Крах «американской мечты» в романах Т. Драйзера
Судьбы людей всегда волновали писателя-гуманиста –– Теодора Драйзера. Все его произведения проникнуты жалостью, состраданием к участи простых людей. Большая часть произведений Т. Драйзера посвящена описанию американской действительности того времени, и произведения эти до сих пор волнуют сердца читателей.
Проблемы, которые поднимает в своих произведениях Т. Драйзер, в том числе в романах «Сестра Керри», «Дженни Герхард» и «Американская трагедия», актуальны во все времена. В романе «Сестра Керри» Драйзер акцентирует внимание на крушении «американской мечты». Керри деятельна и активна, стремится добиться лучшей жизни сначала с помощью мужчин, а потом самостоятельно, пытаясь своей красотой завоевать место под солнцем и добиться успеха в театральной сфере. Несмотря на имеющиеся предпосылки, Керри не добилась подлинных высот, не стала настоящей актрисой. Керри поднялась по социальной лестнице, но растеряла свои нравственные качества. «Сестра Керри» –– это роман о стремлении к лучшей жизни, о любви, богатстве, нищете, о том, как человек, не имея гроша в кармане, может добиться всеобщего признания, как Керри, и, наоборот, человек, имевший большие средства, может опуститься и потерять всё, вплоть до желания жить, как Герствурд. Роман о том, как научиться не сдаваться, добиваться своей цели и не терять моральные устои.
Драйзер описывает судьбу бедной провинциальной девушки и становление её как личности. Роман актуален и в наше время. Молодые люди в погоне за счастьем уезжают в мегаполисы с целью найти работу и создать условия для комфортного проживания. Романы «Сестра Керри» и «Дженни Герхард» многоплановы и тематически связаны. В обоих романах описана судьба двух девушек из бедных семей, которые стремятся вырваться из бедности и стать успешными. Дженни, по сравнению с Керри, не достигла материальных и социальных высот и, не потеряв своих моральных принципов, стала жертвой капиталистического общества. Проблема жертвенности является одной из важных тем романа «Дженни Герхард». Героиня этого романа нарушает моральные нормы ради спасения материального положения своей семьи и ради своего брата. Двое мужчин, появившихся в жизни Дженни, несмотря на свои чувства к ней, остались верны моральным устоям окружавшего их общества.
Важной связующей темой этих романов является влияние капиталистического общества на судьбу бедного человека. Эта же тема является одной из основных тем в романе «Американская трагедия».
В романе «Американская трагедия» Драйзер показал систему, способную развратить и погубить человека, причём и физически, и морально. В этом и проявляется его гуманистическое мировоззрение. В одном из писем к Джону Уилгусу Драйзер писал: «Я долго раздумывал над этим происшествием, ибо мне казалось, что оно не только отражает каждую сторону нашей национальной жизни –– политику, общество, религию, бизнес, — это была история столь обычная для каждого парня, выросшего в небольших городах Америки. Это была особенно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как бессильна личность против нее. Моей целью было не морализировать — да простит бог, — а дать, если возможно, фон и психологию действительности, которые если не оправдывают, то как-то объясняют, как случаются такие убийства, а они случаются в Америке с поразительной частотой и так давно, как я только могу помнить».[1] Эту мысль писатель воплотил в описании образа главного героя и окружающих его людей.
Клайд самый обычный среднестатистический американец, который не имеет никаких преступных наклонностей. Все его достоинства и недостатки вполне типичны для американского жителя. Но губит его окружающая среда. Юноша, не знавший всех «прелестей» жизни, быстро идёт «по наклонной», узнав саму эту жизнь от своих коллег, открывших ему завесу, которую так долго пытались утаить от него родители-праведники. И именно этот яд, эта новая жизнь оказывается для него смертельными.
Клайд поддаётся влиянию окружающей среды, в которой он обитает. Драйзер показывает моральное разложение юноши. Очень сильно на характер Клайда повлияла его служба в отеле посыльным. Образ жизни, который начал вести Клайд, развращал его. Он легко поддавался влиянию окружающей среды и окунался в мир нового и неизведанного. Клайд стремится попасть в высшее общество. Его отношения с Робертой Олден показывают всю сущность Клайда, который стремится к богатству и роскошной жизни. В будущем Клайд видел себя только с девушкой, имеющей связи в высшем обществе. С Робертой он был бы счастлив только в том случае, если бы не надо было на ней жениться. «Что касается брака, тут честолюбивый Клайд был словно под гипнозом: он женится на девушке из круга Грифитсов»[2]. Искренние чувства Клайда к Роберте были заглушены иллюзиями о прекрасном будущем. Он желал той любви, которая «неотделима от пышности, удовольствий, богатства, видного положения в обществе»[3].
