Круговорот воды в природе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Круговорот воды в природе 1.Познакомить учащихся с круговоротом воды на основе раннее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое. 2.Повышать познавательную активность детей. 3. Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность. 4.Воспитывать бережное отношение к воде. 5.Прививать основы экологических знании, интереса к окружающему миру.
Иконка файла материала конспект.docx
Урок по познанию мира 4 класс «Круговорот воды в природе» Познание мира 4 класс Тема: Круговорот воды в природе. Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое. 2. Повышать познавательную активность детей. 3. Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность. 4. Воспитывать бережное отношение к воде. 5. Прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру. Тип: комбинированный Оборудование: cхема «Круговорот воды в природе», карточка со словом «круговорот», рисунки-отгадки, глобус, для опыта : штатив с закреплённым стеклом, спиртовка, колба с водой, карточки с заданиями, тест, интерактивная доска Ход урока. 1.Организационный момент Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем Ни минуты не теряем.2. Наш урок сегодня пройдёт в форме игры Представление команд. ( каждая команда придумывает себе название и представляет себя) 1команда Растём мы все вниз головою Не летом растём, а зимою  Когда солнышко нас припекает Заплачем мы все и растаем (сосульки)  2 команда  Без крыльев мы все , а летаем Без ног , но все мы убегаем  Без паруса вовсе ­ плывём. ( облака ) 3 команда Мы все звёздочки сквозные На пальто и на платке  Мы сквозные, вырезные А возьмёшь – вода в руке (Снежинки) 3. Проверка домашнего задания. 1. Тест по теме “Полезные ископаемые”.  2. Самостоятельная работа учащихся. Проверка выполненной работы. А) О чём мы говорили на прошлом уроке? ( Нерудные полезные ископаемые) - Что же называют нерудными полезными ископаемыми? ( некоторые полезные ископаемые используются как строительный материал, технические и драгоценные камни, а также для производства кислот и удобрений в основном их применяют в естественном виде.) - Перечислите какие вы знаете нерудные полезные ископаемые? ( Поваренная соль, каменная соль, фосфориты, асбест, гранит, известняк, мел, мрамор, ракушечник) - У вас на парте листок-опростник, где вы должны будете ответить на вопросы 1. Как называется волокнистая, горная порода, которую в народе называют «горным» льном? И где его месторождении? ( Асбест, Жетыкаре Костонайской области) 2. Осадочные горные породы, из которых получают фосфорные удобрения? И 2его месторождение? ( Фосфорит, Каратау) 3. Бывают белого, серого или желтоватого цвета. Используют для побелки домов, получают цемент, белый кирпич. И его месторождение? ( известняк, Мангыстау) 4. Очень твёрдая, плотная, горная порода, образованная из известняка. Имеет белый, серый даже чёрный цвет. Его месторождение? ( Мрамор, Центральные и Южные области) 5. Пористый известняк, состоящий из спрессованных временем целых и раздробленных раковин и морских организмов. Где его используют? ( Ракушечник, строительный материал). - Поменяйтесь листочками с товарищем по парте, проверьте правильность ответов, на доске правильные ответы. Б) Индивидуальная работа по карточкам. Карточка 1. Соедини стрелками название нерудного полезного ископаемого с его описанием. ракушечник мел фосфориты мрамор соль асбест Очень твердая горная порода, образованная из известняка, белого, красноватого или серого цвета. Используется для украшения зданий и возведения памятников. Волокнистая горная порода, из которой можно получить очень прочную нить. Используют для изготовления спецодежды пожарных, изготовления фильтров для воды, тормозных колодок для автомобилей. Пористый известняк, состоящий из спрессованных временем раковин морских организмов. Используется в строительстве. Осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Самый мягкий из всех видов известняка, легко крошится, имеет белый цвет. Применяют для письма, производства цемента, стекла, резины, зубного порошка. Полезное ископаемое, добываемое со дна высохших озер. Применяется, как пищевой продукт, как лекарство, некоторые виды используются, как удобрение. Карточка 2. Напиши названия полезных ископаемых по их описанию: 1. Нерудное полезное ископаемое желтого, оранжевого, красного цветов, плохо пропускает воду, используется как строительные материал, для изготовления посуды. Это …. 