Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Оценка 5

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Оценка 5
Разработки уроков
ppt
русская литература +1
9 кл
06.12.2017
Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Тема урока Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» 9 «А»класс Общие цели Раскрыть идейно - художественное своеобразие повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать устную речь. Воспитывать чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Ожидаемые результаты • развитие мыслительных процессов учащихся • развитие навыка систематизировать знания самостоятельно, делать выводы • воспитание чувства милосердия к людям • воспитание чувства собственного достоинства; чувство ответственности перед другими • выработка собственного отношения к окружающему миру Оборудование Источники Оснащение компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point эпиграф, сценка Тип урока урок - беседа с применением технологии критического мышления Этапы урока 1. Организационный момент 2. Пробуждение интереса к уроку 3. Осмысление 4. Рефлексия Деятельность учителя Деятельность учащихся 1) Организационный момент. Психологический настрой учащихся. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас вы просмотрите фильм. - Какое отношение имеет этот фильм к произведению, о котором мы будем сегодня говорить? - Какие выводы вы сделали для себя? Учащиеся смотрят фильм и записывают ключевые слова. Любовь удивительна. Она умеет прощать предательство, измену, ложь, злость, обиду, разочарование. Но самый страшный враг чувств – равнодушие. И мы не останемся равнодушными к судьбе Лизы из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Введение в тему урока.) Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о самой известной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло не одно поколение русских читателей. 3) Разминка «Эпиграф». Слайд 2 Эпиграфом к нашему уроку являются слова Е. Осетрова: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе». - Как вы понимаете слова Е. Осетрова? - Какое литературное направление указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого литературного направления? (сентиментализм) 4) Сообщение темы урока учащимися. Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать тему урока сами. Ответьте на вопросы: Слайд 3 Что? Кого? Какая? На вопрос Какая? Выберите одно из данных слов Какая?: как классицистическая, как сентиментальная, как романтическая, как реалистическая. Тема урока Слайд 4 5)Сообщение целей урока: Попытайтесь сформулировать цели урока. Слайд 5 Деление на группы (2мин)Работа над названием произведения. (Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.) – Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой? (Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».) – Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? (Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы - и закраснелась. "Ты продаешь их, девушка?" - спросил он с улыбкою. - "Продаю", - отвечала она.) - Как развивались их отношения? (Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать. На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня. ... Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности... Она пришла в себя - и свет показался ей уныл и печален!) - Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему? (Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.) - Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? (она главный герой, с ней связана основная мысль повести) - Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (бедная, несчастная) - Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь) Риторический вопрос учителя: Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сейчас и попытаемся разобраться. Слайд 6-17. Блиц-опрос: 1.В каком году написано произведение?(1792) 2.Каков жанр произведения «Бедная Лиза»? (повесть) 3.Где происходят события в повести? (село Коломенское под Москвой) 4.Кто главные герои повести? (Лиза,Эраст и мать Лизы). 5. Каково социальное положение Лизы и Эраста? (крестьянка и дворянин) 6.От чьего лица ведется повествование? (от лица автора). 7.Чем занималась Лиза целыми днями? (ткала холсты, вязала чулки, рвала цветы, собирала ягоды). 8.А почему Лизе пришлось работать? 9.Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста? (ландыши) 10.Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы? (1 рубль) 11.Что случилось с главной героиней? 12.