МОУ «Дороховская СОШ»
г.Бежецк-5 Тверской области
Смирнова М.Ю. –
учитель русского языка и литературы
СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА
«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
ЦЕЛЬ мероприятия: предоставление практической помощи педагогам в использовании современных педагогических технологий, повысить мотивацию педагогического коллектива к использованию различных педагогических технологий в работе с детьми.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, тема которого «Современные педагогические технологии».
Круглый стол я бы хотела начать со слов известного учёного Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются.»
Действительно, педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Успех в работе педагога зависит от его профессионализма, знаний, достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т.е. развиваться, самосовершенствоваться.
ЗАДАЧИ:
Сегодня мы с вами обобщим знания об уже знакомых нам педагогических технологиях, а также, я надеюсь, приобретем новые знания.
Для начала освежим в памяти основные понятия.
Перед вами карточки красного и желтого цвета. На красных карточках даны определения понятия, на желтых – само понятие. Ваша задача - правильно соотнести определение с понятием.
Итак, давайте прочитаем определение под номером 1. Это определение для какого понятия? (таким образом, раскрывается все 5 понятий):
приём,
форма,
метод,
технология,
педагогическая технология.
Итак, педагогическая технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Существуют множество определений технологии обучения, в которых, как отмечает Г. К. Селивко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности.
1. концептуальность: каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение – на бихевиористской теории; развивающее обучение – на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология – на идее укрупнения дидактических единиц и др.
2. системность, которая характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.
3. управляемость, т. е. возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения.
4. эффективность. Она предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.
5. воспроизводимость, то есть возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.
Выделяют следующие педагогические технологии:
Ø ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Ø ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Ø СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Ø ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Ø ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Ø КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ
Ø КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
Ø ИКТ
Ø ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ
Ø МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
*Выступление М.Ю.Смирновой «Современные педтехнологии как средство повышения качества образования в предметных областях «Русский язык» и «Литература»
*Выступление Т.В.Благонравовой «Здоровьесберегающие технологии»
Проектная технология уже давно является очень популярной технологией развивающего обучения. Вы все давно работаете и не раз разрабатывали, и реализовывали какой-либо проект, а потому знаете, что проектная технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Заострять внимание на данной технологии мы не будем, а лишь вспомним этапы проектной деятельности.
Уважаемые коллеги, какие этапы проектной деятельности выделяют?
Подготовительный (определение темы, сбор информации, планирование), основной (реализация проекта), презентация результата, рефлексия (самоанализ и перспектива).
В ФГОС ДОО сказано о том, что для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Представляю вашему вниманию социо-игровая технология.
Социо-игровая технология (автор: Шулешко Евгений Евгеньевич)– это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Данная технология предполагает игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.
Существуют различные формы организации социо-игровой технологии:
v Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях,
v Сказкотерапия
v Самопрезентации
v Тренинги
v Игры с правилами, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования и т.д.
Таким образом, здоровье детей это полное физическое, психическое и социальное благополучие, гармоничное состояние организма, которое позволяет маленькому человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
ЗАДАНИЯ
Я буду загадывать загадки. Отгадки расположены в разных местах зала, попробуйте, не вставая со своих мест, глазами найти их
Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее?
Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к
нам…
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит
горький…
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй! Угадали? Это…
Размялись, продолжаем!
*Выступление Н.Ю.Гуркиной «Музейная педагогика как современная педагогическая технология»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде.
Цели и задачи музейной педагогики.
Цель музейной педагогики: создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи:
v Обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
v Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
v Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
В последние десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе школьного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
А что же такое музей вообще? Музей— учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Возможно ли в условиях школы создать настоящий музей?
v возрастные особенности таковы, что дети не могут воспринимать окружающее как взрослый, а музей все-таки рассчитан на взрослых, т. е. восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого.
v жизненный опыт ребенка также крайне недостаточен, что тоже мешает ребенку понять настоящее музейное окружение;
Таким образом, слово «мини» отражает и возрастные особенности, и размер экспозиции, и определенную ограниченность тематики, и своеобразие методов работы музея.
Особенности мини-музеев:
1. Профессиональный музей создается взрослыми профессионалами, а мы приходим туда «гостями». А музей создается кем? Детьми, родителями при участии педагога.
2. В настоящем музее (если это не интерактивный музей) ничего руками трогать нельзя, там выставляются редкости, раритеты, крайне дорогие предметы, их надо сохранять. В мини-музеях наоборот, все можно и нужно трогать, с отдельными экспонатами – даже поиграть. И только небольшая часть является неприкосновенной, например, письма с фронта, их может в крайнем случае взять в руки воспитатель и развернув, показать детям.
3. Мини-музей можно посещать каждый день.
4. В настоящем музее мы с вами пассивные созерцатели, а в мини-музее – участники, соучастники и создатели, т. е. дети соавторы, творцы экспозиции.
Таким образом, мини-музей - это особое, специальное организованное пространство, способствующее расширению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Как должна проходить организация мини-музея в группе? (поэтапно)
1 этап включает в себя:
• Родительское собрание (зачем нужен мини-музей в группе, каково их участие)
• Консультации
• Индивидуальная работа
• Выбор места расположения
2 этап - оформление музея, которое требует соблюдения ряда условий
1)Гигиенические требования и требования безопасности и расположения и экспонатов;
2) Эстетика оформления.
3 этап – разработка тематики выставок на учебный год и еёсодержание, т. е. разделы выставки или номинации
Например: выставка чашек - самая большая чашка
- самая красивая чашка
- самая старинная чашка
- самая интересная чашка (история появления в семье)
- С какими направлениями в работе группы могут быть связаны темы выставок в музее?
• С темами календарного плана
• С проектной деятельностью
• С юбилейными датами
• С праздниками: народными, государственными
• С работой по методической теме
Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривается:
- занятия по теме экспозиции - творческая д-ть с детьми (художественный труд)
- мероприятия с родителями: буклеты, консультации, анкетирование
- развлечения или досуги детские с участием родителей
- фоторепортажи с мероприятий
4 этап - сбор и оформление экспонатов
5 этап – работа с экскурсоводами (подготовка детей-экскурсоводов)
6 этап - непосредственная работа с детьми, включающая разные формы
7 этап – обобщение материала о работе мини-музея (по конкретной теме и в целом за год)
Тема мини-музеев в нашем детском саду будет связана с формированием представлений о родном крае. Примерная тематика мини-музеев:
- Мини-Музей истории родного города;
- Мини-Музей природы;
- Мини-Музей народной игрушки;
- Мини-Музей боевой славы;
- Мини-Музей русской избы.
В заключении хотелось бы отметить, что мини-музеи актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Реализация технологии музейной педагогики в условиях школы дает ребенку
шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре
и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте
наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и
культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Уважаемые коллеги! Помните, что педагогическая технология – это система. Если не применять технологию в системе – не достигнешь положительного результата
Заполните, пожалуйста, анкеты обратной связи.
Хотелось бы поблагодарить участников круглого стола за сообщения по теме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.