МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15»
ФЕСТИВАЛЬ
УЧЕНИЧЕСКИХ
ПРОЕКТОВ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Краски в нашей жизни»
Автор: Петрий Георгий
Ученик 3 «А» класса
Руководитель: Шульская Е.В.
г.Нижневартовск
2017 г.
Содержание
Введение. 3
ШКОЛЬНАЯ ФОРМА В РОССИИ.. 6
Какого цвета бывает школьная форма?. 6
Какого цвета форма в моей школе?. 8
СИМВОЛИКА ФЛАГОВ МОЕЙ РОДИНЫ... 10
Флаг России. 10
Флаг ХМАО-Югры.. 11
Флаг Нижневартовска. 12
ЦВЕТА ФЛАГОВ МОЕЙ РОДИНЫ В ДИЗАЙНЕ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ... 14
Значение цвета в одежде. 14
Заключение. 17
Источники информации: 19
Задумывались ли Вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем - наши игрушки, книги, стены нашего дома и всё, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. Краски сопровождают нас всю нашу жизнь и делают её более интересной и незабываемой. Я очень люблю рисовать, поэтому мне часто приходится работать с красками. Однажды наблюдая за бабушкой я заметил, что при работе со свеклой ее руки стали красными. И у меня возник вопрос. Почему? Неужели растения имеют свойства окрашивать? А может быть используя красящие вещества растений можно создать экологически чистые краски для детей в домашних условиях, которые не будут вредить их здоровью.
Тема проекта: Краски в нашей жизни.
Цель проекта: создание натуральных, экологически чистых красок в домашних условиях.
Для достижения этой цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования.
2. Расширить свои знания о красящих растениях.
3. Подобрать растения, которые я смогу использовать.
4. Получить натуральные пищевые красители.
5. Создать натуральные, экологически чистые краски в домашних условиях.
6. Нарисовать рисунок, используя полученную палитру, в технике «пальчикового рисования».
Предмет исследования: растения, растущие в нашем регионе.
Объект исследования: способность растений
окрашивать
Методы исследования: наблюдение, поиск информации, рассуждение
Планируемый результат:палитра из натуральных, экологически чистых красок.
Этапы работы над проектом:
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Начало работы над проектом |
ноябрь 2016 |
Поиск информации о появлении первых красок, способах их получения и использования. |
15 ноября по 15 декабря 2016 |
Поиск информации о красящих растениях |
15 – 31 декабря 2016 |
Исследование растений, которые можно использовать для получения натуральных пищевых красителей. |
01 – 20 января 2017 |
Получение натуральных пищевых красителей |
20 – 29 января 2017 |
Создание палитры натуральных экологически чистых красок |
29 января 2017 |
Апробация палитры при рисовании рисунков в технике «пальчикового рисования» |
30 января по 07 февраля 2017 |
История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Пещерные люди рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Наиболее ранние образцы хорошо сохранившихся доисторических красок были обнаружены в пещерах Южной Франции, Испании и Южной Африки. Это были чистые масляные краски, изготовленные из смеси животного жира и природных пигментов, такие как охра, марганцевая руда (диоксид марганца), оксид железа и мел.
Археологам посчастливилось найти не только палитру древнего художника, на которой сохранились остатки краски, но и маленькие плоские жернова, и пестики, предназначенные для растирания цветных земель, а также чашечки для разведения красок. Наскальные рисунки того же времени, обнаруженные в Африке и Европе (Испания, Франция), поражают современного человека своим совершенством.
Нашими предками использовалась богатая палитра земляных красок желтоватых, зеленоватых, красноватых.
Иногда, прежде чем писать красками, они гравировали рисунок. При исследовании наскальных рисунков в Сахаре обнаружили, что на росписях проникновение красящих веществ в песчаную породу достигало 1 мм, при этом не было обнаружено никаких следов связующего. Это объясняется тем, что краски, разведенные в воде, практически мгновенно поглощались песчаником.
