Краеведческий компонент в области сохранения, использования и популяризации историко-культурного наследия учителей-просветителей
В настоящее время перед образованием в целом стоит ряд проблем, одной из которых является необходимость воспитания нового человека, в формировании нового типа его мышления и сознания таким образом, чтобы он смог ориентироваться в быстро меняющемся современном мире. В условиях глобализации человеку важно осознавать свое место в истории и обществе, быть способным создавать культуру, вступать в межкультурный диалог с представителями других культур и приобщаться к новым традициям и ценностям. В связи с этим культурное наследие выступает как незыблемая основа культуры, равно как и главное условие ее воспроизведения.
Краеведческий компонент является важным средством формирования духовно-нравственной сферы школьников. Поэтому в программе развития нашей школы краеведение – основной компонент и представлено оно следующими направлениями:
- учебными курсами школьного компонента;
- системой дополнительного образования;
- системой воспитательной работы краеведческой и патриотической направленности.
Урочная и внеурочная работа учащихся и их руководителей планируется и координируется школьным советом по краеведению, в состав которого входят представители администрации и учителя, наиболее успешно работающие в этом направлении. Краеведческая работа начинается в начальных классах. Её объем, содержание и формы зависят от возраста учащихся, уровня их знаний и умений, степени готовности к ней учителя.
С введением нового федерального стандарта в начальных классах на эти цели мы выделяем два часа внеурочной деятельности: «Музееведение» и «Моя малая Родина». В 5 – 8 классах ведется факультативный курс «Литература Алтая», в 9 классе – курс «История Алтайского края» и «География Алтайского края», где учащиеся знакомятся с историко-культурным наследием своего села, района, края.
Одной из форм работы со школьниками по дополнительному образованию является краеведческий кружок.
Для достижения поставленных целей по патриотическому воспитанию мы используем различные формы и методы краеведческой работы.
Это – цикл встреч с интересными людьми
Так, состоялись встречи с Валерием Антоновичем Гостеевым, краеведом, одним из инициаторов установки памятного знака коммунарам (в 1986 году на коммунарском поле). В своё время занимающимся сбором материалов для Косихинского краеведческого музея, вёл активную переписку со Степаном Павловичем Титовым и Адрианом Митрофановичем Топоровым, который получил ответ на своё письмо Адриану Митрофановичу при подготовке к открытию Памятного Знака коммунарам. Копию этого письма Валерий Антонович передал в наш музей.
С Галиной Васильевной Сыроежкиной, поэтессой, участницей клуба «Созвучие», подарившей нам своё стихотворение «Первопроходец», посвящённое А.М.Топорову.
С В.В.Волковым, лауреатом премии Степана Павловича Титова,
с внуками бывших коммунаров, рассказывающих об учителях-просветителях и другими интересными людьми.
Кроме того - Устные журналы,
- Классные часы,
- Вечера Памяти,
посвящённые жизни и деятельности наших земляков учителей-просветителей А.М.Топорова, С.П.Титова.
Сохранению, использованию и популяризации историко-культурного наследия способствует и наш школьный музей. Музей школы – это часть не только воспитательного, но и образовательного процесса, так как учителя на своих уроках используют материалы музея. За короткое время, отведённое на уроке или во внеклассных мероприятиях, ученик может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть прошлое, сопоставить, сравнить события разных времён.
В работе музея можно выделить несколько направлений:
Поисково-собирательное направление.
Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе. Сбор и исследование материала способствует развитию познавательных способностей и мышления учащихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств. Итогом поисковой работы является ежегодное проведение школьных историко-краеведческих конференций.
Методическо-оформительское направление.
Это составление альбомов, дневников;
Создание книжек-буклетов, презентаций РоwеrРоint, видеоэкскурсий;
Оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
Разработка сценариев мероприятий, программ, викторин, конкурсов.
Культурно-просветительское направление.
По собранным материалам школьники пишут сочинения, эссе, доклады, рефераты, исследовательские работы. Эти материалы освещаются на страницах районной газеты «На земле Косихинской», на сайте школы; используются в просветительской работе среди учащихся и жителей села.
