Коснусь истории неброской
Оценка 4.6

Коснусь истории неброской

Оценка 4.6
docx
07.12.2021
Коснусь истории неброской
КОСНУСЬ ИСТОРИИ НЕБРОСКОЙ (Автосохраненный).docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО «КАМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сосновская средняя общеобразовательная школа»

Принята на заседании методического Совета от «____»____________2019 года

Протокол №_____

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»
_________________А.А.Ляхова

«______» ______________2019 года

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КОСНУСЬ ИСТОРИИ НЕБРОСКОЙ…» (музейно-краеведческий практикум)

 

 

Возраст обучающихся: 12-17 лет, педагоги, родители.

Автор-составитель:

Привалов Александр Николаевич,

Педагог.

 

 

 

 

 

Село Сосновское, 2019 г.

«КОСНУСЬ ИСТОРИИ НЕБРОСКОЙ…»

(ИЗ ИСТОРИИ СОСНОВСКОЙ ШКОЛЫ)

Музейно-краеведческий практикум для обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогов, гостей МКОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа

Пояснительная записка

         Дополнительная общеобразовательная программа – документ, в котором отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, определяется своеобразная стратегия образовательного процесса на весь период обучения.

         Дополнительное образование развивается на основе принципа программноориентированности, что позволяет определить образовательную программу как базовый элемент системы дополнительного образования детей.

        Дополнительное образование детей – это открытое, вариативное образование, как социокультурная практика – творческая созидательная деятельность в социуме.

         Векторами развития дополнительного образования являются: индивидуализация, интеграция, обновление содержания образования.

         Таким образом, сегодня программа дополнительного образования – это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонофикации финансирования, обеспечивающий поддержку мотивации, выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования.

         Данная программа может классифицироваться по степени авторства, как авторская, по уровню освоения – общекультурная с профессионально-ориентированным уровнем, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности как комплексная. Направлением деятельности дополнительной образовательной программы следует считать социально – педагогическое.

По словам первого советского наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского, «Музей – это грандиозная памятная книга человечества», поэтому музеи вообще и школьный музей в частности, представляет собой идеальное место для переживания фактов школьной истории и формирования интереса к истории своей малой Родины.

Просвещение – распространение знаний, образования среди широких масс населения. Музей – удобное место для просветительской деятельности обучающихся, родителей, педагогов. Именно сюда охотно заходят многочисленные гости, выпускники школы разных лет. На базе музея могут проходить лектории и экскурсии.

Музейно-краеведческий практикум «Коснусь истории неброской…» (из истории Сосновской школы)» - это не систематическое изложение сведений об истории отечественной педагогики, а, скорее всего, возможность поговорить о сельском Учителе, о Человеке, как феномене культуры, об Учителе, как создателе педагогической культуры.

При составлении Программы практикума опора была сделана на основные нормативно-правовые, концептуальные и программные документы, анализирующие цели и задачи гражданско-патриотического воспитания в России, Свердловской области и на нашей малой Родине:

·        Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года);

·        Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации (принят Государственной думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, утверждён  Президентом РФ 30 декабря 2012 года);

·        Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» (принят Областной думой ЗССО 30 июня 1998 года, одобрен Палатой представителей ЗССО 09 июля 1998 года, утверждён 16 июля 1998 года, №26-ОЗ);

·        Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего,  среднего общего образования, утверждённые приказами Министерства образования и науки РФ ( № 373 от 06.10.2008 г., № 1897 от 17.12.2010 г., № 413 от 17.05.2012 г.);

·        Программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года (проект);

·        Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2012 года;

·        Комплексная программа дополнительного образования «Каменный пояс – 2020»: гражданско-патриотическое воспитание средствами краеведения, утвержденная Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.

Используя материалы музея, подлинные документальные свидетельства из истории образования на селе, есть возможность приобщить участников практикума к культуре в широком смысле слова, так и к материальной и духовной культуре людей, проживающих на территории села Сосновского и близлежащих деревень, через образование многих поколений сельских жителей.

Как нам удалось установить, земская школа в нашем селе была открыта 19 января 1873 года. Она входила в сеть земских школ Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Подтверждением этого является информация, представленная в книге А.М.Сафроновой «Сельская школа на Урале в XVIIIXIX вв. и распространение грамотности среди крестьян». В 2023 году мы будем отмечать 150-летие образования на селе.

За последние годы мы наблюдаем переосмысление отношения людей к своему прошлому. Люди всё чаще прибегают к переоценке своих исторических корней, в том числе и своего образовательного опыта. Люди осознают, что живут на Урале, который по праву считается «опорным краем державы», где наряду с формированием у людей осознания себя, как «защитника своей Родины, её добытчика и кузнеца» есть ещё и особый самобытный уральский характер, о котором ярко и полно можно говорить, реализуя национально-региональный компонент школьного образования.

