Технологическая карта урока музыки в 3 классе. Тема: "Сказка в музыке. Герои арабских сказок в музыке Н. А. Римского – Корсакова"
Оценка 5

Технологическая карта урока музыки в 3 классе. Тема: "Сказка в музыке. Герои арабских сказок в музыке Н. А. Римского – Корсакова"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
2 кл—3 кл
07.12.2021
Технологическая карта урока музыки в 3 классе. Тема: "Сказка в музыке. Герои арабских сказок в музыке Н. А. Римского – Корсакова"
12. Музыка. Шехерезада. 10.02.21.docx

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

специальности 44.02.02

группы ПНК-4А

Петрова Анастасия

 

 

 

 

Конспект урока по музыке

Тема: «Сказка в музыке. Герои арабских сказок в музыке Н. А. Римского – Корсакова»

 

 

 

 

 

 

Место проведения: МБОУ СШ №23, 3 «А» класс

Дата проведения: 10.02.2021

 

 

Методист: Беляева О.Л.__________(подпись)

Учитель: Нагорнова Н.А. ___________(подпись)

                                                                                                                                                                                

 

 

 

Дзержинск - 2021

Тема урока: «Сказка в музыке. Герои арабских сказок в музыке Н. А. Римского – Корсакова»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: освоение новых произведений и знаний о музыке для формирования эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Задачи:

Образовательные:

1. В доступной для детей форме преподнести сведения о композиторе Н. А. Римском-Корсакове, о его симфонической сюите «Шехеразада» и арабских сказках;

2. Закрепить полученные на прошлом уроке знания о композиторе П. И. Чайковском;

3. Закрепить знания об инструментах симфонического оркестра: виолончель, скрипка, флейта;

4. Познакомить с такими профессиями как художник по костюмам, костюмер, декоратор;

Развивающие: 

1. На основе эмоционально – нравственного восприятия музыки Римского – Корсакова «Шехеразада» подвести детей к пониманию красоты его произведений, необычности музыкального языка, находок в изображении сказочных героев;

2.  В создании проблемно-поисковой ситуации при слушании, развивать в детях умение фантазировать, рассказывать об услышанном в музыке и сравнивать музыкальные фрагменты;

Воспитательные:

1.      Рассказывая фрагменты арабских сказок, вызвать в детях интерес и любовь к этому литературному жанру и подчеркнуть главную идею любой сказки, что добро побеждает зло.

 

Планируемые результаты:

Предметные: 

- Имеют представления о композиторе Н. А. Римском – Корсакове, его симфонической сюите;

- Знают о композиторах П. И. Чайковском, А. К. Лядове, М. П. Мусоргском;

- Размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаются на искусство;

- Выражают своё отношение к музыкальным произведениям, его героям;

- Знают профессии художника по костюмам, костюмера и декоратора, и их обязанности;

Метапредметные: 

РУУД:

- Понимают и принимают учебную задачу;

- Оценивают выполненные работы и соотносят изображенный образ с музыкальным;

ПУУД:

- Умеют находить ответы на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт;

КУУД:

- Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

- Формулируют собственное мнение и позицию;

Личностные: 

- Выражают положительное отношение в процессе познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Оборудование: презентация, проигрыватель, компьютер, альбомные листы, краски, кисти, интерактивные задания

План урока:

1.Организационный момент (1 минута)
2.Актуализация опорных знаний  (10 минут)
3.Первичное закрепление материала (10 минут)
4.Обобщение и систематизация знаний (20 минут)
5. Домашнее задание (1 минута)
6. Подведение итогов. Рефлексия (3 минуты)

Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

 

 

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Орг. момент

Эмоционально настроить учащихся на урок

Беседа

- Здравствуйте, ребята. Я рада встретиться со всеми вами. Меня зовут Анастасия Валерьевна. Сегодня мы будем наслаждаться красотой музыки.

 Приветствуют учителя

 

Фронтальная

 

Музыкальное произведение

 

 

 

 

2. Актуализация опорных знаний

Обеспечить воспроизведение опорных знаний

Беседа, обучение и слушание музыки, метод побуждения и развития интереса к музыке, метод эмоциональной драматургии

- Ребята, но сначала скажите мне, чем вы занимались на прошлом уроке? Какое задание дома вы выполняли к сегодняшнему дню?

- Конечно, на уроке вы слушали сказку, слушали музыку различных жанров. Вспомните настроение музыки Чардаш. Какой народ создал этот прекрасный радостный танец?

- А какой танец вы пытались изобразить щелканьем пальцев? Чем вам запомнился испанский танец? Каким он был?

 

 

- Отлично, вспомнили урок. А дома вы рисовали костюмы, героев в костюмах, старались изобразить костюм, который бы подходил герою. Поделитесь с нами своим творчеством

- Ребята, у вас получились довольно необычные работы. Вы старались вложить в них нечто особенное. Присаживайтесь.

