Краевая научно-практическая конференция школьников
Оценка 4.6

Краевая научно-практическая конференция школьников

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
7 кл
19.02.2018
Краевая научно-практическая конференция школьников
Работа отражает достаточное владение автором необходимым понятийно-терминологическим аппаратом: отличается логичностью изложения и четкостью структуры, наличием обоснованных выводов. Серьезных недостатков не выявлено. Работа соответствует необходимым требованиям. При выполнении работы ученица проявила достаточную самостоятельность. В ходе исследования ученица обнаружила достаточную дисциплинированность и ответственное отношение к работе. В целом исследование выполнено на достаточно хорошем теоретическом уровне, правильно оформлено, удовлетворяет всем необходимым требованиям, предъявляемым к работам подобного рода и может быть представлено к защите на краевой конференции.
Публикация является частью публикации:
конференция.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 27 им. Ф.Т. Цветкова п. Ключевский, Могочинского района, Забайкальского края Краевая научно­практическая конференция школьников «Шаг в науку» группа «Юниор» Научное направление: Литературоведение Работа на тему:  «Учитель в  произведениях писателей XX века» (на примере произведений – В. Г. Распутина "Уроки французского",  Ф.А. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла).                                                                                                                    Выполнила: Кирпа Екатерина,  ученица 7 класса МОУ СОШ №27 п. Ключевский Научный руководитель: Нагаева Н. А.,  учитель русского языка и литературы 2 Могоча – 2018 Оглавление Краткая аннотация………………………………………………………………………….3 Аннотация…………………………………………………………………………………..4­5 Отзыв о работе……………………………………………………………………………….6 План исследований…………………………………………………………………………..7 Введение………………………………………………………………………………………8­10 Основная часть………………………………………………………………………………11­17 1.1.Проблемы нравственности в произведениях В.Г. Распутина «Уроки французского» и Ф.А.  Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»………………………………………………..11­13 1.2. Общие черты образа учителя в произведениях В.Г. Распутина «Уроки французского» и  Ф. А.  Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»…………………………………………………14­17 Заключение……………………………………………………………………………………..18­19 Список литературы…………………………………………………………………………….20 3 Краткая аннотация            На уроках литературы мы изучаем произведения разных писателей, они создавали свои творения в разные эпохи времени. Еще с начальной школы мне была интересна тема «Образ учителя в литературе», всегда хотелось сравнить своего учителя и учителя из произведения. Учитель – ныне одна из распространенных общественных профессий. Учительство и учителя известны с древнейших времен человечества, однако самой распространенной профессией оно стало лишь сравнительно недавно. В литературном процессе XIX­XX веков духовная составляющая русской культуры нашла проявление в «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовные искания самих писателей. В произведениях этого периода сформировался образ духовного наставника, человека с высокими моральными качествами.                      В исследовательской работе мы попробуем показать образ Учителя в произведениях русской литературы 20 веков на примере следующих произведений: «Уроки французского» В. Распутина, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера. 4 Аннотация              Отношение к учителю всегда было неоднозначным, менялось в поколениях, ибо любые действия   педагога   оцениваются   с   разных   точек   зрения:   учеников,   их   родителей,   коллег, руководства и т. д. В современном обществе роль учителя стала несколько принижена, сейчас люди чаще всего принимают учителей исключительно как людей, оказывающих образовательные услуги, совершенно несправедливо забыв, что учитель – это еще и кладезь моральных ценностей, нравственных устоев. Этим обуславливается актуальность нашей работы. Учитель – ныне одна из распространенных общественных профессий. Учительство и учителя известны с древнейших времен человечества, однако самой распространенной профессией оно стало лишь сравнительно недавно.           Школьный учитель оставляет такой глубокий след в душе ребенка, что многие писатели и поэты, став известными, обращаются к образу своего учителя.                    В исследовательской работе мы попробуем показать образ Учителя в произведениях русской литературы 20 веков на примере следующих произведений: «Уроки французского» В. Распутина, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера. Цель исследования – показать образ Учителя в произведениях русских писателей Задачи исследования: 1. 2. 3. Объект исследования – произведения русских писателей Изучить  литературные произведения по данной теме; Проанализировать и сравнить образы Учителей, представленные в произведениях; Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика; Предмет исследования – образ учителя  Методы исследования –  чтение учебной, научно­популярной и справочной литературы; поиск информации в глобальных компьютерных сетях; анализ; обобщение и систематизация.   Актуальность  продиктована   временем.   Современное   общество   должно   проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. 5                          Новизна  работы заключается в том, что мы попытались на примере литературных произведений   показать,   какие   трудности   преодолели   представители   профессии   «учитель»   в процессе работы над собой, прежде чем пришли к пониманию, что учитель – человек творческий, с   неординарным   мышлением,   способный   принимать   быстрые   решения,   не   пугающийся трудностей. Итак, образ учителя – безусловно один из самых положительных образов в литературе XX века.   Это   герои,   несущие   свет,   доброту,   милосердие,   заставляющие   переосмысливать   свои действия, люди, оказывающие поддержку.  В работе мы  доказали верность гипотезы, что настоящий учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей. 6 Отзыв О работе ученицы 7 класса школы №27 п. Ключевский Кирпа Екатерины  «Учитель   в     произведениях   писателей   XX   века»  (на   примере   произведений   –   В.   Г. по выполнению работы на научно практическую конференцию школьников «шаг в науку». Тема  Распутина "Уроки французского", Ф.А. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла). Объем работы 20 печатных страниц. Содержание работы соответствует заявленным теме, цели и задачам исследования.                    Работа   отражает   достаточное   владение   автором   необходимым   понятийно­   терминологическим   аппаратом:   отличается   логичностью   изложения   и   четкостью   структуры, наличием   обоснованных   выводов.   Серьезных   недостатков   не   выявлено.   Работа   соответствует необходимым   требованиям.   При   выполнении   работы   ученица   проявила   достаточную самостоятельность.   В   ходе   исследования   ученица   обнаружила   достаточную дисциплинированность и ответственное отношение к работе. В целом исследование выполнено на достаточно   хорошем   теоретическом   уровне,   правильно   оформлено,   удовлетворяет   всем необходимым   требованиям,   предъявляемым   к   работам   подобного   рода   и   может   быть представлено к защите на краевой конференции.                                                     Руководитель: Н.А. Нагаева, учитель русского языка и литературы 7 План исследований 1.Изучить  литературные произведения по данной теме; 2.Проанализировать и сравнить образы Учителей, представленные в произведениях; 3.Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика в текстах; 4.Сделать выводы по итогам работы. 8 Введение Нет на свете мудрее профессии И нужней — для внедренья добра. Жизнь уроки дает, и в процессе их Понимаем, — учитель был прав! Прав, когда говорил, что воздастся нам За дела, что творим на земле, Что любому поступку своя цена, — О добре речь идет иль о зле… О, учитель! Пророк и наставник нам — Вы остались посланцем Добра! Игорь Ярцев                На уроках литературы мы изучаем произведения разных писателей, они создавали свои творения в разные эпохи времени. Еще с начальной школы мне была интересна тема «Образ учителя в литературе», всегда хотелось сравнить своего учителя и учителя из произведения. Учитель – ныне одна из распространенных общественных профессий, преподаватель, педагог. Содержание профессии учителя – воспитание и обучение следующих поколений (учащихся). Учительство   и   учителя   известны   с   древнейших   времен   человечества,   однако   самой распространенной профессией оно стало лишь сравнительно недавно.           Всего лишь столетие назад большинство населения даже европейских стран вынуждено было решать задачи воспитания и обучения преимущественно средствами народной  (семейной)  педагогики, имевшей свои как положительные, так и отрицательные стороны. А отдельные лица для   воспитания,   обучения   и   пригляда   за   детьми   нанимались   только   немногочисленными обеспеченными слоями населения (царями, дворянством и духовенством)   или осуществлялись в 9 узкопрофессиональных целях и только по мере необходимости (воинская подготовка, обучение ремеслу).                   