Красота и вдохновение

  • docx
  • 24.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

конспект урока
Иконка файла материала Конспект урока 2 класс Красота и вдохновение.docx

Поурочный план по музыке

   Дата____________

Класс________

    № урока _______

Тема урока: Красота и вдохновение

Цели урока: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе  восприятия родной природы ; побудить детей к размышлению об отношении человека к  окружающей природе, о значении красоты природы для творчества  поэтов  и  композиторов .

Задачи урока: 

Образовательные задачи урока:

 Научить детей слушать музыку, давать определение мелодии, её характеру звучания.

Развивающие задачи урока: развивать образно-ассоциативное мышление детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки; вокальные способности детей.
Воспитательные задачи урока: воспитание чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с музыкальными произведениями; пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формировать желание выполнить УД; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

Регулятивные: научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: находить пути-решения при возникновении проблем творческого характера.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь отвечать на вопросы учителя.

Предметные: определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений.

Оборудование урока: компьютер,  карточки.

Тип урока: комбинированный урок

Эпиграф урока . «Каждый любит природу по ­  своему  и как может…»   Константин  Георгиевич  Паустовский.

                                                                           Ход урока

  1. Организационный момент

       Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

       (Приветствие, проверка отсутствующих)

2.       Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Игра «Дальше»

3.       Мотивация учебной деятельности учащихся.

4.       Сообщение темы, задач урока.

Тема урока (определяется совместно с учащимися)

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Сегодня мы  с вами поговорим о природе , и послушаем   музыку, которая передает вдохновенные чувства, рожденные от любви к природе. «Каждый любит природу по ­ своему  и как может,­ пишет Константин  Георгиевич  Паустовский. Многих композиторов, которые черпали  вдохновение от  природы. Послушайте  музыкальное произведение норвежского  композитора Эдварда Грига «Утро»  Слушание Эдвард Григ «Утро». ­Какими красками можно изобразить прослушанную  музыку?   Какие тона? (розовые, желтые, голубые, светлые, пастельные, яркие?) ­Можно ли использовать нежные краски на протяжении всего муз. произведения? ­Нет ? Почему? Какие изменения произошли в музыке? ­В конце музыкального фрагмента солнце всходит, и картина природы                должна быть нарисована  яркими красками. ­Вспомните , ребята, какой рассказ К.Г. Паустовского рассказывает нам  о        музыке Э. Грига. ­ «Корзина  с еловыми шишками» ­ Правильно . Давайте послушаем , как пишет К .Г. Паустовский и музыке,          которая была посвящена Дагни Педерсен:  Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок к в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, о скликается струнный оркестр. Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться. Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря! Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке — в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах. Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать. Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет! Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды. Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы. В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. "Ты — счастье, — говорил он. — Ты — блеск зари! ­Скажите, ребята, схожи ли  наши представления о музыке Э. Грига с описанием К.Паустовского? —Да. ­А сейчас вспомним еще одно музыкальное произведение Э.Грига , связанное с природой. Это песня «Заход солнца»  Перед прослушиванием хочу поставит вам задачу: послушайте ,как меняется настроение в песне?  Слушание Э.Григ. «Заход солнца» Ответы детей. ­В песне идет сопоставление мажора( свет, радость) и минора 

(Грустный напев) ­обратили ли вы внимание на последние слова текста песни «Скоро солнце     пропадет за алой  полосою? А теперь посмотрим закат солнца  на                     фотографиях и на картинах художников И  Левитана «Вечер на Волге. Плес» и А .Куинджи «Закат». Показ сопровождается стихами. Солнце раз еще взглянуло исподлобья  на поля, И в сиянии потонула  вся смятенная земля. ­Скажите , ребята, как называется картина, на которой  художник изобразил   природу? ­Пейзаж. ­Обратите  внимание на сочетание холодных и теплых цветов. Теплые цветовые сочетания  соответствуют мажору в музыке, а холодные ­ минору . ­ Как  вы думаете, о каком времени года напоминают нам холодные цвета? (синий, голубой,  фиолетовый) ­ О зиме. ­А теплые цвета,(желтые, красные, коричневые) ­О лете и осени. ­ Правильно! Есть у нашего русского композитора Петра Ильича Чайковского цикл фортепианных  пьес «Времена года» .Это 12 фортепианных пьес, названия которых соответствует  каждому    месяцу в году: Январь­ У камелька, Февраль­  Масленица, Март­ Песнь жаворонка, Апрель­  Подснежник, Май­ Белые ночи, Июнь­ Баркарола, июль­ Песня косаря, Август­Жатва, Сентябрь­ Охота, Октябрь ­Осенняя песня, Ноябрь­ На тройке, Декабрь­Святки. Обратили  вы внимание , как точно подметил  П.И.Чайковский  названия пьес, соответствующих  месяцам? О чем это говорит? ­ Выслушать ответы детей ­ Да, о том, что композитор хорошо знал русскую природу и народные              приметы, жизнь народа, его  единение с природой .Послушайте                         стихотворение  Октябрь уж наступил, уж роща отряхает  Последние листы с   нагих своих ветвей. Взохнул осенний хлад, дорога промерзает Журча еще бежит за мельницу ручей. А теперь послушаем, как это поэтическое настроение передал в музыке Петр Ильч Чайковский.  Видео ряд и слушание пьесы «Октябрь» П. И. Чайковский. Учитель: Природа  нашей  Республики Крым с ее живописными местами         также  вдохновляла  наших предков на создание  музыки и стихов.                    (Каждое музыкальное сочинение своеобразно, все звуки составляют «мелодию». Как вы  ладите в классе друг с другом, так и звуки в мелодии ладят.         Сочетание звуков называется  «лад». Давайте вспомним, какие бывают лады. (Если мелодия весёлая – «мажор», грустная  – «минор».

Словарная работа

6.Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков

(анализ музыкального произведения

7. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений

Физкультминутка

Вокально-хоровая работа.

Ребята, давайте повторим рнп «Во кузнице»

1.А для начала распоёмся- пение звукоряда, исполнение распевок (видео Т.С. Овчинниковой «Оса» «Лиса») с прохлопыванием ритмического рисунка.

2.Выполним упражнение «Аромат цветов».   Медленно вдыхают воздух носом, не поднимая плеч. Задержав дыхание на вершине вдоха, затем медленно выдыхают воздух. 

3.Проговорим скороговорку «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.»

4.Послушайте песню «Дружба». Вам понравилась песня? (да/нет)

- беседа с детьми о песне (высказывание детей о своих впечатлениях- характере, мелодии, содержании…)

- чтение поэтического текста песни

- разучивание песни (по фразам), добиваясь чистого и выразительного пения. (движение мелодии показываю рукой). Исполнение 1 куплета песни

8.Подведение итогов урока (рефлексия).

Заполнение листов самооценки.

Урок окончен. Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки работы в паре 

Оцени работу в паре. Для этого в одной из колонок напротив каждого утверждения поставь +

              УТВЕРЖДЕНИЕ

СОГЛАСЕН

ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

ДА

НЕТ

В паре работать всегда интереснее, потому что можно:

1)   разобраться с непонятным заданием;

2)   найти и исправить ошибки

 

 

 

Мы сразу пришли к согласию, какие задания будем выполнять вместе

 

 

 

При выборе заданий мне пришлось уступать своему партнёру

 

 

 

Большинство решений предложено моим партнёром

 

 

 

                                                                                                                                                  

Лист самооценки

ФИ ученика ______________

 

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким 

длинным

4. за урок я 

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен полезен интересен

не понятен

бесполезен скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным