Кружок Декоративно-прикладного искусства

  • docx
  • 13.08.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала переделать.docx

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

ПРИНЯТА

на заседании методического

(педагогического) совета

от «      » _________ 2018 г.

Протокол № ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

«Новосидоровская средняя

Общеобразовательная школа»

_____________/Е.А.Зубарева/

от «        » _________ 2018 г.

Приказ № ___ от ________2018 г.

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Декоративно-прикладное искусство»

 

 

 

 

Составитель:

Коракова Анна Юрьевна

Учитель начальных классов

МКОУ «Новосидоровская средняя

общеобразовательная школа»

 

 

 

с. Новая Сидоровка

2018 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПАСПОРТ программы………………………………………………

3

 

 

 

1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цель и задачи программы……………………………………………

5

1.3

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

6

1.4

Сводный  учебно-тематический план

8

1.5

Учебно-тематические планы по годам обучения……………………

9

1.6

Содержание программы по годам обучения……………………….

11

2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

13

2.1

Условия реализации программы…………………………………..…

13

2.2

Формы аттестации/контроля ………………………………………...

13

2.3

Оценочные материалы…………………………………………..……

14

2.4

Методические материалы……………………………………….…....

16

2.5.

Список литературы и источников …….

18

 

Приложения……………………………………………………………

19

 

Календарный учебный график или календарно-тематический план

20

 

Аннотация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П А С П О Р Т   П Р О Г Р А М М Ы

 

Ф.И.О. автора/автора-составителя

Корикова Анна Юрьевна

Учреждение

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»

Название программы

«Декоративно-прикладное искусство»

Детское объединение

 Кружок «Декоративно-прикладное искусство»

Тип программы

дополнительная общеобразовательная программа

Направленность

художественная

Образовательная область

искусство

Вид программы

модифицированная

Возраст учащихся

7-10 лет

Срок обучения

1 год

Объем часов по годам обучения

34

Уровень освоения программы

Углубленный

Цель программы

Создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

С какого года реализуется программа

2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

- Закоан РФ «Об образовании в РФ»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2010 г.)

- Рабочая программа «Декоративно-прикладное искусство» /автор : Смирнова Елена Владимировна, учитель начальных классов МКОУ СОШ №21 им. И.С.Давыдова с. Обильного

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Декоративно-прикладное искусство» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка « Декоративно- прикладное искусство» рассчитана на детей 7-10 лет. Группа работает 1 раза в неделю по 1 часу , всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

 

Уровень освоения программы

 Углубленный – уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения полученных знаний и умений на практике, в самостоятельной деятельности.

 

 

 

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

 

Задачи программы

Обучающие:

         закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

         обучение умению планирования своей работы;

         обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

         обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

         развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

         развитие образного мышления и воображения;

         создание условий к саморазвитию учащихся;

         развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

         воспитание уважения к труду и людям труда;

         формирование чувства коллективизма;

         воспитание аккуратности;

         экологическое воспитание обучающихся;

         развитие любви к природе;

         воспитание любви и уважения к народной вышивке, национальному искусству.

         воспитание интереса и уважения к традициям своего народа.

 

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

 

Принципы, лежащие в основе программы:

         доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

         наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

         демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

         научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

         «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

          

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.



 

 

1.3 Планируемые результаты

Личностные результаты:

         формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;

         формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;

         становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;

         формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

         формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.

 

Универсальные учебные действия

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;

- находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);

- сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;

- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.

 

Учащиеся получат возможность:

- научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая инсценировки и выступая перед зрителями;

- удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;

- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.

Учащиеся получат возможность:

- формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;

- действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.

 

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;

- формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

 

Предметные:

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

- узнают о народных промыслах.

 

 

         Сводный учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

1

1

2

2

Работа с бумагой.

1

5

6

3

Работа с различными тканями.

1

5

6

4

Работа с природным материалом.

1

5

6

5

Бисероплетение

1

5

6

6

Морские пришельцы (работа с ракушками).

1

4

5

7

Обобщение. Выставка работ школьников.

1

2

3

 

Итого

7

27

34

 

 

 

 

 

 

1.6. Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Всего часов

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

 

Вводное занятие

 

 

 

 

1.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства

 

1

 

0,5

 

0,5

 

Наблюдение,  решение кроссворда

2.

Техника безопасности при работе с природным материалам. Сбор различных природных материалов

1

0,5

0,5

Наблюдение.

Опрос по ТБ, самоконтроль, взаимоконтроль

 

Работа с бумагой

 

 

 

 

4.

Знакомство с техникой бумажной пластики - квиллинг

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

5.

Создание игрушки из бумаги. Модель кораблика. Модель самолета

1

0

1

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

6.

Создание игрушки из бумаги. Модель светофора

1

0

1

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

7.

Выполнение творческих работ в техники бумажной пластики (квиллинг)

3

0,5

2,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

 

Работа с различными тканями

 

 

 

 

8.

