Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 151»
Краткосрочный проект
«Такие разные часы»
в подготовительной группе №12«Тополек»
Подготовили и провели воспитатели :
Лукьянчук Н.А.1 кв. категории
Мусиенко А.В. высшей кв. категории
г.Оренбург,2021
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов
часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в
прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое
воображение.
Для детей 6- 7 лет (подготовительная группа)
Вид проекта - исследовательско -творческий, групповой.
Срок реализации проекта - (1неделя)
Участники - дети 6 - 7 лет, воспитатели, родители.
Актуальность:
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы
«Истоки» в разделе формирование элементарных математических представлений.
Главная цель-дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной
детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках
проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не
обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице,
часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в
самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни –
толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие
огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти
маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Мы предложила
детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все
часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это
вызовет! Магазины будут работать, как захотят. На заводах работа станет
невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут
опаздывать в детский сад, а родители на работу. Мы рассказали детям, что сейчас
трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с
пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И
уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который
час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и
рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из –
за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.
Наш рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет
назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В
процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о
разновидностях и современных часов. Поэтому мы решили в систему воспитательно-образовательной
деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему
«Удивительный мир часов».
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их
появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что
давным-давно были : солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные
часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время.
Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение
анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование
навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию
интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
2 этап- основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов
прошлого и настоящего.
- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?»,
«Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Что я
знаю о часах», «По часовой стрелек и против часовой стрелки», «Какие бывают
часы?»,
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти
шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы»
Мирошникова Ирина , «Стихи про часы и о времени», С.Маршак «Мы в часы мячом
попали», Н.Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу»,
сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва
«Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А.Мальгинова «Часы для Биби»,
М.Манакова «Мой день».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время»,
«Часы».
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».
- Дидактическая игры : «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки»,
«Мои первые часы» , «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний»,
«Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы
долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».
- НОД . Развитие речи на тему: «Удивительный мир часов. Знакомство с часами»,
«Мы живём по часам», «Какие бывают часы?».
- Просьба принести для мини-музея группы «Мир часов» интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Консультации для родителей : «Формирование чувства времени у детей старшего
дошкольного возраста»,
3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов»
- Создание альбома «Часы»
- Подборка детских книг о часах и времени.
Информационное обеспечение проекта:
Рекомендации, консультации для родителей , стихи, загадки, конспекты занятий,
альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии .
При создании мини- музея «Мир часов» перед собой поставила следующие задачи:
-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении
музеев;
- формировать представление о музее как об особом источнике
культурно-исторического опыта человечества;
- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной
и духовной культуры;
- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме
анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать
визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
Приложение к проекту
«Такие разные часы»
Виды деятельности, реализуемые в проекте
-Ситуативный разговор на тему: «Нужны ли человеку часы?». Развивать умение детей аргументировать свои ответы, уметь употреблять в речи сложносочинённые предложения, не перебивать друг друга.
- Беседа «Мы живём по часам».
Цель: закрепить знания детей об истории возникновения часов, уточнить у детей виды часов, вызвать стремление планировать свою жизнь по часам; развивать интерес к понятию «время».
-Рисование на тему: «Часы такие разные и нужные». Цель: продолжать учить рисовать по замыслу, придумывая детали; учить докрашивать изображение карандашами, не выходя за контур; уметь в рисунке отображать детали часов; прививать интерес к рисованию.
Игра –экспериментирование «Песочные часы». Вызвать интерес к экспериментированию, желание узнать, что можно сделать за минуту.
-Самостоятельное конструирование из бумаги и картона «Мои любимые часы». Развитие фантазии, Умение доводить задуманное до конца, закрепление деталей часов.
- Ситуативный разговор на тему: «Какие часы ты знаешь?». Уточнить знания детей, учить дополнять ответы друг друга, развивать связную речь.
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий-
и журналов по теме «Такие разные часы».
-Беседа: «Как определить время по солнечным часам?». Познакомить детей с новым видом часов, показать их неудобство для определения времени, расширять знания детей.