Какие слова из повести стали афоризмом? И крестьянки любить умеют.. Работа в группах. Творческая работа. Постановка познавательной задачи. Я сейчас подарю вам частичку сердца Лизы. Каждый выберите себе сердечко. Сердечки с четными номерами – 1 группа, а сердечки с нечетными номерами – 2 группа. - Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Лизы и Эраста: Как зарождаются и развиваются чувства между молодыми людьми. - Сделайте презентацию: возможно, это будут высказывания, рисунки, схемы, символы. (Один рисует, другие пишут, кто - то ищет в книге цитаты). Все отразить в презентации. Есть ватман, фломастеры для работы. Слайд 18. - Критерии презентации: - время; - эстетичность; - содержательность; - защита проекта. Каждой группе дается инструкция - схема. Инструкция - схема для группы №1. Лиза: 1. Как зарождается и развивается любовь Лизы? 2. Какие чувства переполняют ее душу? 3. Помогают ли ей доводы рассудка? 4. Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? 5. Какими чертами характера автор наделил Лизу? 6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». 7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы? 8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена 9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста? Инструкция - схема для группы №2. Эраст: 1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы?. 2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах? 3. Что привлекло Эраста в Лизе? 4. Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? 5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить? 6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? 7. Какими чертами характера автор наделил Эраста? 8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста? 9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста? 8) Защита презентаций учащимися. (7 мин) Дополнительные вопросы группам: - Почему Лиза добровольно ушла из жизни? - Как вы считаете, правильно ли Лиза поступила, бросившись в пруд? - А теперь вспомним «Притчу о любви». Нужно прощать обиду, измену. Если любишь, прости. - Почему Лиза была похоронена не на кладбище, а у пруда? Взаимооценивание. После защиты презентации группы оценивают друг друга. Розовый стикер – понравилось, желтый – не очень, зеленый – не понравилось. - В чем причина трагической развязки повести: в личных качествах героев или в существующем социальном устройстве общества?» - Какова главная мысль (идея) этого произведения? И какими словами из текста ее можно выразить? («. . И крестьянки любить умеют») Слайд 21. ) Организация рефлексивного пространства «Пятерочка» Художник пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел Н.М. Карамзина. Если писатель сентиментален в изображении своей бедной Лизы, то Кипренский романтичен. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал крепостную мать, ее судьбу, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана. Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей суждено расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок - символ любви, у которой нет будущего. Латинское название «ландыш» в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд. В христианской мифологии ландыш - это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность. Инструкция-схема для группы №2. Эраст: (деньги) После защиты презентации группы оценивают друг друга. Розовый стикер - понравилось, желтый - не очень, зеленый - не понравилось. Физминутка. (Инсценирование отрывка из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза») Работа с текстом. Найдите ключевые слова, которые помогут вам раскрыть образ лизы. Зачитайте. 1 группа – Биография Н.М.Карамзина 2 группа - докажите, что Лиза - положительный образ. 3 группа – все о главном герое Эрасте 8) (1 мин)Обобщение: На примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности, но и предупреждает о необходимости рассудка в любви. Человек должен строить своё счастье на гармонии чувства и разума. 9) «Синквейн» (3 мин) Групповая работа. -Составьте синквейн: 1 группа-Лиза 2 группа-Эраст 3 группа- Н.М.Карамзин Сентиментальная, захватывающая, Учит, увлекает, наставляет В жизни правит любовь Сентиментализм Притча:Никто не достоин слёз Девушка очень сильно полюбила молодого человека. Она словно молилась на него. И могла бы отдать всю свою жизнь ему, если бы он захотел! Но он не смог ее полюбить! Но вместо того, чтобы уйти навечно из ее жизни, он заставлял ее мучаться. Вечером он приходил к ней и говорил, что безумно ее любит, а на утро исчезал, и не появлялся долгое время. Потом приходил, умолял простить его, и вновь пропадал! И так история продолжалась... Девушка долго плакала по ночам, пока не поняла одну вещь, "что никто не достоин её слёз, а те, кто этого достоин, просто не заставит её плакать". После чего она переборола себя, и не простила молодого человека, который постоянно её мучал. И пусть ей было больно с ним проститься на всегда. Зато она знала, что в мире есть человек, который "не заставит её плакать"... (5 мин) Организация рефлексивного пространства. Обратная связь Мне это было неинтересно. Мне было очень интересно. На уроке мне было сложно. Урок помог задуматься: Я понял(а): (2 мин) Дом задание: Слайд 22. Дом задание: (2 мин) Дом задание: написать свой вариант развязки произведения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА.ppt