В разные времена и  в разных  странах обязанность воспитания  и  обучения  нередко возлагалась   на   разных   людей:   воспитателей,   кураторов,   учителей.   Ещё   К.Д.   Ушинский  напоминал   учителям   о   первоочерёдности   задачи   воспитания   по   сравнению   с   обучением.   Он указывал  на  то,  что  при   иной  постановке   мы  легко   можем  увлечься  обучением  знаниями  и навыками человека, который вследствие недостаточного или дурного воспитания обратит их во зло, при этом став даже более общественно опасным человеком, чем если бы он остался менее обученным и приводил в качестве примера Чичикова. Становление человека как личности начинается со школьной скамьи, и немаловажную роль в ходе такого процесса как нравственное и умственное развитие играет учитель. Трудной, но в то же время благородной профессии педагога посвящали свои произведения многие поэты и писатели русской и зарубежной литературы разных эпох, такие как А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Р.  Рождественский,  Г. Полонский,  Ю. Яковлев, А. Астафьев,  Ч. Айтматов и другие. Именно учитель   формирует   будущее   поколение,   помогает   ученику   приспособиться   к   изменениям, происходящим в обществе. Литературный же образ учителя является подтверждением этому. Несмотря на то, что в каждом произведении герой индивидуален ­ у каждого преподавателя своя судьба, свой характер, свои методы воспитания – всех их объединяет одно – бесконечная любовь к своему делу и к своим учителям. «Сеять разумное, доброе, вечное» ­ вот главная составляющая учителя.     «Учительство  – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую.   Воспитывает  Личностью   своей,   своими   знаниями   и   любовью,   своим   отношением   к миру», ­ писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв.           Школьный учитель оставляет такой глубокий след в душе ребенка, что многие писатели и поэты, став известными, обращаются к образу своего учителя.           В литературном процессе XIX­XX веков духовная составляющая русской культуры нашла проявление в «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовные искания самих писателей. В произведениях этого периода сформировался образ духовного наставника, человека с высокими моральными качествами.                     В исследовательской работе мы попробуем показать образ Учителя в произведениях русской литературы 20 веков на примере следующих произведений: «Уроки французского» В. Распутина, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера. 10 Цель исследования – показать образ Учителя в произведениях русских писателей Задачи исследования: 4. 5. 6. Объект исследования – произведения русских писателей Изучить  литературные произведения по данной теме; Проанализировать и сравнить образы Учителей, представленные в произведениях; Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика; Предмет исследования – образ учителя  Методы исследования –  чтение учебной, научно­популярной и справочной литературы; поиск информации в глобальных компьютерных сетях; анализ; обобщение и систематизация.   Актуальность  продиктована   временем.   Современное   общество   должно   проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека.                           Новизна  работы заключается в том, что мы попытались на примере литературных произведений   показать,   какие   трудности   преодолели   представители   профессии   «учитель»   в процессе работы над собой, прежде чем пришли к пониманию, что учитель – человек творческий, с   неординарным   мышлением,   способный   принимать   быстрые   решения,   не   пугающийся трудностей. 11 Основная часть 1.1. Проблемы   нравственности   в   произведениях   В.Г.   Распутина   «Уроки французского» и Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»     Отношение к учителю всегда было неоднозначным, менялось в поколениях, ибо любые действия   педагога   оцениваются   с   разных   точек   зрения:   учеников,   их   родителей,   коллег, руководства и т. д. В современном обществе роль учителя стала несколько принижена, сейчас люди чаще всего принимают учителей исключительно как людей, оказывающих образовательные услуги, совершенно несправедливо забыв, что учитель – это еще и кладезь моральных ценностей, нравственных устоев. Этим обуславливается актуальность нашей работы.                