КРИТЕРИАЛДЫ (ФОРМАТИВТІ) БАҒАЛАУ-БІЛІМ БЕРУ САПАСЫНЫҢ ГААНТИЯСЫ.
КРИТЕРИАЛЬНОЕ (ФОРМАТИВНОЕ) ОЦЕНИВАНИЕ – ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
CRITERIA-BASED (FORMATIVE) ASSESSMENT- A GUARANTEE OF THE QUALITY OF EDUCATION.
С.А.Ботищева
С.А.Ботищева
S.A.Botishcheva
Шығыс Қазақстан облысы Білім басқармасы Глубокое ауданы бойынша білім бөлімінің "Опытнополь орта мектебі" КММ, Опытное поле а.
КГУ "Опытнопольская средняя школа"отдела образования по Глубоковскому району управления образования Восточно - Казахстанской области, с. Опытное поле
KSU "Opytnopolskaya Secondary School" of the Department of Education for the Glubokovsky district of the Department of Education of the East Kazakhstan region, Opytnoye Pole village
е-mail lana.botishcheva@mail.ru
Андатпа
Бұл жұмыста қазіргі білім берудегі критериалды бағалау білім сапасын арттырудың кепілі ретінде қарастырылады. Ерекше назар, формативті бағалау, ол маңызды компоненті болып табылады жетілдіру, оқу қызметі. Жұмыста білім берудің жаңартылған мазмұнында өзекті болып табылатын қалыптастырушы бағалаудың артықшылықтары, әдістері, стратегиялары сипатталған. Бағалаудың формалары, стратегиялары ұсынылған: өзін-өзі бағалау, өзара бағалау, жұмыста қолданылатын және оқыту деңгейін арттыратын, оқушыларды сапалы оқытудың, олардың уәждемесі мен өзін-өзі реттеудің қуатты құралы болып табылатын топтар арасындағы бағалау
Аннотация
В данной работе рассматривается критериальное оценивание в современном образовании, как гарантия повышения качества образования. Особое значение уделяется формативному оцениванию, которое является важнейшим компонентом совершенствования учебной деятельности. В работе описаны преимущества формативного оценивания, приёмы, стратегии, которые актуальны в обновлённом содержании образования. Представлены формы, стратегии оценивания: самооценивание, взаимооценвание, межгрупповое оценивание, используемое в работе и повышающие уровень обучения, являющиеся мощным инструментом в качественном обучении учащихся, повышении их мотивации и саморегуляции
Annotation
This paper examines the criteria-based assessment in modern education as a guarantee of improving the quality of education. Special attention is paid to formative assessment, which is the most important component of improving educational activities. The paper describes the advantages of formative assessment, techniques, and strategies that are relevant in the updated content of education. The forms and strategies of assessment are presented: self-assessment, mutual assessment, intergroup assessment, used in the work and increasing the level of learning, which are a powerful tool in high-quality teaching of students, increasing their motivation and self-regulation
Түйін сөздер:
Критериалды бағалау, Формативті бағалау, кері байланыс, әдістер, білім сапасы, мотивация, стратегия
Ключевые слова:
Критериальное оценивание, формативное оценивание, обратная связь, методы, качество образования, мотивация, стратегии
Keywords:
Criteria-based assessment, formative assessment, feedback, methods, quality of education, motivation, strategies
Жить- значит оценивать
Ф. Ницше
В Послании Елбасы Назарбаева Н. А. отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни [9]
Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся, без формирования положительной мотивации учащихся это решить невозможно.
Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.
Оценивание учащихся является самой обсуждаемой и актуальной темой. Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей. Применение системы критериального оценивания на уроках имеет большое практическое значение и определяется следующими компонентами : Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися. Активное участие учащихся в процессе собственного учения. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания. Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно. [6]
Формативное оценивание предполагает использование тщательно разработанных критериев для организации работы обучающихся. Важнейшей целью образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно.
Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям, принятым обеими сторонами. [3]
Много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности, является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для обучения Данный вид оценивания помогает устранить пробелы в знаниях, повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся, индивидуализировать процесс обучения.
При формативном оценивании мы всегда рядом с учеником, ученик принимает непосредственное участие в процессе оценивания. Следовательно, имеет возможность оценить свои сильные и слабые стороны, скорректировать дальнейшие шаги посредством эффективной обратной связи, повысить уровень мотивации и потребности к действиям
Что же такое формативное оценивание?
Формативное оценивание – вид оценивания, который проводится в ходе повседневной работы в классе, является текущим показателем успеваемости обучающихся, обеспечивает оперативную взаимосвязь между обучающимся и учителем в ходе обучения, обеспечивает обратную связь и позволяет совершенствовать образовательный процесс. [7].