-Чтение стихотворения О. Шалимовой «Солнечные часы». Прививать детям интерес к чтению художественной литературы.
- Математическая игра «Изобрази на часах время, которое назову». Учить определять время.
- Опыты-экспериментирования «Часы и время». Формировать представление о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.
-Свободное рисование «Часы для любимой игрушки». Уметь отражать в рисунке детали часов, закрепление написания чисел от 1 до 12.
-Прослушивание аудиозаписи песни «Часы». Вызвать хорошее настроение, желание подпевать песню в различных темпах.
Дидактическая игра «Часы». Развивать речевое внимание детей.
- Ситуативный разговор на тему: «Как устроены водяные часы». Расширять и обогащать знания детей; рассмотреть устройство в книге «Сто тысяч почему».
- «Я загадаю – вы отгадайте!» - загадывание загадок о времени и часах. Учить мыслить, запоминать загадки.
- Дидактическая игра «Узнай время».
-Рассматривание фотоальбома «Такие разные часы».
-Сюжетно-ролевая игра «Часовая мастерская». Продолжать знакомить детей с профессией «Часовщик». Углублять знания о труде часовщика.
-Свободное рисование детей на тему «Часы будущего». Развитие творческих способностей детей.
-Дидактическая игра «Что мы делаем сейчас?». Ориентировка детей во времени.
-Ситуативная беседа на тему: «Как в старые времена в деревне определяли время?». Познакомить детей с «деревенским» будильником – петухом; расширить кругозор детей.
-Беседа на тему: «Какие бывают часы?». Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием видов часов; учить составлять короткие рассказы из личного опыта; прививать интерес к работе часового мастера; расширять кругозор детей; воспитывать желание «Беречь» время.
-Дидактическая игра «Тик-так». Самостоятельно определять форму предметов и их частей на примере макета часов, самостоятельно устанавливать время на макете часов, воспитывать интерес к играм.
Книга «Мой день». Логическое мышление, внимание, уметь определять время.
-Ситуативный разговор на тему: «А бывают ли цветочные часы?». Расширять кругозор детей, познакомить с иллюстрациями цветов, расцветающих в разное время суток.
-Беседа: «Что нового и интересного вы узнали о часах?». Закрепить и упорядочить знания детей о времени, видах часов.
Сказка «Какие часы лучше».
В одном городе жил старый часовщик.У него в мастерской было очень много
разных часов: и старых и новых. Там были солнечные, песочные, водяные,
маслянные, механические, кварцевые и электронные часы.
Однажды вечером, когда часовщик уже спал, часы затеили спор: кто из них
точнее, практичней и удобнее.
Первыми начали хвастаться солнечные часы, но песочные возмутились и их поддержали остальные часы: «Вы хороши только днем, до заката солнца, а ночью вы бесполезны». «Вот мы самые лучшие!» - сказали песочные часы. Но в спор вступили механические часы: «Вы показываете только определенный отрезок времени и вас постоянно надо переворачивать, поэтому вы не удобны! А вот мы и красивые и удобные, потому что нас можно всегда носить с собой. Мы самые - самые! Мы бываем разные настенные, напольные, карманные, ручные! И, вообще, мы самые лучшие!».
«Ну уж нет! Это мы самые точные и удобные, - невыдержали электронные часы.
«Вы тоже не так хороши, без батареек вы не работаете!»- сказали остальные часы.
Поднялся такой шум, что проснулся часовщик и все услышал. «Не спорьте, друзья! Вы во все времена были очень полезны и необходимы людям и хороши по-своему. Вы все выполняли одну и ту же работу – определяли время. Но с годами человек придумывает новые часы, постепенно их усовершенствуя. Но все ровно вы все очень дороги для людей.»
На этом часы прекратили свой спор и согласились с мастером. В мастерской снова восстановилась дружба между часами, а все желающие приходили любоваться часами в эту мастерскую.
Разучивание стихотворения Е.
Борисова:
Маленькая стрелочка
по часам идет,
Стрелочка большая,
минутам счет ведет.
Тонкая, секундная,
быстренько бежит,
В каждую минутку,
попасть она спешит.
