Военные и революционные события начала ХХ века в судьбе простого уральского крестьянина.
Оценка 4.9

Военные и революционные события начала ХХ века в судьбе простого уральского крестьянина.

Оценка 4.9
docx
07.12.2021
Военные и революционные события начала ХХ века в судьбе простого уральского крестьянина.
Военные и революционные события начала ХХ века в судьбе простого уральского крестьянина.docx

 

 

ГОЛОВЫРИН ЕГОР ФЁДОРОВИЧ (1896-1961)

 

Военные и революционные события начала ХХ века в судьбе простого уральского крестьянина.

 

 

 

ПРИВАЛОВ Александр Николаевич

Учитель истории и общественных дисциплин

МКОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»

Село Сосновское

МО «Каменский городской округ»

Свердловская область

 

 

 

 

 

Введение

Пути познания учения В.И.Ленина сосновскими крестьянами

Судьба Головырина Егора Фёдоровича через призму событий 1917 года

В жерновах политической системы: уроки истории

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

    Ради сохранения исторической памяти, укрепления единого мнения о ключевых эпизодах отечественной истории, консолидации российского народа необходимо вести диалог в обществе для глубокого и вдумчивого осмысления событий 1917 года.

   Великая российская революция 1917 года (именно так называется Февральская и Октябрьская революция в Историко-культурном стандарте), несомненно является одним из важнейших событий ХХ  века. Существует множество взглядов и оценок русского кризиса начала прошлого столетия, но нельзя не признать, что попытка построения на земле нового, справедливого общества кардинально изменила пути исторического развития России, оказала огромное влияние на развитие общества и страны в целом.

  При подготовке к 100-летию начала Великой российской революции историки не обойдут своим вниманием ни предпосылок революции, хода событий, оценок и роли политических деятелей, её последствий и т.д. А кто расскажет о проблемах революции, прошедших через судьбы простых людей и членов их семей. Государство вольно или невольно вовлекало их в жернова своей политической мельницы.

   Долгие годы семья верой и правдой оберегала наши моральные устои. Сквозь тоталитаризм и бюрократию, заидеологизированность и репрессии, национальные депортации и почти феодальную кабалу пронесла она человечные отношения между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Быть может, те оставшиеся ещё у нас крохи человечности и доброты, готовности к благотворительности и самопожертвованию сохранились именно благодаря семье, отчему дому, от которого начинается дорога в жизнь у абсолютного большинства каждого из нас.

   Попытаюсь это сделать я на примере жизни Егора Фёдоровича Головырина, моего деда по материнской линии, который был участником мировых войн ХХ столетия и пожинал плоды Великой революции.

 

ПУТИ ПОЗНАНИЯ УЧЕНИЯ В.И.ЛЕНИНА СОСНОВСКИМИ КРЕСТЬЯНАМИ

    15 января 1873 года в селе Сосновском открылось земское училище. Добрым учителем, оставившим след в истории, с 1885 года был Александр Матвеевич Кочнев, сын истокского дьякона. В 1885 году открыли школу в деревне Походиловой, что в 8 километрах от Сосновского, но через три года работы её закрыли. Вновь начала она работать в 1892 году, как церковно-приходская. Учительствовать в школу приехала пермячка Александра Александровна Носова, высланная местными властями за революционную пропаганду. А из Каменского завода прибыла Елена Васильевна Попова, дочь местного священника, а в последствии, вышедшая замуж за шадринского комиссара Александра Александровича Иванова, находившегося в селе Кисловском, стала революционеркой. По совету Носковой А.А. сосновский учитель Яков Ильич Матафонов стал читать сосновским крестьянам книги М.Горького, Л.Толстого, а потом статьи В.И.Ленина. С большой долей вероятности можно предположить, что первые революционные идеи маленький Егор получил от своего учителя.

    В 1912 году был арестован Я.И.Матафонов и сослан в Тюмень. Но сосновцы долго помнили о нем.

    Большой вклад в истории России оставил Павел Григорьевич Воронин. Родился он в 1869 году в селе Сосновском. После перевода отца, учился в Троицкой гимназии. В 1888 году поступил в Казанский университет и почти сразу же вступил в марксистский кружок Н.Е.Федосеева, стал его ближайшим другом. В 1889 году Воронина арестовали и после суда сослали под надзор родителей в г.Троицк. В Троицке Воронин жил вплоть до революции 1905 года В 1905 году Воронин П.Г. уезжает в Петербург, активно участвует в революционной деятельности, встречается с В.И.Лениным. В 1906 году Воронина снова арестовали и по решению суда ссылают на этот раз по месту его рождения в село Сосновское. Здесь он уже на профессиональной основе возглавил кружок Я.И.Матафонова. Местные богатые братья Степановы доносят властям, что в Сосновском марксисты пропагандируют свои идеи. Пропаганду ведут политссыльный П.Г.Воронин, учитель Я.И.Матафонов и моряк-черноморец Иван Степанович Соломеин. Их арестовали и увезли в город Тюмень.

