Краткосрочная программа внеурочной деятельности «Бумажный волшебник»
Оценка 5

Краткосрочная программа внеурочной деятельности «Бумажный волшебник»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
технология
1 кл—2 кл
15.11.2020
Краткосрочная  программа внеурочной деятельности «Бумажный волшебник»
Краткосрочная программа внеурочной деятельности «Бумажный волшебник» художественной направленности
моя программа на проверку.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»  Омского муниципального района   Омской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         УТВЕРЖДАЮ                    

         Рассмотрена на заседании                                                        Директор МБОУ ДО                                                  

         Методического совета                                                              «ЦРТДиЮ «Ровесник»

         МБОУ ДО «ЦРТДиЮ «Ровесник»                                           ____________ Ж.В.Гейер         Протокол №     от «    »_________ 2020 г.                                 Приказ №___ от «  »_____ 2020 г     

                                                                                                                                                                                         .

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочная  программа внеурочной деятельности

«Бумажный волшебник»

 

                               художественной направленности

 

 

Возраст детей: 7 - 8 лет

                                  Срок реализации программы: 2 месяца  (20 ч)

Форма освоения: очная

         Уровень сложности: стартовый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: педагог        дополнительного образования

                                                                        Чижевская Ирина Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            С. Розовка.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   Направленность программы

     Краткосрочная программа дополнительного образования «Бумажный волшебник» является общекультурной рабочей программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся основам искусства оригами. Она предназначена для организации досуга младших школьников.

 

     Программа создает условия для творческого самовыражения детей посредством знакомства с техникой оригами и практической деятельностью по созданию творческих работ.

Актуальность программы

      Целенаправленное формирование личности, способной творчески подходить к труду в любой сфере человеческой деятельности – важнейшая задача, стоящая перед современным образованием. Одной из актуальных проблем начального обучения является развитие творческих способностей детей. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Следуя этим задачам, была составлена эта программа.

Оригами (бумажная пластика) - это создание фигурок из бумаги посредством приёмов складывания. В настоящее время - это самый простой и доступный вид декоративно-прикладного творчества. Популярность оригами заключается в том, что для него не требуется никаких специальных инструментов, а в качестве материала может использоваться почти любая  бумага (бумага для офисной техники, газета, обои, упаковочная бумага, картон, бархат и др.). Оригами развивает мелкую моторику рук, что благотворно отражается на умственном развитии ребенка.

Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.

    Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные

интересы, расширить информированность в данной образовательной

области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять

совместную деятельность в процессе освоения программы.

   Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она способствует раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя. Дети видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Работа в этой технике благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности школьников – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности, формируя такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.

 

     

 

 

Данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности.

Значение оригами для развития ребенка

Учит детей:

·        различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание,

·        многократное складывание, надрезание, склеивание.

·        Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к

·        точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

·        Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на

·        процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

·        Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

·        Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

·        Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по

·        которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

·        Развивает художественный вкус и творческие способности детей,

·        активизирует их воображение и фантазию.

·        Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные  способности детей.

·        Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит

·        аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,

·        содержать в порядке рабочее место.

·        Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно- тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который

наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями,

выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы

композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое

оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы. Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует

применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

 

 

Цели и задачи программы

 Цель программы:  расширение знаний детей об истории производства и применения бумаги, привитие интереса к работе с бумагой, воспитание эстетических чувств.

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, и повышение эффективности их обучения в школе.

 

 

Задачи программы:

Обучающие

·        Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми

·        формами оригами.

·        Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и

·        зарисовывать схемы изделий.

·        Обучение различным приемам работы с бумагой.

·        Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда,

·        рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

·        Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,

·        пространственного воображения.

·        Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

·        Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии

·        детей.

Воспитательные:

·        Воспитание интереса к искусству оригами.

·        Расширение коммуникативных способностей детей.

·        Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 

Организационные основы программы

 

Программа создана для обеспечения познавательного досуга детей.

Срок реализации программы – два месяца

Предполагаются еженедельные занятия с детьми - 2 дня в неделю по 2 часа. Таким образом, общее количество часов по программе составляет 20 часов.

Группу желательно формировать из обучающихся одного возраста. Наполняемость группы составляет не более 15 человек. Принимаются все желающие учащиеся начальной школы без предъявления особых требований.