Главным содержанием музейно-краеведческого практикума является изучение становления образования на селе, персоналий лучших педагогов прошлого и настоящего, работавших и работающих в селе Сосновском. Особенность курса состоит в том, что участники практикума выступают в роли активных исследователей прошлого и настоящего, самостоятельно добывают историческую информацию, используют разнообразные источники и материалы. Поэтому в программе практикума удачно сочетаются занятия в стенах музея и на образовательных площадках в школе.

Цель практикума:

Приобщение участников практикума к педагогической культуре Урала, своей малой Родины на краеведческой основе и показ богатства духовного мира педагогов села Сосновского.

Задачи практикума:

·        Ознакомить обучающихся, их родителей, педагогов и гостей с основными страницами и аспектами истории Сосновской школы и на основе собранного фактического материала сформировать устойчивый интерес к прошлому села, родного края и добиться желания самостоятельно накапливать эти знания;

·        Дать представление о том, как отражается история в предметах материальной культуры, как сохраняется память о прошлом в вещественных, письменных, документальных и других источниках, развить навык самостоятельного изучения источников;

·        Включить участников практикума в мир музейной культуры, воспитывать желание посещать музеи и выставки.

Главным принципом реализации программы практикума является принцип, созвучный формулировке известного психолога  В. Франкла, «духовным ценностям нельзя научиться, их необходимо пережить». Поэтому практическими действиями при реализации положений программы практикума будут являться шаги по созданию условий для превращения общезначимых ценностей, существующих за рамками духовного мира слушателей, в их мировоззрение и практический опыт.

В статье «Музей, его смысл и назначение» известный учёный, библиотекарь знаменитого Румянцевского музея  Н.Ф.Фёдоров заострил внимание на воспитательные возможности музея. Он  говорил, что музей это « не собрание вещей, а собор лиц» и определил три основные задачи музея: «исследование, учительство, нравственная деятельность». Именно поэтому в содержание практикума включено изучение предметного мира прошлого (школы грамоты, земская школа и др.),  ценного с историко-культурной точки зрения. А также психологии человека прошлого (учителя, ученики), без которой не может быть понимания истории, ни формирования гуманистически ориентированной системы ценностей у слушателей практикума.

Выходя за рамки историко-культурного контекста отдельных музейных предметов, прошлое села и система образования в нём представляется наиболее полной картиной с его реалиями и особенностями духовной жизни. Например, в сознании слушателей вырисовывается портрет учителя прошлого с его особым авторитетом среди жителей села и богатым духовным миром.

Программа Музейно-краеведческого  практикума рассчитана на широкий спектр слушателей, но особенно она полезна обучающимся выпускных классов с целью их профессиональной ориентации на учительские профессии.

Курс практикума составляет 35 часов, из них: 11 часов – лекционные занятия, 24 часа – практические занятия.

Проведение занятий практикума запланировано как в традиционной форме (лекция, беседа, экскурсия), также и в нетрадиционной форме (встречи, конференции, «круглые столы» и т.д.).

Используемые методы: аналитико-синтетический, ретроспективный (погружение в прошлое), метод сравнительно-правового исследования, метод экстраполяции, сравнительно-исторический метод, метод социологического исследования и наблюдения и т.д. Набор данных методов позволит установить соответствие содержания практикума реалиям современной жизни.

По окончании работы практикума слушателям выдаётся сертификат. Для получения сертификата слушателям необходимо выполнить индивидуальную или групповую творческую работу:

·        Написание биографий педагогов, работавших в школе  (первые учителя школы, первые директора школы, учителя, отмеченные наградами, учителя-фронтовики и др.);

·        Подборка фрагментов материалов об учителе, взятых из дневников, мемуаров  педагогов, социальных сетей, из личных бесед с педагогами;

·        Учитель силён своими учениками (подборка материалов о талантливых детях);

·        Школьная жизнь в семейном архиве (фотодокументы, награды из портфолио обучающегося и т.д.);

·        Анкетирование (интервью, беседа) своих родных, знакомых, представителей старшего поколения на предмет воспоминаний о школьной жизни, сопоставление её со своим личным опытом;

·        Выяснение личностных предпосылок педагогического творчества, изучение генеалогического древа педагогических династий.

