Цель деятельности
учителя Способствовать ознакомлению с понятиями «круг», «окружность», «центр окружности», «радиус»; содействовать развитию умений вычерчивать окружность с использованием циркуля, решать выражения, соблюдая порядок выполнения действий, задачи на нахождение четвертого пропорционального, называть и сравнивать доли
Тип урока Изучение новых знаний и способов действий
Планируемые
образовательные
результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с понятиями «круг», «окружность», «центр окружности», «радиус»; научатся вычерчивать окружность с использованием циркуля, решать
выражения, соблюдая порядок выполнения действий, задачи на нахождение четвертого пропорционального,
называть и сравнивать доли.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека
У р о к 57
КРУГ. ОКРУЖНОСТЬ (ЦЕНТР, РАДИУС, ДИАМЕТР)
(учебник, с. 94–95; рабочая тетрадь, с. 68–69; диск)
Цель деятельности
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
етоды и формы
обучения
Образовательные
Оборудование
Основные понятия
и термины
Способствовать ознакомлению с понятиями «круг», «окружность», «центр окружности», «радиус»; содействовать
развитию умений вычерчивать окружность с использованием циркуля, решать выражения, соблюдая порядок
выполнения действий, задачи на нахождение четвертого пропорционального, называть и сравнивать доли
Изучение новых знаний и способов действий
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с понятиями «круг»,
«окружность», «центр окружности», «радиус»; научатся вычерчивать окружность с использованием циркуля,
решать
выражения, соблюдая порядок выполнения действий, задачи на нахождение четвертого пропорционального,
называть и сравнивать доли.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют
умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.
1 электрон. опт. диск (CDROM)
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Круг; окружность (центр, радиус, диаметр); циркуль
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Этапы
Мотиваци
Обучающие
и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
2
Эмоциональна
я,
психологичес
кая
и
мотивационна
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
3
Приветствует учащихся, проверяет
готовность класса и оборудования;
эмоционально настраивает на учебную
деятельность.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
4
Слушают учителя.
Демонстрируют
готовность к уроку,
организуют рабочее
место
Формы
органи
зации
совзаимо
дей
ствия
5
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Формируемые умения
Промежу
(универсальные
учебные действия)
контроль
6
К – планируют учебное
сотрудничество
с учителем и сверст
никами.
Л – понимают значение
знаний для человека;
Наблюде
ние
учителя
за
организа
циейк учебной
деятель
Актуализа
я под
готовка
к усвоению
изучаемого
материала
1. Проверка
домашнего
задания.
2. Устный
счет.
На урок торопит нас –
Математика сейчас
Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.
– Расставьте скобки в выражениях.
Показывают
выполненную домашнюю
работу.
Выполняют задания.
Фронталь
ная,
индивиду
альная
4 + 2 ∙ 3 = 18
31 – 10 – 3 = 24
54 – 12 + 8 = 34
« Ц е п о ч к а » (устно) (на полях
учебника).
Садятся прямо, и те,
кто сосчитал, подни
имеют желание учиться;
проявляют интерес к
изучаемому предмету
рабо
чего
места
П – понимают базовые
межпредметные и
предметные понятия
(геометрическая
фигура); используют
математические знания
в расширенной области
применения.
Р – планируют свои
действия в соответст
Устные
ответы,
наблюде
ния
учителя,
выполне
нные
задания
2
3
4
5
6
Продолжение табл.
мают руку и говорят
ответ.
– 55.
Производят вычисления.
– Круг.
Озвучивают свои ва
рианты
И г р а «День и ночь».
Произносит слово «ночь». В это время
читает пример из табличных случаев
умножения и деления:
2 ∙ 9 : 6 ∙ 8 : 4 ∙ 5
20 : 5 ∙ 4 : 2 ∙ 5
8 ∙ 3 : 4 ∙ 2 : 3 ∙ 8
Говорит: «День». Подводится итог,
какой ряд назвал больше правильных
ответов.
– Наступил день, снова светит солнце!
Посмотрите внимательно на форму
солнышка. Какую геометрическую
фигуру она напоминает?
– Определите тему, цель сегодняшнего
урока.
Корректирует ответы
Показывает вырезанный из бумаги
голубой круг, ограниченный красной
окружностью.
вии с поставленной
учебной задачей;
выполняют учебные
действия в устной
и письменной форме.
К – строят речевое
высказывание
в устной форме;
используют
математическую
терминологию;
принимают участие
в обсуждении
математических
фактов.
Л – осознают свои
возможности в учении;
способны адекватно
рассуждать
о причинах своего
успеха или неуспеха
в учении, связывая
успехи с усилиями,
трудолюбием
3.