Однако в других случаях для приготовления красок уже использовали вещества, способные к образованию пленки: в росписях Феззана обнаружен казеин, а в росписях, найденных в Южной Африке,— бычья кровь. Ученые пришли к выводу, что эта деятельность была необходима неолитическому роду, так как являлась формой познания. Человек, не обладая в то время способностью к обобщению явлений, был вынужден прибегать к помощи образно-эмоциональных средств. Кроме того, наскальная живопись передавала родоплеменные традиции.
Таким образом, уже в далекие доисторические времена краски играли в жизни человека большую роль: уже тогда проявилось их социальное значение - функция передатчика информации, культурная функция, которые трудно переоценить в развитии цивилизации.
К тому же времени относится и проявление декоративно-эстетической функции красок. Стремление быть красивее, сделать привлекательнее свою нелегкую в постоянной борьбе за существование жизнь свойственно представителям рода человеческого.
А знаете Вы, что древние угольные пещерные росписи писались пеплом и теперь превращаются в прах из-за постоянного присутствия многочисленных туристов, которые причиняют этим картинам вред своим дыханием.
Знакомство с красками:
Корни масляной живописи уходят в далекое прошлое - она появилась задолго до знаменитых Ван Эйков, с которыми многие связывают открытие данной техники. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета. Долгое время некоторые краски оставались баснословно дорогими. Это объяснялось тем, что натуральные пигменты, входящие в состав красок, имели высокие цены. Со временем получили искусственные краски, которые были существенно дешевле натуральных, но было одно немаловажное "но": они могли вызывать аллергию, а нередко и ухудшение здоровья.
Несмотря на то, что появление красок относится к доисторическим временам, современная красочная промышленность создана сравнительно недавно.
200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты.
Самыми первыми красками были разноцветные глины: красная, белая, жёлтая и голубая. Немного позже краски стали делать из минералов и растений. Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса и ольхи, молочайные растения - жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. Различные способы приготовления красок передавались из поколения в поколение, от художника к художнику. Практически у каждого мастера были свои "секреты". В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок - казеин. Живописцы отмачивали мелко измельченный лазурит в кислых щах на протяжении 2-4 дней. Краска, приготовленная таким образом, становилась ещё более стойкой и насыщенной. Иногда для получения золотого цвета смешивали шафран и желчь щуки. Примерно до середины восемнадцатого века, художникам было достаточно сложно найти нужную краску и подготовить её к использованию. Что бы получить жёлтый цвет краски, смешивали порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить больше суток, при взаимодействии с воздухом они окислялись и быстро твердели. Работать с такими красками было достаточно сложно ещё и потому, что некоторые (чаще всего тёмные) оттенки высыхали дольше, чем оттенки с большим содержанием охры (более светлые и жёлтые). У многих мастеров были помощники, специально для того, чтобы размешивать краску. В основном, красители получали путём перемалывания и измельчения в порошок различных минералов. Причём, чаще всего в ручную . Изготовить действительно яркую и стойкую краску было очень дорого. Например, ультрамарин (ярко синюю краску) получали из ляписа, который привести можно было только из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил дорого, поэтому использовался редко. Художники пользовались ультрамарином только тогда, когда заказчик соглашался заплатить за краску заранее. Пурпурную краску добывали из раковин средиземноморских улиток. Чтобы получить 1 грамм краски требовалось около десяти тысяч раковин! По причине такой дороговизны пурпурный цвет считается цветом роскоши, царственности и богатства. До девятнадцатого века использовались краски, которые были очень вредны для здоровья. В 1870 году был произведён анализ влияния красок на здоровье человека. Ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышьяк. Выяснилось, что очень красивая и яркая краска (изумрудно - зелёная) является смертельно - опасной, т.к. в её состав входит уксус, окись меди и мышьяк. В древности рисунки выполнялись с использованием красок на минеральной основе, что позволяет им сохранять свою яркость в течение очень длительного времени. В частности на приведенных рисунках были использованы охры - одного из самых распространенных минералов, продукта выветривания полевых шпатов. Охры - осадочные породы, практически всегда они сопровождают залегания железных руд. Цвета охр очень разнообразны, но всегда имеют теплую тональность - от бледно-желтого и золотистого до красного и темно-коричневого, почти черного.