При  оценке работ особое внимание уделяется:

·        Способности слушателей подходить к явлениям культуры с исторической точки зрения;

·        Умению анализировать, синтезировать, сопоставлять, обобщать явления культуры;

·        Активности в самостоятельном поиске документальных свидетельств прошлого.

Программа практикума опирается на следующие принципы: регионализации, историзма, индивидуализации, самостоятельной исследовательской деятельности.

Учебно-тематический план.

№№

пп

Наименование темы

Общее количество часов

В том числе

теории

практики

1.

Становление и развитие народного образования на Урале

2

2

-

2.

История школы и образования в селе Сосновском

4

2

2

3.

Земская школа, учителя земской школы

2

-

2

4.

Школа и учителя в первые годы Советской власти

3

1

2

5.

Школа и учителя в 1930-1945 годы

5

2

3

6.

Школа и учителя в 1946-1973 годы

6

1

5

7.

Школа и учителя новой средней школы (1973 – настоящее время)

11

3

8

8.

Зачётное занятие

2

-

2

ИТОГО

35

11

24

 

Содержание курса

1.     Становление и развитие народного образования на Урале.

Реформы Петра Первого, их значение. Личность В.Н. Татищева, его вклад в развитие народного образования на Урале. Памятник русской педагогики – труд В.Н.Татищева «Учреждение, коим порядком учителя русских школ имеют поступать».

2.     История школы и образования в селе Сосновском.

«Школы грамоты» как частные учебные заведения в селе до XIX века. «Мастера грамоты», особенности их педагогической деятельности на селе.

3.     Земская школа, учителя земской школы.

Открытие земской школы в селе Сосновском. Финансирование и порядок работы земской школы. Проблемы земской школы. Учителя земской школы Александр Матвеевич Кочнев, Яков Ильич  Матафонов, Павел Никитич Дубровин, Мария Степановна Сухорукова.

Распространение идей марксизма на селе. Павел Григорьевич Воронин. Александра Александровна Носова, Елена Васильевна Попова.

4.     Школа и учителя в первые годы Советской власти.

Реформы системы образования в первые годы Советской власти и Гражданской войны. Изба-читальня – как очаг образования и пролетарской культуры. Егор Фёдорович Головырин – первый «избач» на селе. Ликвидация безграмотности (ЛИКБЕЗ). Работа кружков по ликвидации безграмотности.  Проводники ленинских идей  в области образования Фёкла Александровна и Тимофей Фёдорович Ершовы, первые большевики партийной ячейки, ученики Я.И.Матафонова.

5.     Школа и учителя в 1930 – 1945 годах.

Школа крестьянской молодёжи, с 1930 года (Колхозной), ШКМ с сельскохозяйственным профессиональным уклоном. Переход ко всеобщему начальному образованию. Участие школьников в массовой коллективизации. Павел Дмитриевич Соломеин – уроженец села Сосновского, журналист, агитатор, пропагандист. Школа сельской молодёжи (ШСМ) как основная структурная единица образования людей в годы Великой Отечественной войны.  Шерстобитова (Бекленищева) Александра Васильевна, директор школы, учителя: Неуймина (Воробьёва) Татьяна Васильевна, Мамина (Морозова) Зинаида Георгиевна, Дубровин Тимофей Александрович.

6.     Школа и учителя в 1946-1973 годах.

Приём учащихся в 5 и 6 классы в 1946 году. Переход ко всеобщему семилетнему образованию. Титаны педагогического образования на селе - Иван Александрович Бределев, Вера Ивановна Селезнёва, Григорий Прокопьевич Зырянов,  Тамара Ивановна Неуймина, Зоя Николаевна Симонова. Школы-филиалы (1-4 классы) в д.Походилова, совхозные школы (№1 –центральная усадьба совхоза, №2 – посёлок Октябрьский, № 3 – посёлок Ленинский). Учителя начальных школ Осокина Галина Мироновна, Захарова Александра Фёдоровна, Сычёва Римма Андреевна, Кузьмина Александра Фёдоровна, Зубова Марина Павловна. Учителя участники Великой Отечественной войны (Бределев И.А., Зырянов Г.П., Сухоруков А.И.). Обучение детей репрессированных родителей.

7.     Школа и учителя новой средней школы (1973 год – настоящее время).