В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как происходит распад личности. В нашем обществе назрела потребность во взаимоотношениях между людьми, наконец, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина и Ф. Искандера. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату истинных   человеческих   качеств:   совести,   долга,   милосердия,   добра.   А   в   произведениях   В.Г. Распутина и Ф.А. Искандера мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. 12           Произведения этих писателей состоят из "живых мыслей", и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.          В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не сможем ни   мы,   ни   потомки.   Одно   из   таких   имен   ­   Валентин   Григорьевич   Распутин.   В   1974   году   в иркутской  газете  "Советская   молодёжь"  Валентин  Распутин  писал:   "Я  уверен,   что  писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что даёт   ему   затем   право   взяться   за   перо.   Образование,   книги,   жизненный   опыт   воспитывают   и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве". И его собственный пример лучше всего подтверждает верность этих слов, ведь В. Распутин, как никто другой, пронёс через всю свою жизнь в своём творчестве её нравственные ценности.             Родился  В. Распутин  15   марта   1937   года   в   Иркутской   области,   в   посёлке   Усть­Уда, расположенном на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска. И рос он в этих же местах, в деревне, с красивым напевным имением Аталанка. Поистине, как говорил В. Гюго, "начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его". А начала эти, применительно к Валентину Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири­тайги, Ангары ("Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда­то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел ­ и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины"); без родной деревни, частью которой он был и которая   впервые   заставила   задуматься   о   взаимоотношениях   между   людьми;   без   чистого, незамутнённого народного языка.                    Сознательное детство его, тот самый "дошкольный и школьный период", который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. "Для нашего поколения был очень труден хлеб детства", ­ отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: "Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе". Абхазский писатель, поэт. Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье иранца ­ владельца кирпичного завода. В 1938 отец Фазиля был выслан из СССР; будущего писателя взяли на воспитание родственники матери. Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в 13 Литературный институт им. А.М.Горького, окончив его в 1954. В 1954­1956 работал журналистом в Брянске (газета "Брянский комсомолец") и Курске (газета "Курская правда"). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990­х. Первый сборник стихов Искандера, "Горные тропы", вышел на русском языке в 1957 в Сухуми. Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах "Литературная Абхазия", "Юность", "Новый мир", "Неделя". Фазиль Искандер ­ лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993)   и   премии   "Триумф"   (1999).  Среди   произведений   Фазиля   Искандера   ­  стихи,   рассказы, повести, романы, сценарии.           Нравственное значение рассказа Распутина «Уроки Французского» — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеколюбия. В  маленьком рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг   Геракла»   автор   остаётся   верен   себе.   От   начала   и   до   самой   последней   строчки   его пронизывает юмор. Но, несмотря на веселый настрой, рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера   довольно­таки   поучительный.   Он   заставляет   читателя   задуматься   над   многими серьёзными и важными вопросами. Каждый должен решить для себя, что такое подвиг и как в одном человеке могут сочетаться мужество и трусость. Завершая рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»,   Искандер   наводит   читателя   на   мысль   о   том,   что   отвага   может   быть   разной. Оказывается, далеко не всегда в человеке совпадают мужество нравственное и физическое. Так, обладая силой телесной, он может оказаться трусом при решении жизненно важных проблем с нравственной точки зрения. Создавая автобиографические произведения, оба писателя делятся своим жизненным опытом,   представляющим   интерес   не   только   для   них   самих.   Они   показывают   важность   тех жизненных событий, которые задают нравственное направление личности. 