Проблемы формирования социальной памяти обучающихся в сельском социуме.
Оценка 4.7

Проблемы формирования социальной памяти обучающихся в сельском социуме.

Оценка 4.7
docx
08.12.2021
Проблемы формирования социальной памяти обучающихся в сельском социуме.
Проблемы формирования социальной памяти обучающихся в сельском социуме.docx

Проблемы формирования социальной памяти обучающихся в сельском социуме.

  Добрый день!

Я, Привалов А.Н., учитель истории и общественных дисциплин МКОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа», находящаяся в Свердловской области.

Мне очень приятно выступить здесь, ибо площадка для обсуждения насущных проблем образования и воспитания, самая подходящая.

   Социальная память это совокупность средств и институтов, осуществляющих отбор и преобразование актуальной социальной информации в ретроспективную информацию (информацию о прошлом) с целью накопления опыта и передачи его от поколения к поколению.

   Выступая в рамках Международной научно-практической конференции «70-летие Великой Победы: исторический опыт и проблемы современности» в апреле 2015 года, я обратил внимание присутствующих на тот факт, что сегодняшние школьники к трагическим событиям прошлого, да и сегодняшнего дня относятся совершенно равнодушно. Почему?

   Мне казалось, что история, её события воспринимаются обществом отчуждённо, как что то, не имеющего отношения к конкретному человеку, конкретному ребёнку из-за забот родителей по добыванию «хлеба насущного».

   Но современная массовая российская бедность не ходит в лаптях и не живёт в курной избе под соломенной крышей и земляным полом, не ковыряет землю сохой; не сечёт в котёл крапиву и лебеду, чтобы дотянуть до нового урожая. Её тяготы освещены электричеством, декорированы телевидением, гаджеты дорогостоящие подключены к Интернету. Развитие социальных служб, волонтёрского движения на местах приводит некоторые семьи к пониманию, что вообще можно не работать!

   Так что же, всё так грустно и ничего нельзя исправить в воспитании у подростков социальной памяти? А выход есть! Вот один из способов, который  продуктивно и без экцессов может быть реализован с обучающимися 8-11 классов. Я назову сейчас слово, но его не надо отвергать, не надо бояться, с этим словом так или иначе сталкивается каждый из нас. Предметом  изучения истории, в том числе, является феномен увековечивания (коммерморация) в памяти общества, индивидов определённых событий  и личностей.

   Мы помним об усопших, но не всегда придаём такому значимому событию эмоционально окрашенный, целенаправленный характер. Приведу пример из школьной практики. Благодаря акцентированию внимания обучающихся на памяти о предках,  ученица 9 класса Шелест Екатерина узнала горькую судьбу своего прадеда Анастасьян Льва Фёдоровича. Он был репрессирован и выслан в числе других соотечественников с территории Крыма в 1944 году.

   Опора на память предков может стать оперативной мотивацией детей в написании научно-исследовательской работ.

   В 2016 году Каменский металлургический завод  отмечал своё 315-летие. К этому событию был приурочен конкурс научно-исследовательских работ. После ознакомления с Положением о конкурсе очереди желающих что-либо исследовать я, к сожалению, не увидел. Пришлось искать другую тактику. Как то на уроке я спросил ребят: «А кто знает, почему лес за школой называется «рудник»?». Вразумительного ответа я не получил и попросил об этом расспросить дома. На следующем уроке одна девочка мне рассказала, что её мама вспомнила, что прабабушка мамы обращалась к ней с просьбой: «Сходи ко, Светланка, на «рудник», принеси к обеду ягод!». А почему «рудник», этого мама девочки тоже не знала!  «А хочешь узнать?», - спросил я ученицу. Так появилась работа «Почему лес за школой называется «Рудник» или вклад сосновцев в развитие каменской металлургии?», за которую Самойлова Екатерина получила призовое место на геологической олимпиаде, проводимой ЦДО города Каменска-Уральского.

   Память о Великой Отечественной войне никогда не уйдёт из памяти нашего народа, по крайней мере,  из памяти моего поколения. Мы учились ещё в то время, когда живы были непосредственные участники тех героических событий. Если мы делали что-то не так, они могли нас весомо поправить! Нынешние поколения людей оценивают те события, как рядовые, в перечне других событий. А ведь это несправедливо? Надо искать такие струны душевного настроя, чтобы военные события прошли сквозь душу и сознание каждого ребёнка! Помощником учителя в этом вопросе должен стать музей, о роли которого в нравственном воспитании обучающихся не знает только ленивый.

   Ученики 5 класса пришли в наш музей, увидели солдатские треугольники писем, пришедшие с фронта в семьи сосновских жителей. Появился проект «Секреты солдатского треугольника», который достойно оценен в Свердловской области в рамках военно-патриотической акции «Ветеран». Эта работа была представлена на I Всероссийскую научно-практическую конференцию «Тропой открытий В.И.Вернадского», где Степанов Матвей получил звание Лауреата и приз зрительских симпатий.

   Успех окрыляет! В этом году мы с Матвеем приглашены на заключительное заседание Школьного научного форума (город Сочи, 9-13 октября 2018 года), где состоится очный этап V Международного Конкурса научно-исследовательских работ “Старт в науке». Мы будем представлять работу «Трансформация общинных традиций в современную жизнь сельского социума». Работа оценена Дипломом победителя III степени и напечатана в журнале «Старт в науке» № 5/2 2018 г.

Взаимозависимая жизнь людей на селе создает особые условия, в которых протекает школьная жизнь. Сельская школа, функционирующая в среде традиционной культуры, одновременно отражает и усиливает ее специфические стороны: личностный и открытый неформальный характер отношений между людьми, приверженность традициям. Благодаря школе культурный уровень села сохраняется. У сельского ребенка в основном школа и семья  определяют его социализацию. Если школа и семья не создают картину мира, то  ее уже ничего не создает. Это точки пересечения всех социокультурных связей. Во многих случаях сельская школа вообще задает перспективу существования села. Если в селе сильная школа с дружным, творческим, самоотверженным педагогическим коллективом, если она наполнена творческими идеями, традициями, то будущее у села есть.


 

Проблемы формирования социальной памяти обучающихся в сельском социуме

Проблемы формирования социальной памяти обучающихся в сельском социуме

Сходи ко, Светланка, на «рудник», принеси к обеду ягод!»

Сходи ко, Светланка, на «рудник», принеси к обеду ягод!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021