Учащиеся школы – активные участники районного фестиваля детского творчества, где выступают по историко-культурному наследию своих земляков учителей-просветителей. Так в прошлом учебном году подготовили литературно-музыкальную композицию «Они прошли столетье с Родиною, от сохи до звёздного крыла».
Одной из форм краеведческой работы по использованию и популяризации историко-культурного наследия учителей-просветителей стали Топоровские читки.
Первые Топоровские читки у нас состоялись 26 ноября 2007 года в связи приездом на Алтай внука А.М.Топорова – И.Г.Топорова.
Игорь Германович приехал на Алтай по приглашению сотрудников Алтайского Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая. В течение двух дней внук Адриана Митрофановича встречался с общественностью краевого центра, студентами, школьниками. А последний день его пребывания на Алтае был посвящён Косихинскому району, в котором жил и творил свои добрые просветительские и созидательные дела его дед.
Игорь Германович активно пропагандирует творчество своего деда, стараясь увековечить память о нём. К нам он приезжал не только с тем, чтобы поклониться земле, на которой родился его отец, жил и работал его выдающийся дед, а с целью рассказать о нём современным верх-жилинцам. Это и положило начало Топоровским Читкам на Алтае.
Буквально накануне приезда Игоря Германовича в наше село Ольга Юрьевна Зубкова, внучка коммунарки, сделала видеозапись интервью со своей 97-летней бабушкой Ольгой Алексеевной Зайцевой. Обладающая прекрасной памятью женщина хорошо помнила о тех прекрасных временах, и с экрана телевизора рассказала о замечательном человеке, Учителе, Просветителе.
Стараниями участников художественной самодеятельности Игорь Германович вместе с присутствующими на мероприятии верх-жилинцами и гостями села словно побывал на крестьянских читках при керосиновой лампе в простой крестьянской избе.
Вторые Топоровские читки были посвящены 120-летию А.М.Топорова и проводились 29 ноября 2011 года. Как и на первых, так и на вторых Топоровских читках присутствовали сотрудники ГМИЛИКА. Для жителей села состоялась презентация книги ГМИЛИКА, в которой собраны письма А.М.Топорова, воспоминания о его жизни и встречах с людьми, с деятелями культуры, литературы и искусства города Барнаула, написанные в 1960 году, впервые опубликованные спустя 10 лет.
Также, как это было в прежние времена, зачитали отрывок из письма Адриана Митрофановича, а все присутствующие на читках приняли участие в обсуждении прочитанного.
Третьи Топоровские читки прошли 28 ноября 2012 года и были посвящены 75-летию со дня образования Алтайского края, началом которых стало открытие мемориальной доски, установленной на доме, в котором с 1915 по 1920 –е годы размещалась воскресная Школа грамотности, где и работал Адриан Митрофанович.
Право открытия мемориальной доски было предоставлено отличнице учёбы, восьмикласснице Левыкиной Валерии и прямому потомку коммунаров – Турецких Анне Николаевне.
С приветственным словом выступила Елена Геннадьевна Кабанова, директор Научно-производственного центра по сохранению культурного наследия Алтайского края.
А затем в помещении школы состоялись читки. И прошли они на высоком уровне, что Игорем Коротковым, директором Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая, было принято решение повторить мероприятие уже в стенах ГМИЛИКА.
Следующие Топоровские Читки проходили систематически по плану через два года.
Экскурсионно-просветительское направление
Использование и популяризация историко-культурного наследия может быть реализовано через туризм, экскурсии.
В 2012 году село Верх-Жилино объявлено уголком зелёного туризма. Школой совместно с СДК и сельской библиотекой разработана программа приёма туристов (с хлебом-солью, рассказом об истории коммунарского движения, представленной театрализованной картинкой участия коммунаров в сенокосных работах, отдых и приём пищи на коммунарском стане, пешая прогулка на место расположения коммуны и т.д.)
В дальнейшем планируем использовать собранный материал для создания новых экскурсионных программ в рамках маршрута «Малое золотое кольцо», а также электронной карты села.
Таким образом, в основе производства, передачи, усвоения и потребления знаний и ценностей современного человека находятся образование и культура, представляющие собой единое культурно-образовательное пространство его деятельности. Иными словами хранение, изучение, систематизация и популяризация культурного наследия производится в соответствии с существующими общественными потребностями и запросами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.