УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ТВОРЧЕТСВА «ПИРАМИДА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета ЦТ "Пирамида" Директор ЦТ "Пирамида"
от «___»________20__ В.А. Страшко__________
протокол № ___ «___»__________20__
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«Волшебный мир лепки и аппликации»
Направленность: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Рассчитана на детей 5-7 лет
Срок реализации: (общее количество часов) 14 часов
Крамская Наталья Алексеевна
Педагог дополнительного образования
Тимашевск 2020
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир лепки и аппликации» разработана для детей 5-7 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Новизна данной общеобразовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Педагогическая целесообразность общеобразовательной общеразввающей программы обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Особенность и отличие данной программы от образовательной программы дошкольного образования состоит в том, что она способствует определению и развитию интереса ребёнка к той или иной деятельности, который в дальнейшем может стать приоритетным направлением в определении профессиональной направленности.
Данная программа предназначена для детей 5-7 лет. Дети этой возрастной категории, согласно общепринятой возрастной периодизации, являются детьми старшего дошкольного возраста. Этот возраст очень важен в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-7 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности - «погружения»
в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа
минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа
составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
- На первом этапе дети самостоятельно от
других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну
композицию.
- На втором этапе дети выполняют более сложное и
разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия
создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
- На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для
творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.
2. Принцип динамичности. Каждое
задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится
логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с
другом и со взрослым:
- в начальном этапе дети работают рядом и общаются с педагогом;
- на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
- постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
В возрасте 5-7 лет дети уже имеют определённые знания относительно лепки и аппликации, приобретённые раньше, поэтому воспитатель имеет возможность творчески выбрать тему занятия, учитывая интересы детей, наличие знаний и умений, ранее приобретённых. Успех решения учебных задач большей частью определяется правильной организацией работы с детьми и чётко продуманной системой объединения занятий разного типа.
Используются два типа занятий по лепке и аппликации: на тему, предложенную педагогом (изучение нового материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную ребёнком (по его замыслу).
Лепка
В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.
Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.
Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.
Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы.
Дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать комбинированный способ лепки.
С детьми пятого года жизни повторяют и закрепляют приобретённые прежде знания и умения, а кроме того, им дают новые знания и умения, а именно:
- делить пластилин на части и образовывать несложные предметы, в основе которых лежит шар;
- создавать предметы, в основе которых лежит цилиндр;
- раскатывать пластилин прямыми движениями рук и создавать овальную форму и на основе этой формы лепить такие предметы: слива, лимон, груша;
- заострять и закруглять предметы;
- раскатывать пластилин круговыми движениями рук, расплющивать, загибать, защипывать края, вдавливать пластилин пальцами и создавать предметы;
- делить пластилин на части и соединять их в целое прикладыванием и нажатием, примазыванием .
С детьми шестого года жизни, как и в предыдущих возрастных группах, сначала повторяют и закрепляют навыки и умения, а потом вводят новые задачи:
- делить пластилин на 3-4 части и создавать несложные предметы, в основе которых лежит шар, цилиндр, конус (лепка овощей, фруктов, ёжика, мышки, котика, лисички);
- лепить части в основе которых лежит диск (тарелочка, чашечка);
- лепить предметы комбинированным и пластическим способами, приёмам крепкого соединения деталей, сглаживание поверхности пальцами, стекой и увлажнённой тряпкой (собака, зайчик, белочка, самолёт, черепаха, курочка, петушок, птичка - свистулька, лисичка и др.).
Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание и т.п.
Продолжать формировать умение передавать мелкие детали, работая пальцами. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, пёрышки птицы, узор и складки на одежде людей и т.п.
Аппликация
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.
Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
Педагогу необходимо закреплять умения, создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной вдвое (стакан, ваза, цветок и др.).
Вызывать желание создавать сюжетные композиции, дополнять предметные и сюжетные композиции деталями, обогащающими изображения.
Продолжительность каждого занятия, с учётом возрастных особенностей данной группы детей, должна составлять 40-45 минут, с возможным последующим увеличением времени.