Что касается ареала употребления таких красок, то охры настолько широко распространены на планете, что, наверное, проще будет сказать, кто их не употреблял. Я такой информацией не располагаю, но могу предположить, что такие племена должны были бы проживать в районах вечной мерзлоты, а также в высокогорных районах. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры.
Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий. В России историю красок изучают по иконам. (Приложение 3) Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле 11-13 веках были различные охры и сажи –«чернила копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, белила. До нашего времени сохранилась икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии.
Наиболее древние окрашенные предметы имеют китайское происхождение. До нас дошли мебель и домашняя утварь, покрытые слоем краски с большим искусством. Древнейшее традиционное изделие датировано примерно 200-м годом до н. э. В качестве лака использовался молочный сок из коры лакового дерева. Лаку придавали черный или красный цвет при помощи минералов, а позднее в него стали добавлять золотую пыль или полоски золота. Для наскальной и стенной живописи в Древнем Египте применялись земляные краски, а также искусственно полученные окрашенные оксиды и другие соединения металлов. Особенно применяли охру, сурик, белила, сажу, растертый медный блеск, оксиды железа и меди и другие вещества.
В качестве источников красителей использовали растения: алканну, вайду, куркуму, марену, сафлор, а также некоторые животные организмы.
Ещё краска - дело грязное. Чистые оттенки минералов, нежные соки растений... и кровь, навоз, живые червецы, тухлые моллюски. В полной мере проясняется, почему кварталы красильщиков раньше обходили за версту, заткнув носы.
Можно ли изготовить экологически чистые краски, и получить природные красители в домашних условиях? Конечно, можно и мы попробуем это доказать.
Исследование растений, содержащих красящие вещества
В привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть не такие яркие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались.
В школе мы рисуем разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками, пастелью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но где, же художники брали краски давным-давно, когда не было магазинов и их не изготавливали на заводах? Изучив материалы изложенные в интернете и опубликованные в журналах и книгах, я узнал, что краски можно изготовить практически из всего, что нас окружает: цветы, ягоды, кора деревьев, земля, глина, чай, кофе, трава и растения, содержащие красильные вещества.
Красильные растения или растения красители существуют сплошь и рядом. Но, к сожалению мы сегодня мало о них знаем.
В природе существует целый ряд растений, которые содержат в себе красящие вещества. Их ещё можно назвать красильные растения. Раньше люди часто обращались к этой способности растений, так как не было ни химической промышленности, ни производства.
Сегодня, несмотря на засилье синтетических красителей, вопрос натуральных природных красителей остаётся ещё актуальным. Особенно для тех, кто стремится делать всё своими руками, кто думает о своём здоровье и здоровье близких.
Красящие вещества могут содержаться в различных органах красильного растения – в корнях, стебле, листьях, в цветках и плодах. Кто никогда не задумывался о данной теме, будет приятно удивлён, насколько богат и разнообразен, насыщен и чудесен мир натуральных природных красок.
Жёлтый цвет в красильных растениях:
Куркума, лепестки живокости, восковник, ноготки, календула, толокнянка, кора крушины, листья василька угластого, листья василистника, листья кустарника дрока, золототысячник, полынь, одноягодник, цветы подмаренника, кора, корни и древесина барбариса, листья желтинника, корень конского щавеля, сурепица, цветки зверобоя, купальница, корни крапивы, кора осины и вяза мелколистного.
Зелёные натуральные краски из красильных растений:
Листья щавеля, ягоды можжевельника, ягоды бирючины, внутренняя кора черёмухи, хвощ болотный, листья бузины, листья крапивы, пижма.
Красные натуральные краски из красильных растений:
Корень марены красильной, трава душица, ягоды бузины, молодые ветки крушины, корни ясменника красильного, сабельник болотный.
Синий цвет в красильных растениях:
Стебель плауна ликоподия, цветки герания лесного, листья вайды, ягоды ежевики, шалфей луговой, корни горца птичьего, посконник конопляный.
Растения красители, обладающие фиолетовым цветом:
Ягоды черники, лакмусник, семена погремка большого.
