МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОМАЙСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА»
«Согласовано» «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор ГОУ ТО «ПКШ»
____________ Золотарёва Ю.В. ____________ Корольков С.М.
Протокол № _____ Печать
от «____»______2019года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Решение нестандартных задач»
кружок по подготовке к сдаче ОГЭ
Направленность: естественнонаучная
Возраст учащихся: 13-15 лет
Срок реализации: год
Автор-разработчик: Королева М.В.
учитель математики
р. п. Первомайский, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГОУ ТО «ПКШ».
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития математической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников.
Новизна данного курса заключается в том, что материал курса математики 5 – 9 классов повторяется блоками.
Осваивая курс математики, одни школьники ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие продвигаются дальше и достигают более высоких рубежей. Поэтому при организации кружковой работы необходимо использовать дифференцированный подход. При этом каждый ученик самостоятельно решает, каким уровнем подготовки ограничиться. На кружке продолжается развитие основных приемов и навыков курса алгебры:
- вычислительных и формально-оперативных умений для использования при решении задач различного направления;
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.
Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач. Так как на уроках математики недостаточно времени отводится на решение текстовых задач, задач на проценты и др., на кружке этим вопросам уделяется больше внимания.
Одна из целей кружка состоит в том, чтобы познакомить обучающихся не только со стандартными методами решения задач, но и со стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.
Цель:
- повторение и углубление знаний по математике, способствующих подготовке выпускников 9 класса к экзамену.
Задачи:
- развить математические способности школьников;
- обеспечить подготовку к успешной сдаче экзамена;
- расширить и углубить знания по математике;
- повысить математическую культуру;
- формировать устойчивый интерес к предмету.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- практикум по решению задач;
- решение задач повышенной сложности;
- самостоятельная работа;
- фронтальная и индивидуальная работа.
Рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели).
Содержание.
Вводное занятие (1)
Содержание: организационное занятие. Цели и задачи кружка.
Числа и выражения (11)
Развитие понятия о числе. Повторение множеств чисел, всех действий с ними.
Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Корень третьей степени. Преобразование алгебраических выражений.
Уравнения. Системы уравнений (8)
Равносильность уравнений. Основные методы решения уравнений. Системы уравнений.
Неравенства. Системы неравенств (6)
Решение систем неравенств 1 и 2 степени различными способами. Числовая ось, числовые промежутки. Метод интервалов. Комбинированные системы неравенств.
Прямоугольная система координат на плоскости (4)
Уравнения прямой, параболы, гиперболы, окружности. Геометрический смысл коэффициентов уравнения.
Функции и их графики (11)
Развитие понятия функции. Элементарные приёмы построения и преобразования графиков функций. Построение графиков кусочно заданных функций. Графическое решение уравнений, неравенств и их систем.
Числовые последовательности (4)
Числовые последовательности и способы их задания. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Текстовые задачи (11)
Составление математической модели по условию задачи. Основные виды текстовых задач и способы их решения.
Уравнения и неравенства с модулем, с параметром (4)
Определение и геометрический смысл модуля. Решение уравнений и неравенств с модулем. Решение уравнений и неравенств с параметром.
Геометрия (8)
Из истории развития геометрии. Основные виды геометрических задач. Методы решения задач на доказательство.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Числа и выражения. |
12 |
2. |
Уравнения. Системы уравнений. |
8 |
3. |
Неравенства. Системы неравенств. |
6 |
4. |
Прямоугольная система координат на плоскости. |
4 |
5. |
Функции и их графики. |
11 |
6. |
Числовые последовательности. |
4 |
7. |
Текстовые задачи. |
11 |
8. |
Уравнения и неравенства с модулем, с параметром. |
4 |
9. |
Геометрия |
8 |
Итого |
68 |
Поурочное планирование
№ раздела |
№ п/п |
Тема |
Примечание |
1. |
Вводное занятие |
1 |
|
Числа и выражения. |
11 |
||
2. |
1. |
Делимость натуральных чисел. |
|
3. |
2. |
Приближенные значения. Абсолютная и относительная погрешности. |
|
4. |
3. |
Степень с целым показателем. |
|
5. |
4. |
Арифметический квадратный корень. Корень третьей степени. |
|
6. |
5. |
Преобразование целых алгебраических выражений. |
|
7. |
6. |
Вычисление значения алгебраического выражения при заданных значениях переменных. |
|
8. |
7. |
Дробно-рациональные выражения. Область допустимых значений переменной. |
|
9. |
8. |
Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений. |
|
10. |
9. |
Развитие понятия о числе. Иррациональные числа. Действительные числа. |
|
11. |
10. |
Тождественные преобразования выражений, содержащих радикалы. |
|
12. |
11. |
Итоговое занятие по теме «Числа и выражения». |
|