Проблема жертвенности раскрывается в образе Роберты. Влюблённая в Клайда, она готова пожертвовать всем: работой, родителями, ребёнком. Роберта готова пожертвовать ребёнком ради того, чтобы Клайд смог продолжить работать у Грифитсов. Он стоял перед выбором: связать свою жизнь с Робертой, воспитать ребёнка, но жить в бедности или добиться любви Сондры и пребывать в великосветском обществе. Клайд не был готов связать себя узами брака с Робертой и влачить жалкое существование.
Автор романа также касается проблемы неразделённой любви. В начале отношений Роберта и Клайд любили друг друга, но, попав в общество Грифитсов и великосветской молодёжи, Клайд изменил своё отношение к Роберте и почувствовал влечение, а затем и любовь к богатой девушке Сондре того же круга, что и Грифитсы. Он стал избегать общества Роберты и пытался всячески избавиться от неё, или хотя бы от ребёнка. Роберта понимала, что Клайд от неё отдаляется, и всеми силами пыталась его удержать.
Драйзер привлекает внимание читателей к проблеме эгоизма в человеческих отношениях. Это прослеживается в образе Гортензии и её отношении к Клайду. Общаясь с Гортензией, Клайд был готов выполнить любое её желание и прихоть, хотя сам не мог себе позволить многие расходы. Когда же мать Клайда попросила его о материальной помощи для его же сестры, находившейся в тяжёлом положении, Клайд, недолго думая, все накопленные деньги спустил на жакетик для Гортензии, ведь она выглядела в нём просто потрясающе. Эгоизм появляется и в поведении Клайда. Это видно в тот момент, когда он уговаривает Роберту сделать аборт и пытается найти врача, который бы согласился на эту операцию, которая в те годы считалась страшным преступлением и преследовалась по закону. Эгоизм Клайда также прослеживается в его поведении на суде. Читатель не видит раскаяния героя. Да, он плачет, горюет, но не по Роберте, а по шикарной, роскошной жизни, которая ждала его рядом с Сондрой. Эгоизм проявляется не только в поведении Клайда, но и в действиях других людей по отношению к нему. Клайд стал жертвой капиталистического общества в предвыборной борьбе американского правосудия. Следователь Хейт и прокурор Мейсон решают судьбу главного героя задолго до выявления его виновности, а всё ради того, чтобы выдвинуть кандидатуру прокурора на должность судьи. Влиятельные люди из американского общества решают свои проблемы, не задумываясь о судьбах других людей.
Как и в романе «Преступление и наказание», в «Американской трагедии» развивается тема одиночества. С ней связаны образы Клайда Грифитса и Роберты Олден.
Главный герой «Американской трагедии» вырос в семье бедного проповедника. В детстве родители брали своих детей на уличные проповеди, приучая детей к странствующей жизни. Клайд всегда чувствовал себя не в своей тарелке. Хотел вырваться из этой среды и влиться в лучшую жизнь, стать своим в высшем обществе. Клайд с самого детства был далёк от религиозного служения, которому посвятили себя родители. Он, в отличие от младших брата и сестры, испытывал унижение от оскорблений сверстников. Он противился этому жалкому занятию и мечтал о другой, лучшей жизни. Начиная с шестнадцати лет, Клайд находился в поисках работы, которая могла бы принести ему хороший доход. На протяжении определённого времени он меняет рабочие места, но по душе ему приходится служба рассыльным в отеле «Грин-Дэвидсон», где он получает не только хорошую зарплату, но и чаевые. Именно здесь Клайд знакомится с неведомыми ему до этого земными удовольствиями и развлечениями. Он связывается с компанией подростков, дружба с которыми ни к чему хорошему не приводит, а выливается в трагедию, из-за которой Клайд вынужден покинуть Канзас-Сити, семью, доходную работу. После общения с людьми из высших слоёв общества, Клайду стало чуждо то, чем занимаются многие из его сверстников.
Проблема одиночества раскрывается и в образе Роберты Олден. Роберта, влюбившись в Клайда, не видела никого и ничего, кроме него, она решилась на преступление ради него, готова была пожертвовать ребёнком, чтобы никто из окружения Клайда не узнал о её позоре. У Роберты нет никого, кому она могла бы довериться, и только Клайд вошёл в её сердце и сильно повлиял на её жизнь. Несмотря на то, что отношения с Клайдом продолжаются, Роберта чувствует холодность по отношению к себе и понимает, что теряет Клайда, увлёкшегося девушкой из высшего общества. Она полностью отдалась Клайду, а он просто использовал её и впоследствии вычеркнул из своей жизни.
Роберта и Клайд во многом схожи. Роберта стремилась выбиться в люди. «Подобно Клайду, недовольная своей семьей и своей жизнью, она думала о собственной судьбе с чувством глубокого разочарования»[4].
