Круглый стол "Современные педагогические технологии"

  • docx
  • 07.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Круглый стол Педтехнологии.docx

МОУ «Дороховская СОШ»

г.Бежецк-5 Тверской области

Смирнова М.Ю. –

 учитель русского языка и литературы

 

СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА

«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

 

ЦЕЛЬ мероприятия: предоставление практической помощи педагогам в использовании современных педагогических технологий, повысить мотивацию педагогического коллектива к использованию различных педагогических технологий в работе с детьми.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, тема которого «Современные педагогические технологии».

Круглый стол я бы хотела начать со слов известного учёного Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются.»

Действительно, педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Успех в работе педагога зависит от его профессионализма, знаний, достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т.е. развиваться, самосовершенствоваться.

ЗАДАЧИ:

Сегодня мы с вами обобщим знания об уже знакомых нам педагогических технологиях, а также, я надеюсь, приобретем новые знания.

Для начала освежим в памяти основные понятия.

Перед вами карточки красного и желтого цвета. На красных карточках даны определения понятия, на желтых – само понятие. Ваша задача - правильно соотнести определение с понятием.

Итак, давайте прочитаем определение под номером 1. Это определение для какого понятия? (таким образом, раскрывается все 5 понятий):

приём,

форма,

метод,

технология,

педагогическая технология.

Итак, педагогическая технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

 

Существуют множество определений технологии обучения, в которых, как отмечает Г. К. Селивко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности.

1.     концептуальность: каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение – на бихевиористской теории; развивающее обучение – на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология – на идее укрупнения дидактических единиц и др.

2.     системность, которая характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.

3.     управляемость, т. е. возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения.

4.     эффективность. Она предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.

5.     воспроизводимость, то есть возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.

Выделяют следующие педагогические технологии:

Ø ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Ø  ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Ø  СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Ø  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Ø  ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Ø  КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ

Ø  КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

Ø  ИКТ

Ø  ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ

Ø  МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

*Выступление М.Ю.Смирновой «Современные педтехнологии как средство повышения качества образования в предметных областях «Русский язык» и «Литература»

*Выступление Т.В.Благонравовой «Здоровьесберегающие технологии»

 

Проектная технология уже давно является очень популярной технологией развивающего обучения. Вы все давно работаете и не раз разрабатывали, и реализовывали какой-либо проект, а потому знаете, что проектная технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Заострять внимание на данной технологии мы не будем, а лишь вспомним этапы проектной деятельности.

Уважаемые коллеги, какие этапы проектной деятельности выделяют?

Подготовительный (определение темы, сбор информации, планирование), основной (реализация проекта), презентация результата, рефлексия (самоанализ и перспектива).

В ФГОС ДОО сказано о том, что для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Представляю вашему вниманию социо-игровая технология.

Социо-игровая технология (автор: Шулешко Евгений Евгеньевич)– это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Данная технология предполагает игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

Существуют различные формы организации социо-игровой технологии:

v Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях,

v Сказкотерапия

v Самопрезентации

v Тренинги

v Игры с правилами, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования и т.д.

 

Таким образом, здоровье детей это полное физическое, психическое и социальное благополучие, гармоничное состояние организма, которое позволяет маленькому человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

 

ЗАДАНИЯ

Я буду загадывать загадки. Отгадки расположены в разных местах зала, попробуйте, не вставая со своих мест, глазами  найти их

 

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее?


Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам…

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький…

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй! Угадали? Это…

Размялись, продолжаем!

 

*Выступление Н.Ю.Гуркиной «Музейная педагогика как современная педагогическая технология»

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде.

Цели и задачи музейной педагогики.

Цель музейной педагогики: создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи:

v Обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

v Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

v Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

В последние десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе школьного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

А что же такое музей вообще? Музей— учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

Возможно ли в условиях школы создать настоящий музей?

v   возрастные особенности таковы, что дети не могут воспринимать окружающее как взрослый, а музей все-таки рассчитан на взрослых, т. е. восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого.

v   жизненный опыт ребенка также крайне недостаточен, что тоже мешает ребенку понять настоящее музейное окружение;

Таким образом, слово «мини» отражает и возрастные особенности, и размер экспозиции, и определенную ограниченность тематики, и своеобразие методов работы музея.

 

 

Особенности мини-музеев:

1.            Профессиональный музей создается взрослыми профессионалами, а мы приходим туда «гостями». А музей создается кем? Детьми, родителями при участии педагога.

2.            В настоящем музее (если это не интерактивный музей) ничего руками трогать нельзя, там выставляются редкости, раритеты, крайне дорогие предметы, их надо сохранять. В мини-музеях наоборот, все можно и нужно трогать, с отдельными экспонатами – даже поиграть. И только небольшая часть является неприкосновенной, например, письма с фронта, их может в крайнем случае взять в руки воспитатель и развернув, показать детям.

3.            Мини-музей можно посещать каждый день.

4.            В настоящем музее мы с вами пассивные созерцатели, а в мини-музее – участники, соучастники и создатели, т. е. дети соавторы, творцы экспозиции.

Таким образом, мини-музей - это особое, специальное организованное пространство, способствующее расширению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Как должна проходить организация мини-музея в группе? (поэтапно)

1 этап включает в себя:

• Родительское собрание (зачем нужен мини-музей в группе, каково их участие)

• Консультации

• Индивидуальная работа

• Выбор места расположения

2 этап - оформление музея, которое требует соблюдения ряда условий

1)Гигиенические требования и требования безопасности и расположения и экспонатов;

2) Эстетика оформления.

3 этап – разработка тематики выставок на учебный год и еёсодержание, т. е. разделы выставки или номинации

Например: выставка чашек - самая большая чашка

- самая красивая чашка

- самая старинная чашка

- самая интересная чашка (история появления в семье)

- С какими направлениями в работе группы могут быть связаны темы выставок в музее?

• С темами календарного плана

• С проектной деятельностью

• С юбилейными датами

• С праздниками: народными, государственными

• С работой по методической теме

Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривается:

- занятия по теме экспозиции - творческая д-ть с детьми (художественный труд)

- мероприятия с родителями: буклеты, консультации, анкетирование

- развлечения или досуги детские с участием родителей

- фоторепортажи с мероприятий

4 этап - сбор и оформление экспонатов

5 этап – работа с экскурсоводами (подготовка детей-экскурсоводов)

6 этап - непосредственная работа с детьми, включающая разные формы

7 этап – обобщение материала о работе мини-музея (по конкретной теме и в целом за год)

Тема мини-музеев в нашем детском саду будет связана с формированием представлений о родном крае. Примерная тематика мини-музеев:

- Мини-Музей истории родного города;

- Мини-Музей природы;

- Мини-Музей народной игрушки;

- Мини-Музей боевой славы;

- Мини-Музей русской избы.

В заключении хотелось бы отметить, что мини-музеи актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях школы дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. 
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

 

Уважаемые коллеги! Помните, что педагогическая технология – это система. Если не применять технологию в системе – не достигнешь положительного результата

 

Заполните, пожалуйста, анкеты обратной связи.

Хотелось бы поблагодарить участников круглого стола за сообщения по теме.