Так, секундочки в минуту,
а минуточки в часы,
Сутками идут по кругу,
у будильника усы.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 151»
Занятие по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной к школе группы
На тему :«Что мы знаем о часах».
Цель:
• закрепить и расширить знания детей о разных видах часах, о принципе их работы, их роли в жизни человека;
• помочь детям устанавливать зависимость конструкции и внешнего вида;
• воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мне позвонил Буратино и сказал, что придет к нам на занятие, но почему – то он опаздывает. Пока мы будем ждать Буратино, давайте поиграем в игру «Назови число». (ребенку бросается мяч, он возвращает его и называет число на один больше или меньше.)
Раздается стук в дверь, входит Буратино.
Воспитатель: Буратино, ты почему опаздываешь? надо начинать занятие, а мы тебя ждем.
Буратино: А что, разве нельзя было придти позже?
Воспитатель: Все делается по времени. Дети в школе садятся за уроки в определенное время, магазины открываются в определенное время, транспорт начинает движение в определенное врем - по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла произойти вот такая история.
Приходит командир экипажа в самолет, смотрит, а в самолете никого нет. «Рано я пришел» - думает командир. И ушел. Только он ушел, пришли пассажиры - командира нет, пойдем еще погуляем. Командир пришел – нет никого, и улетел. Потому, что у него и у пассажиров не было часов. Вот такая история
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о часах. (ответы детей записываются)
- что хотели бы узнать о часах?
- где можно получить информацию?
- кто нам в этом поможет.
Воспитатель: Ребята, где можно увидеть много часов разных времен и разных стран. (Ответы детей)
Есть такой музей. Вы хотели побывать в нем. ?
Мы можем отправиться в него прямо сейчас. И вы уже сможете узнать ответы на некоторые вопросы
(дети отправляются в «музей» - заранее сделана выставка разных видов часов, где их встречает экскурсовод - часовщик)
Рассказ о солнечных часах.
Давным-давно, когда еще не было часов, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко, пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло пол дороги - надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за море, за горы – пришло время идти домой на покой.
И вдруг человек обратил внимание на тень, что не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало круг по небу, и тень тоже пробежала. Смотрел человек, как тень по кругу бегает,и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части.
Каждая часть равна одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, помечая час за часом.
Так были изобретены первые часы, назывались они – солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Как вы думаете, почему? (Рассуждение детей)
Водяные часы.
В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки, которые показывали сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
Водяные часы тоже оказались неудобными. Почему?
(потому, что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд)
Песочные часы.
После неудач с солнечными и водяными часами, люди стали думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью. Летом и зимой и в любую погоду.И придумали : У этих часов нет стрелок, ни кружка, ни зубатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соедины вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний – значит прошло 3. 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается.
У меня в руках часы на одну минуту, как вы думаете, что можно успеть за одну минуту?
-Пользуются ли теперь песочными часами?
-Где и кто?
Ребята, прошло много времени с тех пор, как человек придумал часы с механизмом.
Внутрь поставил, пружинку, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесо. Оно цепляется за другое колесико, вертит его. Второе колесико показывает часы и минуты. Это механические часы.
Есть часы без пружинки, вместо нее внутри находиться маленький электронный моторчик, который работает при помощи батареек.
На улицах, башнях и в метро висят большие электронные часы.
Еще есть карманные, настольные, настенные часы. Часы - кулон и много других часов.
Самыми главными являются Кремлевские часы. Они установлены на Спасской башни в Москве. Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне.
Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей необъятной Родины.
(дети в музее рассматривают часы, после чего благодарят экскурсовода и возвращаются в группу).
Воспитатель: Ребята, понравилось вам в музее? Что интересного вы там увидели. А вы хотели бы сами сделать какие-нибудь необычные часы?
- посмотрите, на столе лежат предметы, используя их, какие часы мы можем сделать? (дети рассматривают предметы и решают, какие часы они будут делать)
Вы решили сделать водяные часы. Давайте попробуем. (совместно изготовляем водяные часы)
Итог занятия: какие вы сегодня молодцы! как много интересного узнали о часах. А еще сколько интересного можно узнать о часах….!
У вас получились свои водяные часы.
Я предлагаю вам дома, вместе с родителями узнать какие еще бывают часы или с помощью чего можно узнать который час. А потом расскажите всем нам, что интересного узнали.
Воспитатель: Буратино ты многое узнал вместе с детьми, но все же ты должен чаще смотреть на часы и никогда не опаздывать.
Дети в конце занятия на память рисуют часы и дарят рисунки гостью.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 151»
Консультация для родителей
«Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста»
Современные условия труда требуют от человека умения следить за
течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени,
реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные
временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности,
рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека, так или
иначе, требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство
времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь
время, более рационально его использовать, быть точным. Время является
регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений
человека.
Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить
еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей
чувство времени — умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.
Факторами, на основании которых формируется чувство времени, являются:
1. Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.
2. Переживания – чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность успеть сделать за тот или иной его отрезок. И это, послужит основой формирования планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объём работы соответственно отведенному на неё времени.
3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.
4. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
5. Вопрос, как научить ребенка чувству времени, сначала может показаться многим родителям очень сложным, поэтому нужно заинтересовывать ребенка, обучать играючи и “растянуто” во временном промежутке, то еще в дошкольном возрасте можно научить малыша хорошо понимать, что такое время и зачем оно нужно всем людям.
Понимание времени, или узнавание времени - это навык, которому ребенок должен обучаться постепенно. Тут и там, дома и на улице малыш будет слышать от мамы, папы и от других людей слова и рассуждения на тему “время”. Например, про минуты и часы, про сегодня и вчера, о том, что рано и поздно, о лете и зиме. Если сейчас вы спросите себя о том, когда же и как вы научились разбираться в часах и определять время суток, то, скорее всего, вы на этот вопрос однозначного ответа не дадите. Ясно то, что без этого навыка наша жизнь невозможна.
Как научить ребенка понимать время? Время абстрактно. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Для ребенка-дошкольника овладение умением ориентироваться во времени дается весьма сложно. Это вызвано особенностями развития мыслительных операций, которые состоят в преобладании наглядных видов мышления над логическими. Когда стоит начинать обучать ребенка определению времени? Оптимальный возраст для процесса обучения - это период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Однако, нужно создавать подготовительные условия для овладения ребенком этим жизненно необходимым умением. Как обучить ребенка определению времени? Не стоит начинать обучение определению времени суток сразу с детального изучения циферблата. Это ничего положительного не принесет.
Учимся определять время года и месяц
Следующим этапом в понимании ребенком времени выступает
ознакомление с временами года и месяцами. В первую очередь, следует начинать
обучение тогда, когда ребенок уже осознает, что такое жара и холод,
ориентируется в природных изменениях. Есть несколько способов для успешного
обучения. Можно вместе с ребенком сделать карту времен года, на которой
отобразить все месяцы картинками. Совместный досуг послужит не только обучающим
методом, но и хорошим развлечением.
На такой своеобразной карте необходимо отразить особенности каждого месяца,
чтобы ребенок видел и мог впоследствии ассоциировать, например, сентябрь со
школой, а декабрь – с Новым годом.
1. В книжных магазинах вы найдете богатый ассортимент наглядной учебной детской литературы. Яркие красочные иллюстрации помогут ребенку лучше запомнить каждый месяц года. Задания выполняются в игровой форме, что помогает ребенку лучше усвоить и закрепить информацию.
2. Домашние театрализованные представления сослужат хорошую службу в понимании и запоминании окружающего мира. Инсценируйте, например, сказку «Двенадцать месяцев». Кроме того, различные загадки, стишки и песенки про месяцы года не только развлекут малыша, но и потренируют его память.
3. Поэзия соответствующей тематики и «картинная галерея», нарисованная самим ребенком помогут в нелегком запоминании всех месяцев года. Вы можете предложить ребенку изобразить каждый месяц, а затем вместе установить правильность рисунков.
Учимся различать время по циферблату
Если ребенок успешно усвоил времена года и части суток, настало время переходить к собственно понятию и определению времени. Это “ученье” рациональнее начать с ребенком, когда он знает цифры. И когда счет для него не является проблемой. То есть годам к пяти - пяти с половиной. Для ваших уроков следует использовать не настоящие часы, а игрушечные или самодельные, с тремя стрелками (картонная модель часов) и цифрами - арабскими (1,2,3 и так далее, до 12), которые можно изготовить вместе с ребенком. Необходимо, чтобы циферблатные стрелки на этих часах легко крутились. Сначала следует разобраться со стрелками.
Этап первый - знакомство с секундой стрелкой:
На примере будильника с секундной стрелкой, проще всего объяснить ребенку, что означает секунда. Нужно сказать, что это миг, когда, например, хлопаешь в ладошки. Пускай ребенок при каждом перемещении стрелки хлопает. Когда стрелка опишет целый круг, значит, прошла минута. Обязательно следует дать понять, что минута состоит из 60 секунд. Привлеките внимание ребенка к различиям между стрелками: часовая стрелка короткая и широкая, а минутная - длинная и узкая.
Этап второй - знакомство с часом:
Начинаем с определения часов. На картонном макете-циферблате нужно поставить большую стрелку на 12, а маленькой отсчитывать часы по порядку - 1, 2, 3, 4 часа и дальше, обязательно акцентируя внимание малыша на том, что правильное движение стрелки - по кругу справа налево. Надо непременно дать понятие о том, что большая стрелка движется намного медленнее, чем секундная. И, когда она полностью описывает круг, проходит один час.На первых порах не стоит вводить минуты, пусть кроха научится разбираться в часах. После объяснения следует выполнить закрепляющие упражнения: попросить малыша показать конкретное время, определить время, представленное на циферблате и др. Обычно, дети быстро усваивают такую информацию и могут по заданию родителей выставить часы на игрушечном циферблате
Этап третий - знакомство с минутой:
Теперь на циферблате можно начертить черточки для обозначения
минут, причем 12 более длинных и жирных - под каждым часом, по 4 более коротких
обычных - в их промежутках.
Выставляя стрелки на макете, нужно дать понятие, как определяют по часам
промежуток времени в 5 минут и в 1 минуту. Объясните малышу следующее: если
часовая стрелка указывает ровно, например, на три часа, то минутная стрелка
расположена на отметке «двенадцать», а если минутная стрелка обосновалась на
отметке «шесть», значит это половина часа. Закрепите новые знания малыша в
упражнениях. После этого переходите к новому объяснению. Дайте ребенку общую
информацию, что в одном часе - 60 минут. На часах изображены5, 10, 15, 20 и
т.д. минут. Перемещая стрелки, не забывайте называть правильное время,
представленное на циферблате. После закрепите новые знания на практике,
выполнив с ребенком ряд упражнений. В первое время надо изображать на
циферблате и говорить, например, так: “Сейчас 1 час 15 минут”, а не “Сейчас
четверть второго” или так: “Сейчас 6 часов 45 минут”, а не “Сейчас без
четверти семь”. Понятие четверти для ребенка немного сложнее, поэтому спешить с
ним не стоит. Введение понятий «четверть», «двенадцать минут восьмого»,
«полтора часа» и т.д. является достаточно сложным для него. Следует немного
подождать. Пойдя в школу и став немного старше и опытнее, малыш быстро усвоит
еще неизвестные ему временные определения и понятия. Ребенку очень понравится
возиться с макетом, показывать разные значения времени и проговаривать их вслух
для взрослого. Спустя некоторое время можно будет усложнить задание и попросить
ребенка назвать, сколько пройдет минут, если минутная стрелка, к примеру,
пройдет от цифры 5 до цифры 9.Конечно, многие папы и мамы начнут
протестовать. Видите ли, зачем ребенку знать часы с циферблатом, если
практически везде уже используют электронные часы с указанием всего-навсего
четырех цифр? В защиту часов традиционного формата можно сказать, что циферблат
помогает видеть прошлое и будущее почти в один момент, тогда как на цифровых
часах видно только настоящее.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.