Существует разрыв, между тем, что дал учитель и тем, чему обучились ученики. Именно поэтому необходимо внедрять в практику формативное оценивание, которое формирует процесс диагностирования процесса обучения на начальной и промежуточной стадии. [1].
Часто формативное оценивания называется "оцениванием для улучшения преподавания и познания учеником мира", "формативным" или формирующим оцениванием, так как оно помогает формировать и развивать личность учащихся.
Таким образом, формативное оценивание несёт функции: формирующую, стимулирующую и мотивирующую.
Формативное оценивание используется для развития у обучающихся интереса к обучению, создания гуманной, дружелюбной среды обучения, поддержки учеников в процессе обучения, укрепления дальнейшей мотивации обучающихся к учебе, к участию в исследовательской, творческой деятельности[12].
Формативное оценивание используется на каждом уроке и "является неотъемлемой частью преподавания в целях содействия обучению учеников"[9] Да, действительно, формативное оценивание на сегодняшний день является эффективным инструментом, который "...помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики"[4]. Я считаю, что формативное оценивание, которое предполагает поощрение к обучению, положительно влияет на мотивацию учащихся к обучению. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективному оцениванию. Таким образом, цель формативного оценивания состоит в том, чтобы контролировать прогресс учащихся, обеспечить продолжающуюся обратную связь, которая может использоваться учителями, чтобы улучшить процесс их обучения и улучшить учение учеников[4].
При использовании формативного оценивания учителю необходимо знать и эффективно использовать различные приемы формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных приемов позволит учителю получить качественный результат обучения. [6]
В своей практике я использую различные стратегии, которые способствуют развитию навыков оценивания. Хочу поделиться опытом использования наиболее успешных способов формативного оценивания обучающихся. Опыт работы подсказал мне, что каждого ученика нужно поставить в такие условия, когда способы оценивания выбираются ими самими. Когда ученик знает, что он сам сможет оценить свои действия, то возрастает его желание учиться лучше, стремление к познанию, открытию способов решения учебных задач, т.е. видеть перспективы своего роста. Использование методов формативного оценивания помогло моим учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, желание учиться, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма, позитивного отношения друг к другу. Использование критериев оценивания послужило хорошим руководством для моих учеников в процессе выполнения заданий. Они научились более объективно оценивать качество своей работы, ведь умение оценивать необходимо им в будущем. Поскольку оценивание направлено на то, чтобы узнать, в какой степени поставленные цели достигнуты, надо выбрать именно такие формы и техники оценивания, которые подходят для конкретных целей.
Методы формативного оценивания можно использовать на разных этапах организации учебной деятельности, как в процессе объяснения темы, выполнения заданий, так и во время проведения обратной связи, предоставляемой учителем обучающемуся для улучшения результата работы[5]. Готовясь к урокам, я находилась в постоянном поиске, хотелось, чтоб учащиеся видели результаты своей работы на разных этапах.
Меня, как учителя русского языка, интересовало всегда развитие и устной, и письменной речи учащихся.Поэтому и приёмы я выбирала с учётом своего предмета.
Изучение нового материала
Смайлик настроения, «Большой палец», Элективный (выборочный) тест, «Образная рефлексия»Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка), «Солнышко»:Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией. «Три лица»Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
Кластеры, коллажи, ЗХУ (Проводится при изучении нового материала самостоятельно, когда учащиеся, изучив теорию, заполняют таблицу: Знаю, Хочу узнать , Узнал)
На этапе закрепления урока я применяю стратегию «Речевые образцы» (подсказки) , помогающие строить ответ.
Например: 5 класс. Тема: Глагол Глагол- это часть речи, которая обозначает_________________ и отвечает на вопросы__________ . Глагол бывает ________ времени. В предложении глагол является ___________________ и т.д.
Синквейн как стратегия, кроме вышеперечисленных достоинств, развивает и творческое мышление учащихся.
Синквейн –это
пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее
содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих
данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие
в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее
суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова
(существительное).
"Светофор" – у детей 3 карточки тех же цветов. Отвечая на вопросы учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, желтую или зеленую карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.
На стадии рефлексии я применяю методы:
"Лестница успеха" Обучающийся самостоятельно определяет, на какой ступеньке он находится при изучении учебного материала
Одноминутное эссе
Три М и Д Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на уроке
«Да-нет»-ки, "Верно – Неверно" Может проводится на этапе проверки домашнего задания, а также в конце урока
Вот, например, я на стадии рефлексии использую такой вид оценивания:
«У каждого на парте лежит незаконченный смайлик.
Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему;
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы;
Теперь дорисуем рот:
+ - Урок понравился и вы довольны своей работой;
= - Урок не понравился, я не очень доволен своей работой».