Знакомство с образами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки

1

1

0

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

опрос

9.

Подбор материала и технология кройки деталей мягкой игрушки

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

10.

Техника безопасности при работе с иглой. Изготовление мягкой игрушки

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Опрос ТБ

11.

Изготовление мягкой игрушки

3

0

3

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

 

Работа с природным материалом

 

 

 

 

12.

Составление гербария

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

13.

Создание букета из сухих цветов

1

0

1

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

14

Поделки из еловой шишки

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ

15.

Поделки из различных природных материалов

3

0

3

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

 

 

Бисероплетение

 

 

 

 

16.

Виды бисера, способы его применения в искусстве

1

1

0

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

опрос

17.

Виды работ с бисером. Техника безопасности при работе с бисером

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Опрос ТБ

18.

Изготовление браслета из бисера

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

19.

Изготовление ягод из бисера

3

1

2

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ

 

Морские пришельцы (работа с ракушками)

 

 

 

 

20.

Виды ракушек, хранение и их обработка. ТБ при работе с ракушками

1

1

0

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Опрос ТБ

21.

Аппликация из ракушек

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

22.

Объемная поделка из ракушек

3

0.5

2,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ

 

Обобщение. Выставка работ школьников

 

 

 

 

23.

Обобщение знаний о работе с природными материалами

1

0,5

0,5

Тест, кроссворд, эстафеты

24.

Выставка работ учащихся

1

0

1

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ

25.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Игры, эстафеты

 

 Итого:

35

11

24

 

 

 

 

1.6. Содержание программы

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 год.

1.Вводное занятие.

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсии. Сбор различных природных материалов. Правила подсушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок .Знакомство с образцами народного творчества.

2.Работа с бумагой.

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний» полёт и др., корабликов разных типов ,модели робота, модели светофора и др.

3.Работа с различными тканями.

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

4.Работа с природным материалом.

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

5.Бисероплетение.

Виды бисера. Техника безопасности при работе с бисером. Техника изготовления различных миниатюрных сувениров.

6.Морские пришельцы (работа с ракушками).

Виды ракушек ,хранение и их обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации .Оформление объёмных поделок с использованием различных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделок.

7. Обобщение. Выставка работ школьников

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

 

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.2. Условия реализации программы

Особенности организации образовательного процесса

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

         словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

         наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

         практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

         объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

         репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

         частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

         исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

         фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

         индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

         групповой – организация работы в группах;

         индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Материально – техническое обеспечение

Природные материалы, ткани, нитки, игла швейная, вата, ракушки, клей, кисти, бисер, леска, проволока, набор для творчества «Квиллинг»

 

 

 

 

2.3. Формы аттестации / контроля

 

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. Аттестация проходит в два-три этапа: входящая диагностика (по необходимости), промежуточная и итоговая аттестации.

 

Год обучения

Вид и дата проведения

входящая

итоговая

1

сентябрь

май

 

2.4. Оценочные материалы

Формы подведения итогов реализации программы: - текущий контроль (по результатам изучения тем, разделов) в форме опросов, наблюдения, тестирования, взаимоконтроля; - итоговый контроль (по результатам изучения программы) в форме мониторинга.

Контроль осуществляется посредством ведения мониторинга результатов обучения  ребенка по дополнительной образовательной программе, мониторинга личностного развития ребенка (Приложение 2). Предполагает использование диагностирования, личных наблюдений педагога, отслеживания результатов работ каждого ребёнка на занятии, самоконтроль.

Диагностировать полученные знания и умения позволяют различные методики - опрос, тестовые задания, наблюдения. Формой отчётности по педагогической диагностике является диагностическая карта. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность детей самостоятельно выполнить практические задания. Работы воспитанников оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения

Показателем результативности освоения программы выступает динамика продвижения ребенка в личностном развитии, овладении ЗУН и творческом самовыражении, которые фиксируются педагогом (Приложение  1)

1.  Взаимоконтроль, самоконтроль

2.  Наблюдение 

3.  Тестирование 

4. Выставка творческих работ

 

Мониторинг образовательных результатов

Для изучения результативности реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.

Показатели критериев определяются тремя уровнями:

           высокий (В) - 3 балла;

           средний (С) - 2 балла;

           низкий (Н) - 1 балл.

 

1. Сформированность умений и навыков

Высокий (3 балла): владеет техническими умениями и навыками, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).

Средний (2 балла): выполняет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.

Низкий (1 балл): слабо сформированы технические умения, при использовании инструментов испытывает затруднения.

2. Глубина и широта знаний по содержанию программы

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определения…), свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4. Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.

Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.

Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.

Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.

 

 

 

 

2.4 Методические материалы 

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Декарартивно-прикладное искусство»

 

 

 

№ п/п

Тема

 

Формы

проведения занятий

Приемы и методы

 организации образовательного процесса

Дидактический материал, наглядность, ТСО

Форма подведения итогов

1 год обучения:

1.

