Краеведческая разработка "Советский период в истории Красногорского района города Каменска-Уральского"

Краеведческая разработка "Советский период в истории Красногорского района города Каменска-Уральского"

docx
26.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

лучшая экскурсия по городу СОШ №34.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»

 

 

 

 

«Советский период в истории Красногорского района города Каменска-Уральского»

 

Номинация: Лучшая экскурсия по городу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Каменск-Уральский

2017 г

                

Паспорт маршрута

v Название маршрута: «Советский период в истории Красногорского района города Каменска-Уральского»

v «Нитка» маршрута:

1.     Уральский Алюминиевый Завод

2.      Дворец Культуры УАЗа

3.      Мемориал Уральским Алюминщикам (Мемориал воинам, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны «Скорбящая мать»)

4.      «Римский» фонтан

5.      Железнодорожный мост.

v Протяженность маршрута в километрах: 2км

v Время в пути: 1ч 30мин

v Сезонность: маршрут можно посещать в течение всего года.

v Как можно добраться до начала маршрута: автобусная остановка Заводоуправление УАЗа. Маршруты, с помощью которых можно добраться до данной автобусной остановки:

2     Кодинка –  Заводоуправление УАЗа,

4     Гор. Больница №7–  Поселок Силикатный,

5     Московская –  Поселок Чкалова,

9     Вокзал –  Заводоуправление УАЗа,

11   Московская –  Поселок Чкалова,

14   Московская –  Поселок Чкалова,

15   Заводоуправление УАЗа – Монастырка,

16   Кодинка – улица Слесарей,

17   Станция УАЗ – Исетская улица,

19   Гор. Больница №7– Заводоуправление УАЗа,

210 Брод– Заводоуправление УАЗа.

v Рекомендации:

Возраст экскурсантов: от 11лет.

Одежда, обувь, специальное снаряжение: не требуется.

 


 

Обзорная карта-схема маршрута

 

1)    Уральский Алюминиевый Завод (начало маршрута). 

2)    Дворец Культуры Уральского Алюминиевого Завода.

3)    Мемориал Уральским Алюминщикам («Скорбящая мать»)

4)    «Римский» фонтан.

5)    Железнодорожный мост (конец маршрута)

Группе, стоящей на пешеходном мосту, открывается вид на железнодорожный мост.

 


6)     

Содержание

Во время прохождения маршрута, экскурсовод показывает фотоматериал, подготовленный заранее.

1.     Экскурсия начинается с Уральского Алюминиевого Завода, находящегося по адресу Заводская улица, 2.

 

Главный вход УАЗа.

Группа подходит к главному входу.

Речь экскурсовода:

«Дорогие экскурсанты, перед вами находится Уральский Алюминиевый Завод, это одно из старейших предприятий алюминиевой промышленности СССР и России. Является главным предприятием в Красногорском районе города Каменска-Уральского. Деятельность завода началась 5 сентября 1939 года. Снабжение УАЗа энергией осуществлялось с расположенной рядом с заводом Красногорской Теплоэлектроцентралью, которая впоследствии приобрела статус самостоятельного предприятия. Первым директором УАЗа был Виктор Петрович Богданчиков.

 Красногорская ТЭЦ

В годы Великой Отечественной войны, с августа 1941 года, УАЗ являлся единственным заводом в стране по выпуску алюминия, так как западные территории страны, где были расположены Днепровский, Волховский и Тихвинский алюминиевые заводы, были оккупированы. Директором завода в годы войны был назначен директор Днепровского алюминиевого завода (ныне Запорожский алюминиевый завод) Ефим Павлович Славский.

 Ефим Павлович Славский

 

 

 

На заводе в годы войны, в связи с его исключительно важным значением для обороны страны почти постоянно находился нарком цветной металлургии СССР Пётр Фадеевич Ломако.

.       Пётр Фадеевич Ломако.

С 1941 по1943 гг. УАЗ в Каменске – Уральском был единственным в СССР, который противостоял всем алюминиевым заводам Европы, работавшим на фашистскую Германию. Завод работал круглосуточно, в 3 смены, выпускал алюминий для производства самолетов для Советской Армии.
 Уральский алюминиевый завод занимает особое место среди родственных предприятий отечественной алюминиевой промышленности. Он был третьим по счету с начала производства алюминия в нашей стране и самым мощным по тем временам. УАЗ первым в СССР освоил производство глинозема по «засекреченному» способу Байера и стал родоначальником алюминиевой промышленности на Урале. За снабжение авиационной и танковой промышленности алюминием и его сплавами 23 февраля 1945 года УАЗ был награждён Орденом Ленина».