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Николай Михайлович ноября. Карамзин. Двадцать второе «Бедная Лиза»

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Цели и задачи урока Цель: Н.М.Карамзина  произведений  сентиментализма Познакомить учащихся с повестью  «Бедная Лиза» как ярким образцом  ­Раскрытие идейно –  художественное  своеобразие повести  Н.М.Карамзина  «Бедная Лиза» - Формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать устную речь; -Воспитывать чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное отношение к окружающему миру; Учащиеся смогут работать с картосхемами, составлять таблицы, анализировать материал, делать выводы.

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Верно ли ...? Мог ли…?   Дайте  объяснения,  почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что  будет, если ...? Согласны ли вы ...?

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Симбирская губерния Родовитая, но небогатая  дворянская семья Светское образование Знание иностранных  языков Путешествие  по Европе Н.М.Карамзин Военная служба Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории   Смерть отца Отставка Симбирск

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Сентиментализм  Художественное направление (течение) в  искусстве и литературе   конца XVIII –  начала XIX веков.  От англ. SENTIMENTAL – чувствительный.  «Изящное изображение основного и  повседневного» (П.А.Вяземский)

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Сравнительная таблица                 Классицизм  Классицизм                   Воспитание человека в духе  верности государству, культ  Линия  Линия  сравнения сравнения Основная идея Основная идея разума Гражданская ,  общественная Строгое деление                            на положительных                                 и отрицательных,  однолинейность Основная  Основная  тематика тематика Герои и Герои и характеры характеры Вспомогательная, условная Роль пейзажа Роль пейзажа Трагедия, ода, эпопея,  комедия, басня, сатира   Основные  Основные  жанры жанры              Сентиментализм  Сентиментализм                Стремление представить  человеческую личность                         в движениях души Любовная  Отказ от прямолинейности                   в оценке характеров,  внимание к простым людям Средство психологической  характеристики героев Повесть, путешествие, роман  в письмах, дневник, элегия,    послание, идиллия

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
История создания повести Повесть «Бедная Лиза»  написана  в 1792 году. В  1796 году повесть вышла  отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза»  потому и была принята русской  публикой с таким восторгом,  что в этом произведении  Карамзин первый у нас  высказал то «новое слово».  Таким «новым словом» было в  повести самоубийство героини.

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Социальный статус героини  Социальное  положение  небогатая, живущая  в бедности Отношение автора  несчастная,  горемычная, её  жалко

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Сопоставление героев Лиза Имя Елизавета означает  «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом,  редкой красоты, трудилась  день и ночь, любезная… крестьянка. Эраст Имя Эраст означает  «возлюбленный» Довольно богатый  дворянин, с изрядным умом  и добрым сердцем… но  слабым и ветреным. Он вёл  рассеянную жизнь, думал  только о своём  удовольствии… Героев разделяют не только социальные, но и  нравственные барьеры.

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Первая встреча «…. Лиза пришла в Москву с  ландышами. Молодой, хорошо одетый  человек, приятного вида, встретился  ей на улице. Она показала ему цветы –  и закраснелась. «Ты продаешь их,  девушка?» – спросил он с улыбкою. –  «Продаю», ­ отвечала она. – «А что  тебе надобно?» – «Пять копеек».­ «Это  слишком дешево…….»

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Мотив денег При первой встрече с Лизой он хочет заплатить  ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая  Лизину работу, он хочет «всегда платить в  десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед  уходом на войну «он принудил ее взять у него  несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы  сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл  почти все свое имение», из­за чего вынужден  жениться на «пожилой богатой вдове».

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Герои повести Эраст мать Лизы Лиза автор подружка  Анюта   богатая  вдова

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Лиза милая отрада  старости Божеская  милость кормилица трудолюбивая нежная   любезная

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
трудолюбивая любила   матушку  Лиза робкая услужливая прелестная чистая радостная  душа   самоотверженная

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Причины  самоубийства Лизы Любовь к  Эрасту Легкомыслие  Эраста Обманутое  доверие Потеря  смысла жизни Измена  Эраста

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
Синквейн Это способ творческой рефлексии, который позволяет  в художественной форме оценить изученное  понятие, процесс или явление. Слово происходит от  французского “5”.  Это стихотворение из 5 строк, которое строится по  • • • • • правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к  предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или  расширяющий смысл темы или предмета (одно  слово).

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса

Краткосрочный план по русской литературе 9 класса
 Домашнее задание: написать свой вариант  развязки произведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2017