- Когда вы выполняли это задание, то смогли побыть в роли костюмеров.

- А кто такой костюмер? Чем он занимается?

- Ни один театр, ни один спектакль не может обойтись без костюмера.

- Костюмер — это работник театра, который отвечает за костюмы и за их подготовку к каждому спектаклю.

- А кто такой художник по костюмам?

- Это человек, отвечающий за создание костюма, сначала он выполняет эскиз в карандаше, а потом в цвете. Выполненный костюм должен передавать настроение и образ героя.

 

- Еще существуют декораторы, а чем занимаются они?

- Конечно, без декораций трудно представить спектакль, такие люди должны точно передать локацию, где происходит действие.

- Посмотрите какие шикарные бывают декорации.

- А нужны ли героям костюмы? Или без костюма можно воплотить роль?

 

 

- Костюм для героя – это не просто одежда. Это одна из частей образа персонажа, которая может показывать его внешние признаки. Костюм позволяет воздействовать на зрителя.

Костюм персонажа может передавать его душевное состояние. Посмотрите на экран, кого вы видите на нём?

- Как бы вы могли описать эту даму? Как своим костюмом она передает все те признаки, что вы назвали?

 

- Хороший костюм позволяет дать актеру «ключ» к раскрытию роли. Надеюсь, в своих работах вы отразили эту особенность костюма.

- рисовали костюмы к произведению «Лебединое озеро»

 

- настроение у этого танца легкое, радостное. Создали Чардаш венгры

- мы показывали испанский танец. Музыка этого танца энергичная, ритмичная, эмоциональная.

 

 

 

 

Показывают свои работы

 

 

 

 

 

Костюмер создает костюмы

 

 

 

 

 

- рисует костюмы

 

 

 

 

 

 

 

- делают декорации для сцены.

 

 

 

 

 

 

- героям нужны костюмы, костюмы создает внешний образ героя.

 

 

 

 

 

 

 

- женщина с Востока

- горделивая, притягательная, красивая,

- Костюм выглядит дорого, показывает статус женщины, позволяет ей чувствовать себя увереннее.

Фронтальная, индивидуальная

Речь учителя, слайд презентации (1 - 7), стихотворение, музыкальное произведение, музыкальные инструменты

 

Размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаются на искусство;

П: находят ответы на вопросы

 

Р: принимают учебную задачу, понимают план действий

К: формулируют собственное мнение и позицию.

 

3. Первичное закрепление материала

Проверить усвоение знаний учащихся

Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении.

- Сегодня я подготовила для вас еще одну необычную музыкальную сказку.

Это музыкальное произведение написал композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков.

- Кому знакомо это имя? Где уже встречались с ним?

Изначально фамилия его была просто Корсаков. А фамилия Римский досталась ему от прадеда, воевавшего в «петровские времена» как «римский воин». И хоть Николай Андреевич Римский-Корсаков был русским композитором, сказка не похожа на русскую народную.

- Попробуйте узнать атмосферу сказки. Внимательно послушайте фрагмент музыкального произведения. Готовьтесь к вопросам.

Звучит Тема Шехеразады и Шахриара. (1)

- Какие мотивы имеет прослушанная вами музыка?

- Как вы думаете, где будет происходить действие сказки?

 

 

- Ребята, сколько в музыке тем? Как звучала музыка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие инструменты звучали?

 

 

 

- Похожа эта музыка на русскую или здесь интонации музыки других народов? Почему?

 

 

 

 

 

- О чем же вам рассказала эта музыка? Какие образы вы увидели?

Я расскажу вам эту музыкальную «Шехеразада».

Жил-был когда-то злой и жестокий царь Шахриар. Он каждый день брал себе новую жену, а наутро убивал ее. Отцы и матери прятали от царя Шахриара своих дочерей и убегали с ними в другие земли…

Звучит Тема Шехеразады и Шахриара.

(1) (целиком снова)

- Ребята, мы с вами прослушали музыкальный фрагмент. Какая его часть подходит к этому образу?

Почему вы так решили?

Давайте еще раз послушаем. (Полностью (2) Шехерезада оркестр)

 

 

 

- Как исполнил оркестр тему Шахриара?

 

 

Скоро во всем городе осталась только одна девушка Шехеразада – дочь визиря, главного советника царя. Шехеразада была девушка умная и образованная. Она прочитала много книг, сказаний и повестей. И не было во всем мире человека, который знал бы больше сказок, чем Шехеразада.

- Какая часть музыкального фрагмента подходит к этому образу? Почему?

(если дети забыли-Видео 2 часть (2), до скрипки и арфы-37 сек)

 

 

На другой день визирь отвел Шехеразаду во дворец и простился с ней, обливаясь слезами. Он не надеялся больше увидеть ее живой. Шехеразаду привели к царю, и они поужинали вместе, а потом она начала рассказывать…

Звучит тема моря (Море и Синдбадов корабль) (3)

- О чем рассказывала Шехеразада? Что вы услышали в музыке? Где происходит действие?

 

 

 

- Какого цвета музыка? Какие краски?

 

 

 

 

 

- слышали произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают произведение.

 

 

 

- музыка имеет восточные мотивы.

- действие будет происходить на Востоке, в арабских странах.

В музыке 2 темы. Сначала музыка была грозная, темная, затем нежная и томная

Первая тема грозная, темная, низкая, темпераментная, угрожающая. Потом возникает просветление. Вторая тема светлая, живая, нежная, томная.

Первая тема – низкие духовые инструменты, а вторая арфа и скрипка

Тромбон, арфа, фагот, контрабас, виолончель, скрипка

Это восточная музыка. Змеевидная, обволакивающая. Она завораживает слушателя, отвлекает от мыслей

- Два разных образа людей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 1 часть

 

- Потому что звучала грозная, тяжелая музыка, было напряжение, звучали низкие инстурменты

- Очень хорошо передал оркестр тему, пробежали мурашки

 

 

 

 

 

 

 

 

-Подходит 2 часть. Музыка светлая, живая.

Потому что в этой части играют на скрипке и арфе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка взволнованная, бушующая, глубокая.

Напоминает образ моря

Изумрудная, темно-синяя, белая пена

Фронтальная

Речь учителя, слайд презентации (8-15), музыкальное произведение

Знают музыкальные инструменты (фортепиано, металлофон, треугольник);

 

используют музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении инструментальной импровизации

Воспринимают музыку различных жанров, размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаются на искусство;

Узнают музыку и называют имена выдающихся композиторов разных стран мира;

Используют музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении инструментальной импровизации.

 

 

4. Обобщение и систематизация знаний

Обобщить знания учащихся

Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении.

 - А сейчас, ребята, то, что вы услышали, давайте попробуем изобразить в цвете.

 

- Николай Андреевич Римский – Корсаков обладал очень редким цветным музыкальным слухом. Умел видеть звуки в красках. Может быть, поэтому его музыка такая красочная.

- Какие краски мы выберем для этого музыкального фрагмента?

 

 

- Как будем рисовать эту музыку? Покажите движения руками.

- Если с помощью линий, то какими они будут?

(Мы рисуем не предметы: корабли, рыбу, а музыку)

(включаем Море и Синдбадов корабль (3))

Рисование происходит на доске на листах, акварельными красками. Несколько учеников рисуют, а остальные внимательно следят и сравнивают с собственными вариантами. Музыка является обязательным участником этого процесса, она подсказывает направление линий и смену цветовой гаммы.

 

- О чем же начала рассказывать Шехеразада?

- А говорила она о Синдбаде – мореходе. Синдбаду наскучило сидеть на одном месте и захотелось ему плавать по морям. Накупил он товаров, выбрал крепкий корабль и отправился в Басру.

Первые дни все шло хорошо, но однажды под утро поднялась буря. Корабль Синдбада стало кидать по волнам, как щепку. Паруса на корабле порвались, волны залили палубу. Синдбад ухватился за обломок доски и удержался на поверхности моря. Целый день и целую ночь носился он по морю, а утром волны выбросили его на скалистый берег. И бедный Синдбад остался на острове один …Что же случилось с нашим героем дальше? А случилось вот что…

 

(Звучит рассказ Синдбада (4))

- Как вы думаете, что произошло? О чем рассказывает музыка Н. А. Римского-Корсакова? Что появилось в музыке? Почему музыка сияет и сверкает? Почему слышится тревога?

 

…Прошло несколько дней. И вот однажды Синдбад влез на дерево и увидел вдали большой белый купол, который ослепительно сверкал на солнце. Синдбад быстро спустился с дерева и пошел вперед. Подойдя на близкое расстояние, он увидел белый шар такой огромный, что взглянув вверх и увидел, что над ним летит огромная птица и крылья ее, словно тучи, заслоняют солнце. Это была птица Рухх, которая кормит своих птенцов слонами. Синдбад сразу понял, что белый шар – яйцо птицы Рухх. Птица покружилась в воздухе, опустилась на яйцо, покрыла его своими крыльями и заснула. Синдбада она не заметила. Он снял с головы тюрбан, размотал его и привязал себя к ноге птицы Рухх.