Голубая краска из растений:
Цветки горечавки лёгочной, василька синего
Коричневые натуральные краски из красильных растений:
Сухая кора крушины, листья ольхи чёрной, трава серпуха, а так же корень (выкопанный осенью) конского щавеля, лишайник.
Серые краски из красильных растений:
Кора ракитника, барвинок, листья толокнянки, кора ели.
Как получить природные натуральные красители в домашних условиях?
Оранжевый цвет - сок или пюре моркови.
Как сделать: морковь взбить блендером или отжать сок в соковыжималке.
Желтый цвет - шафран, куркума, карри.
Как сделать: развести чайную ложку куркумы, шафрана или карри горячей водой.
Зеленый цвет - петрушка, шпинат.
Как сделать: очень трудоемко, ибо нужно из петрушки и шпината выжать сок, можно порубить мелко ножиком или использовать специальную соковыжималку.
Красный цвет - свекла, томатная паста, сок ягод (малина, клубника, клюква и т.д.).
Как сделать из свеклы: вареную свеклу натереть на терки и отжать сок, или взбить блендером до однородной массы.
Как сделать из ягод: натереть на терке или размять ложкой ягоды в чашке.
Как сделать из томатной пасты: томатная паста- это уже готовый вариант для творчества.
Синий и фиолетовый цвет - ягоды черники, ежевики.
Как сделать: натереть на терке или размять ложкой ягоды в чашке.
Коричневый цвет - цикорий, какао, корица, кофе.
Как сделать: развести чайную ложку цикория, кофе, какао или корицы горячей водой.
Получение красителей для создания красок.
Изучив растения, которые содержат красящие вещества и методику получения природных натуральных красителей я приступил к делу.
Если для школьной формы сегодня нет единого требования к цвету, то почему бы не использовать такие цвета, которые будут иметь определенное значение? Мы живем в большой стране, в которой имеется много регионов и много городов. Почему бы для школьной формы не использовать цвета официальной символики того места, где эта школа находится?
Если на форме будут цвета флагов города, региона и страны, то это позволит школьнику почувствовать себя частичкой нашей большой страны. Кроме того, если школьник вдруг переедет в другой микрорайон и перейдет в другую школу, то ему не нужно будет приобретать и привыкать к новой форме.
В заключении можно сказать, что во время работы над этим проектом я о многом узнала и многому научилась.
Во-первых, я выяснила, какие требования сейчас предъявляют к школьной форме, в том числе и в моей школе.
Во-вторых, я узнала, как выглядят и как правильно рисуются флаги России, ХМАО-Югры и города Нижневартовска. А также узнала значение цветов на этих флагах.
По цветам каждого флага я придумала и нарисовала эскизы школьной формы. В итоге получились коллекции «Школьник России», «Школьник Югры» и «Школьник Нижневартовска».
Кроме того получилось придумать способ как в одной форме использовать цвета всех флагов сразу.
В итоге у нас с мамой получилось оформить творческий альбом, в котором мы и показали все придуманные мной фасоны школьной формы.
Во время работы над проектом я научилась искать информацию в интернете. Выбирать и записывать все только самое нужное.
Важным для меня в этой работе было умение правильно распределить силы и время. А также то, что мы работали вместе с мамой и она помогла мне нарисовать всё, что я придумывала.
Мне бы понравилось носить такую форму, которую я придумала!
1. Портал системы образования г.Нижневартовскаhttp://edu-nv.ru/advert/738-shkolnaya-forma
2. Официальный сайт Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя школа №15 г.Нижневартовскаhttp://school15-nv.ru/
3. Описание флага России http://flag.kremlin.ru/flag/
4. Статья о флаге России https://ru.wikipedia.org/wiki/Флаг_России
5. Значение цветов флага России http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=68&id=517813
6. Статья «Флаг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» в свободной энциклопедии Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Флаг_Ханты-Мансийского_автономного_округа_—_Югры
7. Статья о флаге г.Нижневартовска на официальном сайте органов местного самоуправления города Нижневартовска http://www.n-vartovsk.ru/town/geraldika/157465.html
8. Статья «Символизм цвета в одежде» на сайте Матроны.руhttp://www.matrony.ru/simvolizm-cveta-v-odezhde-2/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.