Для реализации программы используются учебно-методические (методические пособия, учебники, книги, конспекты занятий) и различные материально-технические средства.
Адресат программы. В объединение входят разнополые дети в количестве от 10 до 12 человек, возрастная категория от 5 до 7 лет, не имеют предварительной подготовки. Ребята должны иметь средний уровень внимания, эмоционально-волевые качества: настойчивость, самостоятельность, активность, общительность, доброжелательность, умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей. При обучении показывать умения выполнять работу, используя материалы: пластилин, бумагу.
Адресат программы. В объединение входят дети, проявляющие творчество, самостоятельность. Дети, поступившие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Программа «Волшебный мир лепки и аппликации» ознакомительного уровня носит выраженный деятельностный характер, создающий возможность активного практического погружения детей в предметную деятельность на уровне первичного знакомства с ней.
Программа рассчитана на 3 недели в количестве 14 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа продолжительностью по 30 минут с двумя 10 минутными перерывами. Форма обучения – очная.
Программой предусмотрена индивидуально-групповая форма организации деятельности обучающихся на занятиях. Занятия и виды занятия определяются содержанием программы и могут проводиться в форме игры, практических занятий, выполнения самостоятельной работы, выставки.
Цель и задачи программы
Цель программы: познакомить учащихся с разнообразием существующих практик в лепке и аппликации, содействовать дальнейшему выбору обучения в данном виде деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить с основными понятиями, приемами и методами практической работы в области лепки и аппликации;
- сформировать первоначальные умения по выполнению объемной и простой аппликации и лепке по образцу.
Личностные:
–воспитывать потребность в самообразовании и творческой реализации.
Метапредметные:
- развивать любознательность как основы мотивации к обучению, наблюдательность, память, коммуникативные навыки. Содержание программы
Учебный план
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации\контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Введение. |
1 |
1 |
- |
Беседа |
2. |
Лепка |
7 |
- |
7 |
Наблюдение |
3 |
Аппликация |
6 |
- |
6 |
Наблюдение |
Итого |
|
14 |
1 |
13 |
|
Содержание учебного плана
1.Введение.
Происходит знакомство педагога с детьми и их родителями, а также детей между собой, создание положительной мотивации к занятиям, знакомство детей и родителей с групповой формой работы, правилами поведения в группе, диагностика познавательных процессов.
2.Лепка:
-синхронизировать работу обеих рук;
-координировать работу глаз и рук, соизмерять силу нажима ладонью;
-учить создавать простейшие формы (шар, цилиндр, овал) и видоизменять их, создавая при этом выразительные образы;
- учить лепить пальцами; вытягивать или оттягивать небольшое количество пластилина для формирования деталей; создавать образы из 5-6 деталей.
3.Аппликация:
-учить раскладывать и приклеивать вырезанные самостоятельно бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;
-учить составлять цельный аппликативный образ из 5-6 готовых силуэтов, продолжать знакомить с ножницами.
Планируемые результаты
Предметные:
- учащиеся познакомятся с основными понятиями в области прикладного творчества аппликации и лепке;
- сформируются первоначальные умения по выполнению работ по объемной и простой аппликации, лепке по образцу.
Личностные:
– сформируется потребность в самообразовании и творческой реализации.
Метапредметные:
- разовьется мотивация к обучению, наблюдательность, память, коммуникативные навыки.