Завершение восьмилетнего всеобуча и переход к всеобщему среднему образованию. Директора средней школы – Николай Афонасьевич Соломеин, Лилия Георгиевна Круглова, Валерий Георгиевич Васильев, Валентина Михайловна Руденко, Александр Николаевич Привалов, Елена Константиновна Елфимова, Алена Александровна Ляхова. Выпускники – медалисты. Научно – исследовательская деятельность обучающихся. Матвей Степанов – Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов. Учебно-производственные бригады. Профессиональная ориентация на сельскохозяйственные профессии. Движение «Всем классом на село!». Работа школьного музея.  Следопыты родного края. Основатель музея Ия Степановна Заостровных. Пионерская дружина имени Сергея Тюленина. «Комиссары ребячьих сердец!» Лилия Сергеевна Иванова, Нина Африкановна Ярославцева, Ольга Васильевна Дубровина, Александр Николаевич Привалов, Наталья Михайловна Кузьмина. Канарская Татьяна Александровна – кавалер медали «За трудовое отличие», учителя «Отличники народного просвещения» - Римма Андреевна Сычёва, Нина Ивановна Ершова. Школьная символика (герб, флаг гимн школы). Учителя, выпускники школы Надежда Васильевна Воробьёва, Надежда Викторовна Микушина, Ольга Михайловна Дектярь, Надежда Афанасьевна Привалова, Любовь Леонидовна Чудинова.

8.     Зачётное занятие.

Конкурс творческих работ.

В результате прохождения практикума слушатель:

·        Достигает элементарного уровня музейной культуры;

·        Начинает бережно относиться к документальным свидетельствам прошлого;

·        Получает представление о назначении музея, знакомится с экспозициями школьного музея;

·        Знает, как создаются семейные архивы;

·        Приобретает навык самостоятельной исследовательской деятельности;

·        Получает представление о течении времени и начинает ощущать себя в потоке времени (не только сын родителей, но и внук и правнук дедушек и бабушек, прадедов  и т.д.);

·        Учится отстаивать свою точку зрения;

·        Воспринимает историю своей семьи, школы как частичку истории человеческого рода;

·        Ощущает свою причастность к современной педагогической культуре и ответственность перед будущими поколениями.

Требования к уровню подготовки слушателей практикума

Знать:

·        Основные этапы развития народного образования на Урале и в селе;

·        Наиболее известных педагогов села, их роль в развитии педагогической культуры территории;

·        Методы исследования музейных предметов;

·        Способы создания семейных архивов;

·        Требования к оформлению докладов, презентаций, творческих работ.

Уметь:

·        Бережно относиться к документальным свидетельствам прошлого;

·        Характеризовать личность и деятельность отдельных педагогов на основе вещевых, письменных, документальных источников;

·        Вести поисковую и научно-исследовательскую работу;

·        Отстаивать свою точку зрения, ощущая причастность к современной педагогической культуре;

·        Составлять генеалогическое древо, воспринимая историю своей семьи как частичку истории человечества;

·        Проявлять интерес к посещениям музеев, оказывать помощь школьному музею;

·        Правильно оформлять доклады, презентации, творческие работы.

Учебно – методическое обеспечение:

1.     Фотографии экспозиций школьного музея, посвященных развитию образования на селе;

2.     Воспоминания, мемуары педагогов Сосновской школы;

3.     Фотографии личных архивов педагогов школы;

4.     Очерки, статьи из газет и журналов, посвященных школе и педагогам;

5.     Краеведческая библиотека;

6.     Примерный перечень тем докладов, творческих работ;

7.     Исследовательские работы по перечню

 

 

 

Рекомендуемая литература:

Ашурков В.Н. и другие. Историческое краеведение. Учебное пособие.- М.: «Просвещение», 1980.

Ветошкин В.В. Адаптивная школа. Сельский вариант. (Перелистывая страницы истории Конёвской школы). – Невьянск, 2014.

Воспитательная работа и воспитательный процесс: материалы из опыта работы образовательных учреждений Свердловской области. / ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования». – Екатеринбург:, «ИРО», 2012.

Информационные материалы к докладу «Наша новая школа: состояние, проблемы и направления развития общего образования Свердловской области» и рекомендации конференции 05 октября 2009 года. – Екатеринбург: 2009.

История Урала с древнейших времён до наших дней: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / коллектив авторов. Под общ. Ред. И.С.Огоновской, Н.Н.Попова. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003.

Каменный пояс – 2020: гражданско-патриотическое воспитание средствами краеведения: комплексная программа дополнительного образования на 2013-2020 гг./ И.С.Огоновская, О.В.Вопилова, Н.С.Касаткина и др. – Екатеринбург:, ГАОУ СО «Дворец молодёжи», 2013.

Корнилов Г.Е. Школьное историческое краеведение на Среднем Урале: опыт и перспективы. / Уральская провинция в системе регионального развития России: исторический и социокультурный опыт. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 300-летию г. Каменска-Уральского. – Екатеринбург:, Издательство «СВ-96», 2001.