«Закончи предложение»
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
· Я узнал…
· Я теперь знаю…
· Мне было интересно…
· Я хочу еще узнать…
· Один из полюбившихся детям прием - "задания-ловушки" (на рефлексию содержания учебного материала).
· На уроках русского языка предлагаю обучающимся тексты, с изученными орфограммами, предварительно допустив ошибки в написании слов. Этот прием очень нравится ребятам, так как они комментируют, обсуждают работу, доказывают и чувствуют себя успешными.
· Например. Лето стояло халодное и даждливое. Солнышко свитило очень редко. В лису было холодно и сыро. В оврагах шумели ручьи. Резвые пушыстые белочки исчезли в сваих гнёздах. Густая мокрая лества и высокие травы скрывали птиц и насекомых. Скучным и неприятным был лес.
· Акростих- осмысленный текст, сложенный из букв слова по теме урока
· Запись слов в соответствии с буквами алфавита. Необходимо записать слова за 5 минут в алфавитном порядке, использованные в течение урока.
На уроках литературы предлагаю готовый текст о жизни и творчестве писателя, также допустив наличие ошибочных фактов биографии и литературной деятельности. Предварительно ребятам не озвучиваю, что допущены ошибки, и именно это делает работу на уроке интересной, познавательной, что положительно влияет на учебную мотивацию школьников и их самооценку.
"Горячий стул",«Рефлексивная мишень», Метод «Плюс-минус-интересно», "Диаманта".
Также на уроках я использую взаимооценивание , самооценивание . Эти виды оценивания удобны при проверке также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке. . Наиболее часто мною используемые: Самооценивание по критериям или незаконченный смайлик
Формы взаимооценивания:
"Две звезды и одно пожелание" Зачастую бывает, что группы, работая над своим заданием, не слушают выступление других групп. Применение стратегии «Две звезды и одно желание» воспитывает критическое оценивание ответов других и уважительное отношение к остальным выступающим. Благодаря этой стратегии, дети научились слушать, анализировать, объективно оценивать ответы своих одноклассников. Три правды одна ложь Обучающимся предлагается составить 4 утверждения по теме урока, одно из которых будет ложным. Ученики обмениваются работами и находят неверное утверждение. Данную стратегию можно провести в конце урока
"Измерение температуры", Телеграмма для соседа,«Большой палец» «Аплодисменты» ,«Словесная оценка», «Светофор»,«Недорисованная фигура» Метод «Благодарю…»(В конце урока я предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось).
Применение данных технологий способствуют не только развитию критического мышления, но и сознательному отношению к учебе[2].
Таким образом, формативное оценивание на уроках действительно является мощным инструментом в качественном обучении учащихся, повышении их мотивации. Совместная постановка целей урока, разработка критериев, дескрипторов, применение различных техник и стратегий формативного оценивания, обратная связь и правильно организованная рефлексия способствуют повышению качества образования за счет осознания учащимися своей значимости в образовательном процессе. Ученик успешен тогда, когда он не один, когда педагог рядом, и он поможет ему справиться с проблемами, обеспечивая ему успех[4].. Используя различные формы оценивания, я научилась видеть каждого ученика в процессе. Формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта, который приходит с годами. Поэтому я стараюсь вводить новые стратегии по мере их освоения. В результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысился, в глазах детей я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу. Это ли не прогресс? Конечно, прогресс, который способствует достижению эффективности урока. Как сказал М.Форбс:«Успех приходит к тому, кто делает то, что любит»[11].
Мне предстоит еще много работать при освоении новых техник формативного оценивания. Я приложу к этому все свои знания и педагогический опыт.
Список литературы:
1. Бенетт Р.Преобразование оценки K-12: Интеграция тестирования, ответственности, формативного оценивания и профессиональной поддержки[2009]
2. Загвоздкин, В. К. Традиционные и современные формы оценки учителя и их эффективность. //http://centrobrrostov.ru
3. Иванова С.П. Формативное оценивание на практике. Астана, 2014.
4. Методические пособия АО Назарбаев. Интеллектуальные школы по
критериальному оцениванию
5. Методы оценивания в классе // http://edugalaxy.intel.ru
6. Нурмагамбетова Ж.С., Баяндина З.К. «Критериальное оценивание учебных достижений учащихся и развитие профессиональной компетентности учителя», 2014.
7. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост.Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012.
8. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей.
9. Руководство для учителя. с.163 // АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2012г.
10. Руководство для учителя. с. 111-118//АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2012 г
11. Теории педагогики. Объективное оценивание — фундаментальная задача образования. // http://teoria.ru
12. Формативное оценивание на уроках. Практическое пособие для учителя/ Сост. Р.Х. Шакиров, М.Ф. Кыдыралиева, Г.Н. Сахарова, А.А.,Буркитова. – Б.: «Билим»,2012. – 76 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.