В конце обучения у учащихся появится интерес к изобразительной деятельности и не менее25% из общего количества ребят приступят к занятиям по программе «Мастерская чудес» ознакомительного уровня.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации»
Календарный учебный график
№ |
Дата проведения |
Тема занятия |
Форма проведения |
Форма контроля |
|||||
теория |
Практика |
|
|
|
|||||
план |
факт |
|
|||||||
1. |
|
|
Введение. ТБ. Знакомство с планом работы. |
1 |
- |
вводный инструктаж по ТБ |
Входящий текущий
|
|
|
2. |
|
|
Лепка: «Цветочная поляна». |
- |
1
|
Беседа
|
Наблюдение
|
|
|
3. |
|
|
Аппликация: «Машина». |
|
1 |
Беседа Практическая работа
|
Обсуждение Самостоятельная работа |
|
|
4. |
|
|
Лепка: «Созрели яблоки в саду». |
|
1 |
Практическая работа |
Наблюдение
|
|
|
5. |
|
|
Аппликация: «Жираф» .С использованием крашенного песка. |
|
1
|
Практическая работа
|
Наблюдение
|
|
|
6. |
|
|
Лепка: «Радуга- дуга»(плоскостная лепка). |
|
1
|
Практическая работа
|
Самостоятельная работа Наблюдение |
|
|
7. |
|
|
Аппликация: «Бабочка». Мозаичная аппликация. |
|
1
|
Игра
|
Наблюдение
|
|
|
8. |
|
|
Лепка: «Пластилиновая картина». |
|
1 |
мастер – класс |
Наблюдение Обсуждение
|
|
|
9. |
|
|
Аппликация: «Собака». Объемная фигурка из бумаги. |
|
1
|
Беседа
|
Обсуждение
Наблюдение
|
|
|
10. |
|
|
Аппликация: «Машинка» |
|
1 |
Беседа, показ иллюстраций
|
Обсуждение
Наблюдение |
|
|
11. |
|
|
Лепка: «Подсолнух» |
|
1 |
Мастер- класс |
наблюдение |
|
|
12. |
|
|
Лепка: «Смешная овечка» |
|
1 |
Мастер-класс |
наблюдение |
|
|
13. |
|
|
Аппликация: «Дерево счастья» |
|
1 |
Мастер-класс |
наблюдение |
|
|
14. |
|
|
Лепка: «Веселая черепашка».Итоговое занятие. |
|
1 |
Мастер-класс |
наблюдение |
|
|
Материально-техническое обеспечение программы: помещение для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.3172 – 14, в помещении находятся стандартные учебные столы и стулья, соответствующие ростовой группе, стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Для проведения занятий необходимы:
· Магнитофон
· Музыкальные записи
· Фигурки животных, трафареты
· Пластилин, дощечка, цветная бумага, ножницы с тупыми концами, клей-карандаш
· Карточки с изображение различных предметов и геометрических фигур
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с высшим профессиональным или средним профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации и знающий специфику ОДО. Требования к опыту практической работы не предъявляются. Необходимые умения: владеть формами и методами обучения; использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, культурно – досуговую, учебно – исследовательскую; регулировать поведение обучающихся для обеспечение безопасной образовательной среды; реализовать современные формы и методы воспитательной работы, как на занятиях так и во внеурочной деятельности, ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей; общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их. Необходимые знания: преподаваемый предмет; основные закономерности возрастного развития; основные методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
Педагог, имеющий (1 или высшую) квалификационную категорию или прошедший аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Формы аттестации
Программой «Волшебный мир лепки и аппликации» предусматривается текущий вид контроля.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся расширять круг знаний, приумножать умения и практические навыки.
Форма и методы контроля и оценки результатов усвоения программы предполагает при текущем контроле:
• педагогическое наблюдение за процессом выполнения заданий,
• ежедневное краткое подведение итогов,
• опрос,
• самостоятельная работа,
• педагогический мониторинг – ведение журнала посещаемости.
Из- за ограниченного по времени срока реализации программы итоговая аттестация не предусматривается.
Критерии анализа детского изображения.
Критерии анализа детского творчества по аппликации.
1. Навыки
1. Технические.
а) Правильно держит ножницы и действует ими;
б) Не всегда правильно держит ножницы;
в) Не умеет пользоваться ножницами.
2. Формообразующие.
а) Разрезает квадрат по диагонали, срезает углы у квадрата, прямоугольника;
б) Срезает углы у квадрата, не закругляя, а срезая резко;
в) Рвет бумагу ножницами.
2. Последовательность выполнения работы, аккуратность.
а) Последовательно раскладывает и наклеивает предметы;
б) Неаккуратно наклеивает предметы, не всегда убирая клей;
в) Неаккуратно наклеивает предметы, забывает наводить порядок.
3. Декоративное изображение
а) Составляет узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, круге;
б) Неритмично оформляет геометрическими формами основу;
в) Затрудняется в составлении узора.
4. Уровень самостоятельности выполнения работы
а) Проявляет самостоятельность и творчество;
б) Не значительная помощь взрослого;
в) Требуется активная помощь взрослого.
1. Оценка ребенком созданного им изображения:
а) Адекватна;
б) Неадекватна (завышена, занижена);
в) Отсутствует.
Методические рекомендации
Занятия с детьми носят комплексный характер: развивают все сферы личности ребёнка. Занятия проходят в игровой форме. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка, помогают ему проявить самостоятельность.
На основе уже имеющихся умений и навыков данная программа создана развивать уже имеющиеся знания, умения, навыки и формировать новые. А именно, развивать произвольность познавательных процессов: ребёнок учится сосредотачиваться, внимательно слушать задание, запоминать и воспроизводить пройденный материал. Учится обобщать предметы в группы, расширяет кругозор, начинает лучше ориентироваться в пространстве (право, лево, верх, низ, над, под). Осваивает умения различать предметы по свойствам, отгадывать предметы по фрагментам. У ребёнка формируется правильная речь, развивается артикуляционный аппарат. Занятия помогают развивать и совершенствовать навыки рисования, лепки, аппликации.
Каждое занятие содержит в себе упражнения и игры за столом и на ковре, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, игры под музыку. Тихие, спокойные игры чередуются с подвижными, что способствует динамичности занятия и поддерживает мотивацию детей.
Дополнительная образовательная программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий:
¨ Технология личностно-ориентированного обучения
Практические методы обучения, методы наглядной передачи и зрительского восприятия, методы степени творческой самостоятельности, методы формирования познавательного интереса. Наглядные приемы обучения.
¨ Игровые технологии
Методы формирования интереса к учению (создание ситуации успеха, познавательные игры), анализ реальных производственных ситуаций, практические задания, метод инсценировки, метод воображения ситуации в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим оборудованием.
Приемы: загадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, инсценировка бытовой (производственной) сценки.
¨ Здоровьесберегающие технологии
Методы обучения: словесные и наглядные, использование технических средств, практические задания и упражнения.
Приемы: демонстративно-тренировочный.
На занятиях могут использоваться несколько технологий. Например, личностно ориентированная со здоровьесберегающей и информационными технологиями.
Дополнительная образовательная программа реализуется через следующие формы занятий:
• традиционное занятие по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— практическая часть,
— подведение итогов;
•занятие – конкурс
- вступительное слово педагога,
- выполнение теоретических и практических заданий,
- подведение итогов.
• занятие с игровой основой
Список литературы
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. Интернет-Ресурсы:
Загадки про овощи и фрукты
http://deti-online.com/zagadki/zagadki-ovoschi-frukty/
Стихи про цифры http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-cifry-ot-1-do-10.html
Загадки о диких животных http://ped-kopilka.ru/blogs/voronkina-lyudmila-artemevna/zagadki-o-dikih-zhivotnyh-s-otvetami-dlja-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html
Нормативные документы:
1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.«Об образовании в Российской Федерации»
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04009.2014 г. № 1726 –р
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 -14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
5.Краевык методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.
6. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / автор-составитель И.А. Рыбалева/.- Краснодар, 2016 года.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «ПИРАМИДА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Директор ЦТ
____________Е.В.Сиротина ___________ В.А.Страшко
«___»_________20 г. «___»___________20 г.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ
ГРАФИК
КРАТКОСРОЧНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Волшебный мир лепки и аппликации»
Цель: ознакомление с декоративно- прикладным творчеством; обучение основам аппликации и лепки.
Срок реализации программы: 14 часов
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа
Педагог дополнительного образования:
Крамская Наталья Алексеевна
Тимашевск 2020
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.