Роберта гибнет от тех же иллюзий, которые морально погубили и Клайда, испорченного капиталистическим обществом. Но Роберте не так сильно затуманило глаза, как главному герою. Он, как игрок в казино, ему мало того, что он уже заполучил, с каждым разом он хочет всё больше и больше, а то, прежнее, его уже не устраивает. У Роберты, в отличие от Клайда, сохраняется человечность, её образ оттеняет образ Клайда и подчёркивает его испорченность. Оба главных героя неопытны, в какой-то степени инфантильны. Драйзер поясняет действия Клайда, говорит о том, что герой не способен стать взрослым человеком. Отношения Клайда и Роберта заканчиваются трагически. Драйзер подробно описывает обстоятельства, подтолкнувшие Клайда на преступление и поясняет его побуждения. Драйзер проводит глубокий анализ внутреннего мира своего героя, его чувств, мыслей, переживаний, раздумий, смятений, которые вызваны американской действительностью.
В идеологическом плане в романе «Американская трагедия» много двойников. Например, сестра Клайда Эста с детства грезила о любви, красивых нарядах и роскошной жизни. Гортензия Бригс кичилась своей внешностью и знала, что её внешние данные помогут ей привлечь внимание нужных людей. Она знала, что Клайд не пожалеет на неё денег и пользовалась этим. Клайд понимал, чтобы осуществить свою мечту, а именно найти своё место в жизни и сделать её лучше, необходимо действовать так, чтобы понравиться и угодить людям из высшего общества.
Описывая образы своих героев, Драйзер показывает изнаночную сторону американского общества: бедность, равнодушие людей, социальное неравенство, моральное разложение. Автор показывает контраст между богатством верхушки общества и нищетой простого народа. Этот контраст хорошо виден при сравнении первой части романа, в которой автор описывает жизнь бедного, униженного народа, и второй части, где писатель изображает богатую жизнь светского общества. Это столкновение двух миров, бедности и богатства, заложено в названии романа –– «Американская трагедия». Издатель предлагал изменить название произведения, но Драйзер настоял на своём. Многие и по сей день обвиняют Драйзера в правде, которую он донёс до своих читателей, но которую многие сочли клеветой.
Проблема противостояния героя и общества является грибницей в романе, разветвлёнными нитями которой являются все остальные проблемы, поднимающиеся в произведении. Клайд Грифитс и Герствуд из «Сестры Керри» изгнаны из общества. И они сами выбрали для себя такую участь ради своих же интересов. Герствуда отвергает общество, и он кончает жизнь самоубийством. А Клайда ожидает казнь на электрическом стуле. Они оба явились жертвой предвзятого отношения со стороны общественности. Во время вынесения смертного приговора, когда участь Клайда была решена, толпа, собравшаяся в зале суда, отреагировала троекратным «ура». Общество не способно на сочувствие и жалость, как подчёркивает Драйзер.
Теодор Драйзер не пытается показать читателям в образе Клайда преступника, но в то же время он и не пытается его оправдать. Драйзер показывает именно нравственное падение главного героя, который под влиянием окружающей среды, пропитавшись индивидуалистическим духом американского общества, поддаётся соблазну. Драйзер мастерски описывает внутреннюю борьбу, колебания Клайда в совершении убийства, после прочтения газеты, описывающей подобный случай: «Что закралось ему в душу? Убийство! Вот что такое! Эта страшная газета... по воле какого злого рока она все время попадается ему на глаза? Ужаснейшее преступление, и, если в нем уличат — посадят на электрический стул. И, кроме того, он не может никого убить, —уж во всяком случае не Роберту. Нет, нет! Конечно, нет, — после всего, что было между ними... Да, — но тот, другой мир... Сондра... он наверняка потеряет все, если теперь же не начнет как-то действовать»[5]. В душе Клайда происходят когнитивный диссонанс. Происходит он под давлением социальных устоев.
Драйзер акцентирует внимание на психологии главного героя. Передаёт описание его чувства, мысли, переживания, душевные волнения человека перед смертной казнью. Для этого Драйзер посещал Дом смерти, где беседовал с людьми, приговорёнными к смертной казни.
Роман Драйзера, обобщивший итоги краха «американской мечты» можно считать и пророческим. Главная проблема романа –– бездуховность, утрата нравственных ценностей –– остаётся актуальной и в наши дни. «Американская трагедия» –– это достоверное повествование о трагедии простых американцев, остающейся основной темой американской литературы XX века.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Засурский Я. «Американская трагедия» Теодора Драйзера // URL: http://american-lit.niv.ru/american-lit/zasurskij-drajzer/amerikanskaya-tragediya.htm
[2] Драйзер Теодор Американская трагедия / пер. с англ. Н. Галь, З. Вершининой]. –– М.: Издательство АСТ, 2020. –– С. 345.
[3] Драйзер Теодор Американская трагедия /пер. с англ. Н. Галь, З. Вершининой]. –– М.: Издательство АСТ, 2020. –– С. 1011.
[4] Драйзер Теодор Американская трагедия: [роман] / [пер. с англ. Н. Галь, З. Вершининой]. –– М.: Издательство АСТ, 2020. –– С. 298.
[5] Драйзер Теодор Американская трагедия / пер. с англ. Н. Галь, З. Вершининой]. –– М.: Издательство АСТ, 2020. –– C. 562.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.