          

 

 

 

Формы и методы обучения

 

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры,

праздники, конкурсы.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

·        словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

·        наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,

наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

·        практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и

др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

·        объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают

     готовую информацию

·        репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и

     освоенные способы деятельности

·        частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение

     поставленной задачи совместно с педагогом

·         исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности

учащихся на занятиях:

·        фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

·        индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и

     фронтальных форм работы

·        групповой – организация работы в группах.

·        индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

·        и другие

 

Ожидаемые результаты освоения программы и способы их проверки

 

 

          В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть определенными знаниями, а также у детей должны быть сформированы следующие умения и навыки:

·     умение правильно пользоваться ручными инструментами, соблюдать      правила безопасности труда;

·        научатся различным приемам работы с бумагой;

·        будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

·        научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы

·        изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

·        будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике

оригами;

·        разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;

·        мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие

     способности и фантазию.

·        познакомятся с искусством оригами;

·        овладеют навыками культуры труда;

·        улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 

 

Способы фиксации результатов

 

·         Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях и оценки готовых работ учащихся.

 

·         Составление диагностической карты  «Оценка результатов освоения   программы».

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

 

·        Составление альбома лучших работ.

·        Проведение выставок работ учащихся "Увлекательный мир оригами":

·        – в классе,

·        – в школе

 

                                                                   

 Программа составлена на основе специальной литературы и личного педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          


 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

Количество часов

Всего

 

Тема занятия

теория

   практика

 

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Вводное  занятие.  Беседа  по  охране  труда. 

 

Игра   «Знакомство».

1

1

2

 

 

                  

 

 

 

 

2.

Знакомство с оригами, веселая геометрия.

 

Основные приемы складывания бумаги.

1

1

2

 

 

 

 

 

 

3.

Условные  обозначения  оригами. 

 

Базовые  формы оригами.

1

1

2

 

 

 

Предметы быта. Коробки.

 

 

 

 

4.

Базовые   формы   оригами.  

 

Оригами   «Головные уборы»

1

1

2

 

 

 

 

 

 

5.

Оригами «Транспорт»

 

2

2

 

6.

Оригами «Мир птиц и животных»

1

2

3

 

7.

Оригами «Игрушки»

 

2

2

 

8.

Оригами цветы.

 

2

2

 

9.

Модульное оригами.

1

2

3

 

 

Всего часов:

6

14

20

 

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел 1. Вводное занятие.

 

Теория. Знакомство с   коллекцией бумаги, материалами для  занятий оригами.

 

Классификация бумаги, ее свойства, виды и  назначения, подготовка и  подбор бумаги.

 

Правила техники безопасности при работе с колюще-режущими предметами. Практическая работа. Знакомство с рабочими принадлежностями. Формирование группы. Беседа по охране труда. Игра «Знакомство».

 

Раздел 2. Знакомство с оригами, веселая геометрия. Основные приемы складывания бумаги.

 

 

Теория. Рассказ об истории развития искусства оригами. Обобщение знаний о геометрических фигурах. О приемах складывания бумаги. Беседа о разновидностях изделий

 

в  технике «Оригами».

 

Практическая работа.

1.Способы изготовления квадрата из прямоугольника.

2. Способы деления квадрата на части.

3. Оригами: коготь тигра.

 

Раздел 3. Условные обозначения оригами. Базовые формы оригами.

 

 

Теория. Традиционные и новые техники оригами. Азбука Оригами: приемы и знаки, изучение условных обозначений и схем. Рассказ о работе с технологической картой. Знакомство с базовыми формами оригами: треугольник, квадрат, книжка, дверь, дом, блин.

Практическая работа.

1.     Предметы быта - стаканчик, тарелочка, конверт.

2.     Коробки.

 

             Раздел 4. Базовые формы оригами. Оригами «Головные уборы»

 

Теория. Знакомство с базовыми формами оригами: воздушный змей, водяная бомбочка, птица, лягушка, катамаран.

 

Практическая работа.

Головные уборы: корона, колпак, шапка - лодка, пилотка.

 

Раздел 5. Оригами «Транспорт»

 

Практическая работа:

1.     Самолеты.

2.     Корабли.

             Раздел 6. Оригами «Мир птиц и животных»

 

 

Теория. Знакомство с изготовлением новых фигурок оригами «Птиц» и «Животных». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением птиц. Образцы готовых изделий. Компьютерная презентация «Мир птиц и животных. Оригами»

 

Практическая работа:

1.Японский журавлик, голубь, ворона, лебедь, утка.

 

2.Лисичка, лягушка, черепаха, волк, заяц.

