Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества
Оценка 4.9

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Оценка 4.9
Конкурсы +4
docx
Междисциплинарный 8
Взрослым
17.05.2017
Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества
В статье "Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества и проверенные методы работы с одаренными детьми" автор дает критерии отбора литературно одаренных детей для создания школьного литературного клуба, рассказывает о результативной работе в этом направлении через публикации лучших работ детей в самодеятельном школьном издательстве и их участии в литературных конкурсах от школьного масштаба до Международного.В статье "Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества и проверенные методы работы с одаренными детьми" автор дает критерии отбора литературно одаренных детей для создания школьного литературного клуба, рассказывает о результативной работе в этом направлении через публикации лучших работ детей в самодеятельном школьном издательстве и их участии в литературных конкурсах от школьного масштаба до Международного.
Критерии оценки одаренности детей.docx
Критерии оценки одаренности детей в  области литературного творчества и  проверенные методы работы с одаренными  детьми.                          Автор: Трегубов Сергей Леонидович ­ учитель истории и  обществознания высшей категории, руководитель школьного литературного клуба «Пегас», Номинант Национальной премии в области литературы  «Поэт года­2014». Место работы: МБОУ СОШ №7 (Новониколаевский  кадетский корпус) Дзержинского района города  Новосибирска. Телефон: 267­86­10, 267­68­01.                 На сегодняшний день в педагогической науке  выделяется несколько видов одаренности детей. 1. Академическая одаренность (высокая способность к  учению и  обучению). Признаки: высокий интеллект, хорошая долговременная  память, легкое  и быстрое усвоение материала.  Интеллектуальная одаренность (умение анализировать, мыслить и  рассуждать). Признаки: ученик задает много необычных вопросов, остро реагирует на все новое, ясно и правильно выражает в речи свои мысли. 2. 3. Художественная одаренность. Признаки: ребенок любит рисовать, лепить из пластилина или глины,  сочинять сказки или писать стихи и рассказы, видит в обычных  окружающих предметах необычные фантастические образы, выражая  при этом свои эмоции и настроения, любит музыку, обладает хорошим  слухом, легко и правильно голосом воспроизводит мелодии, легко  обучается игре на музыкальных инструментах, высоко и правильно  оценивает произведения искусства: живопись, скульптуру, музыку,  литературу.   Творческая одаренность (умение мыслить оригинально, не шаблонно).    Признаки: ребенок интересуется игрушками, в основе которых есть  механизмы: моторчики, редукторы, лампочки и т.п., любит разбирать  игрушки, бытовые электроприборы и конструировать из деталей  различные поделки и модели, разбирается в технике. 4. 5. Психомоторная одаренность (спортивная). Признаки: ребенок быстро овладевает спортивными снарядами и  инвентарем, физически развит, энергичен, легко выполняет спортивные  нормативы для своего возраста.            Одаренность в одном чистом виде, как правило, не встречается.  Одаренный ребенок талантлив во всем, поэтому встречается сочетание  одновременно нескольких видов одаренности с преобладанием какого­ либо одного вида.  Задача педагога в этом случае – увидеть вид  наибольшей одаренности ребенка и направить это качество по нужному  пути развития. Учитывая перечисленные выше признаки, можно составить  портрет одаренного ребенка: 1. Задает много вопросов, проявляет интерес к разного рода вещам,  иногда не по возрасту. 2. Смело высказывает свое мнение и умеет отстаивать его. 3. Обладает богатым воображением и фантазией, имеет много идей,  иногда сумасшедших, часто решает задачи нетрадиционным  способом. 4. Имеет развитое чувство юмора. 5. Воспринимает красоту окружающего мира. Хорошо рисует, пишет  сказки, стихи. 6. Стремится к самовыражению, хочет выделиться и быть не таким, как  все. 7. Преимущественно умеет сглаживать конфликты,  тактичен в  отношениях с окружающими, но бывают и единичные исключения. 8. Не терпит авторитарных указаний и приказов. Охотно выполняет  просьбы, особенно мотивированные необходимостью их выполнения. 9. Любит поисковую и исследовательскую работу. 10. Иногда склонен к рискованным, авантюрным действиям.         В дальнейшем в статье пойдет речь о критериях оценки одаренности  детей в области литературного творчества и о тех практических методах  работы с ними, которые дают на взгляд автора наибольший результат.           