Целеполагани
е
Изучение
1. Знакомство
с
окружностью
и кругом2
(практичес
кое упраж
нение).
2. Игра «Круг
и
окружность».
3
4
5
6
Продолжение табл.
– Как называется эта геометрическая
фигура?
– Красная линия, которая ограничивает
круг, называется окружностью.
Окружность – это граница круга.
Назовите предметы из окружающей
обстановки, которые напоминают
окружность и круг (можно
воспользоваться рисунками на полях
учебника на с. 94).
Затем поочередно вызывает к доске
2–3 ученика, изображающих «точки»,
и дает задание: «побегать вдоль
окружности», «побегать по кругу».
В первом случае ученик бежит вдоль
линии, образованной детьми, а во
втором случае – бегает внутри этой
линии в разных направлениях.
После этого вызывается еще одна
«точка».
Учитель ставит ее в центр круга.
– Если кружок выстроится ровно,
от какой точки окружности центр
будет дальше всего? Ближе всего?
– Запомните: центр окружности равно
удален (находится на одинаковом рас
стоянии) от всех ее точек.
– Круг.
Называют предметы.
К доске выходят 10–
12 учеников и встают
в кружок.
– На одинаковом
расстоянии от всех точек.3
4
5
6
Продолжение табл.
Учитель знакомит учащихся с
циркулем и объясняет, как им
пользоваться.
Учитель чертит на доске с помощью
циркуля окружность, затем
показывает на чертеже центр
окружности
(круга), радиусы.
– Откройте учебник на с. 94, прочитайте
вводную статью.
Читают и разбирают
вводную статью.
– Выполните задания № 1–3.
Выполняют устно.
2
3. Знакомство
с цир
кулем.
4. Работа
по учебнику:
чтение
вводной
статьи.
5.
Выполнение
заданий.
Физкультмин
утка
Организует проведение
физкультминутки
Практичес
деятельно
1. Решение
задач.
№ 4.
На 1 кг
масла
Одинаковое
Колво
масла
6 кг
?
Всего кг
семян
30 кг
25 кг
Решение:
1) 30 : 6 = 5 (кг) – семян на 1 кг масла.
2) 25 : 5 = 5 (кг) – масла.
Выполняют упражнения
согласно инструкции
учителя
Выполняют
самостоятельно с
последующей проверкой,
записывают условия
задачи с помощью
таблички.
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Устные
ответы,
записи
в тет
ради
П – осуществляют
анализ, синтез, моде
лирование и
преобразование
моделей разных типов
(схемы,
знаки и т. д.),
построение логической
цепи рассуждений,
доказательство.2
3
4
5
6
Продолжение табл.
О т в е т : 5 килограммов масла
из 25 килограммов семян.
№ 5.
На 1 кг
масла
Одинаковое
Колво
масла
5 кг
20 кг
Всего кг
орехов
20 кг
?
Решение:
1) 20 : 5 = 4 (кг) – орехов на 1 кг масла.
2) 4 ∙ 20 = 80 (кг) – орехов на 20 кг
масла.
О т в е т : 80 килограммов орехов надо
взять, чтобы получить 20 килограммов
масла.
– В рабочей тетради выполните задания
№ 185–187, с. 68–69
Выполняют
самостоятельно с
последующей проверкой,
записывают условия
задачи с помощью
таблички.
Выполняют задания
Р – осуществляют
контроль, волевую
саморегуляцию
при возникновении
затруднений.
К – выражают свои
мысли с достаточной
полнотой и точностью;
учитывают разные
мнения.
Л – осуществляют
смыслообразование;
осознают
ответственность за
общее дело
2. Работа
в тетради
на печатной
основе.
3*. Задания
из
электронного
при
ложения
к учебникуОкончание табл.
V. Итоги
Рефлекси
я деятель
Домашнее
2
Обобщение
полученных
на уроке
сведений.
Заключительн
ая беседа.
Выставление
оценок
Инструктаж
по
выполнению
домашнего
задания
3
– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
– Что осталось непонятным?
– Для чего нужен циркуль?
– Как вы оцениваете свою деятельность
на уроке?
4
Отвечают на вопросы.
Делают выводы и
обобщения
5
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Учебник, с. 95, № 6.
Рабочая тетрадь, с. 69, № 188, 190
Задают уточняющие
вопросы
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Устные
ответы
6
П – ориентируются
в своей системе
знаний.
Р – оценивают
собственную
деятельность
на уроке.
Л – проявляют интерес
к предмету
Р – принимают
и сохраняют учебные
задачи