Материалы для проведения промежуточной аттестации
по МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Литература ХХ века
Теоретические вопросы
1. Общие тенденции и особенности развития детской литературы в 20-30 годы 20 века.
2. Поэзия начала 20 века. Стихи поэтов Серебряного века для детского чтения. Развитие темы природы, крестьянского быта, детства в поэзии А Блока, И. Бунина, С. Есенина, К.Бальмонта, Саши Черного.
3. Жанры игровой поэзии в творчестве поэтов ОБРЭИУ : эстетические взгляды группы, художественные приемы, воспитательно-образовательное значение. (На примере творчества 1-го поэта по выбору студента)
4. Детская игровая поэзия 2-й половины 20 в. Путаница, перевертыш, эксперименты со звуком и словом (Б. Заходер, И. Токмакова, Я.Аким, Г. Сапгир, Ю. Мориц и др.). (На примере творчества 1-го поэта по выбору студента)
5. Детская поэзия XX века. Творчество В.Маяковского для детей. Художественные особенности: гиперболы, метафоры, система образов, язык.
6.Стихи для детей А.Барто. Многообразие тематики творчества Барто. Традиции стихотворной публицистики в творчестве А.Л.Барто: прямой диалог с ребенком, сатирические мотивы, особенности поэтики.
7. Творчество К.И.Чуковского. Тематика и главные герои сказок «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр». Художественные приемы. Воспитательное значение сказок. Тринадцать заповедей детским поэтам.
8. Творчество С.Я.Маршака. Тематика поэзии. Стихотворные циклы. Сказка «Двенадцать месяцев»: сюжет, образы, проблемы воспитания.
9. Стихи для детей С.Михалкова. Жанры и темы произведений. Сатирические стихи. Особенности поэтического почерка С.Михалкова
10. Лирическая поэзия Е. Благининой, З. Александровой. и И.П.Токмаковой. Образы лирических героинь, женское и детское в лирических интонациях стихов. Темы и мотивы, связь с народной лирикой.
11. Образ ребенка в русской детской литературе второй половины ХХ в. Роль Максима Горького в формировании детской литературы советского периода Сказки для детей Максима Горького.
12. Творчество В.В.Голявкина: тематика и проблематика произведений, драматическое и комическое, взрослые и дети. Образы маленьких героев. Язык произведений. Педагогическое значение творчества В.В.Голявкина.
13. Художественно-познавательная детская литература 20 в. Мир природы в творчестве М.А.Пришвина.
14. В.Бианки - основатель научно-художественного направления в литературе для детей. Разнообразие мира сказок и рассказов В.В.Бианки
15. Природоведческая тема в творчестве К.Г.Паустовского . Сказки о взаимоотношениях человека и природы в произведениях
16. Е.Чарушин – художник и писатель: пластика внешнего поведения и зоопсихология в рисунках и рассказах Е.Чарушина; интонации повествователя, единство слова и изображения.
17. Литературная сказка в ХХ веке. Тематическое и стилевое многообразие литературных сказок в творчестве К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Волкова, А.П.Гайдар Г.Остера. С.Козлова др. (На примере творчества 1-го писателя по выбору студента)
18. Своеобразие юмористических произведений писателей 60-80-х гг. 20в. Н. Носова, Ю. Сотника, В. Драгунского, В. Голявкина и др.. Значение юмористических рассказов в развитии у детей чувства юмора (На примере творчества 1-го писателя по выбору студента)
19. Творчество Д.Н.Мамина-Сибиряка в кругу детского чтения. Уральские рассказы. Типы героев рассказов, примеры и истоки их мудрости и душевной стойкости.
20. Творчество Д.Н.Мамина-Сибиряка в кругу детского чтения. Аленушкины сказки. Особенности героев: маленькое существо в большом мире. Идейная направленность сказок.
21. Фольклорные традиции детских литературных сказок. Сказы П.П.Бажова.
Практические задания.
1. Выразительное чтение наизусть стихотворения игровой поэзии 2-й половины 20 в. (по выбору студента)
2. Анализ рассказа Е.И.Чарушина (по выбору студента)
3. Подготовка рассказа о творческой биографии Д.Н.Мамина-Сибиряка перед изучением сказки «Серая Шейка»
4. Выразительное чтение с листа отрывка из юмористических произведений писателей 60-80-х гг. 20в. (по выбору студента)
5. Анализ сказки М.Горького (по выбору студента)
6. Выразительное чтение наизусть лирического стихотворения поэтов 2-й половины 20 в. (по выбору студента)
7. Выразительное чтение наизусть произведений Агнии Барто (по выбору студента)
9. Выразительное чтение с листа отрывка из литературной прозаической сказки писателей 20 в. (по выбору студента)
10. Анализ лирического стихотворения поэтов начала 20 в. (по выбору студента)
11. Выразительное чтение с листа отрывка из природоведческой литературы писателей 20 в. (по выбору студента)
15.Выразительное чтение с листа стихотворения С.В.Михалкова (по выбору студента)
16. Выразительное чтение с листа рассказа К.Г.Паустовского (по выбору студента)
17. Выразительное чтение с листа рассказа В. Голявкина (по выбору студента)
18. Выразительное чтение рассказа Н.Н.Носова (по выбору студента)
19. Анализ рассказа В.Бианки (по выбору студента)
20. Подготовка рассказа о творческой биографии С.Есенина перед чтением стихотворения «Черемуха».
Критерии оценки ответа студента
При оценке устного ответа учитывается:
а). Полнота и правильность ответа;
б). Степень осознанности понимания изученного;
в). Уровень речевого оформления ответа.
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- обстоятельно и полно излагает материал, правильно определяет понятия;
- обнаруживает полное понимание материала, может обследовать свои суждения, привести примеры, составить примеры самостоятельно;
- строит ответ последовательно и безупречно с точки зрения норм литературного языка;
- показывает умение выразительно читать с листа и наизусть художественные произведения;
- показывает высокий уровень овладения профессиональными и общими компетенциями.
Отметка «4» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание материала, но:
- допускает единичные ошибки, исправляя их самостоятельно, после замечаний преподавателя;
- не всегда может достаточно убедительно обосновать свое суждение;
- допускает отдельные погрешности в речевом оформление ответа;
- показывает умение выразительно читать с листа и наизусть художественные произведения;
- показывает средний уровень овладения профессиональными и общими компетенциями.
Отметка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основныхтеоретических положений темы, но:
- излагает материал недостаточно полно, допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
- не может обосновать свои суждения и привести примеры;
- нарушает последовательность в изложении материала, при оформлении ответа допускает речевые и грамматические ошибки;
- показывает умение выразительно читать с листа и наизусть художественные произведения, но допускает ошибки;
- показывает средний уровень овладения профессиональными и общими компетенциями.
Отметка «2» ставится, если студент:
- обнаружил незнание большей части темы (раздела, вопроса);
- при формулировке определений искажает их смысл;
- излагает материал недостаточно и неуверенно;
- не умеет читать выразительно с листа и наизусть художественные произведения;
- показывает низкий уровень овладения профессиональными и общими компетенциями.
Составитель Р.Р.Нурбахтина
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.