Многие исследователи данного вопроса считают основным критерием  литературной одаренности детей  выявление эстетического отношения автора  литературного произведения к окружающей действительности.               Например, для выявления эстетического отношения к  действительности А.А. Мелик­Пашаев предлагает ученику дать описание  двух предметов, различных по своему виду и принадлежности, фиксируя все  определения и характеристики предметов, данные учеником. Результатом  анализа является соответствие эстетического отношения к действительности  ученика одному из пяти уровней. Для первого уровня свойственно отсутствие  признаков художественного типа, когда ребёнок даёт предметам безоценочно­ описательные  определения.  Для второго уровня характерно появление  единичных элементов художественного описания, однако в целом описание  остаётся конкретно­предметным. На третьем уровне обнаруживается  стремление поведать о «душе» предмета, его внутренних свойствах. На  четвёртом уровне ребёнок обнаруживает большую эмоциональную  отзывчивость, интерес к предмету. Описание строится преимущественно из оценочных определений. На высшем – пятом уровне ученик стремится к  оформлению своего впечатления в целостной, выразительной и завершенной  форме художественного типа. Данный уровень свидетельствует о том, что  ребёнок занимает позицию потенциального автора художественного  произведения, а, следовательно, обладает признаками индивидуальной  одарённости.             О.Л. Иванова относит его эстетическое отношение к  действительности к   одному   из   трёх   уровней   –  низкому,  среднему   и  высокому.  Для   низкого уровня   характерно   аналитическое   восприятие,   когда   ребёнок   выделяет отдельные свойства предметов; целостное впечатление возникает в результате сложения впечатлений из отдельных предметов и их свойств. Средний уровень отличает обобщённое восприятие, когда ребёнок видит целое как сложение разных частей, выявляя отношение между ними. На высшем уровне ученик демонстрирует   целостное   видение,   в   котором   соединяются   обобщённое   и аналитическое восприятие, порождающее развивающийся образ. Критерии развития детской художественной одарённости:  1. Эстетическое отношение к действительности. Восприятие действительности,  степень увлечённости, любования им,  восприятие его эмоционального тона. Низкий  уровень Средний Преобладание безоценочно­ описательных характеристик   Преобладание эмоционально­ оценочных характеристик Высокий   Преобладание образных описаний  предметов (образы­метафоры,  образы­характеры, образы­ картины) 2. Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности других людей Низкий  уровень Средний Высокий   Ребёнок не проявляет интереса к работам других детей   Проявляет интерес к работам других детей, чтобы сравнить их со  своей работой с целью обнаружить в них недостатки Проявляет большой интерес к творческой деятельности других  детей. Может оценить качество работ – своих и других людей,  радоваться их успехам            Практически все исследователи этого вопроса отмечают и другие  немаловажные критерии художественной одаренности детей.    3. Развитие воли к выражению творческой компетентности.    4. Проявление самостоятельности в решении поставленной задачи.     5. Творческая инициатива.     6. Оригинальность замыслов и образов. 7. Владение материалом и художественной формой (единство формы  и содержания).     8.  Эмоционально­ценностное отношение к предмету изображения,  богатство ассоциаций, сравнений и метафор.           Все эти критерии одаренности имеют место и не подлежат сомнению, и  как руководитель детского литературного клуба я их использую в своей  работе.            На основании этих критериев я разработал оценочные уровни для  детской одаренности: 1. Подражательный – уровень воспроизведения подобного. 2. Подмастерье – подражательный уровень с некоторыми элементами  мастерства. 3. Мастер – самостоятельный автор, работы которого почти не  редактируются перед публикацией. 4. Талант. 5. Гений.            Понятно, что две последние категории встречаются крайне редко (раз в столетие), поэтому  задачей руководителя детского литературного клуба  считаю развитие мастерства в работе с художественным словом, не исключая  при этом более высоких ступеней, к которым каждый мастер должен  стремиться.            В работе руководителя определяются два этапа:                  а) диагностика одаренности;                  б) развитие одаренности.             