 

Раздел 7. Оригами «Игрушки»

 

Практическая работа: домик, говорящая лиса, водяная бомбочка, вертушка, пианино.

 

Раздел 8. Оригами цветы. Коллективная работа.

 

 

Практическая работа. Тюльпаны, ирис. Сборка и оформление готовой коллективно-творческой работы.

 

Раздел 9. Модульное оригами. Коллективно-творческая работа.

   

    Теория. Знакомство с модульным оригами. Правила сборки модулей.

 

Практическая работа. Изготовление модульных звезд. Коллективно-  творческая работа.

 

Раздел 10. Итоговая выставка детских работ «Увлекательный мир  оригами».

 

Практическая работа. Подведение итогов. Анализ. Итоговая выставка детских работ на тему «Увлекательный мир оригами». Подготовка выставочных работ. Итоговая выставка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение:

1) Дидактические раздаточные материалы:

- инструкционные карты и схемы базовых форм оригами;

- инструкционные карты сборки изделий;

- схемы создания изделий оригами;

- образцы изделий;

2) Компьютерные презентации «Базовые формы оригами», «Оригами. Мир птиц и

животных», «Модульное оригами», «Корабли», «Цветочный мир», «Головные уборы»,

«Игрушки оригами», «Самолеты».

 

                                                                                                                          

Оборудование и материалы, необходимые для занятий оригами

1) Учебные столы и стулья;

2) Выставочные стенды;

3) Белая бумага, цветная бумага тонкая, двухсторонняя цветная бумага, цветной картон;

4) Линейки, простые карандаши, цветные карандаши;

5) Стирательные резинки;

6) Клеенки;

7) Ножницы;

8) Клей-карандаш;

9) Бумажные салфетки.

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   

Литература для педагога:

1. Афонькин, С. Ю. Все об оригами. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина — СПб. : ООО СЗКЭО "Кристалл", 2004. — 272 с.

2. Афонькин, С.Ю. Игрушки. / С.Ю. Афонькин — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 128 с. - (Библиотека оригами).

3. Афонькин, С. Ю. Оригами. Бумажный зоопарк. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина — СПб. : Литера, 2003. – 68 с.

4. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина - СПб. : Химия, 1994.- 64 с.

5. Афонькин, С. Ю. Оригами. Цветы и вазы. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина — СПб. : ООО СЗКЭО "Кристалл", 2002. – 110 с.

6. Бич, Р. Оригами: Большая иллюстрированная энциклопедия. / Рик Бич - М. : Эксмо, 2004. – 256 с.

7. Броди, В. Зверюшки из бумаги. / Вера Броди – М.: Мой мир, 2008. – 96 с. -

(Мастерим с мамой).

8. Джоунс, Ф. Фантазии из бумаги: Энциклопедия: техника, приемы, изделия. /Фиона Джоунс – М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 160 с. – (Золотая библиотека увлечений).

9. Долженко, Г. И. 100 поделок из бумаги. / Г.И. Долженко — Ярославль: Академия развития, 2006. – 142 с.

10. Кадзуо, Х. Оригамика: Геометрические опыты с бумагой. / Хага Кадзуо. - М.:Издательская группа URSS, 2012. -160 с.

11. Соколова, С.Н. Сказка оригами. / С.Н. Соколова – М. : Эксмо-Пресс, СПб. : Валери СПД, 2004. – 240 с. – (Академия «Умелые руки»).

12. Черныш, И.В. Удивительная бумага. / И.В. Черныш – М : АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160 с.

13. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. / Донателла Чиотти – М.: Мир книги,2008. – 96 с. – (Детское творчество).

14. Девид Митчел. Оригами. Животные из бумаги. Практическое руководство.: Издательство: НИОЛА-ПРЕСС. (Доступна для скачивания).

15. Гарматин, А.А. Оригами для начинающих. Игрушки из бумаги. / А.А. Гарматин - Ростов: Владис, М.: Рипол Классик, 2005. - 320 с.

 

Интернет-ресурсы

1) интернет сайт www.origami.ru

 

 

 

 

 

 

                                                                                    



 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы

Данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности

Данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности

Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали

Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали

Формы и методы обучения В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры, праздники, конкурсы

Формы и методы обучения В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры, праздники, конкурсы

Способы фиксации результатов ·

Способы фиксации результатов ·

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1

Раздел 6. Оригами «Мир птиц и животных»

Раздел 6. Оригами «Мир птиц и животных»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература для педагога: 1. Афонькин,

Литература для педагога: 1. Афонькин,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2020