Краткие методические рекомендации по работе с умственно отсталыми детьми.
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Краткие методические рекомендации по работе с умственно отсталыми детьми.

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
doc
25.02.2020
Краткие методические рекомендации по работе с умственно отсталыми детьми.
УО буклет.doc

 

Работа учителя над развитием речи умственно отсталых учащихся сводится к решению следующих задач.

 

1. Изучение речевого развития учащихся. Необходимо выявить речевые недостатки ребенка, возможные пути их устранения для более успешной работы с детьми. Изучение речи детей преимущественно осуществляется на первом году обучения, т.к. точное знание уровня речевого развития каждого ученика является обязательным условием правильного построения системы работы. Но при этом внимание к индивидуальному развитию каждого ребенка не должно утратиться и в дальнейшем.

2. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков осуществляется в младших классах. Становление произносительных навыков — важнейшая задача начальной школы. В зависимости от успешности ее решения развиваются все другие стороны речи.

3. Уточнение, обогащение, активизация словарного запаса происходит в течение всего процесса обучения.

4. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения также происходит в период всего обучения.

5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи осуществляется все годы обучения, но фундамент закладывается в младших классах.

6. Вырабатывание умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме осуществляется в основном в старших классах, но фундамент также закладывается на начальном этапе обучения и развития.

Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно.

 

Существует выражение «Ум ребёнка – находится на кончиках пальцев» эти слова принадлежат известному педагогу Сухомлинскому В.А.

 

Это непросто красивые слова, ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Поэтому от развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью. 

МКБ 10

 

F70 – легкая умственная отсталость (дебильность), коэффициент интеллекта составляет 50-69, умственный возраст 9-12 лет

F71 – умеренная умственная отсталость (не резко выраженная имбецильность), коэффициент интеллекта составляет 35-49, умственный возраст 6-9 лет

F72 – тяжелая умственная отсталость (выраженная имбецильность), коэффициент интеллекта составляет, 20-34, умственный возраст 3-6 лет

F73 – глубокая умственная отсталость (идиотия), коэффициент интеллекта составляет до 20, умственный возраст до 3 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткие методические рекомендации по работе с умственно отсталыми детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила :

Педагог – психолог РПМПК

Отдела образования администрации Пролетарского района

 города Донецка

Линник Т. Е.

 

 

 

 

 

 

У́мственная отста́лость, малоу́мие, олигофрени́я (др.-греч. «малый ум») — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.

 

Генетические причины умственной отсталости:

Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности. Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают:

Хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации. Примерами могут служить трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна), частичная делеция короткого плеча хромосомы 4, микроделеция участка хромосомы 7q11.23 (синдром Вильямса) и др.

Дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом. Этим механизмом обусловлены такие заболевания, как синдром Ангельмана и синдром Прадера-Вилли.

Дисфункция отдельных генов. Число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000. В их число входят, например, ген NLGN4, находящийся на хромосоме Х, мутации в котором обнаружены у некоторых пациентов, страдающих аутизмом; ген FMR1, сцепленный с хромосомой Х, дерегуляция экспрессии которого вызывает синдром хрупкой Х-хромосомы; ген MECP2, также находящийся на хромосоме Х, мутации в котором вызывают синдром Ретта у девочек

 

Особенности обучения обучающихся с умственной отсталостью

Категории обучаемости детей (по классификации В.В. Воронковой).

 

Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости является обучение их доступным знаниям и социальное адаптирование к самостоятельной жизни.

В школе для детей с ОВЗ все учебные предметы группируются в два блока – образовательный и коррекционно-развивающий.  

 

Для реализации учебного плана учителями используются Государственные программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида рекомендованные и  утвержденные МОН ДНР.

 

Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.

Каждый учитель должен знать содержание коррекционной работы, которая включает следующие направления:

·                                 Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

 

·                                 Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

·         Развитие основных мыслительных операций:

- навыки соотносительного анализа;

- навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

- умение планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

·         Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

·         К.оррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, чтение по ролям и т.д.)

·                                 Развитие речи, владение техникой речи.

·                                 Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

·                                 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

 

 

 

Похожее изображение


Скачано с www.znanio.ru

Работа учителя над развитием речи умственно отсталых учащихся сводится к решению следующих задач

Работа учителя над развитием речи умственно отсталых учащихся сводится к решению следующих задач

У́мственная отста́лость , малоу́мие , олигофрени́я ( др

У́мственная отста́лость , малоу́мие , олигофрени́я ( др
Скачать файл
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.