Рано утром перед рассветом птица Рухх проснулась, с шумом расправила крылья, громко и протяжно вскрикнула и взвилась в воздухе. Наконец птица Рухх стала опускаться и, сев на землю, сложила крылья, она вдруг схватила когтями с земли что-то длинное и толстое и взлетела. Синдбад посмотрел ей вслед и увидел, что Рухх уносит в когтях огромную змею, длиннее и толще самой большой пальмы. Тем временем над горами взошло солнце и осветило долину. Вся долина засверкала красными, синими, желтыми огнями. Это были драгоценные камни.

И вдруг повсюду послышалось громкое шипение, огромные змеи выползали из-под камней. Синдбаду стало жутко, он хотел бежать, но бежать было некуда. Вдруг перед ним упал большой кусок мяса и тогда Синдбад понял, как ему отсюда выбраться…

Пока Шехеразада рассказывала свою сказку, наступило утро… Останавливаясь на самом интересном месте, она рассказывала свои сказки в течение еще тысячи ночей. И когда она закончила последнюю сказку Шахрияр сказал ей…

 

(Звучат темы Шахриара и Шехеразады из финала сюиты) (5)

 

- Что же сказал царь Шахриар? Отличается ли та музыкальная тема, которую мы слушали в начале, от этой? Чем?

 

А сказал царь вот что:

« О, Шехеразада, я привык к тебе и не казню тебя. Не надо мне новых жен, ни одна девушка не сравнится с тобой…»

 

- Так рассказывает легенда о том, откуда взялись чудесные сказки «Тысячи и одной ночи». Но мы с вами так и не узнали, что же произошло с Синдбадом дальше, как он выбрался из этой долины, полной гигантских змей.

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

- Синие, голубые, белые, можно смешать, изумрудные цвета

- рисовать линиями

 

- плавно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка тревожная, взволнованная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- о его дальнейших действиях.

- взлеты и падения, могла произойти опасность, нашел драгоценности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шахриар сменился. Медленно, тихо, смиренно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

Речь учителя, слайд презентации (16-19), музыкальное произведение

воспринимают музыку различных жанров;

 

Воспринимают музыку различных жанров, размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаются на искусство;

Узнают музыку и называют имена выдающихся композиторов разных стран мира.

К:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулируют собственное мнение и позицию.

 

5. Домашнее задание

Информирование о д.з

Беседа, объяснение

- Дома найдите и дочитайте арабскую сказку о Синдбаде-мореходе. Вы также можете познакомиться и с другими чудесными сказками Шехеразады.

- Или вам нужно будет посмотреть фильм от Дисней «Алладин» и на следующем уроке поделиться с нами своим впечатлением.

(фрагмент видео Алладин)

Слушают учителя и записывают домашнее задание.

Фронтальная

Речь учителя

 

 

 

 

6. Подведение итогов. Рефлексия

Организовать анализ и оценку качества работы на уроке

Беседа, развитие навыков хорового пения

 - Наш урок подошел к концу, вспомним, с чем мы сегодня познакомились.

 

 

 

На экране игра «Кто хочет стать миллионером?»

1 вопрос – Цветным

2 вопрос – Арфа и скрипка

3 вопрос – Тромбон и труба

4 вопрос - Мореход

Мы познакомились с произведениями Римского-Корсакова, его сказками, передали красками на бумаге тему музыки, поговорили о ее особенностях

Фронтальная

Речь учителя, слайд презентации (20-23)

 

 

Р: оценивают свою деятельность на уроке.

 

 


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Тема урока: «Сказка в музыке

Тема урока: «Сказка в музыке

Оборудование: презентация, проигрыватель , компьютер, альбомные листы, краски, кисти, интерактивные задания

Оборудование: презентация, проигрыватель , компьютер, альбомные листы, краски, кисти, интерактивные задания

Ребята, но сначала скажите мне, чем вы занимались на прошлом уроке?

Ребята, но сначала скажите мне, чем вы занимались на прошлом уроке?

Посмотрите какие шикарные бывают декорации

Посмотрите какие шикарные бывают декорации

Римский-Корсаков был русским композитором, сказка не похожа на русскую народную

Римский-Корсаков был русским композитором, сказка не похожа на русскую народную

Похожа эта музыка на русскую или здесь интонации музыки других народов?

Похожа эта музыка на русскую или здесь интонации музыки других народов?

Шехеразада была девушка умная и образованная

Шехеразада была девушка умная и образованная

Обобщить знания учащихся Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении

Обобщить знания учащихся Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении

Синдбад ухватился за обломок доски и удержался на поверхности моря

Синдбад ухватился за обломок доски и удержался на поверхности моря

Рано утром перед рассветом птица

Рано утром перед рассветом птица

Чем? А сказал царь вот что: «

Чем? А сказал царь вот что: «

Мореход Мы познакомились с произведениями

Мореход Мы познакомились с произведениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021