2. Полезное ископаемое, добываемое со дна высохших озер. Применяется, как пищевой продукт, как лекарство, некоторые виды используются, как удобрение. Это… Карточка 3. Напиши названия полезных ископаемых по их описанию: 1. Нерудное полезное ископаемое, сыпучее, хорошо пропускает воду, фильтруя ее. Используется, как строительный материал. Это… 2. Очень твердая горная порода, образованная из известняка, белого, красноватого или серого цвета. Используется для украшения зданий и возведения памятников. Это… 3. Самый мягкий из всех видов 33. Волокнистая горная порода, из которой можно получить очень прочную нить. Используют для изготовления спецодежды пожарных, изготовления фильтров для воды, тормозных колодок для автомобилей. Это… известняка, легко крошится, имеет белый цвет. Применяют для письма, производства цемента, стекла, резины, зубного порошка. Это… Карточка 4. Опиши полезное ископаемое: Мел- … Карточка 5 . Опиши полезное ископаемое: Мрамор - В) Пересказ текста 4. Физминутка Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз-росой она умылась, Два-изящно покружилась, Три-нагнулась и присела, На четыре-полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась. II. Постановка задач урока 1.Угадайте, о чем мы сегодня побеседуем? Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я, Кто такая? (вода) - Вода – самое распространённое в природе вещество. Она покрывает 2/3 поверхности земного шара. Оставшаяся 1/3 приходится на сушу – горы и равнины. Вода источник жизни. 2. Актуализация прежних знаний - Какие ассоциации возникают у вас? Жидкая Газообразная Чистая ВОДА Можно пить Грязная                                                                           Солёная, пресная Вод а Необходима человеку                                                    Моря, океаны 43.            1 конкурс «Проверь себя»  1) Какова роль воды в жизни организмов?  2)Какие свойства воды вы знаете? Выполните задание.  ­Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова.  Вода ...... ( расширяется) при нагревании и ..... ( сжимается) при охлаждении . В воде растворяются  некоторые вещества , потому что вода хороший .......  ( растворитель) Воду можно очистить с помощью ........( фильтра)  3) Вода­растворитель. Как проявляется это свойство в природе?  Приведите примеры. Ответ напишите.  Ответ: Образуются пещеры. Вода разрушает горные породы, изменяет поверхность Земли. В морях, океанах, некоторых озерах вода соленая на вкус. Благодаря растворяющим свойствам воды  образуются минеральные источники.                 2 конкурс «Весёлые стихи» (Закончить стихотворение)  ­Вода о себе так говорит:  Я и туча, и туман,  Я ручей и океан,  Я летаю и бегу,  И стеклянной быть могу.  ­ Как вы это понимаете? Учитель показывает иллюстрации (водопад, туман, лёд и снег на берегу реки). ­ Что объединяет эти три иллюстрации?  (На иллюстрациях изображена вода. Вода в природе существует в трёх состояниях: твёрдом,  жидком, газообразном). 1) Меня ждут – не…….. (дождутся)  А как завидят­ …… (разбегутся) (дождь) 5­ Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии ( моря , реки, океаны, озера, ручьи. )  2) На дворе ………. (переполох)  С неба сыплется………. (горох) Съела шесть горошин ……. (Нина)  У неё теперь ………. (ангина) (град) ­ Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии ? ( это лед на реках, айсберги, сосульки, снег. ) Ученик выступает с сообщением об айсбергах  йсберг  (нем. Eisberg, «ледяная гора») — очень большой свободно плавающий кусок льда в  Сообщение об айсбергах.  (Материал из Википедии — свободной энциклопедии) АА океане или море. Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Природа айсбергов была впервые правильно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым        Айсберги  представляют очень большую опасность для судоходства. Один из наиболее известных примеров  столкновения айсберга с судном — гибель «Титаника» в 1912 г. На айсбергах практикуется  строительство обитаемых исследовательских баз. Уже сейчас иногда практикуется отбуксировка  айсбергов в засушливые районы. 3) Осень в белые ……. (туманы)  Сад наш прячет по …… (утрам)  Ни дорожек, ни поляны —  Ничего не ……… (видно) нам. (туман)  ­ Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? ( туман, пар.) Ученик выступает с  сообщением о тумане. Сообщение о тумане. Туман — форма конденсации паров воды в виде микроскопических капель или ледяных кристаллов, которые, собираясь в приземном слое атмосферы (иногда до нескольких сотен метров), делают воздух менее прозрачным. Образование туманов начинается с конденсации или сублимации водяного пара на ядрах конденсации — 6жидких или твёрдых частицах, взвешенных в атмосфере. Туманы из водных капель наблюдаются главным образом при температурах воздуха выше −20 °C, но может встречаться даже и при температурах ниже −40 °C. При температуре ниже −20 °C преобладают ледяные туманы.              3 конкурс «Исследователи» ( Изучение нового материала ) .  ­ Давайте проведем опыт. Нагреваем колбу с водой. Что происходит? (Вода закипает, переходит из  жидкого состояния в газообразное). Что для этого нужно? (Высокая температура).  ­Теперь над колбой подержим блюдце со льдом. Что заметили? (На дне блюдца образовались  капельки). Почему? (Под действием низкой температуры частицы воды собираются в капли. Вода  переходит из газообразного состояния в жидкое).  ­ Как можно назвать весь процесс? (Круговорот воды). Круговорот воды происходит и в природе.  (На доске схема круговорота воды в природе) - Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговорот воды в природе. 1. В) Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезно для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ. С поверхности морей, рек, озер и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землей всегда холодный ( не случайно на горных вершинах обычно лежит снег и лед). 2. Пар охлаждается в воздухе и образуется множество водяных капелек или ледяных кристалликов. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Плотный слой облаков образуют тучи. Из туч вода снова возвращается на землю в виде дождя или снега. Часть выпавшей на землю воды стекает по ее поверхности в водоемы, а часть просачивается в землю. И постоянно с водоемов, лугов, лесов, со всей поверхности под влиянием солнечного тепла влага испаряется. Так в природе вода совершает круг. Это постоянное движение воды называют круговорот. Круговорот воды в природе никогда не прекращается ­ Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом и вовсе исчезла? - Докажите, что вода – источник жизни Вывод: Вода жизненно необходима и является помощником. Её нужно беречь! - Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой? (Создает заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения, контролировать за уровнем загрязнения воды, сажать деревья по берегам водоёмов, т.к. лес охраняет реки от высыхания). 4. Самостоятельное изучение текста учебника «Круговорот воды в природе» стр.37-38 5. 1команда расположи таблички рядом с термометром и объясни свой выбор 72 команда Рассмотри диаграмму и опиши её. 3 команда Сравни рисунки 1 и 2. Что так, а что не так? На каком рисунке вы видите себя? Будьте справедливы. Что вы можете добавить ещё к этому рисунку? 4 конкурс Конкурс плакатов «Береги воду» Круговорот воды в природе происходит непрерывно : где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков . Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества  из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода , но в последнее время из­за  различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ. Организуйте  конкурс плакатов на тему «Береги воду»           5 конкурс Блиц турнир  8­ При каком условии вода переходит из одного состояния в другое? (Температура окружающей  среды). ­ Вода растворитель? (да)  ­Сколько океанов на нашей планете? (4) ­ Аральское, Каспийское, – что это? (моря)  ­ Какую часть поверхности земного шара покрывает вода? (2/3 ) ­ Сколько человек может прожить без воды? ( одну неделю)  ­ Что вода образует в более глубоких слоях земли? (подземные воды) ­ Как называется начало реки? ( исток)  ­ Какую птицу море отучило летать? ( пингвин) 6.Подведение итога урока. - Какое природное явление было в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке? ( Круговорот воды в природе.) - Удалось ли нам открыть тайну круговорота воды? Как же происходит круговорот воды в природе? - Что случится на Земле, если круговорот воды исчезнет? ( Прекратились дожди ­­­­­­­ пересохнут реки и озёра ­­­­­­­ иссякнут подземные воды ­­­­­­­  исчезнет растительность ­­­­ меньше станет кислорода ­­­­­­ погибнет всё живое ) Быстро пролетел урок,  Подведём быстрей итог! Чем сегодня занимались? (ответы детей) В чём с охотой упражнялись? ( ответы детей) Что узнали и познали, Почему умнее стали? (ответы детей) Какие новые открытия для себя вы сделали? (ответы детей) 7. Рефлексия А) – Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течёт через край? (Вода испаряется, превращается в пар.)– А почему до сих пор вся вода не испарилась с поверхности земли? (Высоко над землёй воздух очень холодный. Соприкасаясь с ним пар опять превращается в воду и опускается на землю в виде дождя , снега и града. Происходит круговорот воды в природе.) Б) Тест: 1. Источник жизни.  9А) хлеб  Б) сон  В) вода 2. Свойство воды:  А) прозрачная  Б) голубого цвета  В) белого цвета 3. Вода переходит из одного состояния в другое под воздействием: А) охлаждения и нагревания. Б) сильного ветра В) смены дня и ночи. 8. Комментированное выставление оценок. 9. Домашнее задание. Нарисовать схему-рисунок “Круговорот воды в природе» Стр. 37-38 чит. перес. 101112- Итак, с каким чудом природы мы сегодня познакомились? – Какие учебные задачи решали на уроке?  ­ В каких трёх состояниях находится вода в природе?  ­ Назовите еще раз 3 состояния воды, в которых может быть вода. ­ От чего зависит состояние воды? (От температуры)  ­ Так откуда же берется вода, которая льется с неба? (Вода испаряется с земли, в небе остывает, выпадает в виде осадков) ­ Почему море никогда не переполняется? (Постоянно происходит круговорот воды.)  ­ Что помогает круговороту воды в природе? (Солнце, движение воздуха помогают круговороту  воды в природе) В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лед. Растает – и снова в поход! По горным вершинам, Широким долинам, Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется. Вокруг оглянитесь: Вас окружает везде и всегда Эта волшебница – наша вода! IX. Оценивание работы Это интересно (Дополнительный материал к уроку)    Если бы весь водяной пар, содержится в атмосфере, выпал бы на землю в виде дождя, то на всей суше образовался бы слой воды толщиной в 1 метр. Но, к счастью, на землю в виде дождя и снега выпадает далеко не весь атмосферный водяной пар. Академик А.П.Карпинский назвал воду «наиболее драгоценным ископаемым». А где хранится это ископаемое? Вода есть повсюду: водоёмах, на высоких горах, у полюсов. На глубине до 1 км в земной коре хранится более 4 млн. кубических километров воды. А над каждым квадратным километром поверхности Земли висит в среднем около 20 тысяч тонн воды в виде пара. Самое дождливое место в мире — это гора Вайалеале на Гавайях в среднем за год уровень количества осадков составляет здесь 1197 см. 13 Черрапунджи в Индии, занимает второе место по количеству осадков, но однажды 381 см дождя выпал за 5 дней. А в 1861 году количество осадков достигло 2300 см!  Самое засушливое место в мире — Арика в Чили. Здесь уровень осадков составляет 0,05 см в год. Самое засушливое место в США — Ранчо Гринлэнд в Долине Смерти. Там среднегодовой уровень осадков менее 3,75 см. 14