14 1.2. Общие   черты   образа   учителя   в   произведениях   В.Г.   Распутина   «Уроки французского» и  Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»           В повестях и рассказах Валентина Распутина главное внимание уделяется исследованию человеческих   характеров,   психологии   героев,   их   нравственным   поискам.   Наибольшую известность   получил   рассказ   «Уроки   французского»,   в   которой   рассматриваются   важные проблемы школы.                     Валентин   Распутин   посвятил   рассказ   «Уроки   французского»   матери   драматурга Александра   Вампилова   Анастасии   Прокопьевне,   которая   напоминала   ему   его   учительницу. Распутин   рассказывал:   «Глядя   в   лицо   этой   удивительной   женщины,   не   старевшей,   доброй, 15 мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой».          Валентин Григорьевич Распутин тепло вспоминал школьные годы, учителей и, конечно же, ту   учительницу,   что   потом   стала   героиней   теперь   уже   хрестоматийного   рассказа   "Уроки французского". Это та самая Лидия Михайловна Молокова. В газете «Труд» напечатана статья о Лидии Михайловне: «Правда, она не сразу согласилась на интервью: мол, память в 78­то лет не та   стала,   боюсь   что­нибудь   перепутать...   Как   выяснилось,   память   у   моей   собеседницы прекрасная, а опасения ее объясняются просто: она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной   из   местных   телекомпаний,   его   авторы   прямо   заявили,   что,   мол,   не   будь   Лидии Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым писателем, а еще в детстве умер бы в своей   Сибири   голодной   смертью».   Лидия   Михайловна   вспоминала:   «   Все   было   не   так!   И макароны я ему не передавала, и в "чику" и "замеряшки " не играла. Он был лишь одним из многих   моих   учеников.   Так   случилось,   что  Валя  стал   знаменитым   писателем,   но   я  не  хочу отблесков его славы. У меня и своя жизнь интересная, по всему свету помоталась. Работала и в Камбодже,   и   в   Алжире,   и   во   Франции...   Только   преподавала   я   там   уже   не   французский,   а русский   язык   ­   для   тех,   кто   владел   французским.   Родилась   и   выросла   в   Москве,   но   папу направили работать в Забайкалье... Спустя годы три с половиной десятка лет в Саранске в университете преподавала…» Лидия Михайловна, учительница французского, преподавала не только учебный предмет, но и не прописанные в расписании уроки доброты. Она всячески старалась помогать мальчику. Распутин пишет: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты. В рассказе «Уроки французского», с разных точек зрения оценивается  поступок  Лидии Михайловны,   преподавателя   французского   языка.   В   этой   девушке   можно   найти   не   только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того,  она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, т.е. выполнила основную задачу.   Однако   некоторые   действия   учительницы   вызвали   протест   со   стороны   руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась  играть на деньги. Администрация расценила этот   поступок   как   недостойный   педагога.   Сама   Лидия   Михайловна   воспринимает   его   как 16 недоразумение, случайность: «Поеду к себе на Кубань, ­ сказала она, прощаясь, ­ А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, ­ она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел».            Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление   помочь   другому.   Соответственно   отношения   ученика   и   учителя   основаны   на взаимоуважении,   доверии,   нравственных   ценностях.   Такая   ситуация   в   литературе   отражает историческую действительность.   Итак,  обобщим  сказанное.  Образ  учителя  в  произведении  «Уроки  французского» ­  это образ   умного,   тонко   чувствующего,   высоконравственного,   душевного   и   добросердечного человека, который способен находить нестандартные, но поистине мудрые решения, чтобы помочь другим, человека, обладающего чувством юмора, умеющего в определенный момент отбросить излишнюю   строгость,   человека,   для   которого   судьба   другого   ставится   выше   собственных интересов.             Темой небольшого рассказа Фазиля Искандера является обычная история, которая могла произойти в любой школе и в любом классе. Начинается  эта история  с появления  в школе учителя   математики,   который   сильно   отличался   от   прежних   педагогов,   преподававших математику. Само имя как нельзя более подходило математику. Грек Харлампий Диогенович походил на Пифагора внешне и производил впечатление особенного человека, при появлении которого   в   классе   ученики   «замирают».   