     В досье каменских жандармов имеются данные, что ленинские произведения широко распространялись местными большевиками. Хранились они и у сосновских учителей. Общая оценка учительства революционного периода по словам Паначина Ф.Г. заключалась в том, что учителя это «значительная масса, поддавшаяся влиянию мелкобуржуазной идеологии эсеров»[1,с.158 ], иными словами большевистскому делу они не могли принести хоть какой-нибудь пользы. В Сосновском ленинские слова  находили благоприятную почву и давали свои всходы.

СУДЬБА ГОЛОВЫРИНА ЕГОРА ФЁДОРОВИЧА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОБЫТИЙ 1917 ГОДА

    Родился Егор Фёдорович Головырин в 1896 году, в селе Сосновском, в бедняцкой семье. С детства батрачил у богатых совновцев. Отца лишился рано, мать неграмотная, но сумела понять, что для дальнейшей судьбы его сына, ему необходимо образование. Получил Егор начальное образование в местной школе. В 1914 году Егору Фёдоровичу исполнилось 18 лет, попал в действующую армию, стал участником первой мировой войны.

   Солдат Головырин Е.Ф., находившийся на фронтах первой мировой войны, сразу испытал на себе двустороннее разложение воинского уклада. Постепенно в его представлении враг перемещался: это уже не выглядывающие из окопа немец или австриец; это – собственное правительство и что страшнее всего, собственные отцы - командиры, умирающие, но не желающие мира и ему противящиеся. В сознании бойца укладывалось, что за «мир» бороться надо с ними, врагами «внутренними»; они опаснее тех, которых он считал врагами «внешними».

   - Долой войну! – соблазнительно шептали «пораженцы», сделавшие своё дело еще в японскую войну, в ухо солдату, истомлённому долгим и бессмысленным сидением в окопах.

    - Довольно слушать генералов, довольно служить империалистам, капиталистам и помещикам! Идите домой – брать землю, иначе расхватают её без вас!

   Это магическое слово «земля» и грозное предупреждение «расхватают без вас», могли смутить хоть кого из солдат почти крестьянской армии.

   «Земля» и «мир» - вот эти две затаённые мечты, прожигающие, подобно калёному железу, всё существо солдата-крестьянина.

   - На что мне земля, если меня убьют, - эгоистически рассуждал солдат Головырин. Не уберёгся он от шальной немецкой пули, получил Егор Фёдорович ранение ноги и ушел с фронта не дезертиром, а по ранению. Это стало лучшим прикрытием распространения идей революции, идей пораженчества в крестьянской среде.

1.   Паначин Ф.Г. Учительство и революционное движение в России. С.158

 

 После возвращения с фронта и получения известия о победе Великой октябрьской социалистической революции 1917 года, Егор Фёдорович работал избачом. Изба-читальня была оборудована в центре села, в поповском доме, она стала первой ласточкой пролетарской культуры на селе. Он старался привлечь как можно больше земляков к урокам нового уклада: устраивал громкие читки книг, газет и журналов, проводил беседы. Мой дед вспоминал, что работать было трудно, крестьяне многого не понимали в силу собственной безграмотности. У его самого было больше вопросов, чем ответов. Во многом он сам не понимал сути происходящего. Местные богачи тоже яростно сопротивлялись, два раза стреляли по нему из обреза, отказывались сдавать хлеб. Лозунг "Хлеб голодным!" стал одним из главных в русских революциях 1917 г. - и Февральской, и Октябрьской. В случае нежелания сдавать хлеб должны быть применены меры принудительные, в том числе вооруженная сила. И сила эта применялась, когда сдавать хлеб отказывались крестьяне. Возмущение крестьян вызывало уже не то, что приходилось есть хлеб с лебедой и пушной хлеб (с мякиной, из неотвеянного зерна), а то, что "не было белого хлеба на соску" - грудному ребенку. Говоря научным языком, из села изымался весь прибавочный и значительная часть необходимого продукта. Земли у сосновцев тяжёлые, распределение земель после революции 1917 года не носило антагонистического характера.

   В августе 1919 года в селе Сосновском создана первая ячейка большевиков, в которую вошли ученики Я.И.Матафонова – Тимофей Фёдорович и его жена Фёкла Александровна Ершовы (члены партии  с июня 1917 года). Секретарём ячейки избрали Егора Фёдоровича Головырина. Её деятельность районный комитет партии ставил в пример.

 

В ЖЕРНОВАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: УРОКИ ИСТОРИИКонец формы

 

   Кипучая деятельность Егора Фёдоровича была значительным подспорьем работникам райкома. За короткий промежуток времени коммунист Головырин организовывал работы во многих территориях Покровского (ныне Каменского) района.