 Вводное занятие (2 часа)

Фронтальное обучение

Вводная беседа, рассказ, показ работ

Схемы, рисунки

Опрос

2.

Работа с бумагой (6 часов)

Фронтальные, групповые, индивидуальные

Беседы, показ инструментов и приспособлений, показ  работ, схем, рисунков, образцов

Схемы,

рисунки, образцы, работы

Опрос учащихся, самостоятельная работа

3.

Работа с различными тканями. 6 часов)

Фронтальные, групповые, индивидуальные

Беседы, рассказы, объяснения, показ рисунков, работ, схем, рисунков, образцов

Схемы, рисунки, образцы

Самостоятельная работа, самостоятельная работа

4.

Работа с природным материалом. 6 часов)

Фронтальные, групповые, индивидуальные, конкурсы

Рассказ, объяснение, показ образцов, показ рисунков

Рисунки, образцы

Самостоятельная работа, опрос учащихся, конкурс

5.

Бисероплетение6 часов)

Фронтальные, групповые, индивидуальные

Объяснение, рассказ, показ образцов

Рисунки, образцы

Самостоятельная работа, опрос учащихся

6.

Морские пришельцы (работа с ракушками). 6 часов)

Фронтальные, групповые, индивидуальные

Рассказ, объяснение, показ образцов, показ рисунков

 

Выставка

7.

Обобщение. Выставка работ школьников.(3 часа)

Фронтальные, групповые, индивидуальные

Беседа, показ лучших работ, игры , соревнования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно - правовое обеспечение программы

          Конвенция о правах ребёнка.

          Конституция Российской Федерации.- М.: Приор, 2001.-32с.

          Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

          Концепция дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

          Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

          СанПиН 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима образовательных организаций дополнительного образования детей». Утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 г. № 41.

          Концепция развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Курганской области от 17.06. 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Мониторинг образовательных  результатов

 

Ф.И. возраст

Стартовый

(сентябрь)

Промежуточный

(Декабрь-январь)

Итоговый

(Май)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

Название раздела, темы

Всего часов

Количество часов

Форма контроля

Дата

Теория

Практика

 

Вводное занятие

 

 

 

 

 

1.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства

 

1

 

0,5

 

0,5

 

Наблюдение,  решение кроссворда

 

2.

Техника безопасности при работе с природным материалам. Сбор различных природных материалов

1

0,5

0,5

Наблюдение.

Опрос по ТБ, самоконтроль, взаимоконтроль

 

 

Работа с бумагой

 

 

 

 

 

4.

Знакомство с техникой бумажной пластики - квиллинг

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

 

5.

Создание игрушки из бумаги. Модель кораблика. Модель самолета

1

0

1

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

 

6.

Создание игрушки из бумаги. Модель светофора

1

0

1

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

 

7.

Выполнение творческих работ в техники бумажной пластики (квиллинг)

3

0,5

2,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

 

 

Работа с различными тканями

 

 

 

 

 

8.

Знакомство с образами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки

1

1

0

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

опрос

 

9.

Подбор материала и технология кройки деталей мягкой игрушки

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

 

10.

Техника безопасности при работе с иглой. Изготовление мягкой игрушки

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Опрос ТБ

 

11.

Изготовление мягкой игрушки

3

0

3

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

 

 

Работа с природным материалом

 

 

 

 

 

12.

Составление гербария

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

 

13.

Создание букета из сухих цветов

1

0

1

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ,

 

14

Поделки из еловой шишки

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ

 

15.

Поделки из различных природных материалов

3

0

3

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

 

 

 

Бисероплетение

 

 

 

 

 

16.

Виды бисера, способы его применения в искусстве

1

1

0

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

опрос

 

17.

Виды работ с бисером. Техника безопасности при работе с бисером

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Опрос ТБ

 

18.

Изготовление браслета из бисера

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

 

19.

Изготовление ягод из бисера

3

1

2

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ

 

 

Морские пришельцы (работа с ракушками)

 

 

 

 

 

20.

Виды ракушек, хранение и их обработка. ТБ при работе с ракушками

1

1

0

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Опрос ТБ

 

21.

Аппликация из ракушек

1

0,5

0,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

 

22.

Объемная поделка из ракушек

3

0.5

2,5

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ

 

 

Обобщение. Выставка работ школьников

 

 

 

 

 

23.

Обобщение знаний о работе с природными материалами

1

0,5

0,5

Тест, кроссворд, эстафеты

 

24.

Выставка работ учащихся

1

0

1

Наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль

Самоанализ работ

 

25.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Игры, эстафеты

 

 

 Итого:

35

11

24

 

 

 

 

Календарный учебный график

 

Этапы образовательного процесса

 

1 год

Всего часов по программе

35

Теория

Практика

7

28

Продолжительность учебного года

34 недель

Начало учебного года

1 сентября 2018г.

1 полугодие

01.09 – 28.12.2018 г.

Зимние каникулы

01- 13.01.2019 г.

2 полугодие

13.01. -31.05.2019 г.

Итоговая аттестация

-