф.И
Статическая мышечная выносливость
(сек.)
Мышцы шеи
Мышцы
бр.пресса
Мышцы
спины
1 Аканжалы Виктория
2 Антипов Антон
3 Гусакова Ксения
4 Демидова Злата
5 Дунаева Марина
6 Иванова Полина
7 Ильичева Маргарита
8 Крикунова Ксения
9 Кулаков Игорь
21
19
18
23
20
19
26
21
17
16
17
15
18
14
15
20
16
17
19
18
18
21
18
19
21
19
16
Подвижность
позвоночника
(см.)
Наклон
вперед
4,2
4,3
4,4
4,6
4,5
4,5
4,2
4,4
4,710 Макаёва Полина
11 Макаренко Варвара
12 Макарова Кристина
13 Никонов Егор
14 Оськина Полина
15 Попкова Полина
16 Столбикова Дарья
17 Сушкин Александр
18 Цветков Максим
19 Шибряева Алиса
20 Яковлев Артем
52
15
17
17
16
17
18
17
20
18
17
19
20
20
21
20
21
19
22
24
20
19
24
18
21
18
20
19
18
20
19
20
19
19
4,5
4,6
4,5
4,4
4,4
4,6
4,5
4,5
4,4
4,6
4,6
Приложение 3. Программа упражнений с использованием фитболов
Часть
урока
Ь
Т
С
А
Ч
Я
А
Н
Ь
Л
Е
Т
И
В
О
Т
О
Г
Д
О
П
Содержание
Дозировка
Методические
1. И.П сед на мяче,руки на пояс
1наклон головы вперёд
2наклон головы вправо
3наклон головы назад
4наклон головы влево
2. И.П то же
14 круговое вращение головой вправо
58 круговое вращение головой влево
3. И.Псед на мяче
14пружинистые движения на мяче
8р.
указания
Спина прямая,плечи
опущены
8р.
Спина прямая, плечи
опущены
16р.
Выполняется в среднем
темпе,с небольшой53
8р.
8р.
8р.
8р.
8р.
8р.
4. И.П то же
1руки вперёд
2руки вверх
3руки в стороны
4руки вниз
5. И.П сед на мяче,руки вперёд
1руки к плечам
2И.П
6. И.П сед на мяче
18прыжки вокруг собственной оси вправо и
влево
7. И.П сед на мяче,руки на пояс
14круговые движения туловищем вправо
58 круговые движения туловищем влево
8. И.П то же
12наклон вперёд
34И.П
9.И.Псед на мяче,руки на пояс
1правая нога вперёд на пятку
2правая нога в сторону на пятку
3правая нога вперёд на пятку
4И.П
58 тоже левой
амплитудой;спина
прямая
Руки прямые,плечи не
поднимать,спина
прямая
Спина прямая,смотреть
вперёд
Спина прямая,средний
темп
Спина прямая
Мяч немного
откатывается назад,
ноги прямые
Нога прямая,средний
темп,спина прямая
О
1. И.Пстойка на коленях,руки на мяче
8р.
Спина прогнута,рукиЬ
Т
С
А
Ч
Я
А
Н
В
О
Н
С
12перекат по мячу вперёд
прямые
54
36задержать положение
78И.П
2. И.Псед,мяч на ногах,руки на мяче
14перекат мяча по туловищу в положение
лёжа,мяч на груди
58И.П
3. И.Псед,ноги врозь,мяч зажат между
стопами
14перекат на спину,ноги вверх
58И.П
4. И.Плежа на спине,согнутыми ногами
обхватить мяч
1ноги вперёд
2И.П
34 то же
5. И.П лежа на спине,согнутые ноги на
мяче,руки за голову
13оторвать плечи от пола
4И.П
6. И.Плежа на спине,ноги вместе,руки
вверх,мяч в руках
12наклон вперёд,мяч к ногам
34И.П
7. И.Псед,руками обхватить мяч сзади
12наклон вперёд,приподнимая руками мяч
34И.П
8. И.Пупор лежа на спине с опорой на
предплечья,ноги на мяче
12ногами потянуться вперёд,прогнуться в
спине
34И.П
9.И.Пупор стоя на коленях,мяч под животом
8р.
8р.
8р.
Спина прямая,пятки не
отрывать от пола
Ноги прямые,без
потери мяча,спина
прямая
Спину не отрывать от
пола,без потери мяча
8р.
Поднять лопатки,локти
в стороны
8р.
Ноги прямые,руки
8р.
8р.