На первом этапе даю задание всем учащимся написать стихотворение  или рассказ на заданную тему с обязательным прочтением какого­­либо  оригинального талантливого образца. Причем больше задевает за живое  образец, написанный предыдущим поколением талантливых авторов, которые  уже покинули стены школы. При этом показываю первый том Антологии  школьной поэзии с фотографией и произведением автора. Антология вышла в  печать в Новосибирске в 2009 году в Издательском Доме «Вертикаль». В 2016 году планируется издать второй том с лучшими произведениями учеников  –  победителей районных, городских Всероссийских и Международных   литературно­исторических конкурсов.                Лучшие работы, соответствующие вышеперечисленным критериям,  отбираются, и дальнейшая работа продолжается с детьми, имеющими ту или иную   степень   одаренности.    Дальнейшая    работа   строится  по  индивидуальному принципу, но  обязательно следует проводить и общие  читки произведений (у нас это называется литературными посиделками).                Приглашаем на встречи с членами литклуба «Пегас»  Ветеранов  Великой Отечественной войны, писателей и поэтов. Частый гость в нашей  школе – член Союза писателей России Владимир Павлович Романов –  известный новосибирский поэт. Ученики пишут стихи к урокам истории и   обществознания. Традицией школы стал ежегодно проводимый конкурс «Мы  против наркотиков!». Ему посвящается номер альманаха. Проводим  литературно­художественные конкурсы и вечера, где звучат детские стихи  лучших авторов. В 2013­2014 г.г. победители городского литературного  конкурса «Щукинское перо» выступали трижды на областном депутатском  радио «Слово», где читали стихи и рассказы, посвященные 120­летию родного Новосибирска и Дзержинскому району, в котором мы живем и учимся. Эти  крупные мероприятия стимулируют многих детей к созданию своих  произведений. Раз в четверть в школе издается  литературно­художественный  альманах «Пегас»  с произведениями, фотографиями и рисунками авторов,  которые мы отправляем на конкурсы (от районных до Международных), и  результаты не заставляют долго ждать.      В апреле­мае 2014 года Амбурцев  Иван,  Бармина Алена,  Дозорова   Анастасия и Чугаев Алексей  стали  Лауреатами городского конкурса «Щукинское перо» в номинации «Моя  малая Родина».          Особо следует отметить участие не только членов литклуба «Пегас», но   и   учащихся   кадетских   классов   нашей   школы   во   Всероссийском историко­литературном   конкурсе,   посвященном   70­летию   Победы. Дипломы Лауреатов  получили:           Кирсанов Вадим (Высшая категория), Яковлева Кристина (Первая категория), Зарочинцева Людмила (Высшая категория), Рыжкова   Евгения   (Высшая   категория),   Емельянова   Анастасия   (Вторая категория), а Новикова Лиза (начальная школа) в августе 2015 года стала Лауреатом Международного конкурса,   посвященного 70­летию Победы. Она награждена поездкой в Международный лагерь «Орленок».                 В заключении следует сказать, что каждый год из школы уходят авторы, но с новым учебным годом работа продолжается, и больших успехов можно достичь только тогда, когда весь коллектив участвует в этой работе, а публикации ребят на таком высоком уровне дают им большой стимул в их дальнейшей деятельности,  даже если она и не будет связана с литературой.                                       В 2013 году на Областном депутатском радиоканале «Слово» была записана серия радиопередач, посвященных 120­ летию   нашего   города,   с   участием     литературно   одаренных учащихся нашей школы: Чугаев Алексей и Бармина Алена с радиожурналистом Еленой Александровной Волковой. Литература 1. Иванова,   О.Л.   Рисунки,   которые   нас   рисуют.   Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка / О.Л. Иванова. – СПб, Речь, 2009. 2. Матюшкин   А.М.   Творческая   одаренность   //   Общественные движения и социальная  активность молодежи / Материалы Всесоюзной   научной   конференции   «Человек   в   системе общенаучных отношений». ­ М., 1991. ­ С.149­159.  3. Мелик­Пашаев,   А.А.   Некоторые   проблемы   детской   художественной одарённости / А.А. Мелик­Пашаев // Одарённый ребёнок. 2003. ­ № 5.  4. Одаренные   дети:   Пер.   с   англ.   /   Общ.   ред.   Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. ­ М.: Прогресс, 1991. ­ 376с. 5. Психология   одаренности   детей   и   подростков   /   Под   ред. Н.С.Лейтеса. ­ М.: Изд. Центр «Академия», 1996. ­ 416 с.  МБОУ СОШ №7 (Новониколаевский кадетский корпус), г. Новосибирск, Дзержинский район, ул. А. Лежена,22, Т. 267-68-01, 267-86-10. Самодеятельное издательство «ПЕГАС», тираж 30 экз. тлф. редактора С.Л. Трегубова 8-952-949-78-13.

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2017