КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ ВСТРЕЧАЮТ ПО ФОРМЕ, А ПРОВОЖАЮТ ПО СОДЕРЖАНИЮ
Оценка 4.7

КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ ВСТРЕЧАЮТ ПО ФОРМЕ, А ПРОВОЖАЮТ ПО СОДЕРЖАНИЮ

Оценка 4.7
Лекции
docx
преподавание
10 кл—11 кл +1
04.05.2021
КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ ВСТРЕЧАЮТ ПО ФОРМЕ, А ПРОВОЖАЮТ ПО СОДЕРЖАНИЮ
Информация, как правило, называет, сообщает факт, корреспонденция же его анализирует, объясняет, истолковывает и на основе анализа делает вывод или самой логикой анализа подводит читателя к тому, чтобы он самостоятельно сделал такой вывод. Информация отвечает на вопрос, что произошло, репортаж - как произошло, а корреспонденция - почему произошло так, а не иначе.
10 КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ ВСТРЕЧАЮТ ПО ФОРМЕ.docx

КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ ВСТРЕЧАЮТ ПО ФОРМЕ,

А ПРОВОЖАЮТ ПО СОДЕРЖАНИЮ

Материал для учителя

 

Информация, как правило, называет, сообщает факт, корреспонденция же его анализирует, объясняет, истолковывает и на основе анализа делает вывод или самой логикой анализа подводит читателя к тому, чтобы он самостоятельно сделал такой вывод. Информация отвечает на вопрос, что произошло, репортаж - как произошло, а корреспонденция - почему произошло так, а не иначе.

Факт занимает в корреспонденции центральное место, это объект анализа. Может, некоторые подумают:

«Возьму-ка я побольше фактов - вот и будет корреспонденция».

Голый перечень фактов ничего не даст. Вы можете самым подробным, самым тщательным образом описать все факты, свидетельствующие, скажем, о развале системы в работе цеха, и все-таки корреспонденции не получится. Газетчик не протоколист. Он,. если хотите, философ, который анализирует факты, сопоставляет их и на основе увиденного и изученного делает выводы. В корреспонденции должна биться мысль, она - душа корреспонденции...

Работа над отбором, сортировкой, осмысливанием фактов, пожалуй, главное при подготовке корреспонденции. Причем фактам надо придать такую форму, в такой последовательности их расположить, чтобы они сами «заговорили». Известный отечественный журналист Иван Афанасьевич Рябов говорил:

«По недостаткам надо бить кулаком, а не растопыренными пальцами...».

Это значит, что в корреспонденции не должно быть ни одного факта, отвлекающего в сторону от сути дела.

Некоторые юные корреспонденты считают, что корреспонденцию усиливают, делают острее такие слова, как «бюрократ», «головотяп» и тому подобное. Это неверное представление. Силу, остроту корреспонденции составляют факты, выводы и обобщения. И чем спокойнее, последовательнее, убедительнее изложены эти факты, тем сильнее их воздействие на читателя. А крикливый тон, хлесткие словечки в корреспонденции вызывают у читателя недоверие к автору.

Итак, если можно давать газетным жанрам определения, то корреспонденция – это литературная форма отображения явлений действительности, взятой в отдельных типичных фактах и проявлениях.

Если в корреспонденции освещён кусочек жизни, то она всегда будет выделяться и всегда будет интересной.

Корреспонденция - это не широкое полотно, а именно кусочек жизни, но не первый попавшийся случай, а типичное явление.

Как побороть ненастье в жатву - жгучий вопрос для многих сельских хозяйств. Значит, в основу сельский автор взял типичный факт, затронул явление, характерное для жизни села. Автор не стал писать о производительности труда комбайнеров, не говорил, как кормят механизаторов (а бывает, что юные корреспонденты именно так и пишут - обо всем сразу, боясь «упустить» что-нибудь). А селькор взял один вопрос и подробно на него ответил. В этом достоинство корреспонденции. Она актуальна и конкретна, в ней есть опыт и дельный вывод.

Конечно, определила успех животрепещущая, важная тема, хороший отбор весомых, убедительных фактов. Очень большую роль сыграли и композиция материала, его язык и, в частности, диалог, на котором, собственно, и построена корреспонденция. Смотрите, какие простые, «обычные» слова и выражения употребляет селькор: «коротали время», «ждем у моря погоды», «снова на боковую», «пойдет как по маслу». Вместо того чтобы назидательно объяснять, какая ответственная и важная пора - жатва, селькор просто сказал: «Однако до перебранки не дошло. Время было не такое, чтобы упражняться во взаимных упреках».

Он не побоялся написать о сомнениях, которые одолевали тракториста - напарника Степанова, и от этого корреспонденция только выиграла: читатель «чует правду» в самом недоверии сельских механизаторов, людей земли, которые привыкли сто раз отмерить, прежде чем один раз отрезать. Мы ощущаем, как основательно, придирчиво «прощупывают» они идею передового комбайнера, но от этого идея опять-таки выигрывает: если уж она выдержала такую проверку, значит дело стоящее!

Корреспонденции бывают нескольких типов. Конечно, деление это очень условно. Даже границы между жанрами крайне подвижны: в корреспонденции могут быть элементы и репортажа, и очерка, и даже фельетона. Тем более трудно провести четкую границу между типами внутри данного жанра, но поскольку такое деление все же существует, скажем о нем несколько слов.