Летопись уральских деревень. Человек пришёл на Урал. Мифы и легенды, были и былички, записанные юными летописцами в уральских сёлах и деревнях. – Екатеринбург, Сократ, 1998.

Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие. / под ред. Г.К.Левыкина, В. Хербста. – М.: Высшая школа, 1988.

Нестеров В.В. Образование в Свердловской области: проблемы и решения. – Екатеринбург: Издательский Дом «Сократ», 2000.

Нестеров В.В. По закону больших чисел. – Екатеринбург: Изд. Дом «Сократ», 2001.

Огоновская И.С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации и содержанию научно – исследовательской, проектной деятельности учащихся (социально-гуманитарное направление). – Екатеринбург: Сократ, 2008.

Огоновская И.С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: исторический опыт и реалии современности: методическое пособие для педагогов./ И.С.Огоновская. – Екатеринбург: ООО «ПЕРИОДИКА», 2018.

Огоновская И.С. Гражданско – патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы и формы. Методическое пособие для педагогов. – Екатеринбург. ООО «Школьный формат», 2016.

Огоновская И.С. Проекты гражданско – патриотической направленности в системе воспитательной работы образовательного учреждения. Проектная деятельность обучающихся. Методическое пособие для педагогов. – Екатеринбург:, ООО «Периодика», 2017.

Огоновская И.С. Кабинет истории Урала: организация и обеспечение образовательного процесса. – Екатеринбург: Сократ, 2007.

Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся в кадетских образовательных организациях, классах и клубах (в том числе казачьих): материалы  Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург:, ООО «Ситипресс», 2016.

Педагогические династии Свердловской области / Сост. Т.М.Наумова, Т.В.Шпота. Под общ. Ред. О.В.Грединой. – Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2010.

Попова И.И., Славин С.С. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. (проект) – М.: 2015.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Издание второе. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1972.

Стяжкинские чтения. Сборник материалов городских краеведческих научно-практических конференций 2014-2015 гг. / Сост. Белоусова Т.А., МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»: - Каменск-Уральский, 2016.

Человек построил дом. Стал человек в том доме жить. / сост. Шигина А.Н.: под общ.ред. Черняк Е.В. – Екатеринбург: Издательство «Сократ»: центр «Учебная книга», 2005.

Формирование ценностного отношения к историческому прошлому – основа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции под ред. проф.М.В.Попова.- Екатеринбург:, 2015.

Чернышова О.А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11 классы: учебно – методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2015.

Элькин Г.Ю, Огризко З.А. Школьные музеи. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1972.


 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО «КАМЕНСКИЙ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО «КАМЕНСКИЙ

КОСНУСЬ ИСТОРИИ НЕБРОСКОЙ…» (ИЗ

КОСНУСЬ ИСТОРИИ НЕБРОСКОЙ…» (ИЗ

По словам первого советского наркома просвещения

По словам первого советского наркома просвещения

Палатой представителей ЗССО 09 июля 1998 года, утверждён 16 июля 1998 года, №26-ОЗ); ·

Палатой представителей ЗССО 09 июля 1998 года, утверждён 16 июля 1998 года, №26-ОЗ); ·

За последние годы мы наблюдаем переосмысление отношения людей к своему прошлому

За последние годы мы наблюдаем переосмысление отношения людей к своему прошлому

Включить участников практикума в мир музейной культуры, воспитывать желание посещать музеи и выставки

Включить участников практикума в мир музейной культуры, воспитывать желание посещать музеи и выставки

Курс практикума составляет 35 часов, из них: 11 часов – лекционные занятия, 24 часа – практические занятия

Курс практикума составляет 35 часов, из них: 11 часов – лекционные занятия, 24 часа – практические занятия

Способности слушателей подходить к явлениям культуры с исторической точки зрения; ·

Способности слушателей подходить к явлениям культуры с исторической точки зрения; ·

Реформы Петра Первого, их значение

Реформы Петра Первого, их значение

Неуймина (Воробьёва) Татьяна Васильевна,

Неуймина (Воробьёва) Татьяна Васильевна,

Отличники народного просвещения» -

Отличники народного просвещения» -

Способы создания семейных архивов; ·

Способы создания семейных архивов; ·

Ветошкин В.В. Адаптивная школа

Ветошкин В.В. Адаптивная школа

Огоновская И.С. Азбука исследователя:

Огоновская И.С. Азбука исследователя:

Стяжкинские чтения. Сборник материалов городских краеведческих научно-практических конференций 2014-2015 гг

Стяжкинские чтения. Сборник материалов городских краеведческих научно-практических конференций 2014-2015 гг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021