С   появлением   нового   учителя   математики   ученики узнали, что такое «веселье, организованное сверху самим же учителем». И это «веселье» не мешало ведению урока, наоборот, в классе устанавливалась «мертвая» тишина. Рассказчик, от лица которого ведется повествование, и его одноклассники вскоре прониклись уважением к этому   спокойному   человеку,   невольно   заставившему   учеников   серьезно   относиться   к   учебе. Ироничный   Харлампий   Диогенович   со   временем   дал   понять   изворотливому   подрастающему поколению, что уход от ответственности наказуем. И приучать себя к этому нужно с ранних лет, помня   о   том,   что   все   возможные   подвиги   на   благо   человечества   Геракл   уже   совершил. Харлампий Диогенович – Учитель с большой буквы. В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном  Ф. Искандером,  у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей.  В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе  юмор может быть очень действенным. Даже "трудные" подростки боятся выглядеть смешными, 17 ведь это может сказаться на авторитете. Недаром говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи». Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда ее результатом  может   стать   конфликт   ученика   и   учителя. В   анализируемом   рассказе   дети   каждую   шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой.  Харлампий Диогенович вызывает  даже уважение за то, что сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Главный герой оценивает форму воздействия   педагога   с   высоты   прожитых   лет,   накопленного   опыта,   и   эта   оценка   явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться   к   собственной   персоне   с   достаточным   чувством   юмора.   По­моему,   это   вполне здоровое   чувство,   и   любую   попытку   ставить   его   под   сомнение   я   отвергаю   решительно   и навсегда».     Герой   понимает,   что   ирония     учителя   призвана   была   воспитывать   учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя прежде всего оценивается им самим, поскольку   он должен   находить отклик в душах учеников, даже если внешне  способ педагогического  воздействия   не кажется приемлемым.            Харлампий Диогенович представляет учителя­человека, популярного среди подростков, но это   не   кратковременная   популярность   «своего»   человека.   Он   имеет   авторитет,   умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – он  воспитывает в   учениках   чувство   прекрасного,   способность   проявлять   индивидуальность,   умение   жить   и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.                 Подводя итог данной главы, следует отметить, что образ учителя динамичен: он развивается  в соответствии  с особенностями исторической действительности. На каждом этапе: доперестроечного,   перестроечного   и   постперестроечного   времени   образ   педагога   имеет   свои специфические  черты,  что  объясняется   отражением   изменений,  происходящих  в  реальности  с каждым человеком, в том числе и с учителем.   Но самое главное это учителя: они не кричат, не жалуются на героев, у каждого из этих учителей   есть   свои   методы   обучения,   например   в   рассказе   «Тринадцатый   подвиг   Геракла», главное «оружие» учителя это не крики, не вызов родителей в школу, а смех. Такие учителя учат не только математике, английскому, литературе, русскому языку, они воспитывают моральные качества в человеке. 18 Заключение В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам: 19 Безусловно учитель – профессионал своего дела. Он всегда заинтересован в том, чтобы его предмет вызывал интерес у учеников, чтобы дети получили глубокие знания по той или иной дисциплине. Так общение с Лидией Михайловной помогло герою подтянуть и главное полюбить французский язык; в классе Харлампия Диогеновича всегда царила идеальная дисциплина, если и раздавался смех, то смех организованный самим учителем, а с помощью своей методики учитель добился   почти   стопроцентного   выполнения   домашнего   задания,   а   следовательно   повысил качество знаний. Настоящий педагог – это в первую очередь человек с большой буквы. Он умеет понять чужую   беду,  поддержать   в   трудный   момент.   