прямые,в медленном
темпе
Спина прямая,плечами
тянуться к полу
Ноги
вместе,выполняется в
медленном темпе
8р.
Нога прямая,при махе55
1мах правой ногой назад
2И.П
3мах левой ногой назад
4И.П
10. И.Пстоя на коленях,руки на мяче
14мелкими движениями пальцев кистей
перекатывание мяча вправо
58то же влево
11. И.Пупор на коленях,руки на мяче
1перекат мяча вперед
24пружинистые движения спиной
56задержать положение
78И.П
12. И.Псед на мяче,руки на пояс
16наклон вперёд,руками потянуться вперёд
78И.П
13. И.Псед на мяче
1правое колено к груди
2И.П
3левое колено к груди
4И.П
14. И.Псед на мяче,обхватив мяч ногами
16балансировка на мяче
78И.П
прогнуться в
спине,центр тяжести на
мяче
8р.
Без остановки
8р.
Прогнуться в
спине,руки
прямые,смотреть
вперёд
Ноги и спина
прямые,смотреть
вперёд
Держаться руками за
мяч,средний
темп,спина прямая
Одновременное
балансирование на
мяче,держась за руки
8р.
8р.
8р.56
Ь
Т
С
А
Ч
Я
А
Н
Ь
Л
Е
Т
И
Ч
Ю
Л
К
А
З
1. И.Псед на мяче
12медленный вдох через нос
34пауза
58плавный выдох через нос
2. И.Пстойка на коленях,руки на мяче
12лечь на мяч
36полностью расслабиться
78И.П
3. И.П лежа на спине,расслабиться
4р.
Закрыть глаза
4р.
Закрыть глаза
1 мин
Закрыть глаза57
Приложение 4.
Методические рекомендации для проведения занятий фитболгимнастикой
На занятиях с детьми дошкольного возраста педагогу необходимо:
1.Соблюдать структуру каждого занятия, методически правильно организуя
подготовительную, основную и заключительные части;
2.Ставить и решать конкретные цели и задачи, имеющие общее и
специфическое воздействие на организм детей;
3.Рационально регулировать нагрузку;
4.Правильно и своевременно использовать страховку и помощь для
профилактики травматизма, что достигается соблюдением принципов обучения и
воспитания.Профилактика травматизма заключается также в тщательной
дозировке физических упражнений, дисциплине занимающихся, обеспечении
санитарногигиенических условий. Также необходима предварительная проверка
инвентаря, безопасное размещение детей при выполнений упражнений (на одного
занимающегося фитболгимнастикой нужна площадь не менее 5 м2).58
5.Обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать
оптимальные условия для развития его организма;
6.Разнообразить содержание и методику проведения занятий;
Фитболгимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики,
имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет
решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи.
Для решения этих задач педагог, проводящий занятия фитболгимнастикой,
должен выполнять следующие рекомендации:
Подбирать фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы обеспечить при
посадке угол в 90% между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и
стопой. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на
ширине плеч;
Перед занятием убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы,
которые могут повредить фитбол;
Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая
движениям, и нескользящая обувь;
Начинать занятия с простых И.П. и упражнений, постепенно переходя к
более сложным, решая задачи создания мышечного корсета и улучшения качества
управления движениями;
Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не
вызывало дискомфорта;
Исключить во время занятий быстрые и резкие движения, скручивания в
шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивное напряжение мышц шеи и
спины;
При выполнении упражнений в положении лежа на животе и лежа на спине
голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускается59
наклон и запрокидывание головы впередназад, поскольку это приводит к усилению
шейного лордоза;
При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением
упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением;
Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту
занимающихся;
На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального
фона, радостного настроения,использование музыкального сопровождения;
Каждое упражнение повторять сначала 34 раза, постепенно увеличивая до
67 раз. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на
различные группы мышц из различных исходных положений;
С детьми дошкольного возраста использовать упражнения для
самопознания, уточнения представлений детей о строении своего тела(например:
проводить игру «Коснись названной части тела»);
Рекомендуется проводить занятия 23 раза в неделю. Продолжительность
занятий для детей 56 лет от 20 до 25 минут;60
Исполнитель выпускной квалификационной
работы __________(Сиротченко К.И)
Научный руководитель
с.п. ТиМ Гимнастики __________(Дубовицкая И.А)61
Заведующий кафедрой
ТиМ Гимнастики
доцент, к.п.н. __________(Новикова Л.А)
Дата защиты «___»___________20__ г.
Оценка за защиту ______________________
Председатель государственной
аттестационной комиссии ___________(___________)