Уравнения. Системы уравнений. |
8 |
||
13. |
1. |
Развитие понятия уравнения. |
|
14. |
2. |
Равносильность уравнений и систем уравнений. |
|
15. |
3. |
Квадратный трёхчлен. Теорема Виета. |
|
16. |
4. |
Разложение квадратного трёхчлена на множители. |
|
17. |
5. |
Основные методы решения уравнений. Разложение на множители. |
|
18. |
6. |
Введение новой переменной. |
|
19. |
7. |
Основные приёмы решения систем уравнений. |
|
20. |
8. |
Решение систем уравнений. |
|
Неравенства и системы неравенств. |
6 |
||
21. |
1. |
Развитие понятия неравенства. |
|
22. |
2. |
Равносильность неравенств. Свойства неравенств. |
|
23. |
3. |
Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств. |
|
24. |
4. |
Решение неравенств методом интервалов. |
|
25. |
5. |
Методы решения систем неравенств. |
|
26. |
6. |
Итоговое занятие по теме «Уравнения и неравенства». |
|
Прямоугольная система координат на плоскости. |
4 |
||
27. |
1. |
Уравнения прямой, параболы и гиперболы. Геометрический смысл коэффициентов уравнения. |
|
28. |
2. |
Проверка принадлежности некоторой точки графику. |
|
29. |
3. |
Уравнение окружности. |
|
30. |
4. |
Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. |
|
Функции и их графики. |
11 |
||
31. |
1. |
Развитие понятия функции. |
|
32. |
2. |
Функции в природе и технике. |
|
33. |
3. |
Чтение графиков функций. |
|
34. |
4. |
Элементарные приёмы построения и преобразования графиков функций. |
|
35. |
5. |
Построение графиков функций, содержащих знак модуля. |
|
36. |
6. |
Построение графиков кусочно заданных функций. |
|
37. |
7. |
Определение количества точек пересечения графиков с прямой, параллельной оси абсцисс. |
|
38. |
8. |
Определение количества точек пересечения графиков с прямой, проходящей через начало координат. |
|
39. |
9. |
Графическое решение уравнений и их систем. |
|
40. |
10. |
Графическое решение неравенств и их систем. |
|
41. |
11. |
Итоговое занятие по теме «Функции и их графики». |
|
Числовые последовательности. |
4 |
||
42. |
1. |
Числовые последовательности и способы их задания. Самые известные числовые последовательности. |
|
43. |
2. |
Арифметическая прогрессия и задачи связанные с ней. |
|
44. |
3. |
Геометрическая прогрессия и задачи связанные с ней. |
|
45. |
4. |
Смотр задач по теме «Последовательности». |
|
Текстовые задачи. |
11 |
||
46. |
1. |
Алгоритм моделирования практических ситуаций. Основные типы текстовых задач. |
|
47. |
2. |
Задачи на движение в различных направлениях. |
|
48. |
3. |
Задачи на движение по воде. |
|
49. |
4. |
Задачи на совместную работу. |
|
50. |
5. |
Задачи на проценты. |
|
51. |
6. |
Задачи на смеси и сплавы. |
|
52. |
7. |
Задачи на пропорциональные отношения. |
|
53. |
8. |
Логические задачи. |
|
54. |
9. |
Занимательные задачи. |
|
55. |
10. |
Нестандартные методы решения задач. |
|
56. |
11. |
Итоговое занятие по теме «Текстовые задачи». |
|
Уравнения и неравенства с модулем, с параметром |
4 |
||
57. |
1. |
Определение и геометрический смысл модуля. Решение уравнений с модулем. |
|
58. |
2. |
Решение неравенств с модулем. |
|
59. |
3. |
Методы решения уравнений с параметром. |
|
60. |
4. |
Решение неравенств с параметром. |
|
Геометрия. |
8 |
||
61. |
1. |
Из истории развития геометрии. |
|
62. |
2. |
Основные виды геометрических задач. |
|
63. |
3. |
Методы решения задач на доказательство. |
|
64. |
4. |
Анализ условия задачи. Построение плана доказательства. |
|
65. |
5. |
Доказательство методом от противного. |
|
66. |
6. |
Решение задач. |
|
67. |
7. |
Одна задача – одно решение? |
|
68. |
8. |
Итоговое занятие по теме «Геометрия» |
Литература.
1. ГИА-2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2015. — (ГИА-2015. ФИПИ-школе)
2. ГИА-2016. Экзамен в новой форме. Математика. 9 класс/ Под. Ред. И.В. Ященко- М.: Астрель, 2016.
3. Зейфман А.И.и др. «Сборник задач повышенной сложности по основным разделам школьного курса математики», Вологда, 2004
Интернет – ресурсы.
http://schoolmathematics.ru/ege/zadanie-v10,
http://www.coolreferat.com/,
www.zadanonadom.ru,
matematikalegko.ru
http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/GIA-2013-Matematika-Demonstracionnyj-variant-REALNAYA-MATEMATIKA-1659/Default.aspx
www.mathgia.ru - Открытый банк задач по математике (ГИА)
http://www.mathnet.spb.ru/ Дмитрий Гущин – сайт элементарной математики
http://wvvw.fipi.ru/ - ФИПИ
http://www.ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал ЕГЭ
http://egeigia.ru/ - Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам
http://uztest.ru/ онлайн тесты по по математике (ГИА, ЕГЭ).
http://festival.1september.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.ziimag.narod.ru/
http://www.alleng.ru/
http://bbk50.narod.ru/
http://smekalka.pp.ru/
http://pedsovet.su/load/18
Предполагаемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Уровень достижений учащихся определяется в результате:
- анализа самостоятельных, творческих работ;
- проверки домашнего задания;
- выполнения письменных работ;
- беседы с обучающимися.
Критерием успешной работы кружка должно служить качество математической подготовки обучающихся, подготовка к олимпиадам, умение использовать различные методы и приемы решения поставленных задач, успешная сдача экзамена за курс основной школы в форме ГИА.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.