 

«Прошу обратить внимание на памятник Героям Трудового Фронта – Самолет-Истребитель Як-7, который находится справа от нас. Он был установлен 2 сентября 2004 года, в честь 65-й годовщины выплавки первого алюминия на Уральском алюминиевом заводе».

Время затраченное на рассказ:15 минут.

Далее группа отправляется к Дворцу Культуры УАЗа.

Экскурсовод рассказывает немного из истории города.

 «В 1930-е годы Каменск становится крупным индустриальным центром Урала. Геологоразведочная партия, которая начала работать в Каменске в 1929 году, исследовала залежи железной руды, каменного угля, торфа, известняков, строительного песка, а также обнаружила залежи алюминиевой руды — бокситов.

3 декабря 1932 года Совет труда и обороны принял решение о строительстве Уральского алюминиевого завода в районе деревни Красная Горка. 5 сентября 1939 года Уральский алюминиевый завод был пущен.

Посёлок уже более не ассоциировался с единственным заводом и носит короткое название — Каменск, 20 апреля 1935 года он приобретает статус города. 6 июня 1940 года Каменск получает новое название - Каменск-Уральский.

16 июня 1942 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Каменск-Уральский и Каменский район были переданы из состава Челябинской области в Свердловскую область».

Время дороги пешим ходом: 15 минут

 

2.     Группа подходит к Дворцу Культуры УАЗа, находящегося по адресу Алюминиевая улица, 2.

Речь экскурсовода: «Вот мы и прибыли ко второму пункту нашего маршрута - Дворцу Культуры Уральского Алюминиевого Завода.

Строительство здания было начато в 1944 году; в качестве строительного материала для его возведения использовались шлакоблоки из золы Теплоэлектроцентрали, выполненные по без цементной технологии. Некоторые здания в стиле «советский классицизм» перегружены советской символикой и излишне помпезны. Но киноконцертный зал УАЗа можно отнести к лучшим образцам этого стиля: он господствует над окружающей застройкой, но не подавляет монументальностью; пропорции его гармоничны, декор фасадов скромен, но выразителен. Главный западный фасад имеет симметричную композицию. По бокам фасада располагается колоннада: по 2 колонны (пилястры) в ряду с каждой стороны. Квадратные в плане колонны поддерживают боковые ризалиты 4-го этажа. Капители колонн украшены стилизованными элементами композитного ордера. Широкий профилированный портал в центральной части фасада охватывает 3 этажа. Над центральной частью фасада возвышается овальный в плане объем-постамент, на котором расположена скульптурная группа рабочих-металлургов (ныне утрачена). Автор скульптурной группы – А. Анисимов, бригадой лепщиков руководил В. Буланкин. Скульптура была выполнена из гипса; к середине 1970-х гг. она начала разрушаться, и ее демонтировали. Композиция была динамичной, интересной, пропорциональной зданию. Без нее здание ДК УАЗа кажется незавершенным».

Группа начинает обход здания по скверу, а экскурсовод продолжает свою речь:

«В 1951 г. отделом капитального строительства УАЗа был выполнен «Проект сквера у киноконцертного зала УАЗа». Авторский коллектив: главный инженер ОКСа — Ежов, проектировал – Сурис.

По данному проекту сквер разместили с южной, восточной и северной сторон здания. В центре сквера – фонтан в виде декоративной чаши (впоследствии был заменен другим фонтаном); от него веером расходились дорожки со скульптурами и ажурными скамейками.

Во время войны и в первое мирное десятилетие в Советском Союзе, в том числе и в нашем городе, для нужд народного хозяйства широко применялся труд военнопленных. Вопреки большему мнению, этот специальный контингент состоял не только из немцев. На Урале находились военнослужащие из других стран-союзниц фашистской Германии – австрийцы, венгры, румыны, итальянцы, шведы, а в конце Второй мировой и японцы. Впоследствии жители города породили легенду. Она гласит, что на крыше ДК УАЗа, над парадным входом расположена фашистская свастика.

 

 

 

 

Якобы она встроена в скульптурную группу, и увидеть ее можно только с высоты птичьего полета.

А сделали её, естественно тайно от Советской власти, немецкие военнопленные, как раз и возводившие здание дворца культуры».

Время затраченное на рассказ: 10 минут

3.     Группа переходит дорогу и движется к Мемориалу Уральским Алюминщикам.

Время дороги пешим ходом: 5 минут.