Это   человек,   для   которого  моральные   ценности превыше всего, а главное превыше собственных интересов. Лидия Михайловна вовремя верно оценила ситуацию, которая происходит в жизни мальчика, поступив очень мудро, ненавязчиво оказала поддержку, хотя поплатилась карьерой, а ведь в послевоенные годы было жить несладко. Харлампий Диогенович – прежде всего тонкий психолог, который умеет безболезненно затронуть струны человеческой души, и сыграть на этом ради пользы ученику. Преподаватель способен нестандартно мыслить, порой становясь на одну ступень со своим учеником,   отходить   от   излишней   строгости,   становясь   не   учителем,   но   наставником.   Лидия Михайловна пошла на нарушение профессиональной этики, решилась на игру на деньги, дабы в такой форме оказать материальную поддержку ученику, действия Харлампия Диогеновича сейчас некоторые  возможно также  сочтут  непрофессиональными,  однако он  никогда  не задел  чужой гордости, не нанес оскорбления, а лишь сумел призвать к собственной совести с помощью иронии. Учитель  XX  века   безусловно   пользуется   уважением   и   признанием   со   стороны   своих подопечных.   Ни   один   ученик   никогда   не   воспринимал   действия   своего   педагога   как неправильные,   и   по   прошествии   многих   лет   учитель   –   это   нечто   светлое,   что   остается   в воспоминаниях из детства. Итак, образ учителя – безусловно один из самых положительных образов в литературе XX века.   Это   герои,   несущие   свет,   доброту,   милосердие,   заставляющие   переосмысливать   свои действия, люди, оказывающие поддержку.                Мы   доказали   верность   гипотезы,   что   настоящий   учитель   всегда   должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей.  Одной   из   задач   литературы   является   передача   накопленного   опыта   следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема 20 взаимодействия педагога   и   среды до сих пор актуальна, и для ее решения нам нужно чаще обращаться к нашему литературному  наследию, к примерам настоящих Учителей, ведь от того, каким будет преподаватель и его общение с учениками, зависит  будущее нашего общества.   Считаем,   что   наша   работа   имеет   большую   практическую   значимость.   Материалы исследования могут   быть использованы     на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.                                                                            Разными были учителя                                    В человеческом общежитии,                                 Но на них держалась земля,              Наши открытия.                          Они не ожидали от нас                                                 Непременной известности,                                                               Но предпочитали известный запас                                   Порядочности и честности.                                                                                             Л.Куклин            Список литературы и интернет ­  ресурсов 1.В. Распутин Повести и рассказы. [Текст]// Новосибирск, 2012. – 164с. 21 2.Ф.Избранные произведения. [Текст]// М., «Детская литература», 2011. – 221 с..  3.Ф.Искандер. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995. – 221 с.. 4.Образ учителя в литературе http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php? subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=& 5. Значение образа Лидии Михайловны  http://www.xenoid.ru/soch/rasputin/uroki_francuzskogo_5.php  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 7.Афанасьева   Н.   Фазиль   Искандер.   Человек,   заглянувший   в   бездонную   пропасть   // https://ria.ru/analytics/20140306/998369423.html 8.Болотин Л.Е. Уроки Валентина Распутина // http://rodnayaladoga.ru/index.php/pamyastoslov/799­ uroki­valentina­rasputina 9.Дворцов   Е.   Исповедник   нравственности//  http://rodnayaladoga.ru/index.php/pamyastoslov/799­ uroki­valentina­rasputina 10.Крылов К. Размышления о творчестве Фазиля Искандера //  http   ://   iamruss  .  ru   /  razmyshleniya  ­  o  ­     tvorchestve   11.Курбатов   В.   Валентин   Курбатов   о   Валентине   Распутине:   люди   бежали   к   нему,   как   к  ­  m   ­  lipoveckiy  ­  f  ­  iskandera  .  html     собственному сердцу //  http:www.pravmir.ru/valenyin­kurbatov­o­valentine­rasputine­lyudi­bezhali­ k­nemu­kak­k­sobstvennomu­serdtsu/ 12.Липовецкий   М.   Критика   о   творчестве   Ф.   Искандера   //  http://litrusia.ru/11744­kritika­o­ tvorchestve­f­iskandera­m­lipoveckiy.html 22

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников

Краевая научно-практическая конференция школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018