Вышеприведенную корреспонденцию следует отнести, пожалуй, к типу аналитической корреспонденции. Такие корреспонденции отличаются глубоким анализом фактов, явлений; они часто передают производственный опыт, раскрывают процесс, приемы труда новатора или средства, при помощи которых коллектив добился успеха. Показывают, каким путем преодолевались трудности. Все это есть в приведенной выше корреспонденции. Описаны и растерянность, охватившая механизаторов, и сомнения, с которыми они встретили предложение Степанова, изложена и техническая суть самого предложения. Люди в другом хозяйстве прочтут и скажут: и у нас ведь так можно сделать! А это и есть самое ценное для селькора.

Аналитической корреспонденцией является и корреспонденция критическая, вскрывающая конкретные недостатки в работе отдельных предприятий, кооперативов. Назначение корреспонденции такого рода – не только показать ошибки, но и дать анализ, откуда эти ошибки проистекают и как с ними бороться.

Примером удачной критической корреспонденции - небольшой по размеру (всего 120 строк), но очень важной по значению, по общественному резонансу, может служить корреспонденция, опубликованная в центральной газете. Приведем ее начало:

 

Поздно вечером в корреспондентском пункте газеты раздался телефонный звонок. Говорили с завода «Металлист»:

- У нас на предприятии непорядок. Начальство очки втирает, обманывает государство: машины не изготовлены, а данные для отчета подают липовые.

Как же так? Ведь этот завод всегда был на хорошем счету. Тем не менее, раз сигнал поступил, надо его тщательно проверить.

 

Далее в корреспонденции показывается на фактах, примерах, как руководители завода продолжительное время обманывали государство, включали в цифры выполненных работ незавершенную продукцию, неготовые машины.

В газете же была опубликована корреспонденция журналиста «На низком давлении...». Это корреспонденция проблемная. Отталкиваясь от письма, автор всесторонне, со знанием особенностей современного химического производства, показывает, почему в азотнотуковой промышленности не внедряется в производство новый прогрессивный способ переработки газа, при котором сжатый газ прямо из газопроводов направляется на переработку.

Эту корреспонденцию потому можно назвать проблемной (а не просто критической), что автор не только разоблачил консерваторов, но высветил сами корни консерватизма. Да, руководители химического комбината и работники института азотной промышленности виноваты в том, что затянули внедрение новшества. Но есть причины более глубокие, более серьезные, чем равнодушие и недобросовестность отдельных работников. И автор сумел до них докопаться: это противоречие между новой техникой и реальными потребностями.

«Начнем внедрять, не сможем улучшить показатели, коллектив пострадает морально и материально, - в один голос говорят хозяйственники», - пишет автор. Получается парадокс: то, что выгодно государству в целом, оказывается невыгодным отдельным предприятиям и организациям. И журналист ставит вопрос: как сделать так, чтобы во внедрении нового были заинтересованы сами предприятия.

Проблемная корреспонденция отличается тем, что ставит новый вопрос, новую проблему, требующую разрешения. Слов нет, она труднее обычной корреспонденции, но зато и польза от нее неизмеримо больше. Так что не бойтесь трудной темы: не справитесь сами, журналисты помогут: большой разговор требует больших усилий.

И, наконец, корреспонденция описательная, или информационная, близкая по своему характеру к репортажу или расширенной информации.

Все жанры хороши, кроме скучного, говорят газетчики. Нельзя писать скучно о том, что тебя волнует. Незанимательный роман, незанимательную пьесу А. Толстой характеризовал как «кладбище идей, мыслей и образов». «Никогда, никакими силами вы не заставите читателя познавать мир через скуку», — писал А. Толстой.

Иногда вы изучаете явление, вы его схватили, но никак не можете его уложить в ту форму, которая соответствовала бы пониманию того явления, которое вы наблюдаете.

Это потому, что у вас нет языка, нет архитектурного построения. От этого тоже многое зависит. Вот почему изучение родного языка для корреспондента есть одна из первых задач. Если вы хотите знать математику, вы должны для этого изучать арифметику. Если хочешь писать корреспонденцию, надо лучше изучать родной язык.

Когда в корреспонденции нет диалога, живого разговорного языка, нет меткого, подслушанного в народе словечка, поговорки, она многое теряет, какой бы важной теме ни была посвящена.

Строго продуманная композиция материала, обрамленность его «изюминками» делает корреспонденцию интересной, выразительной и, если хотите, «аппетитной».

Форма подачи материала - отнюдь не последнее дело. По форме читатель корреспонденцию встречает, по содержанию - провожает. А не понравится форма - может не заметить и содержания, пройти мимо.

 

Подготовил Владимир Иванович Толстиков


 

Скачано с www.znanio.ru

КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ ВСТРЕЧАЮТ ПО ФОРМЕ,

КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ ВСТРЕЧАЮТ ПО ФОРМЕ,

Однако до перебранки не дошло

Однако до перебранки не дошло

И автор сумел до них докопаться: это противоречие между новой техникой и реальными потребностями

И автор сумел до них докопаться: это противоречие между новой техникой и реальными потребностями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2021