Речь экскурсовода:

«Дорогие экскурсанты, мы с вами стоим у Мемориала воинам, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны.  Он посвящен уральским алюминщикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Автор – Виктор Николаевич Котельников. В 60-е годы он работал инженером УАЗа по технической эстетике. Ему и была поручена разработка монумента. Здесь находится Доска памяти, на которой высечены фамилии погибших в годы Великой Отечественной войны уазовцев. Когда были подготовлены списки с именами погибших воинов, Виктор Николаевич сделал на восемь плит больше, чем требовалось. Многие задавали вопрос: зачем. Виктор Николаевич знал, зачем эти лишние пустые плиты. Трубники сделали свой мемориал раньше, чем уазовцы, и хлынули письма с именами и похоронками, но все мемориальные доски были заполнены. Когда пошли письма алюминщиков, Виктор Николаевич одно за другим выбивал на лишних плитах новые и новые имена, каждый год. Заполнились они через пятьдесят лет после Победы. Рядом с ним находится мемориал «Скорбящая мать», его возводили в 1968-1969 годах. Он посвящен уральским алюминщикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Автор – Виктор Николаевич Котельников. В 60-е годы он работал инженером УАЗа по технической эстетике. Ему и была поручена разработка монумента».

 «Скорбящая мать»

 Мемориал Уральским алюминщикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Время затраченное на рассказ: 10 минут.

Группа направляется к «Римскому» фонтану, тем временем экскурсовод заводит разговор об архитектуре зданий на пл. Горького.

«В 1953 г. ленинградской организацией «Гипроалюминий» композиционной доминантой в застройке площади было запроектировано высотное здание типа «сталинских высоток» Москвы, увенчанное башней со шпилем.

Высота центральной части – 11-12 этажей, боковых жилых крыльев – 7-8 этажей. В центральной части здания планировалось разместить районные и советские организации, технический кабинет, партийную библиотеку, гостиницу, в боковых крыльях – жилые помещения, на первом этаже ресторан и кафе. Этим же проектом предполагалось реорганизовать всю площадь в соответствии с обликом высотного здания, разработанного в стиле «советский неоклассицизм». Дома квартала ЦЖС, выходящие на площадь, возведенные в формах стиля конструктивизм, намечалось «частично переработать, улучшить их архитектурное оформление»; другие дома, проектируемые одновременно с высотным зданием, рекомендовалось «надстроить башнями». Проекты пятиэтажных жилых домов с магазинами на первых этажах на западной, восточной и северной сторонах площади (ул. Каменская, 13, 14, 16, ул. Алюминиевая, 16) выполнила ленинградская организация «Гипроалюминий» в 1953–1956 гг. по типовым проектам московской организации «Гипрогор». Но в связи с выходом Постановления ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», монументальное высотное здание не было построено2. Дома квартала ЦЖС остались в первозданном виде. А остальные дома, выходящие на площадь, были возведены без башен и с лаконичным декоративным оформлением фасадов.

В 1953 г. ленинградская организация «Гипроалюминий» разработала «Проект центральной площади квартала № 12» (пл. Горького). Авторы проекта: зам.гл. инженера института Благова, гл. инженер проекта Канторович, руководитель архитектурной мастерской Ивашев, автор проекта Коган.

Время дороги пешим ходом: 10 минут.

4.     «Римский» фонтан.

Группа подходит ближе к фонтану, и экскурсовод начинает свой рассказ:

« Римский» фонтан на площади Горького был построен в 1950-е годы. Его отделкой занималась лепная мастерская при строительном тресте УАС под руководством Виктора Николаевича. Заканчивая оформление фонтана на площади Горького, Виктор Николаевич хотел оставить где-нибудь внутри затейливого узора свой автограф. Сказал об этом жене. Ксения Ивановна запротестовала. Виктор Николаевич спорить не стал. Он всегда прислушивался к мнению жены, ценил её советы. Ксения Ивановна сейчас простить себе не может, что не позволила мужу «расписаться» на фонтане. Какая память бы была для людей! Действительно, свой автограф мастер-лепщик В. Николаевич оставил едва ли не на двух сотнях зданий и сооружений Каменска-Уральского. Зайдите, например, в гастроном на остановке «Ул. Гагарина» или в медучилище, поднимите голову. Изящные лепные розетки на потолке, тонкие виньетки вдоль стен – это создано фантазией и руками В. Николаевича и его помощников. А можно и не заходить никуда, просто остановиться на минутку возле Дворца культуры алюминщиков и окинуть взглядом колонны, увенчанные ажурными капителями».