1930 год – председатель сельского Совета в деревне Малая Грязнуха;

1932 год – председатель колхоза «Сталинец» в селе Сосновском;

1933 год – председатель сельского Совета в селе Покровском;

1934 год – председатель сельского Совета в селе Троицком;

В 1935-1936 годах председатель сельского Совета в селе Сосновском, председатель колхоза.

Известные репрессии 1937 года не обошли Головырина Е.Ф. «Доброжелатели» вспомнили и донесли вышестоящему руководству, что в 1932 году председатель колхоза втайне от районного начальства раздал крестьянам заработанный ими хлеб, предвидя массовый голод.

   Согласно исследованиям доктора исторических наук В.Кашина, в ряде регионов РСФСР и, в частности, на Урале массовый голод был создан искусственно и возник «не из-за сплошной коллективизации, а в результате принудительных сталинских хлебозаготовок». Фактически в условии угроз репрессиями и шантажа председатели колхозов и руководители сельских администраций были вынуждены передавать в рамках хлебозаготовки практически все объёмы производимого и имеющегося в запасах хлеба. Данные меры, лишившие регион запасов продовольствия и привели к массовому голоду.     В то же время, как отмечает историк В. В. Кондрашин в своей книге, посвящённой голоду 1932—1933 годов: «В контексте голодных лет в истории России своеобразие голода 1932—1933 годов заключается в том, что это был первый в ее истории „организованный голод“, когда субъективный, политический   фактор выступил решающим и доминировал над всеми другими[2, с.163 ].

     Крестьяне сопротивлялись стихийно, а свое естественное озлобление вымещали на проводниках партийной политики. Хлеб был съеден, а вот злоба за раскулачивание и высылку из родного села на председателя осталась.

    Егор Фёдорович Головырин был исключен из рядов ВКП(б), снят с должности и переведён рядовым колхозником. Работал плотником, в годы Великой Отечественной войны был мобилизован в трудовую армию в городе Каменске-Уральском.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Может быть, самая серьёзная проблема для нас сегодня – это пробиться к собственным истокам, идеалам и ценностям, собрать их воедино и творчески осмыслить и, как говорил А.И.Герцен, - «одействорить». Мне кажется, что факт смены культурно-исторической парадигмы важно в полной степени осознать. События конца ХХ века некоторые аналитики сравнивают с разгулом сепаратизма в феврале-октябре 1917 года и в период гражданской войны. Многие стали понимать большевиков, которые сумели собрать страну. Немало таких кандидатов в большевики и сегодня. Возникает вопрос: а зачем? Снова проходить сквозь гражданские войны и ГУЛАГ?

    У Егора Фёдоровича Головырина была большая семья, со своей женой Гликерьей Андриановной они вырастили 8 детей. Все они достойно прожили свою жизнь. Сейчас наступила эпоха внуков и правнуков.

_________________________________________________________________  

2. Кондрашин В. В. Голод 1932-1933 годов: трагедия российской деревни с. 163

   Завершая рассуждения о судьбе простого уральского крестьянина, познавшего все прелести последствий Великой революции, хочется верить, что любовь к России, вера в её будущее, желание глубоких, но мирных, ненасильственных перемен, благо народа – видимо то главное, на что посвятил свою жизнь Егор Головырин, простой уральский крестьянин.

 

Список литературы

Кондрашин В. В. Голод 1932-1933 годов: трагедия российской деревни / В. В. Кондрашин. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2008. - 519 с. - (История сталинизма).

Коровин А.Ф. Село Сосновское. Из истории района.// газета «Пламя», 21.12.1984 г.

Паначин Ф.Г. Учительство и революционное движение в России (ХIХ – начало ХХ в.): историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1986.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Военные и революционные события начала

Военные и революционные события начала

Введение Пути познания учения

Введение Пути познания учения

Попытаюсь это сделать я на примере жизни

Попытаюсь это сделать я на примере жизни

Паначина Ф.Г. заключалась в том, что учителя это «значительная масса, поддавшаяся влиянию мелкобуржуазной идеологии эсеров»[1,с

Паначина Ф.Г. заключалась в том, что учителя это «значительная масса, поддавшаяся влиянию мелкобуржуазной идеологии эсеров»[1,с

После возвращения с фронта и получения известия о победе

После возвращения с фронта и получения известия о победе

Согласно исследованиям доктора исторических наук

Согласно исследованиям доктора исторических наук

Завершая рассуждения о судьбе простого уральского крестьянина, познавшего все прелести последствий

Завершая рассуждения о судьбе простого уральского крестьянина, познавшего все прелести последствий

Военные и революционные события начала ХХ века в судьбе простого уральского крестьянина.

Военные и революционные события начала ХХ века в судьбе простого уральского крестьянина.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021