Во время рассказа группа обходит фонтан и рассматривает его узоры.

«Самым торопливым проще всего выглянуть из окна автобуса или троллейбуса, когда он будет проезжать Байновский мост. Украшающие решетчатые ограждения узоры-стяги тоже отлиты по моделям, разработанным Виктором Николаевичем.

 Последняя стройка Виктора Николаевича –Дворец культуры «Современник». Правда, работал он здесь уже не в качестве лепщика, а в качестве прораба. В хрущевские времена вышло известное постановление Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза об архитектурных излишествах, и спецучасток лепщиков ликвидировали».

Время затраченное на рассказ: 10 минут.

 

Остался последний пункт маршрута - Железнодорожный мост, на который открывается замечательный вид с пешеходного моста. Именно туда и направляется группа.

Время дороги пешим ходом: 10 минут.

5.      Группа проходит на пешеходный мост, переводя взгляд на Железнодорожный мост, и экскурсовод начинает рассказ:

«Изящный силуэт моста хорошо видим со стороны города. Река на этом участке спокойная, и её гладкая поверхность всегда отражает светлое кружево конструкций. Мост, дугой выгибаясь над поверхностью воды, соединяет два высоких берега Исети: левый – скалистый, крутой, с выходами горной породы, и более пологий правый. Составы выныривают из левобережного леса, в считанные секунды проносятся по мосту, исчезают в городской застройке, и над рекой и мостом вновь воцаряются тишина и спокойствие.

 

 

Уникальный железнодорожный мост через реку Исеть в Каменске-Уральском Свердловской области.

Мост был построен в 1939 году по проекту Росновского В.А.

При строительстве железнодорожного моста была использована новая для того времени технология мостостроительства - одна несущая арка, опорные конструкции из стальных труб, заполненных бетоном. Это самый длинный железнодорожный мост — Железнодорожный мост через реку Исеть — одноарочный мост из стальных труб, заполненных бетоном (высота — 140 м)

 

Железнодорожный мост в Каменске - Уральском является памятником архитектуры областного значения».

Время затраченное на рассказ: 10 минут.

Экскурсовод заканчивает рассказ и группа идет на ближайшую автобусную остановку – Площадь Горького. Маршруты, которые проходят через данную автобусную остановку:

 

2     Кодинка –  Заводоуправление УАЗа,

5     Московская –  Поселок Чкалова,

9     Вокзал –  Заводоуправление УАЗа,

11   Московская –  Поселок Чкалова,

15   Заводоуправление УАЗа – Монастырка,

16   Кодинка – улица Слесарей,

19   Гор. Больница №7– Заводоуправление УАЗа,

210 Брод– Заводоуправление УАЗа.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1.     Уральский Алюминиевый Завод –    https://ru.wikipedia.org/wiki/Уральский_алюминиевый_завод

         https://ssl.panoramio.com/photo/62135709

         http://ktec.mya5.ru

         http://coollib.com/b/284324/read

         http://minpromtorg.gov.ru/ministry/history/ministers/#

         http://www.diary.ru/~zavodfoto/p189974498.htm

         https://mediaspy.ru/post.php?id=112679

Из истории Каменска-Уральского –

         https://ru.wikipedia.org/wiki/Каменск-Уральский

2.     Дворец Культуры Уральского Алюминиевого Завода –

         http://dk-uaz.ru/istoriya-dk

  http://history-kamensk.ru/history/43-nemeckie-voennoplennye-v-kamenske-uralskom.html

         http://kamensk-uralskiy.wikimapia.org/photos/4

         http://www.diary.ru/~zavodfoto/p189974498.htm

http://history-kamensk.ru/history/39-arhitektura-1940-1950-godov-socgoroda-uaza-v-kamenske-uralskom.html

3.     Мемориал Уральским Алюминщикам–

          http://memory-map.prosv.ru/#/memorial-1338/type=map&center=56.37882245689803,61.977481842040966&zoom=13

Рассказ, про архитектуру города –

          http://archvuz.ru/2010_1/2

4.     «Римский» фонтан –

          http://history-kamensk.ru/history/37-venzelja-na-stranicah-istorii.html

 

5.     Железнодорожный мост–

          http://travoznaya.livejournal.com/5021.html

          http://gotoural.com/tourist_attractions/501

          http://www.1723.ru/forums/index.php?p=31364&showtopic=4416&st=40

          http://homeldv.narod.ru/Cyty1.html


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)